Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Возвращенные из забвения

Виртуальная выставка изданий серии «Забытая книга»

Большаков Константин Аристархович. Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова: роман; Стихотворения / Большаков Константин Аристархович. - М.: Худож.лит., 1991. - 334с. - (Забытая книга).

Заявив о себе в начале ХХ века как о поэте, К. Большаков становится заметен даже рядом с Маяковским, с которым ему приходилось выступать на литературных вечерах. Затем поэтическая слава его несколько угасла и в русской литературе появляется прозаик А. Большаков. Роман о Лермонтове был создан в 1928 году, выдержал четыре издания. Подготовленное пятое издание не вышло из-за ареста писателя и его гибели в 1938 году. Автор определял свою задачу так: Я ставил для себя проблему написания психологического, не биографического романа». Лермонтов показан бесстрастным покорителем женских сердец, человеком с тяжелым характером, творческая сторона облика поэта осталась за страницами романа. Его образ строился на пересечении житейского, низкого и высокого, возвышенного. Автор оценивал сочинение невысоко: «так себе роман». Но современная критика считает произведение примечательным, а его автора незаурядным прозаиком 20 - 30-х годов прошлого века. В нем явно прочитываются сопоставления реалий, в которых существовал Большаков, впитавший опыт революции и гражданской войны, с эпохой его героя. Тема сплошного полицейского надзора в николаевской России раскрывается человеком, ставшим свидетелем порабощения личности огромной государственной машиной уже в России советской. Не всегда достоверны описанные в романе факты, но писателю удалось передать нервный тон той эпохи. Лермонтов чувствует свою отчужденность в стране, где поэзия не нужна, а поэт – изгой, человек лишний, отчаявшийся и пропащий. «Миф о Лермонтове, созданный Большаковым, не может заменить ни строго научной биографии поэта, ни – тем более – стихов и прозы Лермонтова, но вовлечь читателя в лермонтовскую орбиту, заставить его перечитать Лермонтова и задуматься над его непростой судьбой книга с прихотливым названием вполне может», – таков вывод критика А. Немзера, автора послесловия к изданию.

Вяземский Павел Петрович. Письма и записки Оммер де Гелль / Вяземский Павел Петрович. - М.: Худож.лит., 1990. - 288с. - (Забытая книга).

Это ещё одно сочинение, связанное с именем М. Ю. Лермонтова, вернее, одна из самых нашумевших литературных мистификаций. История книги началась давно, в 1887 году, когда сын русского поэта и друга А.С. Пушкина П. А. Вяземского П. П. Вяземский опубликовал статью «Лермонтов и госпожа Гоммер де Гелль в 1840 году». Автор, некогда встречавшийся с Лермонтовым, сделавшись позднее известным знатоком древнерусской словесности, знакомил читателей с четырьмя письмами некоей французской писательницы и путешественницы Адель Омер де Гелль (1817-1871) и стихотворением Лермонтова «A madame Hommaire de Hell». В них упоминалось имя М.Ю.Лермонтова, что и придавало им характер скандальной сенсационности. Издание «перевода» книги полностью было осуществлено издательством «Academia» в 1933 г. На страницах сборника путешествующая с мужем по России дама, склонная к поэзии и светским забавам, не всегда правдивая и жестокая по отношению к слугам, делится с подругой кавказскими и крымскими впечатлениями. Она рассказывает, как в 1840 году познакомилась, завела роман и даже обменялась стихотворениями с самим Лермонтовым. И даже более того - якобы француженка сумела оценить русского гения, поняла его незаурядность и едва ли не предугадала трагическую судьбу. Это была неизвестная страница в биографии поэта. Публикация «Писем и записок» вызвала к жизни создание новых романов о «демоническом поручике» (Пильняк Б. «Штосс в жизнь», Большаков К. «Бегство пленных...» , Сергеев-Ценский «Мишель Лермонтов», Павленко П. «Тринадцатая повесть о Лермонтове» и т. д.). Но уже менее чем через год новый миф о поэте и одна из самых известных мистификаций были разоблачены старым пушкинистом Н. О. Лернером и был назван подлинный автор книги - ее мнимый «переводчик» Павел Петрович Вяземский. История подделки и её разоблачения подробно излагается в предисловии к изданию критиком А. Немзером. Книга будет интересна преподавателям и студентам, поклонникам творчества М. Ю. Лермонтова, всем, кто интересуется русской литературой «золотого века».

Гиппиус Зинаида Николаевна.  Стихотворения; Живые лица / Гиппиус Зинаида Николаевна. - М.: Худож. лит., 1991. - 470с. - (Забытая книга).

З. Гиппиус (1869-1945гг.) - одна из самых ярких фигур русской литературы конца XIX - первой половины ХХ века, культуры «серебряного века», богатой и противоречивой. В предлагаемое издание включены четыре книги стихов З. Н. Гиппиус и ее мемуары «Живые лица». Первое стихотворение было написано ею в семь лет, в 17 лет появились первые публикации. Революцию, разрушившую столь дорогой её сердцу мир, она не приняла, став до конца жизни противником всего, что делалось в России и СССР. И в 1919 году вместе с мужем Д. Мережковским, поэтом, писателем, историком и философом, З. Гиппиус эмигрирует сначала в Польшу, затем - во Францию. Стихи, включенные в сборник непривычны современному читателю, странны для «женской поэзии» уже тем, что написаны, в основном, от лица мужчины. Зачастую они представляют собой развитие какой-либо идеи в чистом виде или же написаны в форме прямой молитвы. В них есть напряженность чувства, искренность мысли. Они новы, необычны по содержанию и форме. Современному читателю стихи запоминаются именно этой незаурядностью личности, имеющей свой взгляд на мир с его ключевыми проблемами. Стихи волнуют и сегодня, в этом и заключено их высокое художественное значение.

«Живые лица» были первым опытом создания цикла воспоминаний. В книге, как и в стихах, главное - это внутренний мир З. Н. Гиппиус. Трудно искать объективности в её мемуарах, все, с кем ей довелось общаться, показаны нам в её восприятии. Так о Блоке она пишет: « Я пишу только о Блоке, которого видели мои собственные глаза». Это же относится и к остальным, порой отрывочным воспоминаниям (о Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, И. С. Тургеневе, Я. П. Полонском, А. Н. Плещееве и многих других). Все это не очень похоже на наши традиционные представления о великих и знаменитых писателях, почерпнутые из учебников и воспоминаний. Слишком много субъективного вложила в мемуары Гиппиус, опуская то, что показывает её в нелестном свете. Однако мемуары являются документом ценнейшим и очень интересным, так как писательнице удалось передать живую картину эпохи, её дыхание и движения. Мы видим живой образ и самой Гиппиус, понимаем, какое важное место занимает её творчество в литературной и общественной картине эпохи. 

Гроссман Леонид Петрович.  Записки д'Аршиака; Пушкин в театральных креслах / Гроссман Леонид Петрович. - М.: Худож.лит., 1990. - 462с.: ил. - (Забытая книга).

В сборник произведений известного ученого-литературоведа Л. П. Гроссмана (1888 - 1965) вошли «Записки д'Аршиака» (1930), популярная театроведческая работа «Пушкин в театральных креслах» (1926), историко-биографическое эссе «Карьера д'Антеса» (1935) и очерк « В день дуэли».

Блестящий знаток пушкинской эпохи Л. Гроссман известен как автор биографии поэта, вышедшей в серии «ЖЗЛ» несколькими изданиями. Роман «Записки д'Аршиака», впервые опубликованный в1930 году и получивший широкую известность как у нас в стране, так и за рубежом, написан как бы от лица секунданта Дантеса, убийцы А. Пушкина. Рассказ идет о подлинных событиях тридцатых годов XIX века, о предыстории дуэли и трагической гибели великого русского поэта. «Записки д'Аршиака» воспринимаются как подлинные мемуары. Но написаны они на основе архивов, воспоминаний, газет и писем эпохи. В предисловии автор пишет, почему решил выбрать в герои именно секунданта Дантеса, приводя свидетельства о его прямоте и благородстве, уме и незаурядной образованности. Да и сам Дантес показан в романе человеком, не лишенным одаренности и привлекательности. Это вызвало шумное возмущение оскорбленной советской критики по выходе первого издания книги.

«Карьера д'Антеса» составляет неразрывное целое с «Записками д'Аршиака». Писатель показывает в исследовании, что блестящая одаренность убийцы Пушкина не дала ожидаемых плодов, и долгая жизнь (он умер в 1893 году) оказалась разменянной на бессмысленные и не всегда чистоплотные политические интриги. С дуэлью на Черной речке закончилась «счастливая линия его успехов «.

«Пушкин в театральных креслах « повествует о русском театре, каким его знал и любил Пушкин, о театральных нравах и публике, об архитектуре театра и любимых театральных жанрах поэта. Об увлечении театром в юности и охлаждении к нему к концу жизни.

Для произведений, включенных в книгу характерна историческая детальность, яркий живой язык, занимательная сюжетная интрига. И это не только захватывает внимание читателя, но и помогает постичь всю глубину и трагизм личных переживаний поэта.

Добычин Леонид Иванович.  Город Эн: рассказы / Добычин Леонид Иванович. - М.: Худож.лит., 1989. - 224с. - (Забытая книга).

Леонид Иванович Добычин, талантливый и своеобразный прозаик с трудной литературной судьбой, прожил чуть больше 40 лет и написал немного: два сборника рассказов (а их всего около 25) и маленький роман. Содержание небольшой книжечки, о которой идет рассказ, и составили эти произведения: автобиографический роман «Город Эн» и рассказы из сборников «Встречи с Лиз» и «Портрет».

Писатель дебютировал в 1924 году рассказом «Встречи с Лиз» и был замечен. Он саркастически пишет про Начальников и Цензуру (неизменно с заглавной буквы), о «страшном мире» обывателя, следя за его перерождением под влиянием советской идеологии. Мастерски в кратких и емких деталях описывая мещанский быт и философски осмысливая его, писатель показывает абсурдность этого мира. И чаще в его произведениях берет верх печаль, а не сатира.

В романе повествование ведется от «я» лирического героя и внешне отражает процесс его взросления. По форме роман представляет собой дневник школьника, по смыслу - прозу, резкостью и объективностью напоминающую сатиру Салтыкова-Щедрина (по отзыву критика Г. Адамовича). Это уничтожающая сатира на последние, самые ничтожные годы самодержавия. В произведении рассказывается о небольшом городе западной части России (знакомый писателю по детству многонациональный город Двинск). Мальчик не противостоит обывательской среде, он является её частью, бойко отчитываясь об интригах и сплетнях. Все герои этого маленького романа черствы, невежественны и бездуховны. Для героя, например, образцом человеческих отношений, вызывающих умиление, была дружба Чичикова и Манилова. Мальчик испытывает потребность в дружбе и душевном общении. Он ещё только смутно догадывается, что в современном обществе полная открытость ведет к драме. Обличая, порой зло смеясь, писатель и печалится о человеке.

Добычин отличался независимостью суждений, был честен во всем. Он шел против течения, не укладываясь в русло «жизнеутверждающей» советской литературы. Роман был объявлен формалистическим. Рецензенты не стеснялись в выражениях: «Позорная книга», «Пустословие», «по Добычину, мир заполнен исключительно зловонием, копотью, смрадом, составляющим печать эпохи...». После погромного собрания 25 марта 1936 года в Ленинградском Союзе писателей Добычин исчез: скорее всего, он покончил жизнь самоубийством, хотя документально это не доказано. «Проза его так сжата, мельчайшие детали так связаны между собой, так важны для понимания общего замысла, что Добычина почти невозможно пересказывать, хочется выписывать все подряд. Произведения Добычина рассчитаны на думающего, серьезного читателя». (Исследователь творчества Л. И. Добычина литературовед В.Бахтин).

Жданов Лев.  Последний фаворит: роман. В 2кн. Кн.1-2 / Жданов Лев. - Репринт. воспроизведение изд. 1914 г. - М.: Худож.лит., 1990. - (Забытая книга).

В конце XIX - начале XX века был очень популярен литератор Леон Германович Гельман, писавший под псевдонимом Лев Жданов (1864 -1951). Известностью пользовались его переводы, пьесы, которые были поставлены ведущими театрами Москвы и Петербурга. Но наибольший интерес вызывали исторические романы (всего больше двадцати: «Стрельцы у трона», «Царь Иоанн Грозный», исторические хроники), написанные на основе исторических изысканий. До революции было издано два его собрания сочинений.

Роман «Последний фаворит» привлекает читателя , помимо интересной темы (эпоха Екатерины II, её деяния и личная жизнь), занимательным сюжетом, драматизмом повествования. В произведении ярко и живо описываются последние горькие годы царствования Екатерины II. Л. Жданов показывает отношения некогда властной и любвеобильной императрицы с её последним фаворитом 24 -летним Платоном Зубовым, в конце правления «старой старухи», какой она выглядит рядом с ним. Вместе с безжалостным старением государыни ветшает и некогда блистательная политика России, доверенная ею последнему фавориту. Роман заканчивается смертью Екатерины II и воцарением её сына Павла I. Критика начала века считала исторические хроники писателя «занимательными и полными исторического интереса». В предисловии «От автора» писатель дает оценку своему роману: «Решаюсь отдать на суд читателей мою скромную историческую хронику, единственное достоинство которой - ее правдивость». Талантливое, своеобразное произведение не оставит равнодушными и современного читателя, способного оценить «силу драмы и убедительность архивного документа».

Каменская Мария Федоровна. Воспоминания / Каменская Мария Федоровна. - М.: Худож.лит., 1991. - 384с. - (Забытая книга).

Каменская М. Ф. (1817-1898) - дочь известного художника - медальера графа Ф. П.Толстого, двоюродная сестра поэта и прозаика А. К. Толстого, троюродная сестра Л. Н. Толстого писала стихотворения, пьесы, прозу. Известно несколько стихотворений, две стихотворные сказки, четыре пьесы, три рассказа и три романа. Успеха они не имели.Писательница не умела построить сюжета, не владела композицией, но ей хорошо удавались диалоги, она интересно пересказывала случаи из жизни, подсмотренные или услышанные от кого-то, она была превосходной устной рассказчицей. И эти качества пригодились ей при обращении в начале 1890-х годов к мемуаристике. Именно в этом жанре проявился её незаурядный талант. Напечатанные в журнале «Исторический вестник» воспоминания стали явлением русской мемуарной литературы. Быт русской художественной интеллигенции, переданный с необыкновенной красочностью и обилием деталей, стал главной ценностью мемуаров М. Ф. Каменской. Среди героев книги - Пушкин, Гоголь, Крылов, Н.В.Кукольник, Булгарин, А.Н.Оленин, Толстой «Американец», И.П.Мартос, М.И.Глинка, П.К.Клодт, Брюллов и многие другие. Жизнь и быт разных слоев общества хоть мельком, но обрисованы писательницей. Вместе с нею читатель попадает в русскую деревню, в людскую, светский салон, в храм и в дворянское жилище. М. Ф. Каменская вспоминает и об Отечественной войне 1812 года, о восстании на Сенатской площади, о литературных кружках начала XIX века, смерти А. С. Пушкина и о том, что ели, как одевались, что танцевали, на чем ездили и чем лечились её современники. Несмотря на довольно трудную жизнь, автору удалось сохранить добрый взгляд на пережитое и доброе чувство ко всем, с кем сталкивала её судьба. Занимательное изложение, внимание к деталям быта, которые редко в каком произведении встретишь, делают «Воспоминания» М. Каменской увлекательным чтением, помогают лучше узнать и понять людей того далекого от нас времени. 

Кузмин Михаил Алексеевич. Чудесная жизнь Иоcифа Бальзамо, графа Калиостро. В 3кн. / Кузмин Михаил Алексеевич. - М.: Худож.лит., 1990. - 143с. - (Забытая книга).

Известный русский поэт Серебряного века Кузьмин Михаил Алексеевич (1872-1936) был также переводчиком, композитором, и прозаиком. Учился в консерватории, был автором и исполнителем музыкальных произведений на свои тексты. Кузьминым была задумана серия исторических биографий «Новый Плутарх»( всего около 50 т.). Единственным изданием, которое удалось осуществить в этой серии, стала «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо...» (1919 г.). Кузмин безумно любил XVIII век, век «просвещения», его дух, его изнеженность, его изящество. В этом веке жил авантюрист и гипнотизер Калиостро (1743-1791), выдававший себя за волшебника и мага. Вся жизнь этого человека, имевшего «двенадцать или пятнадцать физиономий», окутана таинственностью. Его магические сеансы потрясали Европу, ему оказывали почести как принцу крови или с треском прогоняли. Кем же он был на самом деле - авантюристом и обманщиком или выдающимся ученым? Как бы то ни было, «Чудесная жизнь...» М. Кузмина - увлекательнейшее путешествие в мир загадочного и необыкновенного. О жизни и приключениях Калиостро осталось слишком мало документальных источников, при работе над книгой автор использовал самые яркие факты и события, способные украсить любой приключенческий роман. И правда в его романе не историческая. а художественная. Душа книги - прекрасные кузминские описания, красочно и поэтично передающие интимные переживания далекой эпохи. Писатель оставил читателя наедине с XVIII веком. По прочтении книги надолго остаются в памяти темноватые комнаты Григория Александровича Потемкина с «тремя лампадками перед образами», золотым прудом в окне и круглыми светлыми ивами, Екатерина Вторая, с «маленьким зонтиком и лорнетом у глаз», празднество на озере в Варшаве с ложечниками в голубых кунтушах. Запомнится Петербург — призрачный, плоский город, «где полные воды Невы и каналов, широкие перспективы улиц, как реки, ровная зелень стриженных садов, низкое стеклянное небо и всегда чувствуемая близость болотного неподвижного моря — все заставляет бояться, что вот пробьют часы, петух закричит, и все: и город, и река, и белоглазые люди исчезнут и обратятся в ровное водяное пространство, отражая желтизну ночного стеклянного неба...». Все эти детали в «Калиостро» - драгоценная русская проза. 

Лившиц Бенедикт Константинович. Полутораглазый стрелец: воспоминания / Лившиц Бенедикт Константинович. - М.: Худож.лит., 1991. - 256с. - (Забытая книга).

Б. Лившиц - один из авторов манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу», поэт, переводчик, искусствовед, большой эрудит в вопросах отечественного и зарубежного авангарда. «Полутороглазым стрельцом» он назвал Россию, которая, подобно скифу, глядит на восток, «только полглаза скосив на запад» (потому и полутороглазый). Книга Б. Лившица, изданная в 1933 году, была первым опытом изложения истории футуризма. Она включала ценнейший материал о литературной жизни начала прошлого века, о левых группировках поэтов и художников, о литературных кафе (главы «Гилея»,  «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», «Бродячая собака» и литературные салоны» и т.д.). Интерес вызывают и мастерски нарисованные «нехрестоматийные» портреты Маяковского, Хлебникова, Д. Бурлюка, Северянина, Крученых, Малевича, Филонова, Гончаровой, Кульбина, Экстер. и многих других представителей этого направления в русской культуре. Не являясь чисто литературными, воспоминания хронологически охватывают очень короткое время, 1911–1914 годы. Скупо, но очень выразительно, изображены Киев, Петербург и Москва тех лет, разгул черносотенной реакции на Украине, царская армия в канун первой мировой войны. Одна из глав мемуаров начинается словами: «Литературный неудачник, я не знаю, как рождается слава». Действительно, даже в пору самых громких выступлений футуристов его имя звучало скромно. Писал он мало, тиражи его книг были невысоки, переиздавались только переводы. Личный архив Лившица, тщательно собиравшийся им всю жизнь и имевший огромную ценность для историков футуризма, а также коллекция картин и рисунков русского авангарда не сохранились - погибли после ареста поэта за «контрреволюционную деятельность» 16 октября 1937 года. Лишь незначительная часть рукописей Лившица сохранилась в государственных архивах. Тем ценнее для историков литературы мемуары писателя. Судьба книги напоминает трагическую судьбу её создателя. Книга, переведенная на многие языки мира, более чем полвека была известна только за рубежом. На родине первое издание после большого перерыва вышло к 100-летию со дня рождения Б. Лившица и к 50-летию его гибели. Книга вышла из забвения, востребована и интересна. Без неё не может обойтись ни одно исследование по истории литературной борьбы предреволюционных лет. По душе книга будет и поклонникам русского авангарда.

Паперная Эстер Соломоновна. Парнас дыбом: литературные пародии / Паперная Э. С., А. Г. Розенберг., А.М. Финкель - М.: Худож. лит., 1990. - 126с. - (Забытая книга).

С этой маленькой книжицы начинается история советской литературной пародии. Первое издание вышло в 1925 году анонимно, последующие три подписаны инициалами. И только в 60-е года прошлого века стали известны их имена. Это были: автор учебников и монографий по русскому языку и переводчик с нескольких европейских языков профессор А.М. Финкель, специалист в области французской литературы доктор филологии А.Г. Розенберг и Э. С. Паперная, детская писательница и переводчик. В то время, когда они написали эту книгу, им было всего по двадцать лет и все достижения были у них впереди. Молодые филологи решили смоделировать, как самые простые сюжеты разработали бы Гай Юлий Цезарь и Н.А Некрасов, Анатоль Франс и Самуил Маршак, О. Генри и Андрей Вознесенский. Это не были пародии, это были стилизации, талантливые и смешные. А темы выбрали всего три: «Жил-был у бабушки серенький козлик», «У попа была собака», «Пошел купаться Веверлей»(песенка про Веверлея была одной из главных песен российских гимназистов и студенчества). Блестяще передан стиль, индивидуальная манера письма, схвачены поэтические интонации избранных ими литераторов и исторических деятелей. Получились тонкие, оригинальные поэтические миниатюры, которые сами «парнасцы» назвали «научным весельем». Книга имела большой успех и за два года после выхода первого издания переиздавалась ещё трижды. Она стала библиографической редкостью, ходила по рукам в «самиздате». Попытки переиздать её при жизни авторов к успеху не привели. Издание 1990 года расширено и дополнено произведениями из архивов авторов. Всего в нем 69 пародий (21 «Собака», 31 «Козлик» и 17 «Веверлеев»). Завершает книгу статья Э. Паперной и А. Финкеля о том, как создавался «Парнас дыбом». Читатель без сомнения получит большое удовольствие от прочтения, поднимет себе настроение (порой смешно до слез!), и усвоит особенности письма того или иного мастера поэзии или прозы.

Рерих Николай Константинович. Глаз добрый / Рерих Николай Константинович. - М.: Худож. лит., 1991. - 224с. - (Забытая книга). - Баллады, стихи, новеллы, биографические и путевые очерки, воспоминания, сказки.

Первая Мировая война помешала выходу в свет собрания сочинений (оно планировалось в трех томах) великого ученого, мыслителя, художника и писателя Н. К. Рериха. В 1914 году удалось издать только 1-й том, ставший ныне достоянием редких библиофилов. Предлагаемая книга воспроизводит это издание. Судьба книги типична. Многие выдающиеся дореволюционные издания были на долгое время исключены из круга чтения по идеологическим соображениям. «Глаз добрый» - одно из них. Сборник отличает необыкновенное жанровое разнообразие. Это баллады и новеллы, биографические и путевые очерки и сказки, воспоминания о художниках и эссе. О необходимости сохранения национального культурного наследия рассказывают главы раздела «О старине моления». Здесь собраны материалы о древнерусской архитектуре, иконах и музеях, требующих бережного отношения, реставрации и охраны. «Чем до сердца доходчивее, тем и думайте; но старину сберегите!»- заклинает Н. Рерих грядущие поколения. Раздел второй «Листки» состоит из коротких очерков и новелл, среди которых наиболее интересны зарисовки о М. Врубеле, А.Куинджи, В. Серове. Завершает раздел эссе «Глаз добрый», в котором автор дает совет художнику, каким должен быть его взгляд на мир: «Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось. И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. И у нас откроется глаз добрый». В наше время, переполненное негативом, совет этот звучит очень кстати. Любовь Н. Рериха к фольклору нашла отражение в его сказках, составивших третий раздел сборника. Язык их необычен, сюжет незатейлив и прост, на первом плане - мысль, владеющая их создателем и которой он делится с читателем. Хочется отметить, что книга эта - непростое чтение, рассчитанное на тех, кого волнуют проблемы духовной культуры и кто любит поразмыслить.

Мысли мудрых людей на каждый день / собраны Л.Н.Толстым. - Репринтное воспризв.1903 г. - Москва: Худож. лит., 1990. - 384с. - (Забытая книга).

Сборник составлен Л.Н. Толстым в январе 1903 года во время тяжелой болезни, когда писатель не мог заниматься привычным литературным трудом. Однако ежедневно он читал Евангелие и по давней привычке, отрывая листок находившейся в его спальне календаря, находил силы прочитывать изречения великих людей. Когда календарь прошлого года подошел к концу, Лев Николаевич решил сам составить выдержки на каждый день из высказываний мыслителей прошлого. Так появился этот сборник, над которым писатель, несмотря на болезнь, работал с большой охотой. Он советовал всем своим знакомым ежедневно прочитывать мысли на данное число, как делал это он сам. В книгу вошли избранные мысли мудрецов всех времен, начиная от античности до XIX века, таких как Эпиктет, Диоген, Марк Аврелий, Сократ, Конфуций, Паскаль, Руссо, Спиноза, Лютер, Вольтер, Достоевский, и многие др. Кроме того, включены цитаты из Библии, Талмуда и других священных писаний, пословицы и поговорки разных народов. «Истины, существующие с древнейших времен и забытые нынешними людьми, которые не знают почему они несчастны. Жаль, что нельзя написать их все здесь, я бы написала все, я бы хотела написать их в своем сердце, чтоб они всегда были со мной, и с ними покой, радость и любовь», - таков отзыв читательницы, написанный в комментариях к книге в Интернете. Лучше не скажешь. Цитата из сборника в подтверждение сказанного: «Если государство управляется на началах разума, то надо стыдиться, если есть бедность и нищета; если же государство управляется не на началах разума, то надо стыдиться богатства и почестей» (Китайская мудрость).

Чулков Георгий Иванович. Императоры: психологические портреты / Чулков Георгий Иванович. - М.: Худож. лит., 1993. - 382 с. - (Забытая книга).

В книге известного поэта, критика, писателя и литературоведа Серебряного века  Г. Чулкова (1879 - 1939) представлены психологические портреты пяти царей, занимавших русский престол в XIX в., от Павла I до Александра III. Это не историческое исследование, а психологические портреты самодержцев. Писателя интересовала прежде всего личность, по праву рождения вознесенная на российский престол и волею судьбы поставленная в эпицентр мировых событий. Автор показывает, как разнилось поведение царственных особ в парадных залах дворца и домашних покоях, их отношения с приближенными министрами от обращения с личными слугами. Одни цари стремились к власти, упивались ею, другие с трудом несли ее бремя. О своем отношении к героям книги Г. Чулков пишет в предисловии к ней: «Я хотел написать портреты пяти царей, которые игрою исторических сил стояли в центре событий, подготовлявших крушение старого порядка. Иные ревнители этого ветхого порядка воображали, что они защищают царское самодержавие, и противопоставляли эту свою идею эгалитарному народовластию. На самом деле никакого самодержавия в петербургский период русской истории не было. Сами цари были игрушкою в руках правящих классов. И романтикам не следует тешить себя напрасно мечтою о «сыновстве» народа и о «царе-батюшке»... В моих рассказах я старался раскрыть эту внутреннюю трагикомедию павшей монархии». Автор описывает царей скорее как живых людей со всеми их слабостями и пороками, а не как исторических персонажей, хотя в книге обозначены и основные вехи их политики. Сегодня мы значительно больше знаем о роли династии Романовых в российской истории, чем в 1927 году, когда была опубликована книга Г. Чулкова. Но его «психологические портреты» по-прежнему интересны, потому что дают свой, особый взгляд на прошлое России и предлагают читателю возможность самостоятельно оценить роль российских самодержцев в отечественной истории.

Шкляревский Александр Алексеевич. Что побудило к убийству? (Рассказы следователя) / Шкляревский Александр Алексеевич. - М: Худож. лит., 1993. - 304с. - (Забытая книга).

 «Уголовный роман» (так в дореволюционной русской литературе называли детектив) почти неизвестен современному читателю. Настоящее издание призвано восполнить этот пробел. У А. А. Шкляревского (1837-1863) была непривычная биография, не соответствующая всеобщему представлению о литераторах. С самого детства и до смерти А. Шкляревский жил в беспросветной нужде. До того, как стать писателем, он поработал дворником на постоялом дворе своей полтавской бабушки (с 7 до 9 лет), наемным писцом в харьковском земском суде, приходским учителем в Воронеже, где впервые начал печатать статьи в газетах А между тем, он был необычайно популярен в 1870-1880-х годах. Первым произведением на уголовные темы стал рассказ «Отпетый», напечатанный в 1866 году и имевший значительный успех. Через три года Шкляревский переселился в Петербург, стал профессиональным литератором и долгое время сотрудничал в газетах и литературно-художественных журналах, едва зарабатывая на хлеб. Публицистка, основанная на отчетах с судебных заседаний, документальная проза о работе следователей были распространенными жанрами во второй половине XIX века, но А. Шкляревский первым предложил художественное произведение, названное им «записками следователя». Современная писателю критика признавала, что он «умеет постоянно поддерживать в читателе интерес к рассказу, фабулу развивает гладко и концы с концами сводит благополучно», но заключала: «он приятный рассказчик «интересных» пустячков, и этим ограничивается вся его литературная миссия». Безысходность, нищенские гонорары за публикацию произведений «низкого жанра», привели писателя к пьянству, болезням и ранней смерти. Главное в книгах А. Шкляревского - не сюжет, не само расследование, а биография преступника, его переживания, причины, приведшие к преступлению. В основе большинства книг - тяжкий жизненный опыт их создателя. Многим своим героям автор подарил свою биографию (причем, часто - преступникам). В сборник вошли романы и повести «Что побудило к убийству?», «Рассказ судебного следователя», «Секретное следствие», «Русский Тичборн». В «Приложении» к изданию даны воспоминания самого автора и его современников. Они помогают читателю представить колоритный облик своеобразного русского литератора, прозванного «русским Габорио» - по имени знаменитого французского писателя Эмиля Габорио, отца детективного жанра. Бывши при жизни активным и плодовитым автором, укоренившим в русской литературе жанр детектива, А. Шкляревский был незаслуженно забыт. Предлагаемая читателю книга является данью памяти «отцу русского детектива» и позволяет познакомиться с лучшими его произведениями.

Использованы материалы сайтов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E1%FB%F2%E0%FF_%EA%ED%E8%E3%E0

Рецензии на книги серии:

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru