Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

История кафедры

Кафедра «Детали машин» началом своей деятельности может считать 1962 год, когда впервые обе изучаемых на кафедре дисциплины ТММ (Теория механизмов и машин) и ДМ (Детали машин) читались штатными преподавателями Хабаровского автодорожного института. До этого в 1961 году оба курса читались в институте инженеров железнодорожного транспорта, оказывавшего помощь в становлении нового в крае вуза.

Первым заведующим кафедрой «Детали машин» в 1963 году стал кандидат технических наук, доцент Г.Ф.Кулаков, который одновременно был деканом автомобильного факультета. Так традиционно кафедра оказалась в составе автомобильного факультета. (Сегодня это транспортно-энергетический факультет).

С 1964 года кафедра начала активно пополняться собственными выпускниками института, ставшего к тому времени политехническим.

В 1966 году Г.Ф.Кулаков становится проректором по учебной работе, а на место заведующего приходит молодой талантливый выпускник аспирантуры Ленинградского политехнического института к.т.н. М.Л.Ерихов. К этому моменту следует отнести начало создания научной школы в относительно молодой области механики: теории зубчатых зацеплений.

В этот период кафедра находилась в процессе становления, была укомплектована выпускниками, имеющими 1-2 года стажа, и представляла собой очень благоприятную среду для взращивания зерен науки, в нее брошенных.

С 1966 года на кафедре были развернуты научно-исследовательские работы двух направлений: по хозрасчетным договорам с предприятиями и по госбюджетной тематике.

В 1968году на кафедре «Детали машин» открывается аспирантура (одна из первых в ХПИ) по специальности 01.02.02 «Теория механизмов, машин и автоматических линий». Первыми аспирантами стали выпускники автомобильного факультета, молодые преподаватели кафедры А.А.Кравчук и Л.М.Голофаст.

В 1971 году была защищена первая диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук О.Н.Алешиным.

В период с 1966 по 1972 года под руководством заведующего кафедрой М.Л.Ерихова ведется большая работа по созданию принципов классификации схем зубчатых зацеплений.

Создание такой классификации дает возможность прежде всего создать методы синтеза зубчатых зацеплений и «в особенности способов их изготовления по способу обкатки».

К 1972 году эта работа была завершена и оформлена в виде диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук «Принципы систематики, методы анализа и вопросы синтеза схем зубчатых зацеплений», представленной к защите М.Л.Ериховым в ученый совет Ленинградского политехнического института. В этом же году диссертация была успешно защищена.

По признанию всех ученых страны, специализирующихся в области теории зубчатых зацеплений, в Хабаровске сформировалась самостоятельная научная школа.

С 1969 года регулярно начинают проводиться региональные научно-технические конференции по проблемам передач зацеплением с привлечением ученых всей страны.

Созданная М.Л.Ериховым новая система классификации позволила начать цикл работ по созданию новых схем синтеза и технологий изготовления уже известных передач, в результате чего предполагалось получить передачи с улучшенными геометро-кинематическими и нагрузочными характеристиками.

В дальнейших работах преподавателей и аспирантов кафедры «Детали машин» была подтверждена жизнеспособность предложенной М.Л.Ериховым систематики.

Дальневосточная школа «зубчатников», имеющая базу в ХГТУ, явилась одной из наиболее ярких, ее теоретический фундамент, заложенный работами М.Л.Ерихова и его ближайших учеников, является основой и сегодня для большого количества исследований. На основе этих работ защищено 3 докторских и 14 кандидатских диссертаций.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru