
Биографическая справка
Семенова Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.
Родилась 7 августа 1945 г. в городе Хабаровске.
Училась в средней школе № 34, окончила ее в 1963 г. В 1967 г. Наталья Викторовна окончила филологический факультет Хабаровского государственного педагогического института, получив специальность «учитель русского языка и литературы». После окончания института работала учителем в школе № 48 (ныне гимназия № 4), заведующей школьным отделом Кировского райкома комсомола. Работая в райкоме, была связана с кафедрой педагогики ХГПИ. В конце 1970 г. получила предложение перейти работать на кафедру. С 7 января 1971 г. по настоящее время, т.е. 44 года, является преподавателем кафедры педагогики.
В 1975 г. поступила в заочную аспирантуру при кафедре педагогики Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Тема диссертации - «Идейно-политическое воспитание комсомольцев и пионеров в школах РСФСР (1921-1931 гг.)».
Интерес к истории педагогики сформировался под влиянием первого на Дальнем Востоке доктора педагогических наук, профессора Л. А. Степашко. Именно она стала научным консультантом Натальи Викторовны при написании докторской диссертации «Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (конец XIX - 30-е годы XX века)», которая была защищена в 2006 г. в диссертационном совете Дальневосточного государственного гуманитарного университета. В 2010 г. ей присуждено звание профессора по кафедре педагогики.
В ходе научно-педагогической деятельности Наталья Викторовна ведет все виды занятий со студентами, магистрантами, аспирантами.
С 1991 г. (со времени создания диссертационного совета Д 212.293.01) по 2003 г. была ученым секретарем его, а с 2007 по 2013 гг. была его членом.
Основными направлениями научной деятельности Н. В. Семеновой являются:
- теория и практика воспитания в отечественной педагогике;
- методология, теория и практика общего образования в России и за рубежом.
Н. В. Семенова разработала теоретические курсы для студентов, магистрантов и аспирантов «История образования», «История профессионального образования», «Проблемы современной семьи и семейного воспитания», «Методические рекомендации для вожатых в детских загородных лагерях».
В течение 30 лет Н. В. Семенова руководит исследовательской работой магистрантов и аспирантов. Ею разработан теоретический курс «Педагогика высшей школы».
В течение 6 лет (1984-1990 гг.) была научным консультантом гимназии № 6 и средней школы № 80. Под ее руководством были разработаны концепции их развития, что нашло отражение в методических рекомендациях для учителей «Школа на этапе перемен».
Наталья Викторовна ведет активную научную работу, участвует в научных и научно-практических конференциях разного уровня. В течение 15 лет является редактором-составителем сборника трудов историков педагогики «Гуманистические идеи в отечественном теоретическом и практическом опыте». Издано 15 выпусков названного сборника. Под её руководством защищены четыре кандидатские диссертации.
Н. В. Семенова - автор более 115 научных и научно-методических работ, в том числе: монография, научные статьи (в том числе в изданиях списка ВАК), учебные пособия, методические рекомендации, программы воспитания подрастающего поколения.
В профессиональной деятельности Н. В. Семеновой органично связаны обучение студентов ДВГГУ, авторские курсы повышения квалификации учителей, участие в семинарах и конференциях Министерства образования и науки РФ и Хабаровского края, в национальных форумах российских историков педагогики (2013-2015 гг.). Она является автором программы «Я гражданин», которая была напечатана в журнале «Воспитательная работа в школе» (2003 г.) и «Программы воспитания в системе образования Хабаровского края» на 2001-2005 гг.» по заказу комитета образования Хабаровского края.
За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую работу специалистов высшей квалификации Наталья Викторовна награждена благодарностями и грамотами, среди которых грамоты Министерства образования СССР и Министерства образования РФ, имеет знаки «Отличник народного просвещения» (1994 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования» (2004 г.), награждена Премией Губернатора Хабаровского края (2006 г.), знаком «Почетный работник ХГПУ» (2009 г.), медалью «За труды в просвещении» (2009 г.), Почетной грамотой Министерства культуры Хабаровского края в 2014 г.
1982
- Общественно-полезная деятельность как фактор идейно-политического воспитания учащихся (1921-1931 гг.) // Формирование личности школьника в общественно-значимой деятельности : сб. науч. тр. / отв. ред. Л. Н. Куликова ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1981. – С. 89-102.
- Осуществление ленинских идей о политическом воспитании учащейся молодежи в советской школе (1921-1931 гг.). – Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика», 1982, № 112-82.
1983
- Идейно-политическое воспитание в советской школе 30-х годов // Воспитание учащихся в процессе учебной и внеучебной работы школы (1918-1941 гг.) / под ред. В. М. Кларина ; Моск. гос. пед. ин-т. – М., 1983. – С. 38-45.
- Идейно-политическое воспитание комсомольцев и пионеров в школах РСФСР (1921-1931 гг.) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : Изд-во МГПИ, 1983. – 16 с.
- Идейно-политическое воспитание комсомольцев и пионеров в школах
РСФСР (1921-1931 гг.) : дис. … канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : Изд-во МГПИ, 1983. – 150 с.
1984
- Вожатому пионерского отряда : метод. рек. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1984.
1986
- Вожатому пионерского отряда : метод. рек. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Изд. 2-е, перераб. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1986.
- Воспитание политического сознания у учащихся средствами массовой информации (1921-1931 гг.). – Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика», 1986, № 99-86.
- Деятельность политических кружков в школах РСФСР (1921-1931 гг.). – Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика», 1986, № 231-41.
1989
- Вопросы идейно-политического воспитания школьников в документах Коммунистической партии, Советского правительства, комсомола (20-30-е годы) // Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1989. – С. 32-45. – Библиогр. : с. 42-45.
1990
- Использование ИВТ для формирования профессионального педагогического мышления будущих учителей // Взаимосвязь теоретической и практической подготовки и педагогической практики учителей : тез. докл. на Всерос. науч.-практ. конф. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1990. – С. 10-12.
- Методические рекомендации к изучению курса истории педагогики / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1990. – Соавт.: Степашко Л. А.
1993
- История педагогики и профессиональное становление будущего учителя // Личность в воспитательной системе учебного заведения : тез. Всерос. науч.-практ. конф., 16-19 нояб. 1992 г. / отв. ред. Л. Н. Куликова ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1993. – С. 194-196.
1994
- Инновационные процессы в детском движении (20-30-е гг.) // Актуальные проблемы воспитания в современных условиях : сб. материалов гор. науч.-практ. конф., г. Хабаровск, май 1994 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1994. – С. 33-39.
- История педагогики и профессиональное становление будущего учителя // Личность в воспитательной системе учебного заведения : тез. Всерос. науч.-практ. конф., 16-19 нояб. 1992 г. / отв. ред. Л. Н. Куликова ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1993. – С. 194-196.
1995
- Детское общественное объединение и саморазвитие личности ребенка в нем: (историко-педагогический аспект) // Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1995. – С. 160-170.
- Массовая детская организация и развитие личности ребенка в ней: (историко-педагогический аспект некоторых проблем деятельности пионерской организации в 20-80-е годы) // Материалы 41-й итоговой научной конференции : [в 3 ч.]. Ч. 1 / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1995. – С. 45-46.
1996
- Воспитание и школа в условиях целостного педагогического процесса // Актуальные проблемы воспитания в современных условиях : сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. – С. 110-118.
- Личностно-ориентированный подход в обучении: (на примере курса «История педагогики») // Материалы региональной научно-практической конференции «Теория и практика становления личностно-ориентированного обучения» / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. – С. 81-83.
- Социальное в педагогике детского движения // Материалы 42-й научной конференции : [в 3 ч.]. Ч. 1 : секция педагогики, секция психологии / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. – С. 23-24.
1997
- Гимназия - среда для формирования ориентира на образование как ценность // Материалы 43 научной конференции : в 9 вып. Вып. 1. / [ред.-сост. Г. И. Мызан, Н. П. Индыченко] ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1997. – С. 42-43. – Соавт.: Павленко Г. В.
1999
- Идеология и развитие личности ребенка в пионерской организации // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – С. 78-85.
- Организатору летнего отдыха детей : метод. рек. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1999. – Соавт.: Павленко Г. В.
- «Родник»: концепция детского оздоровительного центра. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1999. – Соавт.: Павленко Г. В.
- Школа на этапе перемен : метод. рек. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1999. – Соавт.: Павленко Г. В.
2000
- Взаимоотношения личности и общества в русской философской антропологии конца ХIХ- нач. ХХ вв.) // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец ХIХ -90-е гг. ХХ вв.) : монография : в 2 т. Т. 2 / под ред. З. И. Равкина. – М., 2000. – С. 241-245.
- Педагогический проект «Родник» как результат педагогического взаимодействия // Взаимодействие личности педагога и учащегося в педагогическом процессе образовательного учреждения : сб. науч. тр. : [в 2 ч.]. Ч. 2 / под ред. Л. Н. Куликовой ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – С. 41-53.
- Проблема «Личность и общество» в общественно-педагогической мысли России ХIХ века // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Хабр. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – Вып. 2. – С. 46-51. – Библиогр. : с. 51.
- Проблема «Личность и общество» в русской антропологической философии // Управление в образовании: теория, практика, перспективы : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – С. 103-109.
2001
- Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире // В помощь организатору военно-патриотического воспитания школьников. – Хабаровск, 2001. – С. 18-25.
- Программа воспитания в системе образования Хабаровского края на 2001-2005 гг. / Комитет общ. обр. Хабар. кр. – Хабаровск , 2001. – 55 с. – Соавт.: Зубарева О. И., Рыбакова Т. Т., Понарина С. П.
- «САМО» индивида как созидающая ценность в общественно-педагогической мысли России второй половины ХIХ - начале ХХ вв. // Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике: ( история и современность) : тез. докл. ХХI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2-4 дек. 2001 г.) / под ред. З. И. Равкина. – М., 2001. – С. 69-72.
- Саморазвитие в аспекте проблемы «Личность и общество»: (на материале философской и педагогической мысли России конца ХIХ - начале ХХ века // Саморазвитие как фактор становления будущего учителя : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге ХХI века» / под ред. Л. Н. Куликовой ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2001. – С. 260-263.
2002
- К вопросу о педагогическом взаимодействии в воспитании социально ориентированной личности : (историко-педагогический аспект) // Интерактивные методы в образовании: личностносозидающие смыслы : [сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 7 дек. 2001 г.] / [под ред. Л. Н. Куликовой] ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – С. 235-240. – Библиогр. : с. 240.
- К вопросу о философских основаниях формулирования темы «Личность и общество» как педагогическая проблема» // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. – Благовещенск, 2002. – Т. 20: Гуманитарные науки. – С. 3-15.
- Личностно-социальная тема в отечественной психологии конца ХIХ-начала ХХ века // Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их решения : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск, 4-5 нояб. 2002 г.) / науч. ред. А. С. Еропкина ; Благовещ. гос. пед. ун-т. – Благовещенск, 2002. – С. 144-153.
- Отражение проблемы соотношения личности и общества в документах о школе периода 20-х годов // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. // Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – Вып. 3. – С. 55-67.
- Педагогическая проблема "Личность и общество": социально-культурные смыслы // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века : междунар. науч. конф., 22-23 окт. 2002 г. : материалы докл. / [отв. ред. В. И. Ишаев] ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – Ч. III. – С. 290-296. – Библиогр. : с. 296.
- Педагогическая проблема «Личность и общество в аспекте антропологического подхода» // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 30 сент.-2 окт. 2002 г.) / сост. В. Г. Безрогов. – М., 2002. – С. 250-254.
- Педагогические рекомендации по созданию программы социального воспитания подростков «Я – гражданин»: проект программы. – Хабаровск : ХК ИППК, 2002. – 28 с.
- Проблема "Личность и общество" в опыте и теории А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – Вып. 4. – С. 30-40. – Библиогр. : с. 40.
- «Я – гражданин»: программа воспитания. – Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 2002. – 20 с.
2003
- Диада «Личность и общество» в отечественной педагогике конца ХIХ-начала ХХ века // ХХI век: Россия и Запад в поисках духовности : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2003. – С. 196-199.
- Драгоценное созвучие: (на материале истории пионерской организации Хабаровского края) // Вожатый века. – 2003. – № 4. – С. 20.
- Социальное воспитание в отечественной педагогике начала ХХ века: смыслы, задачи, условия, ценности // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2003. – Вып. 5. – С. 40-47.
- Социальные ценности личностного развития в отечественной педагогике конца ХIХ - начала ХХ века : (до революции 1917 г.) // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Рос. акад. образования ; ред. З. И. Равкин. – М., 2003. – С. 115-121.
- Ценности образования в отечественной общественно-педагогической мысли конца ХIХ-начала ХХ века // Образование в условиях модернизации: проблемы, направления и перспективы : материалы регионал. науч. конф. – Чита, 2003. – С. 107-114.
2004
- К вопросу о проблеме «Личность и общество» в отечественной педагогике 20-30-х гг. ХХ в. // Проблемы сущности человека и типа личности : материалы IV регион. межвуз. науч.-практ. конф., [Челябинск], 14-15 апр. 2004 г. – Челябинск, 2004. – С. 26-32.
- Личный опыт детей как педагогическое условие и фактор подготовки их к вхождению в общество в отечественной педагогике конца ХIХ - начала ХХ века // Актуальные проблемы истории педагогики: от диалогизма исторического познания – к диалогизму современного педагогического процесса : сб. ст. участников междунар. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. Ф. А. Фрадкина / под ред. Л. И. Богомолова ; Владимир. гос. пед. ун-т. – Владимир, 2004. – С. 180-185.
- Образование: личностно-социальные смыслы // В помощь организатору патриотического воспитания школьников. – Хабаровск, 2004. – С. 37-43.
- Опыт организации самоуправления (исторический аспект) // Психолого-педагогический журнал. – Хабаровск, 2004. – № 1. – С. 69-75.
- Осознание особенностей отношений человека с обществом как составляющая педагогической культуры личности: (опыт диагностического исследования) // Личностно-профессиональное саморазвитие обучающихся в образовательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 23 дек. 2003 г. / под ред. Л. Н. Куликовой ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2004. – С. 16-20.
- Отечественная педагогика о соотношении индивидуального и социального в идеалах и целях воспитания личности (80-е гг. ХIХ - 30-е гг. ХХ вв.) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2004. – № 3. – С. 59-64.
- Паритет индивидуальных и социальных сил обучающихся – условие эффективности деятельности современного педагога: философско-антропологическое обоснование // Культура педагогического труда в ХХI веке : материалы Всерос. науч. конф., [Хабаровск], 18-19 нояб. 2004 г. : в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Г. Григорьева. – Хабаровск, 2004. – С. 50-55.
- Социальное воспитание подростков в теоретическом и практическом опыте отечественной педагогики (20-30-е годы ХХ века) : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2004. – 134 с.
2005
- Влияние политического воспитания детей на развитие их индивидуальных и социальных сил (историко-педагогический аспект) // General Issues on the Modern Social Education. Issues & Discussion I.23 June, 2005 (THU) : материалы междунар. науч. конф. – TAJO Printing Sistem, Seoul Korea, 2005. – P. 39-44.
- Детский воспитательный коллектив как фактор проявления и становления индивидуальных и социальных сил детей: (историко-педагогический аспект) // Вестник Бурятского университета. Сер. 7 : Педагогика. – Улан-Удэ, 2005. – Вып. 13. – С. 70-84.
- Личный опыт социального взаимодействия как педагогическое условие и фактор стимулирования и развития индивидуальных и социальных сил детей // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2005. – Вып. 6/7. – С. 150-158. – Библиогр. : с. 157-158.
- Новости от высшей школы // Управление в образовании. – Хабаровск, 2005. – № 4. – С. 18-20.
- Педагогические коммуникации: опыт осмысления в отечественной философии конца ХIХ - начала ХХ вв. // Философия образования как философия человека: история и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 27-29 сент. 2004 г. / под ред. М. П. Арутюнян ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2005. – С. 136-142. – Библиогр. : с. 141-142.
- Принцип идеалосообразности в отечественной педагогике конца ХIХ-начала ХХ века // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч. конф., Москва, 5-6 дек. 2005 г. / под ред. Б. Г. Корнетова. – М. ; Тверь, 2005. – С. 185-188.
- Регионализация воспитания: теоретико-методологическое обоснование // Актуальные проблемы образования в Дальневосточном регионе : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. / [под ред. В. А. Давыденко] ; Хабар. гос. ун-т. – Хабаровск, 2005. – С. 346-351. – Библиогр. : с. 351.
- Школьная среда как фактор проявления и становления индивидуальных и социальных сил в личности ребенка: (историко-педагогический аспект) // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2005. – Вып. 6/7. – С. 35-47. – Библиогр. : с. 46-47.
2006
- Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (конец ХIХ века - 30-е годы ХХ века) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. - Хабаровск, 2006. – 41 с. – Библиогр. : с. 37-40.
- Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (конец XIX - 30-е годы XX века) : дис. … д-ра пед. наук / Дальневост. гос. гуманит. ун-т. – Хабаровск, 2006. – 494 с. – Библиогр. : с. 393-425.
- Качество в образовании: воспитательный аспект // Психолого-педагогический журнал. – Хабаровск, 2006. – № 1. – С. 5-9. – Библиогр. : с. 9.
- Развитие идеи о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (80-е годы ХIХ - 30-е годы ХХ века : монография. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2006. – 291 с.
- Ребенок - субъект социальной жизни и воспитания: историко-педагогическое обоснование // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2006. – № 2. – С. 46-53.
2007
- Генезис идеи соотношения индивидуального и социального в отечественной педагогике конца ХIХ-первой трети ХХ века // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2007. – Вып. 8/9. – С. 19-25.
- Методологические основания непрерывности образования // Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения : сб. науч. ст. / [под ред. С. А. Хмара, Е. В. Елисеевой] ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2007. – С. 218-224.
- Соотношение индивидуального и социального в процессе воспитания личности как актуальная социально-педагогическая проблема современности // Психолого-педагогические и социально-философские проблемы обеспечения национальной безопасности России на современном историческом этапе : сб. тр. междунар. конф. – Тверь, 2007. – С. 31-35.
- Социально-исторические и социально-культурные предпосылки развития идеи соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в России // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2007. – Вып. 8/9. – С. 93-101. – Библиогр. : с. 100-101.
2008
- Диагностический инструментарий для оценки состояния и эффективности воспитательной работы в различных видах общеобразовательных учреждениях края: (критерии и показатели, методики оценки) : метод. разработка. – Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 2008. – Соавт.: Зубарева О. И.
- Новации как фактор развития педагогической науки и образовательной практики // На пути к инновационному развитию вуза: методология, теория, практика : сб. науч. тр. / [под ред. Н. Б. Москвиной] ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2008. – С. 23-27.
- Отечественное гуманитарное знание о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности (конец ХIХ - начало ХХ вв.) // Гуманитарный вектор / Забайкал. гос. гуманитар-пед. ун-т. – [Чита], 2008. – С. 121-131.
- Проблема субъектности ребенка в отечественной педагогике конца ХIХ-первой трети ХХ века // Феноменология детства в контексте междисциплинарных исследований : [сб. тр.] / Забайкал. гос. гуманитар.-пед. ун-т. – [Чита], 2008. – С. 31-40.
- Формирование ученического коллектива : метод. рек. – Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПН, 2008. – Соавт.: Крайняя И. В., Малафеева А. И.
2009
- Детское движение в системе жизненных, педагогических и политических координат // Детское и молодежное общественное движение города Хабаровска: история, современность, перспективы : материалы науч.-практ. конф. – Хабаровск, 2009. – С. 20-15.
- Детство в системе жизненных и научно-педагогических координат // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2009. – Вып. 10-11. – С. 20-31. – Библиогр. : с. 30-31.
- Единство социальных и личностных смыслов образования – вызов ХХI века // Образование и культура в развитии современного общества : по материалам междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, [Новосибирск], 16-19 дек. 2009 г. – Новосибирск, 2009. – Ч. 3. – С. 98-103.
- Категория «воспитание» в аспекте проблемы «Личность и общество (конец ХIХ - 30-е гг. ХХ вв.) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Педагогика и психология. – 2009. – № 5.
- Паритет индивидуальных и социальных сил личности в образовательном процессе - условие его гуманизациии эффективности: (философско-антропологическое обоснование) // Вестник Дальневосточного госуниверситета : психолого-педагогические науки. – Владивосток, 2009. – Вып. 2: Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика, исторический опыт. Современные тенденции и перспективы: материалы регионал. науч.-практ. конф. – С. 100-106.
2010
- Дети и общество: история социального воспитания в теоретическом и практическом опыте отечественной педагогики (20-30-е годы ХХ века) : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2010. – 223 с.
- Исторические истоки и проблемы детских организаций // История образования и педагогической мысли: материалы к изучению курса : учеб. пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. – [М.], 2010. – С. 180-190.
- К вопросу о миссии школы в начале III тысячелетия [Электронный ресурс] // Образование и развитие межкультурной компетентности в новом тысячелетии : материалы междунар. конф., Хабаровск - Вичита, 2010 г. – Режим доступа : www.iccc7-conference/ning.com.
- Пионерские были // Образование в Хабаровском крае. – 2010. – № 1.
- Решение проблемы «Личность и общество» на основе идеи соотношения индивидуального и социального в воспитании в отечественной педагогике: (конец ХIХ-30-е гг. ХХ в.) // Постижение педагогической культуры человечества : [коллектив. моногр.] : в 2 т. Т. 2 : Отечественная педагогическая традиция / под ред. Г. Б. Корнетова. – [М.], 2010.
- Трансформация отечественной школы в ХIХ-ХХI вв. // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 11. – С. 88-93. – Библиогр. : с. 93.
2011
- Воссоздание» детских и юношеских организаций – вызов социальный, политический, педагогический?: взгляд из истории // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2011. – Вып. 12.
- Духовность как феномен и ядро духовно-нравственного воспитания // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 72-74. – Библиогр. : с. 74. – Соавт.: Рюмина Ф. А.
- Идея соотношения индивидуального и социального в контексте педагогического знания конца ХIХ-первой трети ХХ века: традиции и инновации // Традиции и новации в истории педагогической культуры : в 2 т. Т. 1 : Методология и теория истории педагогики / под ред. Г. Б. Корнетова. – [М.], 2011.
- Ценностная основа нравственного воспитания учащихся советской школы (60-е гг. ХХ в.) // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 102-106. – Библиогр. : с. 105-106. – Соавт. Антоненко С. А.
2012
- Генезис понятия «воспитание» в отечественной педагогике // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 6. – С. 91-95. – Библиогр. : с. 95.
- Детская организация как фактор воспитания подрастающего поколения: (историко-педагогический аспект) // Вопросы воспитания творческой молодежи в поликультурном, многоэтническом мире : материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. / под ред. В. А. Давыденко ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2012. – С. 159-163. – Библиогр. : с. 162-163.
- О проявлениях парадигмального сдвига в отечественной теории воспитания // Гуманистические идеи в отечественном историко- педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2012. – Вып. 13. – С. 9-19. – Библиогр. : с. 18-19.
- Соотношение индивидуального и социального в контексте педагогического знания: традиции, реалии, возможности // Традиции и инновации в истории педагогической культуры : [кол. моногр.] / под ред. Г. Б. Корнетова]. – М., 2012. – С. 121-135.
2013
- Генезис определения понятия «человек» в контексте его сущностных характеристик в отечественной педагогике конца ХIХ - первой трети ХХ века // Понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики в контексте культурно-исторического подхода : сб. материалов шестой сессии Дальневост. секции Всерос. методол. семинара / под ред. Н. Л. Коршуновой, Н. П. Юдиной ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 49-55. – Библиогр. : с. 54-55.
- Генезис понятий "человек", "личность", "индивидуальность", "социальность", "общество" в отечественной педагогике (1880-1930 гг.) // История педагогики сегодня : материалы Первого нац. форума рос. историков педагогики, 25 апр. 2013 г. / под ред. Г. Б. Корнетова. – М., 2013. – С. 219-228.
- Новые тенденции в современной отечественной теории воспитания // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2013. – Вып. 14. – С. 17-25. – Библиогр. : с. 24-25.
- Осмысление воспитания в России в контексте соотношения индивидуального и социального в личности в конце ХIХ - начале ХХ века // Педагогическое наследие человечества: история отечественного образования и педагогической мысли. – М., 2013. – С. 73-94.
- Развитие педагогических аспектов идеи «человекоразмерности» в научных трудах Л. А. Степашко // Историко-педагогический журнал. – 2013. - № 4. – С. 193-198.
2014
- Взаимоотношения личности и общества в наследии А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого // Восхождение к истории педагогики : монография : в 2 т. [Т. 1] / под ред. Г. Б. Корнетова. – М., 2014. – С. 126-136.
- Детская организация как феномен: исторические истоки и генезис // Материалы Второго национального форума российских историков педагогики, г. Москва, 24 апр. 2014 г. – М., 2014.
- Детский воспитательный коллектив как естественная среда и средство становления личности ребенка // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. ст. / ред.-сост. Н. В. Семенова, Е. В. Елисеева ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2014. – Вып. 15. – С. 7-16. – Библиогр. : с. 15-16.
- Идея "человекоразмерности" - ключевая идея научных воззрений Л. А. Стапашко // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. ст. / ред.-сост. Н. В. Семенова, Е. В. Елисеева ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2014. – Вып. 15. – С. 165-170. – Библиогр. : с. 168-170.
- Исторический опыт детских организаций по воспитанию подрастающего поколения: взгляд из современности // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем : [материалы науч. конф., посвящ. 190-летию со дня рожд. К. Д. Ушинского, г. Курск, апр. 2014 г.]. – Курск, 2014.
- Паритет индивидуальных и социальных смыслов в образовании – условие его эффективности: взгляд из истории // Модернизационные процессы в российском и зарубежном образовании ХVIII - нач. ХХI века : сб. науч. тр. / под. ред. М. В. Богуславского. – СПб., 2014. – С. 147-152.
- Предпосылки и источники целей воспитания в советской педагогике // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука : [кол. моногр.]. – М., 2014.
- Тенденции развития отечественной школы в конце ХIХ - ХХ вв. // Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия : [материалы конф., 14-15 нояб., г. Новосибирск ]. – Новосибирск, 2014.
Антоненко С. А. |
92 |
Зубарева О. И. |
31, 73 |
Крайняя И. В. |
77 |
Малафеева И. В. |
77 |
Павленко Г. В. |
23, 24, 25 |
Понарина С. П. |
31 |
Рыбакова Т. Т. |
31 |
Рюмина Ф. А. |
90 |
Степашко Л. А. |
12 |