История кафедры

Постановлением Совета министров РСФСР 29 марта 1958 г. создан Хабаровский автомобильно-дорожный институт. В составе института создается 4 факультета: строительный, автомобильный, механический, автодорожный  и 22 кафедры, в том числе кафедра «Строительные и дорожные машины» (кафедра еще не создана, только предусматривается ее создание). Несмотря на то, что кафедры «Строительные и дорожные машины» не было, состоялся первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» (Асташкин А.И., Кортолапов Я.К., Козлов А.М. и др.).

Приказом по автодорожному институту от 26.04.62 г. организована кафедра «Технология машиностроения, производства и ремонта машин». В состав кафедры вошли: ст. преподаватель Медведев В.А. – и.о. заведующего кафедрой, ст. преподаватель Тынт Р.Ш., ст. преподаватель Левит Н.Г., преподаватель Борисова Е.Г., преподаватель Беркович М.С., преподаватель Кирпиченко Н.Ф., зав. лабораторией Пономарев Ф.Л., начальник полигона Гурьянов Е.К.

Постановлением Совета министров РСФСР от 30.06.62 г. Хабаровский автомобильно-дорожный институт реорганизован в Хабаровский политехнический институт. Приказом ректора от 2.10.62 г. в составе механического факультета создана кафедра «Строительные и дорожные машины». В состав кафедры вошли: ст. преподаватель Тынт Р.Ш. – и.о. заведующего кафедрой, ст. преподаватель Левит Н.Г., преподаватель Кирпиченко Н.Ф., преподаватель Шемякин С.А., преподаватель Гателюк В.И., преподаватель Попов В.Д., преподаватель Безрук Б.Н., преподаватель Панина М.З., начальник полигона Гурьянов Е.К. Этим первым составом кафедры выпущено в 1963 году 87 инженеров-механиков. Из них по дневной форме обучения – 48 человек, по заочной форме обучения – 39 человек.

28 июня  1963 года заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран к.т.н., доцент Сорокин П.И.  В 1964 году произошло еще два важных для кафедры события. Открыта аспирантура на кафедре с научным руководителем Сорокиным П.И. Первым аспирантом стал Цупиков С.Г.,  который потом стал деканом автодорожного факультета. Впервые преподавателями кафедры стали ее выпускники – Власов А.И., Вербицкий Г.М, Юрченко А.В., Иофик В.З.

В 1966 году в штат кафедры зачислены выпускники Пилипчук С.Ф. и Декин В.И., в 1967 – выпускники Лещинский А.В. и Декина Г.И. , в 1968–  окончивший аспирантуру при кафедре под научным руководством Сорокина П.И. Райт А.Р., в 1972 –  окончивший аспирантуру в СибАДИ Воскресенский Г.Г.

В 1973 году в связи с переходом Сорокина П.И. на кафедру «Экономика и организация строительства» и.о. заведующего кафедрой назначен к.т.н., ст. преподаватель Райт А.Р.

В 1977 году из кафедры «Строительные и дорожные машины» выделилась кафедра «Детали машин и подъемно-транспортного оборудования». Зав. кафедрой назначен д.т.н. Грек А.И.

В 1979 году в состав кафедры СДМ вошли выпускники аспирантуры Ленинградского политехнического института к.т.н. Горбуля Ю.А., к.т.н. Позынич К.П.

В 1980 году заведующим  кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран Лещинский А.В.

В 1985 году в штат кафедры зачислен выпускник аспирантуры Ленинградского политехнического института к.т.н. Иванченко С.Н.

В 1986 году заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран к.т.н. Клюев В.А.

24 декабря 1992 года Хабаровский политехнический институт переименован в Хабаровский государственный технический университет.

В 1995 году приказом ректора исполнять обязанности заведующего  кафедрой «Строительные и дорожные машины» назначен к.т.н., доцент Райт А.Р.

В 1996 году приказом ректора ХГТУ Булгакова В.К. был ликвидирован механический факультет. В сложившейся ситуации кафедра была вынуждена перейти в состав Дальневосточного лесотехнического института, где имелась родственная (механики) специальность.

В 1997 году после окончания аспирантуры при Санкт-Петербургском государственном техническом университете на кафедру возвратился к.т.н. Сидорков В.В., в этом же году после окончания докторантуры при Санкт-Петербургском государственном техническом университете возвратился д.т.н. Иванченко С.Н. и был назначен заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины».

В 1998 году Иванченко С.Н. приказом ректора назначен проректором по учебной работе ХГТУ и осуществлен первый набор на заочную ускоренную форму обучения по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

В 1999 году Сидорков В.В. назначен заместителем заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины» и осуществлен первый набор на дневную форму обучения по специальности «Открытые горные работы».

В 2000 году был осуществлен первый набор на дневную ускоренную форму обучения по специальности «Сервис и техническая эксплуатация строительных машин» и на заочную ускоренную форму обучения по специальности «Открытые горные работы».

В 2001 году был осуществлен первый выпуск инженеров-механиков по заочной ускоренной форме обучения (Кутнюк Е.Н., Балашов А.Ю., Григорьев Ю.А. и др.), Райт А.Р. был назначен заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины».

В 2002 году Иванченко Сергей Николаевич избран ректором ХГТУ, а в настоящее время является ректором ТОГУ.

В 2005 году Хабаровский государственный технический университет был переименован в Тихоокеанский государственный университет.  В 2009 году приказом ректора университета №001/61 от 10.03.2009, на основании решения учёного совета ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет» от 27 февраля 2009 года, кафедра «Строительные и дорожные машины» была переименована в «Транспортно-технологические системы в строительстве и горном деле».

За все 40 лет кафедрой выпущено 3802 инженера-механика.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 570 научных и методических разработок. Среди разработок – 54 патента и 25 действующих стендов. Среди активных изобретателей доценты: Воскресенский Г.Г., Шемякин С.А., Лещинский А.В. Выпущено 7 учебных пособий и 5 атласов машин для земляных работ.

Сотрудники кафедры формируют разноплановые межвузовские тематические сборники научных трудов.

Кафедрой выполнялось несколько важнейших госбюджетных и хоздоговорных тем для Минвуза и Минавтодора. В разное время кафедрой создавались разработки для объединений «Главдальстроя», «Дальлеспрома», «Дальтехмонтажа», «Магаданэнергостроймеханизации», «Сахалинпромстроя», «Железобетона», «Строймеханизации» и многих других заводов Дальнего Востока.

Многие выпускники кафедры добились высоких успехов в производственной деятельности, среди них: Равкин О.Г. – директор завода мостовых железобетонных конструкций, Сопов В.Т. – директор монтажного техникума, Докучаев В.П. – директор АО «УМ-3», Крадинов И.С. – генеральный директор АО «Стройинсервис», Андриенко Н.Н. – начальник СКБ тяжелого краностроения и др.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru