Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Советы от старшекурсников

О госпоже Практике, или записки студента

«Учебная», «производственная», «преддипломная»… Листаешь «Дневник практики» и недоумеваешь: что это за звери такие? Как с ними бороться? И чего бояться больше – самой практики или предшествующего семестра? А как эффективно совмещать обучение в вузе с написанием статей?

К счастью, ответы на эти и многие другие вопросы давно известны. Дорога уже не раз осилена идущим, и проторена она во все стороны. Остаётся только ознакомиться с «бесценным опытом», накопленным поколениями студентов-журналистов, и выбрать собственную стратегию успеха.

Итак, для начала внимательно прочитайте первые десять-двенадцать страниц того самого «Дневника практики». Казалось бы, что тут сложного? Но по неведомой науке причине студенты год за годом продолжают игнорировать выведенные в «Дневнике» положения, засыпая одногруппников и преподавателей вопросами, ответы на которые давно известны.

Например, в «Дневнике» пункт за пунктом прописан порядок составления отчёта о прохождении практики. И, поверьте, никто не будет возражать, если вы вместо того, чтобы придумывать велосипеды и открывать Америки, просто пройдётесь по известному списку. Такая структуризация поможет вам не только разобраться в том, чему же вы всё-таки научились, но и «подскажет», что отвечать на вопросы, которые будут заданы во время защиты.

Запомните, «Дневник практики» – это не страшный документ, не контракт с Мефистофелем, а ваш помощник и друг. Каждый день отмечая, что именно вы делали, к каким источникам обращались (в эту графу неизбежно попадут интернет-сайты, на которые вы будете выходить в поисках информации), вы не только облегчите себе задачу заполнения «Дневника», но и приучитесь к самоорганизации. «Дневник практики» – это ведь тот же «Ежедневник специалиста», только по факту куда более полезный.

Отчёт о практике – это эффективная форма самоанализа, а самоанализ в свою очередь – лучший путь к самосовершенствованию. Работодатель нуждается не столько в креативном и готовом ко всему новому работнике, сколько в специалисте, способном отделить зёрна от плевел и правильно распределить своё время. Представление о журналисте как о свободном творце – миф, с разрушением которого вам ещё предстоит столкнуться, и чем раньше вы расстанетесь с этими иллюзиями, тем лучше.

 Но далее о практике… Что ещё стоит знать? Ваш руководитель от кафедры всегда вам поможет. Помните о рамках приличия (звонки после девяти вечера – нарушение этических норм), правильно формулируйте вопрос и вас обязательно выслушают. С руководителем от СМИ, где вы проходите практику, может повезти чуть меньше. Не всегда у специалиста есть время для того, чтобы разбирать каждый ваш текст, детально анализировать допущенные ошибки.

Учитесь «ориентироваться на местности». Напоминайте о себе, обращайтесь к другим сотрудникам. Как правило, кто-нибудь из штата обязательно откликнется. Привыкайте к критике и не забывайте о специфике издания, в котором вы проходите практику. Если вы принесёте в «Тихоокеанскую звезду» статью о том, как вы любите книги о «Гарри Поттере», не обижайтесь, если ваше гениальное творение трагически погибнет в мусорной корзине.

И здесь мы обращаемся ещё к одному значимому моменту. Выбирая место практики, всегда задавайтесь вопросом: «Чему я научусь в этом издании? Почему я выбираю именно эту редакцию?». Ответ «За компанию с Машей и Петей» не принимается, бессодержательное покачивание головой тоже оставьте при себе. Место практики должно отвечать вашим планам на будущее (вы же примерно представляете, где хотите работать? Или хотя бы – где не хотите?) или, по крайней мере, вашим надеждам на ближайший семестр.

Не тешьте себя надеждой на то, что «впереди ещё два года». Это время пролетит так быстро, что вы не успеете не только оглянуться, но даже начать оглядываться.

Учитывайте при выборе места практики, что на защите портфолио (а это один из вопросов госэкзамена), вы получите преимущество, если будете иметь опыт как в печатной, так и в теле- и радиожурналистике. То же самое касается и жанров. В большинстве изданий востребованы именно новостные материалы от практикантов, так что на третьем-четвёртом курсе вам придётся проявить себя и доказать редактору, что вы способны создавать аналитические статьи в разных жанрах.

Что же касается совмещения практики с учёбой, то объективно в истории кафедры ещё не было ни одного случая, когда студенту приходилось пренебрегать подготовкой к семинарам и посещением лекций, чтобы отработать практику. Речь сейчас, конечно, идёт о студентах, которые, распределяя своё время, подготавливают публикации на протяжении всей практики, а не стремятся к запоздалому блицкригу, «героически» дописывая материалы за последние два дня.

Итак, уважайте своё и чужое время, подружитесь с «Дневником практики» и не бойтесь трудностей. Тогда предстоящие практики будут наполнены смыслом, а не пустым хождением по тем самым дантовым кругам.

Удачи вам,

Четверокурсник

 

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru