Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Научная работа

Роль Межвузовского Конфликтологического Центра при кафедре социологии, политологии и регионоведия Тихоокеанского государственного университета по профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.

В современном российском обществе накопилось недовольство бюрократическим произволом и тотальной коррупцией, неэффективностью соци­ально-экономических и политических преобразований.  В условиях утраты совет­ского опыта политкорректности и интернационалистской культуры межэтниче­ского общения выросло целое поколение, лишенное серьезного внимания госу­дарства по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, формирова­нию этнокультурной толерантности. В этой связи особенно актуальна разра­ботка проблем профилактики и противодействия ксенофобии, этнической и расо­вой нетерпимости в молодежной среде.

Именно поэтому представляется важным рассмотреть деятельность Хабаров­ского Межвузовского Конфликтологического Центра (МКЦ), который начал формироваться в апреле 2011 года по инициативе доктора политических наук, профессора кафедры социологии, политологии и регионоведения Тихоокеанского государственного университета Кима Александра Сергеевича - ведущего специа­листа в области этнополитической конфликтологии, члена рабочей группы по во­просам гармонизации межэтнических отношений Главного управления информа­ции и общественных связей Губернатора и Правительства Хабаровского края. Конфликтологический Центр строит свою деятельность на основе привлечения преподавательского и студенческого состава четырех ведущих высших учебных заве­дений Хабаровского края: Тихоокеанского государственного университета, Даль­невосточного государственного университета путей сообщения, Хабаровской го­сударственной академии экономики и права, Дальневосточного Государственного гуманитарного университета.

Можно выделить следующие основные направления деятельности Межвузов­ского конфликтологического центра:

  1. Заполнение того идеологического вакуума, который возник в работе с молодежью после краха СССР, в условиях, когда старая система интернационального и патриотического воспитания была разрушена, а новая не создана. МКЦ пытается найти новые идеологические принципы и подходы в новых условиях, когда комму­нистическая система ценностей уже не подходит, а вместо нее государство пока не выработало и не предложило современную идеологическую модель.
  2. Построение эффективного механизма воспитательной работы с молодежью. С одной стороны, избежать ошибок СССР: заорганизованности, формализма, бюрократической погони за процентом охвата. С другой стороны, необходимо содействовать реализации потребностей молодежи в общении, общественно-политической активности, стремлении реализовать себя в социально-значимых проектах, дать возможность молодежи не только выговориться на дискуссионных пло­щадках, но и дать ей почувствовать себя полноправным участником поли­тического действия, который может влиять на процессы принятия управленческих ре­шений.
  3. Содействие выявлению творческой, социально-активной и патриотически-настроенной молодежи, способствуя ее включению в общественно-политиче­ские процессы, помогая ей обрести знания и навыки публичной политики.
  4. Выявление общественного мнения молодежи по актуальным проблемам ме­жэтнического, межкультурного и межцивилизационного взаимодействия на основе публичных обсу­ждений злободневных проблем с целью предупреждения ксенофобии и экстремизма, определения и мониторинга основных идеологических и общественно-политических трендов в молодежной среде;
  5. Обеспечение соци­ально-воспитательного и научно-исследовательского сопровождения государ­ственного управления этническими и миграционными процессами посредством выработки методологии управления межэтническими и межкультурными конфликтами. 

В общественной деятельности конфликтологического центра, публичных дискуссиях и обсуждениях участвуют как заинтересованные и активные, так и пассивная масса, любопытные. Применительно ко всем перечисленным группам, публичные обсуждения проблем межэтнических отношений, очень важны, так как:

  1. «выпускают пар из котла», давая вырваться в публичную сферу самым разным, даже экстремистским настроениям; что позволяет своевременно нейтрализовать их;
  2. просвещают по огромному пласту информации и знаний, в которых малосведуща, а часто и некомпетентна постсоветская молодежь;
  3. воспитывают неравнодушие и стимулируют формирование активной жизненной позиции, привлекая внимание к острейшим проблемам межэтнических, межкультурных и межцивилизационных конфликтов;

Основные результаты, выявленные в ходе исследования общественного мнения молодежи в трех ведущих вузах города Хабаровска по проблемам межэт­нических и межкультурных отношениях можно свести к следующим группам:

  1.  социально-психологические
  2.  идеологические
  3.  когнитивные

Эти результаты являются итогами как проведенных дискуссий, так и примене­ния метода фокус-групп. Последний использовался при проведении практических занятий по социологии, политологии и  конфликтологии, связям с общественностью, в процессе которых преподаватели и студенты-активисты конфликтологического центра, стимулируя свободное обсуждение, изучали настроения студенческой молодежи.

К социально-психологической группе относятся следующие выявленные феномены:

  1.  Нежелание и неумение критически взглянуть на собственные недостатки своего народа и своего общества.
  2.  Признание толерантности, уважения к различным народам и культурам на декларативном уровне, которое сопровождается ксенофобией и этноцентризмом на индивидуальном и бытовом уровнях
  3.  Со стороны значительной части студенческой молодежи, идентифицирую­щей себя с русским национальным большинством, наблю­дается стремление подчеркнуть свою русскую национальность, противо­поставить ее нерусским идентичностям, прежде всего в лице мигрантов из республик Средней Азии и представителей северокавказских народов.

К идеологической группе можно отнести такие качества как:

  1. Отсутствие активной гражданской позиции, которое заключается в боязни и нежелании признать, что коренные причины негативных явлений нашего обще­ства следует искать, прежде всего, в самих себе: ошибках и пороках власти, соб­ственной пассивности и лени, а не в приезжих и происках враждебных загранич­ных сил.
  2. Терпимое отношение к националистической идеологии, игно­рирование ценностей дружбы народов, интернациональной солидарности, толе­рантности и гуманизма в межэтнических отношениях.
  3. Определенная часть молодежи предрасположена к восприятию идей расизма, национализма, серьезно убеждена в правоте лозунга « Россия для русских!».
  4. Непонимание у значительной части молодежи разницы в понятиях «русские» и «россияне» – отсюда искаженное представление о российской идентичности или ее отсутствие, кото­рое проявляется в том, что нет осознания принадлежности к единому полиэтничному и многоконфессиональному российскому народу.
  5. Искаженное понимание русской идентичности, заключающееся в приоритет­ности расовых признаков по отношению к культурным, отсутствие желания вос­принимать русскую идентичность как принадлежность к великой русской культуре, как стремление трудиться во благо своего народа, быть нетерпимым ко всему тому, что позорит и оскорбляет честь, достоинство и историческую память русского народа.

К когнитивной группе относятся:

  1.  Плохое знание отечественной и мировой истории, приводящее к фрагментар­ному и мифологическому сознанию, которое мешает сформировать целостное и объективное представление о корнях и причинах наших современных проблем;
  2.  Незнание культур и особенностей других нерусских этносов, которое приводит к стереотипному мышлению, рождает мифы и искаженные представления о лю­дях других национальностей.

На основе полученных данных, которые можно считать гипотезой следует провести серию развернутых и углубленных социологических исследований. Их результаты необходимо использовать при формировании концепции государственной региональной этнической и миграционной политики. Актив конфликтологического центра включен правительством Хабаровского края в группу по разработке данной концепции.

Основные направления деятельности:

  • Организация взаимодействия кафедры СПиР и управления общественных связей и информации  Губернатора и правительства края по формированию Межвузовского конфликтологического Центра на базе СГФ ТОГУ с целью научно-исследовательского и методического обеспечения профилактики межэтнических конфликтов (одобрено резолюцией «круглого стола» при Губернаторе Хабаровского края «Проблемы и пути решения государственной национальной политики в Хабаровском крае» от 3 ноября 2011 г.) – (в течение 2011-2013г.г.)
  • Текущая работа по привлечению новых членов, мониторингу общественного мнения, научно-исследовательской деятельности, координации деятельности филиалов в других вузах.
  • Разработка и проведение мероприятий Межвузовского конфликтологического Центра на базе СГФ ТОГУ (в течение 2011-2013г.г.)
  • Разработка структуры и содержания Конфликтологического центра как Научно-образовательного центра в рамках реализации Программы стратегического развития университета

Проведенные мероприятия (основные формы проведения – дебаты, начно-образовательные семинары, конфликт-клубы) 

  1. Формирование российской идентичности (ноябрь 2011г.)
  2. Россия: 20 лет без СССР (декабрь 2011 г.)
  3. Межэтнические браки: за и против (1 часть) (март 2011)
  4. Межэтнические браки: за и против (2 часть) (апрель 2012)
  5. Обсуждение итогов деятельности Конфликтологического Центра за 2011-12г.г. (май 2012)
  6. Миграция из стран СНГ: угроза национальной безопасности или шанс для развития? (ноябрь 2012)

 Тематика планируемых мероприятий (декабрь 2012 – май 2013)

  1. Сексуальная революция: деградация национальной культуры или модернизация общества? (декабрь 2012)
  2. Что значит быть «русским»? (февраль 2013)
  3. 282-ая статья или что есть экстремизм? (март 2013)
  4. Россия: национальный вопрос (май 2013)

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru