Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Научная работа

Научно-методическая работа кафедры

Научно-методическая деятельность кафедры имеет своей целью повышение эффективности преподавания дисциплины, с одной стороны, и качество усвоения студентами, с другой, творческое уяснение ими сути и значимости философии в становлении сознания специалиста, формирование его культуры и мировоззрения. Отсюда – постоянный поиск новых форм организации учебного процесса и внеучебной деятельности, методических и практических средств.

Основными направлениями методической работы кафедры в связи с этим стали:

  1. Обновление базового курса философии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, усиление гуманистической компоненты, поиски и внедрение активных форм и методов обучения.
  2. Создание учебно-методического и практического сопровождения, так называемых издательных «кейсов» для студентов как дневной так и заочной форм обучения.
  3. Особой заботой кафедры стало создание учебно-практических пособий для студентов-заочников и перевод их в электронный вариант.
  4. Внедрение тестовых технологий, охват ими всего курса философии.
  5. Внедрение технологий, развивающих творческий потенциал студентов, стимулирование различных форм философского творчества.

Реализация этих направлений включила в себя:

  1. Разработку программы базового курса философии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

    Программа дисциплины философия скачать (1.0 MБ)

  2. Подготовку и выпуск методического обеспечения курса: -«Философия: ее история и основные проблемы 20 века. Ч.1. Программа базового курса, планы семинарских занятий методические указания для студентов дневного обучения всех специальностей». – Хабаровск.2001г. - «Философия: её история и основные проблемы 20 века. Ч.2. Программа базового курса, планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов дневного обучения всех специальностей». - Хабаровск.2003г.
  3. Завершено начатое в 1995 году обеспечение курса философии соответственными учебными пособиями \6 ЧАСТЕЙ\ и пособия по углубленному изучению отдельных тем курса:
    • Пахомкина М.Ф.: её история и основные проблемы 20 века.
    • Ч.Ш. История русской философии.-Хабаровск.2002г.
    • ЛеонтьеваЭ.О. Социальная философия.- Хабар.2004г.
    • Потапчук В.И. , Потапчук Е.Ю. Русская философия: ведущие проблемы. – Хабар. 2004г.
    • Пахомкина М.Ф. Философия : задачи, упражнения, тесты, творческие задания. Хабар. 2005г.
  4. Для студентов заочной формы обучения изданы: Философия. Учебно-практическое пособие. Авторский коллектив - Пахомкина М.Ф., Э.О.Леонтьева, Л.Г.Дъячкова, Г.И.Козлова, Потапчук В.И, Потапчук Е.Ю. – Хабар.2003г. Философский практикум: программа базового курса, тематика контрольных работ и методические рекомендации для студентов заочного обучения.- Хабар.2003г.
  5. На кафедре внедрены тестовые технологии. Имеются комплекты тестовых заданий по истории философии и по основным философским проблемам. Цель тестовых заданий – закрепление и проверка знаний по усвоению понятийно-категориального аппарата науки, основных направлений развития мировой философской мысли , способов и методов философствования, главных идей величайших мыслителей, в том числе и отечественных.
  6. Тестовые технологии, однако,- лишь одна сторона учебного процесса и не самая важная: «научить философии нельзя». Надо раскрепостить сознание молодого человека, научить выходить его за рамки данности, обретать своё суждение по важным вопросам, эффективно общаться с людьми, задумываться о мире и о себе, о том, что ты несешь в этот мир, какова мера твоей ответственности за содеянное и т.п. Это – гуманистическая сторона философии, и она оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения специалиста. Поэтому формирование в тестах знания, рассчитанного, в общей степени на память, имеет, скорее, контролирующую функцию. Главное – семинары: диалоги, диспуты, внедрение различного рода творческих заданий, решение логических задач, упражнение, комментирование оригинальных тестов, философские сочинения, научные рефераты, жизненно важные проблемы человеческого бытия…

Углубленное рассмотрение философских проблем осуществляется в студенческих научных кружках, философских клубах. Интересны ставшие традиционными в университете философские олимпиады. Сущность инноваций представлена преподавателями в выступлениях на кафедральных методических семинарах, на семинарах молодых преподавателей юридического факультета в качестве обмена опытом, на заседаниях регионального научно-методического семинара по проблемам высшей школы при ТОГУ, в статьях и тезисах.

Научно-исследовательская работа

Концептуальной основой работы на кафедре выступает положение о философии как универсальном посреднике по созданию межпредметных связей. Философия, по нашему мнению, выступает формой трансляции метафорики одной науки на концептуальные построения одной, тем самым повышая ее еврестичность. Это положение реализуется на кафедре в сфере общественных наук. Основными направлениями выступают:

  1. Гендерные исследования. В этой области прослежены формирование советского гендерного контракта (полоролевого разделение труда в семье), его деформация и деструкция постсоветские годы. Исследуются формирование новых гендерных стереотипов в настоящее время и формы их ускорения в социальном пространстве. В данной сфере работают кандидат философских наук, доцент Е.Н. Фетисова, кандидат философских наук, доцент Т.А.Лидзарь, кандидат социологических наук, доцент И.В.Кривцова, ст. преподаватель Г.И.Козлова. По проблемам гендерных исследований защищены 3 кандидатские диссертации, выиграны 2 гранта (программа «Межрегиональные исследования в общественных науках», 2003 и 2004), выпущен сборник «Гендерные отношения в постсоветской России: очерки трансформации» (отв. редактор Л.Е.Бляхер). Преподаватели кафедры приняли участие в Международной, Региональной и 2-х Всероссийских конференциях (www.INO-centr.ru).
  2. Неформальная экономика. Здесь выявлена структура взаимодействия властных и экономических факторов, прослежены частные неформальные практики в области сетевого маркетинга и образования, механизмы и институциализация. Разработаны новые методики анализа неформализованных интервью как основного эмпирического материала при исследовании неформальных отношений. Реализуется пилотный проект по анализу неформальных отношений в армейской среде. В этой области работают доктора философских наук, профессор Л. Е. Бляхер, кандидат философских наук, доцент Э.О.Леонтьева, к. соц.н., ст. преподаватель кафедры Т.Л.Огурцова. За последние годы на эту тему опубликовано 6 научных статей в центральных изданиях «Политические исследования», «Социологические исследования», «Россия и мир» (Журнал "Полис"). Получено 3 гранта (ИНО-центр, РГНФ, фонд Спенсера). Опубликовано монографическое исследование «Концептуальные основания региональной социальной политики» (Л.Е.Бляхер, С.А.Левков). Преподаватели кафедры приняли участие в тех Всероссийских и четырех Межрегиональных научных конференциях по данной тематике. Готовятся две докторские диссертации.
  3. Концептуальные основания политики. В этом направлении прослежена структура формирования постсоветского политического пространства, выявлены парадоксы становящегося политического пространства (парадокс «убегания основания рефлексии в бесконечность», «парадокс именования»), разработана модель «прочного политического пространства». Получен грант (фонд Форда) на участие в работе виртуальной мастерской по методологии политических наук, грант РФФИ (Л.Е.Бляхер). Опубликовано 6 статей в центральных журналах «Политические исследования», «Вестник Евразии», «Космополис», «Пространственная экономика». Был выпущен сборник «Терроризм: концептуальный анализ».
  4. История философии и культуры. В этой области ведут исследования кандидат культурологии, профессор М.Ф.Пахомкина, доцент Е.Ю.Потапчук, к.и.н., доцент Н.Г.Кулинич, к.с.н., доцент И.В. Кривцова, ст. преподаватель Т.А.Рямова, ст. преподаватель В.И.Потапчук, ст. преподаватель Е.А.Мельничук, ст. преподаватель В.В.Грибунин. Исследуются нравственно-религиозные основания русской философии, структура советской литературной сказки. Опубликовано учебное пособие с грифом ДВ РУМЦ, ряд статей в вузовских сборниках. Ведется работа над докторской диссертацией Н.Г.Кулинич.

Сотрудники кафедры приняли участие в организации и проведении двух региональных научно-практических конференций «Дальний Восток России: история, политика, культура», «Социально-политические процессы на Дальне Востоке России: анализ, прогноз, регулирование». Сотрудники кафедры представлены в редакционных коллегиях научных журналов «Политические исследования » и «Пространственная экономика».

За 2000-2005 годы по кафедре выпущены 5 монографий:

  1. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса М; МОНФ, 2000г.
  2. Л.Е.Бляхер. Нестабильное общество. Хабаровск Рапид.2000г.
  3. Л.Е.Бляхер. Концептуальные основания региональной социальной политики. Хабаровск; Хабаровское издательство, 2005г.
  4. Л.Е.Бляхер. Нестабильное социальное состояние. М: РОССПЭП,2005г.
  5. Бондарь А.В. Социальная философия инженеринга. Владивосток: Наука, 2004г.

За это время проведены и ведутся следующие исследовательские проекты:

  1. Конкуренция за налогоплательщика: региональные варианты фиксальной мифологии (грант МОНФ, программа «Экономическая политика», 2000). Руководитель Л.Е.Бляхер.
  2. Концептуализация политики и сопряженных областей человеческой деятельности (грант фонда Форда, 2001) Исполнитель Л.Е.Бляхер.
  3. Неформальная экономика: возможности изучения и регулирования (грант «Института « Открытое общество», 2002, 1BD24X) Исполнитель Л.Е.Бляхер.
  4. Диалог через границу: кросскультурные экономические практики (на примере Хабаровска и Санкт- Петербурга) (грант МОНФ,№ КТК 486-1-01, 2001) Руководитель  Л.Е.Бляхер.
  5. Феномен проточной культуры: механизм образования, структурирование, деградации (грант РФФИ, № 04-06-97001,2003) Руководитель Л.Е.Бляхер.
  6. Диалог бизнеса и власти: торг здесь не уместен или воссоздание презумпции виновности (грант № 4 «комитета2008», 2004) Руководитель Л.Е.Бляхер.
  7. Неформальные практики и налоговое поведение (гендерный аспект) (грант № КИ-017-2-02, ИНО-центр). Руководитель Л.Е.Бляхер.
  8. Хостесс как теневая экономическая практика в сфере трудовой миграции женщин АТР (грант № КТК 004/1-3-03, ИНО-центр,2003) Руководитель Е.Н.Фетисова.
  9. Институционализация теневых экономических практик в сфере образования (грант фонда Спенсера,№ 6-2003). Руководитель Э.О.Леонтьева.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru