Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Проба пера

О чем писали и пишут

Время бежит быстро, и ничто не остается неизменным. Меняются люди, их интересы, возникают новые приоритеты. Это можно наблюдать по старым фильмам и книгам. А ещё очень интересно читать старую периодику – газеты, журналы, где отражена повседневная жизнь общества.

У меня, как у человека, интересующегося издательским делом и журналистикой, имеется небольшая подборка старых газет. В основном это общественно-политические издания 70-х и начала 80-х годов прошлого века, разных городов. Такие газеты стали выходить в начале XVIII века и популярны по сей день.

Если полистаем сегодняшнюю городскую газету, то увидим большое количество материалов, защищающих права человека и призывающих местные власти обратить внимание на какие-либо общественные проблемы. Немало написано о событиях города, чуть меньше о политике.

А вот на страницах старой газеты преобладают политическая тематика и информация о достижениях трудового народа. Очень много опубликовано статей не профессиональных журналистов, а простых людей. Главный акцент в то время был на улучшение жизненных условий, часто писали о прогрессе – достижениях в науке и технике. Можно было встретить такие заголовки: «Предлагаю: жить лучше», «Шаг сделан», «Во имя великой цели» и др. Но все же читая старые газеты, чувствуешь, что их писали сдержано, больше фактов, меньше чувств.

Конечно, не все такие, попадались и материалы на философские темы, актуальные и по сей день. Также в старых газетах преобладают аналитические статьи, где журналист не просто описывает какое-либо событие, но и рассуждает по данному поводу. Этот жанр популярен и в современной журналистике.

Мне посчастливилось держать в руках первый номер хабаровской газеты «Приамурские ведомости», которая была возобновлена в 1990 году (выпускалась с 1894 по 1917 годы). Номер от 20 октября 1990 года вышел в самый переломный момент в новейшей истории нашей страны, в период становления новой власти. Газета, созданная краевым советом народных депутатов, являлась массовой трибуной, со страниц которой высказывали свое мнение депутаты. Когда читаешь её, ощущаешь всё, что происходило в то время. Это получше любого учебника истории или документального фильма, ведь в газете видна реакция народа на происходящее и то, что его действительно волновало. Для того времени создание печатного органа было необходимо.

Сегодня общение разнообразно, многие привыкли общаться при помощи Интернета и других средств массовой информации. Через все эти источники мы можем поделиться проблемой, попросить помощи в ее решении, призвать народ к каким-либо действиям. Двадцать лет назад такая возможность отсутствовала, и вся надежда была на такие общественно-политические газеты, как «Приамурские ведомости», и на журналистский коллектив, который черпал темы для своих статей в том числе и из писем читателей.

Старые газеты читать полезно, чтобы быть в курсе событий прошлых лет, ведь все познаётся в сравнении. Изучая их, можно разобраться и в ошибках нашего времени.

Марина Рожко (Хабаровские вести. Приложение «Голос поколения» от 26 апреля 2013 года). 

Куплю время. Дорого!

Я никогда не рвалась в университет, но мечтала стать журналистом. И мечта еще при мне. Опыт приобрела? Пока только жизненный, это несомненно, но не профессиональный. Разочаровалась? Вот уж нет! Как можно разочароваться в том, от чего у меня такое удивительное чувство?! Двумя словами и не объяснишь, какое. Расскажу подробнее...

Рука, качающая колыбель, правит миром... В свои 23 года я – мать-героиня. У меня 25 детей. Нет, я не работаю в детском саду и не преподаю в школе. Мои детки уже взрослые, это мои одногруппники – студенты-журналисты первого курса ТОГУ. И я горжусь тем, что учусь первый раз в своей жизни на первом курсе, среди молодых людей. Я приобрела массу новых эмоций, знакомств и новый статус. Полтора года назад я стала мамой, а шесть месяцев назад, как уже сказано, матерью-героиней. Все мои одногруппники относятся ко мне с уважением и называют «наша мама». А я, как говорила Лилиан Картер, люблю всех своих детей, но некоторые из них мне не нравятся. Хотя моя группа самая замечательная. У нас происходит своеобразный взаимообмен: они мне дарят молодость и чувство уважения, а я им в какой-то мере опыт и чувство ответственности.

Как я вообще оказалась в таком «положении»? Многие задают мне этот вопрос. В принципе, с этого узнавания друг друга и начинается любое знакомство в университете. Я всегда мечтала о профессии журналиста, не думая ни о какой другой. Вот только всегда проигрывала игру с жизненными обстоятельствами, которые не давали мне сил и духа для поступления в университет. Но, как говорится, враги и обстоятельства делают нас сильнее, и я рискнула. Честно говоря, это даже не риск, а просто преодоление страха и приобретение таких качеств, как уверенность в себе и самолюбие в хорошем смысле этого слова. Когда ты ответственен не только за свою жизнь, уже не думаешь, способен ты на это или нет, просто делаешь это. Мы никогда не узнаем, на что мы способны, пока не попробуем.

Я захотела, чтобы моя доченька Настенька гордилась мною, и поставила эту цель во главе всего. Однажды увидела объявление о дне открытых дверей в ТОГУ, и это решило мою судьбу на будущие четыре года. В тот день я узнала и про Школу юного журналиста, стала ее посещать. Это был первый шаг к реализации мечты.

Сходила в родную школу в гости к своей учительнице по русскому языку и литературе, попросила помощи в подготовке к ЕГЭ. Так я сделала шаг второй.

Сходила в редакцию хабаровской молодежной газеты «Голос поколения», чтобы собрать свои публикации еще пятилетней давности и сделать новые. Это – шаг третий.

После всего этого отступать было некуда. Были куплены учебники по русскому языку и литературе для подготовки к экзаменам, пополнены запасы литературной классики, и я стала заниматься. К экзамену по литературе готовилась самостоятельно, по русскому языку – с репетитором, к творческому экзамену – в Школе юного журналиста в ТОГУ. Все заново было выучено и переосмыслено. Я даже не думала, что все закончится успехом, все силы и средства уходили на это.

Как же я была расстроена и даже возмущена, узнав недавно, что у нас в университете запускается программа подготовки к вступительным экзаменам для молодых мам. Бесплатная подготовка, еще и стипендию выплачивают! Ну почему этого не сделали на год раньше?! А я, наоборот, свои деньги тратила, еще и не была уверена, что смогу достойно подготовиться. Но, наверно, именно это сделало меня сильнее. И все получилось.

И все-таки спасибо ТОГУ! За что, спросите? За то духовное удовлетворение, которое я получаю каждый день в его стенах. Молодой маме ужасно не хватает общения, когда постоянно сидишь дома, а твое маленькое чудо разговаривает пока что лишь на своем языке. А у меня теперь каждый день есть возможность обсудить новости, послушать о насущных проблемах девушек-одногруппниц и дать им советы. И практически каждый такой разговор сводится к тому, что я вспоминаю что-то из своей бурной жизни, делюсь опытом. Всем интересно меня слушать и узнавать, что же их «мамочка» вытворяла по молодости, но больше всего мне самой интересно слушать их. Я вновь обращаюсь к лучшим моментам своей жизни, снова их переживаю, в сердце сжимается комочек приятной боли и «…с этой болью я будто моложе, и хоть снова записки пиши…». Это здорово! Именно по этой причине мне каждый день интересно проводить время в университете. И даже не хватает этого времени, хочется больше и больше там находиться.

Мне по статусу взрослого человека, мамы, положено, наверно, вести себя очень спокойно, по-деловому. Хочу сказать, так я и думала: буду ходить в университет только для того, чтобы учиться и заниматься журналистским творчеством. Вести себя не высокомерно, конечно, но и не дурачиться как восемнадцатилетняя девушка, больше напоминающая десятилетнюю. И что же происходит? Мои однокурсники своей энергией заражают меня. А когда у них эта энергия заканчивается, уже я стараюсь ее в них пробудить. В свое время не надурачилась, можно сказать. И даже не скажешь, что у нас пять – шесть лет разницы в возрасте.

Эти месяцы учебы дали мне возможность напрячь свою память – ведь столько лет прошло после школы, все забылось. Общий курс по литературе помог «стереть пыль» со старых, некогда заложенных в моей голове знаний. Первые, как многие думают, легкие и ненужные, предметы я не спустила в никуда, а достойно познала, получив в первую сессию все зачеты и достойно, на мой взгляд, сдав все экзамены. Я испытала самое главное – радость и гордость за себя. Да, у меня получилось, и появился настрой на преодоление более сложных преград.

Что же касается творчества... Из-за плотного жизненного и учебного распорядка я не сразу смогла уделить должное внимание практической журналистике. В редакции газеты «Технополис» напомнила о себе только спустя два месяца учебы. И мне тотчас предложили написать репортаж о конкурсе «Лучший выпускник ТОГУ - 2014». Взяла интервью у его победительницы Олеси Милевской, и мой материал опубликовали на студенческом портале «ТОГУ-life». Это была первая работа для университетских СМИ уже в моем новом, студенческом, качестве.

Всего же за минувшие месяцы мне удалось опубликовать пять материалов, еще три до публикации, к сожалению, не дотянули. Но главное, я попробовала свои силы и способности в разных журналистских жанрах. В их числе и небольшая заметка для газеты «Технополис» в рубрику «Объяснительная». Из той работы я поняла, что даже простая, как поначалу казалось, подборка информации, создававшаяся благодаря Интернету и словарям, требует больших усилий и терпения. Терпения в поисках «изюминки». Ну и, конечно, без творческого подхода даже в такой работе никак не обойтись.

Для портала «ТОГУ-life» я написала еще один репортаж – о Дне защитника Отечества. В честь этого праздника состоялся очень интересный и трогательный концерт. Эта работа не вызвала затруднений. Моя рука сама строчила в блокноте, и я ни на секунду не задумалась: «А что же еще написать?» Правда, возникла другая проблемка – убрать из текста лишние эмоции, которые не понравились редактору. В другом «военном» материале я попыталась проанализировать тему военных кафедр в наших вузах. Как они работали? Почему их закрыли, и к каким последствиям это привело?

А потом появилось мое большое интервью со студентом ТОГУ Богданом Бобровым, который работал волонтером на Олимпийских играх в Сочи. Естественно, после такого грандиозного события у всех осталась масса впечатлений. Что уж говорить про непосредственных его участников?! Забавные истории, личные оценки, рассказы о людях, с которыми Богдану посчастливилось познакомиться, наполнили многочасовую беседу, которую не хотелось прерывать...

Скажете, это еще очень маленькая практика на пути к мечте? Согласна, но опыт и знания приходят не сразу, а вот так – помаленьку. К тому же мне еще приходится совмещать творчество с учебой и семейными заботами, общением с дочуркой.

Но пока получается. Хотя, если бы можно было купить хоть немного свободного времени… Ведь я так много еще хочу попробовать, сделать то, что никогда не делала. Если бы такое было возможно!

Каждому человеку нужно пройти в своей жизни этот чудесный период – студенчество. Вовремя или нет, не столь важно. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь студента открывает в тебе много новых способностей, предоставляет массу возможностей. Я так расстраиваюсь, что вовремя, сразу после школы, не поступила в университет и не прошла весь этот студенческий путь. Ведь тогда у меня было Время.

Марина Рожко.
Фото из личного архива автора

***

ТОГУ помогает молодым мамам

Тихоокеанский государственный университет вошел в список российских вузов, выбранных Министерством образования и науки Российской Федерации для реализации эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Молодые женщины в возрасте до 23 лет, которые имеют одного или несколько детей, аттестат среднего образования, не имеющие высшего образования и нигде не проходившие обучения на подготовительной основе, могут записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ. Курсы проходят в очной, очно-заочной и заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Для этого необходимо подать заявление и нужные документы. Обучение бесплатное, а слушательницам очной формы будет выплачиваться стипендия в размере 2000 рублей. Всю информацию о необходимых документах и бланки заявления можно найти на официальном сайте ТОГУ pnu.edu.ru.

Журнал «Мой университет» № 2 (19) 2014 г.

Архив

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru