История кафедры

Кафедра «Технологическая информатика и информационные системы» свою историю начинает с 26 апреля 1962 года. Приказом ректора №88 в ХабАДИ организована кафедра «Технология машиностроения, производство и ремонт автомобилей», которую возглавил ст. преподаватель Медведев В.М. Затем 29 апреля 1963г. приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР №297 в ХПИ открыта специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

Нинель Федоровна Петрухина, одна из основателей кафедры, рассказывает: «В это время я работала на Хабаровском машиностроительном заводе «Энергомаш», куда попала по распределению после окончания Иркутского горно-металлургического института. В то время «Энергомаш» выпускал оборудование для металлургической, газовой, горной промышленности: компрессоры, нагнетатели, вентиляторы и пр. На заводе трудились высококвалифицированные рабочие, из среды которых назначали мастеров, хотя они и не имели специального образования. Поэтому администрация завода организовала обучение мастеров в специальном техникуме при заводе. Преподавателями были приглашены заводские инженеры, в числе которых оказалась и я.

За 12 лет работы технологом в цехе и в отделе я получила большой практический опыт, и было заманчиво навык преподавания в техникуме развить в стенах института. В местной Хабаровской газете (ТОЗ) появлялись объявления с приглашением на работу в Хабаровский политехнический институт. За советом я отправилась к проректору по учебной работе ХПИ Николаю Прохоровичу Парфенову. Этот замечательный добросердечный человек развеял все мои сомнения и предложил подавать документы в ВУЗ. Так 3 октября 1964 года переводом оформлена старшим преподавателем на кафедру Технологии машиностроения, производства и ремонта автомобилей, которую в то время возглавлял И.В. Ундалов. Так весь учебный год и вела занятия на этой кафедре».

8 сентября 1965г приказом ректора ХПИ кафедра «Технология машиностроения и ремонта машин» разделена на кафедру «Производства и ремонта машин» и предметную комиссию «Технология машиностроения». Руководителем предметной комиссия и была назначена старший преподаватель Н.Ф. Петрухина – бывший технолог завода «Дальэнергомаш» и аспирантка заведующего кафедрой «Производство и ремонт машин» В.Г. Дажина.

Руководством института были выделены аудитории в левом крыле здания, а так же помещения в подвальном этаже для лабораторий станков. Но станков и инструментов не было. Однако главным было отсутствие преподавателей и лаборантов. Петрухина Н.Ф. была командирована на технологические кафедры Иркутского политехнического и Московского станкоинструментального институтов, перенимать опыт работы, знакомиться с оснащением лабораторий и методическим обеспечением. Первыми станками для кафедры поделилась кафедра технологии металлов (зав. кафедрой Г.А. Корякин), инструментом и приспособлениями – заводы Хабаровска. Постепенно на кафедре образовался дружный коллектив: на должности доцентов были приняты – главный инженер Станкостроительного завода И.М. Голуб, главный технолог завода «Энергомаш» И.И. Лузгин. Немного позднее с кафедры гидравлики перешел доцент Ф.П. Гаврильчук, который до института работал главным технологом завода «Энергомаш». Зачислены были молодые преподаватели Н.А. Пашкова, Л.К. Сорене, В.П. Задков, Р. Енгалычев. Как вспоминает Н.Ф. Петрухина «Кафедру в шутку называли производственным цехом, т.к. никто раньше из сотрудников не занимался наукой и не имел ученой степени. В то же время на кафедру перевели для выпуска по специальности «Технология машиностроения» группу вечерников, работников Хабаровского завода им. Горького. Кроме лекций необходимо было провести и лабораторные работы. И.И. Лузгин приступил к созданию лаборатории инструмента, благодаря связи с заводами получил богатый набор инструментов, которыми оснастили лабораторию 36л. Для проведения технологических работ необходимо было изготовить оснастку для станков. Договорились с администрацией завода им. Горького, вычертили эскизы, по которым студенты выпускаемой группы изготовили комплект приспособлений, подобрали инструменты, измерительные приборы. Преподаватели приезжали вечером на завод и там проводили лабораторные работы. Параллельно в наших лабораториях 03л и 05л студенты вечернего факультета, которые работали лаборантами, готовили станки к будущему учебному году».

Первая группа студентов-вечерников была подготовлена к дипломному проектированию, и весной 1965 году состоялся первый выпуск студентов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Защита была организована на заводе, где присутствовало много сотрудников – консультантов по дипломному проектированию, технологов, рабочих. Для преподавателей кафедры это стало «боевым крещением».

21 июля 1967 года предметная комиссия получила статус кафедры «Технология машиностроения» согласно приказа МВ и ССО РСФСР № 337. Первым заведующим кафедрой стал И.М. Голуб, декан вечернего факультета. До работы в Хабаровском политехническом институте Иван Михайлович прошел на промышленных предприятиях края все должности и ступени, начиная с фрезеровщика и до главного инженера станко-строительного завода. Стали налаживаться связи с кафедрами западных ВУЗов, преподаватели согласовывали темы научных исследований, работали над диссертациями. Большой вклад в становление кафедры «Технологии машиностроения» сделал первый ректор университета, профессор М.П. Даниловский, к.т.н., доцент Н.Ф. Петрухина, к.т.н., доцент И.М. Голуб, к.т.н., профессор А.Ф. Гордеев, которые направляли в ведущие вузы страны выпускников для обучения в аспирантуре. Штат преподавателей пополнялся в основном этими выпускниками кафедры.

Своего диссертационного совета в институте не было, поэтому защиты проходили в институтах других городов. Так:

  • 23 ноября 1970 года заведующий кафедрой «Технология машиностроения» Голуб И.М. успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук. Защита состоялась в Северо-Западном заочном политехническом институте;
  • 9 декабря 1970 года старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» Л.Ф. Обеднин успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Исследование износостойкости тяжелонагруженных подшипников скольжения при наличии абразива в смазке и методов повышения их долговечности (применительно к деталям универсальных экскаваторов)». Защита состоялась в Воронежском политехническом институте;
  • 11 апреля 1972года старщший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» Ю.И. Мулин успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Исследование зависимости эксплуатационных свойств высокочистых поверхностей (8-13-го классов) от их микрорельефа в условиях граничного и сухого трения». Защита состоялась в Ленинградском институте точной механики и оптики;
  • 3 апреля 1975 года старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» В.И. Дударев успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Исследование деформаций элементов станочных приспособлений и влияния их на точность обработки». Защита состоялась в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана;
  • 3 ноября 1975 года Н.Ф. Петрухина успешно защитила диссертацию на соискание степени  кандидата технических наук по теме «Исследование точения гальванического железа в электролите с наложением электрического тока». Защита состоялась в Тюменском индустриальном институте;

Таким образом, уже в 1975 году почти все преподаватели кафедры имели ученую степень кандидата технических наук.

Первый выпуск инженеров-механиков дневной формы обучения состоялся в 1968 году. Эти годы можно с полной уверенностью назвать становлением кафедры «Технология машиностроения». В то время специальность инженера-механика с технологическим уклоном пользовалась большой популярностью. Например, конкурс на специальность «Технология машиностроения» в 1965 году был более шести абитуриентов на место, а набор составлял более 100 студентов только на эту специальность.

Из воспоминаний Н.Ф. Петрухиной: «Большое значение для развития кругозора преподавателей имели практики, которые проводились после первого, четвертого курса, а также дипломная практика на пятом курсе. Первая, как правило, проходила на Хабаровских машиностроительных заводах. Технологическая и дипломная практики – на заводах западных городов. К тому времени там оборудование было более современное – уже тогда стояли линии станков с ЧПУ, и продукцию выпускали отличную от Хабаровских заводов. Руководители практик фактически за один-два года ознакомились с производством в городах Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Бердичев, Рязань, Минск, Егорьевск, Барнаул, Новосибирск. Благодаря таким практикам выполнялись очень интересные курсовые работы, студенты всегда вносили в проекты что то свое: изменяли технологию обработки деталей или вносили изменения в конструкцию оснастки станков».

В 1969 году кафедра разделилась на две: «Технологию машиностроения» и «Металлорежущие станки».

Благодаря активной помощи д.т.н., профессоров В.А. Ратмирова (ЭНИМС г. Москва), Ю. М. Саломенцева, В.Э. Пуша, Б.М. Базрова (МГТУ «СТАНКИН» г. Москва), В.С. Корсакова, Н.М. Капустина (МГТУ им. Баумана г. Москва) и Э.В. Рыжова, В.И. Аверчинкова (г. Брянск), Ю.Г. Шнейдера (ЛИТМО, г. Санкт-Петербург); Ю.Г. Кабалдина (КНаГТУ, г. Комсомольск-на-Амуре) А. Г. Ивахненко (КГТУ,г. Курск), Ри Хосена (ТОГУ, г. Хабаровск) защитили кандидатские и докторские диссертации: д.т.н., профессор А. Г. Ивахненко; д.т.н., профессор., В.А. Забродин; д.т.н, профессор А.В. Олейник; д.т.н, профессор В.М. Давыдов; д.т.н., профессор Ю.И. Мулин; к.т.н., доцент А.В. Левченко; к.т.н., доцент Л.И. Симанчук; к.т.н., доцент А.Л. Филонников; к.т.н. доцент В.Ф. Саломатин; к.т.н., доцент В.И. Сорокин; к.т.н., доцент А.Ф. Карплюк; к.т.н., доцент С.А. Ковальчук; к.т.н., доцент Е.В Комялова; к.т.н. Д.И. Кузнецов; к.т.н., О.В. Решетникова и др.

Коллектив высококвалифицированных преподавателей кафедры так же формировался и пополнялся из числа выпускников ведущих вузов страны – Московского станкоинструментального института, Московского Высшего технического училища им. Э. Баумана, Ленинградского института точной механики, Ленинградского политехнического института, Брянского института транспортного машиностроения, Уральского политехнического института и др.

В свое время кафедрой руководили: с 1977 по 1982гг. – к.т.н., доцент Мулин Ю.И.; с 1982 по 2004 гг. – д.т.н., профессор Забродин В.А.; с 2004 по 2005гг. – д.т.н., профессор Ивахненко А.Г., с 2005 г. по настоящее время – д.т.н., профессор Давыдов В.М.

22 марта 2013 года на заседании ученого совета ТОГУ  было принято решение о реорганизации кафедры «Технологическая информатика и информационные системы» путем присоединения к ней кафедры  «Компьютерного проектирования и сертификации машин».

История кафедры в датах

Воспоминания

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru