Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Икебана

Этот вид искусства проник в Японию вместе с буддизмом из Китая. Икебана получила широкое распространение в Японии и и стала играть значительную роль в культурной жизни общества.  В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. 
Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции рикка стал падать. В настоящее время она считается устаревшей. 
В XV в., во время сёгуната Асикага (1338-1573) появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токонома. Сюда стали ставить букеты более простых композиций В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки - нагэирэ. Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку согласно правилам цветы расставляются в вазе в "естественном виде". Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Не допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов. 
В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки - морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально- торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.. 
Искусство икебана в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Существует свыше 3000 школ икебана, важнейшие из них три: Икенобо, Охара, Согетсу

Иемото (Iemoto) – глава школы икебана;

Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей; 

Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V; 

Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебана, её нижняя часть; 

Морибана (Moribana) – аранжировка икебана в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре; 

Нагэире (Nageire) – аранжировка икебана в высокой вазе, при этом цветы могут касаться её краёв; 

Рикка (Rikka) – это формальный стиль составления букета, оформившийся в начале XV века. Оформление икебана в стиле рикка следует точно определенным традиционным правилам; 

Сейка или Сёка (Seika, Shoka) – этот стиль оформления икебана появился в середине XVIII века, он представляет собой упрощенную рикку; 

Cуйбан (Suiban) – плоская ваза без дренажных отверстий; 

Тябана - композиция из вазы и цветка (нескольких цветков), располагающаяся в токонама при приведении японской чайной церемонии; 

Хана (Hana) – цветок; 

Хасами (Hasami) – специальные ножницы, служащие для обрезания материалов для икебана; 

Хейка (Heika) – оформление икебана в высокой вазе с узким горлышком; 

Чабана (Chabana) - икебана для чайной комнаты, где проводятся чайные церемонии. 

Школа "Икенобо"

Самая первая школа икебана в Японии - Икенобо была основана в середине ХV века выдающимся священнослужителем буддийского храма Какудо. в г. Киото - Икенобо Сенкеем. В настоящее время эту школу возглавляет Икенобо Сен-ей, представитель 45-го поколения этой знаменитой династии мастеров икебана. Школа Икенобо входит в тройку самых влиятельных и популярных школ Японии, она пользуется широкой известностью не только в своей стране, но и далеко за се пределами. Ее учеников и последователей насчитывается до 3 миллионов человек. Часто говорят, что Икенобо есть не что иное, как сама история икебана. В ней и по сей день культивируются старые стили, такие как Рикка и Сека.

Композиции этих стилей наполнены глубоким философским смыслом и символикой. Но наряду с этим, школа Икенобо в настоящее время развивает свое искусство, используя и другие популярные стили, такие как нагеирэ и морибана. В ее свободных композициях - и художественные новейшие приемы авангардистского толка, и новые, не традиционные, материалы растительного и иного происхождения.

Школа "Охара"

В конце прошлого века в Японии произошли крупные перемены в национальной экономике, культуре, искусстве и других областях жизни японского общества. Был положен конец многовековой самоизоляции страны от мирового развития. И в это же время обрела свое новое направление и традиционное японское искусство икэбана, ее история вступила в новую фазу. Начало новому развитию икебана положил Унсин Охара, основатель шкалы Охара.

Унсин Охара родился в 1861 г. в семье, хорошо известной в мире керамического искусства, и обучался икебана под руководством своего отца с ранних лет. С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски которых возбуждали воображение мастера. Он начал включать их в свои аранжировки. Традиционная икебана уже не удовлетворяла его, в ней совершенно неприемлемы были и новые цветы. У. Охара стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икебана. Был создан совершенно новый стиль - морибана (цветы, нагроможденные в плошках). Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, устройство более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.

Появление нового стиля стало на первых порах сенсацией в мире икебана. Поначалу все мастера этого искусства были против концепции Охара. Новый стиль вызвал огромную волну протестов и критики со стороны мастеров традиционного направления.

Однако публика приветствовала появление более нового и красочного стиля.

В начале этого столетия У. Охара порывает со школой Икенобо и учреждает свою школу. В 1912 г. он устраивает в Осака выставку композиций в стиле морибана. Успех был большой и в Японии, и за рубежом, и сразу школа приобрела огромное число учеников, страстных поклонников нового стиля.   
К 1916 г., когда главой школы стал Коун Охара, школа, как и стиль морибана, стала широко признанной во всей стране. К. Охара разработал четкую программу изучения основ икебана, схемы построения композиций. Он вел большую пропаганду, читая публичные лекции, устраивая выставки и демонстрации, популяризируя методы своей школы.

Хоун Охара, третий глава школы, с 1938 г., в начале своей деятельности прилагал большие усилия к тому, чтобы преодолеть послевоенный упадок икебана, твердо веря в нее, как в символ мира. Он ввел очень многие новшества, активно развивая современное искусство икебана, привлекая и используя растительный материал и в его естественном виде, и в сильно измененном, а также всякого рода предметы и материалы нерастительного происхождения. Он ввел в своей школе элементы авангардизма и абстракционизма.

В 1966 г. был учрежден новый центр в Нью-Йорке, где также работали его многочисленные ученики. Хоун Охара часто бывает за рубежом.

Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой - в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом. Икебана шкалы Охара подразделяется на два основных направления: морибана и хейка (обычно называют - нагеирэ).

Школа "Согетсу"

Школа Согецу была учреждена в мае 1926 года Софу Тэсигахара. Название школы - Согецу - от соединения двух японских иероглифов, означающих “трава” и “луна”, что отражало глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Софу Тэсигахара родился в 1900 г., его отец, Вафу Тэсигахара, был известным в то время преподавателем икебана школы Икенобо. С семилетнего возраста Софу изучал традиционное искусство под руководством своего отца. Освоив его, он помогал отцу в его преподавательской деятельности вплоть до 26-летнего возраста. К этому времени у него развился свой самостоятельный взгляд на существовавшие тогда канонизированные правила в икебана. Он считал, что икебана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций. Во времена, когда мастерством в икебана считалось умелое подражание классическим формам, такие критические высказывания вызывали протест не только со стропы окружающих, но даже и у его отца.

В 26 лет Софу решается встать на самостоятельный путь творчества. После первой его персональной выставки в Токио Софу предложили вести уроки икебана по радио. Стиль его творчества, соответствующий современному быту, стал быстро завоевывать все новых и новых последователей.

В классической икебана ассортимент растений был ограничен, разрешалось пользоваться лишь теми растениями, которые произрастали в Японии и отвергались такие “иностранцы”, как розы, тюльпаны, гвоздики, сирень, стрелиция, гербера, антуриум и др. И не всякий сосуд подходил для икебана. Существовали специальные вазы, производимые только для этой цели.

В 1936 г. вместе с известными мастерами икебана того времени Софу принимает декларацию “Новой икебаны", в которой провозглашалось, что “Новая Икебана” отрекается от старого отношения к ней: отвергает устоявшиеся канонизированные формы; отказывается ограничивать ассортимент используемых растений; может свободно пользоваться любыми сосудами; должна постоянно развиваться и не придерживаться установленных форм, но с творческой добросовестностью быть привязанной к современному образу жизни. Энергичные усилия и огромный талант Софу были направлены на то, чтобы поднять икебана от уровня развлекательного занятия до уровня подлинного искусства. Он обнаружил новый подход к созданию композиции из растений, используя новые технические приемы их расстановки и привлекая материал растительного и нерастительного происхождения. От растений он использовал не только живые ветки и цветы, но и листья, корни, коряги, обрубки стволов, ошкуренные и высушенные, часто окрашенные. лозы лиан и пр.

Он впервые за всю историю икебана начал привлекать для создания цветочных аранжировок инородный материал: камни, железо, пластик, бумагу, перья, проволоку и т. п.

  • Trivedi Devika. Ikebana = Икебана (на англ.яз.) / Trivedi Devika. - Delhi: Vikas Publishing House PVT Ltd., 1975. - 78р.: ил.

    Эта книга написана для тех, кто любит цветы и интересуется японской техникой их аранжировки. В ней вы почерпнете много интересного об истории икебаны, об основных стилях, о значении растений и их комбинации, о соблюдении этикета в икебане, а также найдете много полезных инструкций.

  • The Essentials of Ikebana = Основы икебаны (на англ.яз.) / Edited by P.Massy. - Tokyo: Shufunotomo Co., LTD, 1983.- 97p.: ill.

    Эта книга интересна тем, что подробно рассматривает основные техники составления японского букета: морибана, нагэире и сейка. В книге есть много примеров и иллюстраций.

  • Осипова Наталья Васильевна. Современный цветочный дизайн / Осипова Наталья Васильевна. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 256с.: ил.

    Книга посвящена искусству аранжировки цветов, в котором заключено три магических начала — жизнь, красота и творчество. Большое внимание уделено европейской флористике — фундаменту профессии дизайнер-флорист, а также даны основы икебаны — восточного искусства составления букетов. Впервые на русском языке издается книга, вобравшая в себя архивные исторические документы, раскрывшая тенденции современной флористической моды и профессиональные рецепты мастерства. Перед вами раскроются тайны прошлого, секреты настоящего и загадки будущего цветочного дизайна. Предназначена как читателям, избравшим для себя профессию дизайнера-флориста, так и многочисленным любителям аранжировки цветов.

  • Художник и два цветка.  Шишкина Г.//Япония сегодня. – 2003. - №3. – С.27 
    http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0306/08.shtml 

    Школа икебаны. Немного истории. Шишкина Г.//Япония сегодня. – 2004. - №2. – С.28 
    http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0402/13.shtml 

    Дух Икэнобо.  Шишкина Г.//Япония сегодня. – 2004. - №2. – С.30 
    http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0407/15.shtml 

    Цветы и бумага/ Шишкина Г.//Япония сегодня. – 2004. - №1. – С.30 
    http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0401/index.shtml 

    Философия и поэзия икэнобо. Шишкина Г.//Япония сегодня. – 2004. - №4. – С.31 
    http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0404/14.shtml 

  • Федоренко Николай Трофимович. Японские записи / Федоренко Николай Трофимович. - М.: Сов.писатель, 1966. - 413с.

    Известный советский востоковед Николай Федоренко длительное время находился в Японии на дипломатической работе. Ему хорошо знакомы жизнь этой страны, её литература и искусство. "Японские записи" - итог личных наблюдений автора. Читатель найдёт в них интересные сведения об искусстве Японии, в том числе и об искусстве аранжировки цветов, ярко написанные сцены из жизни простого японского люда - ловцов жемчуга, рыбаков, описания своеобразных японских обычаев.

Икебана

Терминология икебана

Школы икебана

  • Школа "Согецу" http://infoart.udm.ru/art/landscap/fito/sogecu.htm
  • Школа "Охара" http://infoart.udm.ru/art/landscap/fito/ohara.htm
  • Школа "Икенобо" http://infoart.udm.ru/art/landscap/fito/ikenobo.htm

Литература по икебана

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru