Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Образ писателя на экране

Художественные фильмы

«Мёртвый дом» (Другое название - «Тюрьма народов») — фильм Василия Фёдорова (СССР, «Межрабпомфильм».1932). По книге Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома». Жанр - драма, биография. Второй звуковой фильм в советском кино.

Режиссер: Василий Федоров; сценаристы: Василий Федоров, Виктор Шкловский, Фёдор Достоевский; оператор: Василий Пронин; композитор: Василий Крюков; художник: Владимир Егоров.

В главных ролях: Николай Хмелев (Достоевский), Николай Подгорный (Константин Победоносцев), Николай Витовтов (Николай I), Николай Радин (Леонтий Дубельт, жандармский генерал), Владимир Белокуров (аудитор-заика), Владимир Уральский  (фельдшер), Василий Ковригин (Успенский), Виктор Шкловский (Михаил Петрашевский), Ангелина Степанова (курсистка) и др.

Фильм был приурочен к 50-летию со дня смерти (1881г.) Ф. М. Достоевского. Автор литературного сценария писатель Виктор Шкловский задумал кольцевую композицию, построенную в виде воспоминаний и ориентированную на возможности немого кино. Главная идея фильма у Шкловского заключалась в показе Достоевского как революционера. Режиссер Федоров считал, что Достоевский — человек, психически сломленный царским режимом. Атмосфера огромного «мертвого дома» — николаевской России — заставляет писателя отказаться от идей социализма и вступить на путь религиозной проповеди. В. Фёдоров показывает кардинальное изменение мировоззрения Достоевского - от революционных идей к проповеди смирения и милосердия. Этой концепции (которую позднее осудили критики) Федоров, вместе с опытнейшим художником кино Владимиром Егоровым, подчинил весь изобразительный строй фильма.

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (СССР, Мосфильм.1980) — художественный фильм режиссёра Александра Зархи.

Режиссёр: Александр Зархи; сценарий: Павел Финн, Владимир Вайншток; оператор-постановщик: Владимир Климов; композитор: Ираклий Габели; художник-постановщик: Людмила Кусакова.

В главных ролях: Евгения Симонова (Анна Григорьевна Сниткина), Анатолий Солоницын (Фёдор Михайлович Достоевский), Эва Шикульска (Аполлинария Суслова), Евгений Дворжецкий (Паша Исаев, пасынок Достоевского), Николай Денисов (Миша, жених Анны Григорьевны).

В ролях: Юрий Катин-Ярцев, Юрий Медведев, Татьяна Бабанина и др.

Осень 1866 года. Достоевский, находящийся под надзором полиции, в ужасном положении: менее чем за месяц он должен завершить роман «Игрок», в противном же случае он на многие годы попадет в кабалу к издателю. Чтобы ускорить процесс работы, Федор Михайлович приглашает стенографа - юную Анну Сниткину. Так судьба сводит Достоевского не только с первой помощницей, но и спасительницей, добрым гением писателя, верной женой...

В сюжетную ткань фильма введены сцены из романа «Игрок».

В СССР фильм имел успех. Его посмотрели 3.2 млн.зрителей.

Премии и награды:

  • 1981 - Берлинский кинофестиваль. «Серебряный Медведь» за лучшую мужскую роль (Анатолий Солоницын);
  • 1983 - Международный кинофестиваль  в Гуаякиле (Эквадор). Специальная награда за режиссуру Александру Зархи.

«Демоны Санкт-Петербурга» (итал. «I demoni di San Pietroburgo») (Италия, 2008) – фильм режиссера Джулиано Монтальдо

Режиссер: Джулиано Монтальдо; сценарий: Джулиано Монтальдо, Паоло Сербандини, Моника Дзапелли, Андрей Кончаловский; оператор: Арнальдо Катинари; композитор: Эннио Морриконе; художники: Франческо Фриджери, Элизабетта Монтальдо; продюсеры: Эльда Ферри, Джулио Галлоцци, Наталья Смирнова.

В главных ролях: Мики Манойлович, Каролина Крешентини, Анита Каприоли, Роберто Херлицка, Филиппо Тими, Сандра Чеккарелли, Джордано Де Плано, Патриция Сакки, Джованни Марторана, Эмилио Де Марки. 

 Санкт-Петербург, 1860 год. В результате теракта убит член царской семьи. Несколько дней спустя Федор Достоевский в психиатрической клинике знакомится с молодым человеком. Гузиев признается писателю, что он — член террористической группы, совершившей убийство, и что организация планирует новые теракты. Молодой человек передает Достоевскому адрес Александры, руководителя группы, умоляя писателя помочь остановить террор.

Преследуемый внезапными приступами эпилепсии, кредиторами и издателем, Достоевский днями диктует Анне Григорьевне новые и новые главы «Игрока», а ночами не оставляет попыток найти лидера организации. «Вы думаете, что пишете романы, направленные против революции, — говорит Достоевскому инспектор Павлович, — Но, на самом деле, ваши книги намного более провокационны, чем все революционные манифесты».

Российские зрители неплохо оценили фильм: «Фильм снят с большим уважением к русской, российской культуре — а это уже реальное мировое признание» («Кинопоиск»).

«Три женщины Достоевского» — фильм Евгения Ташкова (Россия, «Фора-фильм М». 2010). Жанр: биография.

Режиссеры: Евгений Ташков, Алексей Ташков; сценарий: Евгений Ташков; оператор: Андрей Абдракипов; композитор: Евгений Крылатов; художники: Андрей Сперанский (художник-постановщик), Владимир Никифоров, Дмитрий Андреев, Юрий Вязовов, Анатолий Тюрин, Сергей Богданов, Евгений Красильников; продюсеры: Андрей Разумовский, Алексей Садовников, Елена Успенская.

В главных ролях: Андрей Ташков (Фёдор Михайлович Достоевский), Елена Плаксина (Марья Дмитриевна), Глафира Тарханова (Аполлинария), Мария Аксенова (Анна Григорьевна), Виктор Раков (Михаил Михайлович), Татьяна Ташкова (Эмилия Фёдоровна), Евгений Антропов (Паша).

В фильме рассказывается о семи годах жизни Достоевского после каторги. В эти годы Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», а позже — журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». В основе фильма — переписка писателя с братом и со второй женой Анной Григорьевной Сниткиной, а также научные монографии.

Фильм основан на реальных событиях, происходивших в жизни великого писателя, о непростых взаимоотношениях с избранницами — Марией Исаевой, Аполлинарией Сусловой, Анной Сниткиной. Цель фильма - показать Достоевского не только с положительной стороны. В картине он предстанет таким, каким был на самом деле.

«Достое́вский» — минисериал в 8-ми сериях (Россия, телеканал  «Россия 1». 2011) режиссёра Владимира Хотиненко.  Жанр: драма, фильм-
биография, снят к 190-летию писателя.

Режиссер: Владимир Хотиненко; сценарий: Эдуард Володарский; оператор: Илья Демин; художники:  Владимир Донсков, Андреас Ольсхаусен, Наталья Дзюбенко, Наталья Студенова, Татьяна Пояркова, Константин Пахотин, Ростислав Закрочинский;  композитор: Алексей Айги; продюсеры: Сергей Мелькумов, Сергей Шумаков, Наталия Горина, Наталья Коткова, Норберт Кнайсл, Франко Терилли, Ольга Страда, Андрей Тарковский.

В ролях: Евгений Миронов (Фёдор Михайлович Достоевский), Чулпан Хаматова (Мария Дмитриевна Исаева, первая жена Достоевского), Ольга Смирнова (Аполлинария Суслова), Алла Юганова (Анна Григорьевна Сниткина, вторая жена Достоевского), Александр Домогаров (Александр Исаев), Дмитрий Певцов (Степан Яновский), Дарья Мороз (Сашенька Шуберт, актриса), Юрий Степанов (офицер на каторге), Екатерина Васильева (Авдотья Панаева), Валентина Талызина (Александра Фёдоровна Куманина, тётя Достоевского), Владимир Симонов (писатель Иван Тургенев), Роман Мадянов (издатель Ф. Т. Стелловский), Ирина Розанова (Лизавета Фёдоровна Корвин-Круковская) и др.

Телесериал о жизни одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Федора Михайловича Достоевского. Фильм охватывает период с того момента, когда Достоевский был приговорен к смертной казни за участие в кружке петрашевцев, до времен создания "Братьев Карамазовых". За это время в жизни Достоевского произошло множество драматических событий — ссылка в Сибирь, заграничный роман с Аполлинарией Сусловой, смерть от чахотки первой жены Марии Исаевой, сотрудничество с несколькими почвенническими журналами, встреча с Анной Сниткиной, смерть сына Алеши…Трагичная и уникальная судьба, полная тяжелейших испытаний и невероятного накала чувств.

Премии и награды:

2012 

  • премия «Золотой Орел» (Главный редактор телеканала "Россия - Культура" Сергей Шумаков - за трансляцию в эфире телеканала полной версии телесериала «Достоевский»;
  • премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал».
  • премия «Золотой Орёл» в номинации за лучшую женскую роль на телевидении  в сериале «Достоевский» (Валентина Талызина).
  • премия «Золотой Орёл» в номинации за лучшую мужскую роль на телевидении  в сериале «Достоевский» (Евгений Миронов).

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (1985) (в роли Достоевского – Александр Филиппенко), «Иван Павлов. Поиски истины» (1985) (в роли Достоевского - Олег Власов), «Чокан Валиханов» (1984) (в роли Достоевского – Юрий Орлов (II)) и сериале «Господа присяжные» (2005) (в роли Достоевского - Олег Власов).


Документальные фильмы

«Достоевский». (Россия. ЦСДФ (РЦСДФ). 1956). Документальный фильм, снятый к 75-летию со дня смерти писателя. 

Режиссер: Бубрик С., Копалин И.; автор сценария: Евнин Ф.; оператор: Ефимов Е.; композитор: Иванов-Радкевич Н.

Фильм рассказывает об основных этапах жизни и творчества писателя.

«Писатель и его город: Достоевский и Петербург» — телевизионный фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)

Сценарий: Генрих Бёлль (совместно с Э. Коком); постановка Генриха Бёлля. 

Писатель  задумал снять цикл телевизионных фильмов под общим заглавием «Писатель и его город», в него должны были войти «Бальзак и Париж», «Диккенс и Лондон», «Достоевский и Петербург».

В 1962 г. Бёлль впервые приехал в Советский Союз. Он побывал в Москве, Ленинграде и Ясной Поляне. В 1965 г. состоялась вторая поездка по тому же маршруту. В 1967 г. Бёлль был в Москве, Тбилиси и Ленинграде, где собирал материал для фильма о Достоевском.

Премьера фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург» с сопроводительным авторским текстом состоялась на телевидении ФРГ в 1969 году. За год до этого в связи с этой работой Бёлль еще раз побывал в Ленинграде, чтобы почувствовать «Петербург Достоевского», чтобы вжиться в его образ, подышать воздухом этого единственного и неповторимого города. В России фильм ни разу не демонстрировался. Дело в том, что Бёлль активно выступал в защиту писателей-диссидентов, а в этом фильме было интервью с Иосифом Бродским. Наши власти попросили Генриха Бёлля удалить интервью из картины, но он отказался это сделать. В последний раз он посетил нашу страну в 1979 г.

Бёлль о Достоевском (отрывок из сценария фильма)

«Dostoyevsky on Russia. Peter Ustinov: Достоевский о России» - отрывок из мини-сериала «Россия» (Канада, 1986) Питера Устинова .

Достоевский и Питер Устинов ведут беседу на набережной Невы. Автор – на английском языке, писатель отвечает по-русски.

В роли Достоевского - советский, впоследствии британский и испанский актёр и сценарист Олегар Федоро (настоящее имя — Олег Павлович Фёдоров; дата рождения - 6 марта 1958, Украинская ССР).

Премии и награды:

  • Устинов — четырежды лауреат премии «Эмми». В том числе - за цикл под названием «Россия Питера Устинова».

«Путешествие Достоевского» (англ. «Dostoyevskys Travels») (Великобритания. 1991). Документальный фильм.

Режиссер и продюсер:  Павел (Пол) Павликовский; оператор: Вит Дамбаль; монтаж: Stefan Ronowicz, Найджел Уильямс.  

Это трагикомический рассказ о последнем живом потомке легендарного русского писателя Федора Достоевского, его правнуке, — петербургском водителе трамвая Дмитрии Андреевиче Достоевском  Фильм повествует о путешествии Дмитрия по Западной Европе, где он встречается с благородными гуманистами, аристократами, монархистами, играет в казино в Баден-Бадене, пытаясь заработать деньги на подержанный «мерседес». «Путешествия Достоевского» — это одновременно авантюрное приключение и размышление на тему несочетаемости Запада и Востока.

«Возвращение пророка»— документальный фильм московского православного режиссера-документалиста Виктора Рыжко. (Россия, 1994). Жанр: православно-познавательный.

Автор сценария и режиссер: В. Рожко; операторы: Г. Мякишев., Ю.Голубев; композитор: А. Захаров; художник: Е. Сгоннова; консультант: о. Геннадий (Беловолов); фрагменты из произведений Ф. Достоевского читал В. Заманский.

Федор Михайлович Достоевский стал в новейшее время истинным пророком. Писатель смотрит на мир и на человека в мире с высот вечности. В фильме звучат пророческие слова о самых больших ценностях и великих святынях России и русского народа. Переплетенный с трагической судьбой послереволюционной России, голос Достоевского звучит как набат, призывающий к целенаправленному возрождению духовности современной...

«Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому» (Россия, Фонд киновидеостудия A.C. (Санкт-Петербург).1997)

Режиссер: Александр Сокуров; оператор: Алексей Федоров; звукооператор: Сергей Мошков; монтажёр Леда Семёнова: видеомонтажер: Александр Зарецкий; видеоинженер: Дмитрий Шевелёв; тексты: А.Тучинская.

Документальный цикл «Петербургский дневник» задуман Сокуровым как мемориал культурной жизни города, созданный средствами кино и видео. Первый фильм «Открытие памятника Достоевскому» снимался как документальный репортаж с места события 30 мая 1997 года — у Владимирской площади, на которой стоит церковь и к которой выходит улица, где жил и умер великий  писатель. Рядом с домом, где была последняя квартира Достоевского, теперь рынок, а памятник поставлен «между рынком и храмом», как сказал на торжественном митинге, ставшем главным и единственным событием фильма, писатель Андрей Битов. Создатели памятника: скульпторы Любовь Холина, Петр и Павел Игнатьевы; архитектор Вадим Спиридонов.

В документальном фильме заняты Юрий ШевчукАндрей БитовАндрей Толубеев.

«Двух гениев полёт. Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь»  (Россия. 2001)авторская программа историка литературы, писателя, литературного критика Игоря Золотусского на телеканале «Культура».

Автор сценария, режиссер и ведущий: Игорь Золотусский.

Этот фильм о двух, может быть, самых загадочных гениях русской литературы. Один из них заставлял нас громко смеяться. Другой смеялся гораздо меньше. В его голосе слышалась боль, потому он исследовал боль сознания или хождения души по мукам. "Их имена в истории русской литературы стоят рядом. Но строптивый наследник хочет сорвать связывающие их узы... Но он не может этого сделать, ибо ничто великое не может уйти в прошлое - оно продолжается. Об этом наш фильм...". (Игорь Золотусский).

Сцены из произведения Федора Михайловича Достоевского и Николая Васильевича Гоголя исполняет заслуженный артист России Александр Романцов.

«Жизнь и смерть Достоевского» (Россия, ТК "Культура". 2004) — Авторская программа Игоря Волгина.  Цикл документальных фильмов к 185-летию Ф. М. Достоевского (12 серий)

Автор: Игорь Волгин; режиссёр: Александр Клюшкин; операторы: Николай Григорьев, Ирина Маликова; художник-постановщик: Фотис Петровский; продюсер: Ирина Лапина.

О Федоре Михайловиче Достоевском, о вехах его частной и творческой жизни и их взаимосвязях рассказывает писатель, историк, доктор филологических наук профессор Игорь Волгин. Эпоху Достоевского в документах и воспоминаниях современников представили: нар. артист России Александр Филиппенко, нар. артист России Борис Плотников.

Содержание цикла: Фильм 1-й. "Родиться в России"; Фильм 2-й. "Тайна Михайловского замка"; Фильм 3-й. "Дебют. Цена успеха"; Фильм 4-й. "Пропавший заговор"; Фильм 5-й. "Страна святых чудес"; Фильм 6-й. "Подруга вечная"; Фильм 7-й. "Анна Григорьевна"; Фильм 8-й. "Русская рулетка"; Фильм 9-й. "Оставаясь со Христом"; Фильм 10-й. "От эшафота до престола"; Фильм 11-й. "Завещание; Фильм 12-й. "Не удерживай..."

Более подробно о содержании

«Фёдор Достоевский, как зеркало русской души» (Россия. 2010) - документальный фильм  Варвары Уризченко.

Автор сценария и режиссер: Варвара Уризченко; операторы: Андрей Литвин, Юрий Смирнов, Александр Бочаров; монтаж: Андрей Сидоров, Иван Зуев, Татьяна Астахова; звукорежиссер: Сергей Стеценко; компьютерная графика: Антон Новосад; голос за кадром: Вадим Демчог; продюсер: Владимир Ананич.

В фильме использованы иллюстрации и портреты И. Глазунова, фрагменты из документальных фильмов, материалы из музеев Достоевского, музыкальные фрагменты из произведений В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, И. С. Баха, Ф. П. Шуберта.

Фильм - рассказ о человеке с непростым характером и с такими же непростыми мыслями, о человеке, сама судьба которого, как роман, поразительный и по сюжетным ходам, и по своему внутреннему напряжению. Каким был этот человек в жизни? Как отразилась необыкновенная природная одаренность во внешнем облике гениального человека?

«Адреса Достоевского в Петербурге. Серия: Пешком в историю» -   фильм из телевизионного документально-исторического цикла «Пешком в историю» (Россия, Телеинвест. 2012).

Автор идеи: Сергей Почин; автор сценария и режиссер: Людмила Брыкова; оператор-постановщик: Анатолий Ларионов; компьютерная графика: Евгений Попов; композитор: Владислав Панченко; продюсер программы: Иннокентий Иванов; исполнительный продюсер: Ксения Почина; продюсеры: Александр Ермолов, Никита Кочкарёв, Сергей Почин.

В качестве лирического героя-ведущего, путешествующего по петербургским адресам Достоевского, в программе выступает народный артист России Валерий Кухарешин. Он предстает перед нами в образе современника писателя. Достоверность излагаемых в программе фактов дополняют и усиливают историк Марина Логунова, писатель Наум Синдаловский, сотрудники Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Наталья Ашимбаева и Вера Бирон.

«Фёдор Достоевский» — телевизионный документальный фильм режиссера Ольги Нифонтовой (автор фильмов «Александр Блок», «Марина Цветаева», «Леонардо да Винчи» и др.) (Россия, Видеостудия «Кварт». 2012)

Автор сценария и режиссер: Ольга Нифонтова; видеосъемка и видеомонтаж: Г. Дубровин: Звукорежиссер: Д. Троицкий; музыкальное оформление: Л. Волкова; текст читал А. Леньков; продюсеры: Н. Герасимова, Л. Фишель.

Использованы фрагменты из художественных фильмов по произведениям Ф. Достоевского: "Братья Карамазовы" (1969), "Преступление и наказание" (1970), "Игрок" (1973), "Идиот" (1958).

Этот писатель — один из самых читаемых в мире. Его называли великим фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи. Ему было дано тронуть в душах читателей те струны, что настроены на добро, справедливость, совесть. Он писал: «Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их там народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены, счастливы». Бессмертность его творений была предначертана талантом писателя. Фильм «Федор Достоевский» будет интересен не только тем, кто мало знаком с биографией писателя, а также всем его почитателям.

«Открытость бездне Достоевского» (Россия, ООО «Студия «Фишка-фильм». 2013) — документальный фильм из 4-х частей с участием Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. Фильм создан по заказу ГТРК «Культура».

Автор сценария и режиссёр: Ирина Васильева; операторы: Ирина Уральская, Саргис Харазян; художник: Маша Топаз; звукорежиссёр: Галина Сивер; монтажёр: Ирина Васильева; компьютерное обеспечение: Сания Кузнецова; продюсер: Александр Радов.

Использованы фрагменты из фильмов: «Бесы» (2006), «Преступление и наказание» (2007), «Идиот» (1958), «Россия ХХ век» (1999); прозвучали фрагменты музыкальных произведений Антона Батагова, Владимира Мартынова, Марины Шмотовой, Вячеслава Артёмова, Андрея Сигле, Юрия Красавина, Николая Парфенюка.

Для литературоведа и философа Григория Померанца Федор Михайлович Достоевский -  тема всей жизни и личное ей противостояние. «Достоевский – мой спутник в течение полувека. Я прочел его, том за томом, на третьем курсе и сразу, на всю жизнь, был захвачен. Шел двойной процесс: Достоевский объяснял мне меня самого – и я в себе заново постигал его pro и contra и пытался пройти сквозь них по-своему и, по-своему сводя концы с концами, как-то понимал Достоевского. Идея, которая ушибла меня, была идеей бесконечности. Всякое число, деленное на бесконечность, есть нуль. От этой простой математической операции почва обрушивалась у меня под ногами, и я летел в бездну…» – говорит Григорий Померанц. 

Содержание серий

Серия 1. "Бездна"

Достоевский - светлый писатель? Что за странная идея? Надо быть Григорием Померанцем и Зинаидой Миркиной, чтобы так прочитать самого мрачного, по традиционному убеждению, гения великой русской литературы, чтобы в психологическом подполье его героев суметь различить божественный свет. Надо самим быть светоносными. Надо пройти личный опыт озарения, в котором сгорает  пугающее чувство космической ничтожности человека.

Серия 2. "Раскольников - это каждый"

Идея свободы - главная духовная проблема человека и человечества. По убеждению Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, проблема свободы личности упирается в вопрос - кого или что в себе освобождать. Можно освободить зверя. Можно освободить бога.

Серия 3. "Просветлённые и демоны"

Григорий Померанц и Зинаида Миркина  сопоставляют самый светлый из образов Достоевского, князя Мышкина, и самый темный, Николая Ставрогина. Тут весь диапазон писателя. Тут известное поле битвы между ангелом и дьяволом в душе каждого человека. Тут нечаянно откроется личное сходство Григория Померанца с князем Мышкиным, хотя сам он отмечает в себе и черты Ставрогина.

Серия 4. Достоевский. Что делать

В атмосфере надвигающейся катастрофы Достоевский искал для общества программу спасения. Но здесь пророческая задача не могла не вступить в противоречие с художественным даром писателя. Образы "духовных водителей", православных старцев в романах "Подросток" и "Братья Карамазовы", по мнению Григория Померанца, так и остались схемой, не поднявшись до великих образов князя Мышкина, Сони Мармеладовой, Марьи Лебядкиной.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru