Лапшина Е. А., Лиханский А. Ю.

Метафора в тектонике

Уже более ста лет как архитектура стала на путь инновационно-креативного развития. Причем этот процесс является двухсторонним - на каждую новую проектную задачу идет запрос на новые конструкции, материалы, технологии и, с другой стороны, изобретенный материал или конструкция дают толчок для решения архитектурных задач иными способами, раскрывают возможности нового формообразования. Разумеется, не каждая постройка была инновационной, с точки зрения применения конструкций и материалов. Но то, что к смене творческих направлений архитектуры ХХ века – модерн, ар-деко, конструктивизм, неоклассицизм, брутализм, постмодернизм, деконструктивизм… приурочены смены конструкции, материала и технологий, - не является простым совпадением.
Благодаря возможностям компьютерного программирования особый взлет развития конструирования и технологий демонстрирует вторая половина ХХ века. Это совпадает с активизацией поиска нового формообразования архитектуры, отражающие картину мира человека эпохи пост-модернизма. Практика, оказавшись на переднем крае эксперимента, демонстрирует целый ряд творческих удач, находок, так и системных ошибок. В это же время появляются архитектурные объекты, которых относят к направлению деконструктивизм, ставящему под сомнение обязательность, необходимость, нужность использования понятия тектоники для теоретического осмысления этого архитектурного направления. В результате широчайших экспериментов в области практической архитектуры, реализующих новаторские идеи и технические возможности, накоплено огромное количество новых разностилевых приемов художественной интерпретации конструктивных систем в архитектонике здания.
Осознание и объяснение взаимосвязей формообразования и конструкции в архитектуре, зависимость их от материалов, технологий предпринимались и предпринимаются в рамках теории архитектуры, теории архитектурной композиции. В понятийный аппарат этих теорий введено даже специальное понятие, «схватывающее» эту взаимосвязь – тектоника. Особенность мышления эпохи постмодернизма, связана не столько с формированием новых смыслов, сколько в оппонировании с историей. В работе рассмотрены наиболее характерные для новейшей архитектуры метафоры возникающие в языке архитектуры, наиболее ярко выраженные через тектонику.

Ключевые слова: architectural theory, metaphor, morphology, semantics, structure, tectonics, the theory of the composition, метафора, морфология конструкции, семантика, тектоника, теория архитектуры, теория композиции