Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Год кино

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2015 г. № 503 2016 год объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Основная цель – увеличение выпускаемых в России кинофильмов и продвижение киноискусства в регионы страны, а также привлечение внимания общества к российскому кинематографу.

 

Официальный сайт Года российского кино - 2016

Год кино на телеканале «Культура»

Госфильмфонд России


Цитата дня: 30 декабря, 2016

Для чего живёт человек на земле? Скажите.
Как же так сразу-то? И потом, где живёт? Ежели у нас, в Смоленской губернии — это одно, ежели в Тамбовской губернии — это другое.

Ма тант, не будем устраивать эль скандаль при посторонних!

Сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу. Разум подвластен чувствам. Круг замкнулся. С разума начали, разумом кончили. Вот и выходит, что всё мироздание — это суть игра моего ума. А если вы со мной согласитесь, то и вашего тоже.

Не надо громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника.

Сильвупле, дорогие гости! Сильвупле… Жевупри… авек плезир… Господи прости, от страха все слова повыскакивали.

Понравилось, видать. Молодец…
Хороший человек…
Солонку спёр…
И не побрезговал.

«Формула любви», цитаты из фильма

  • 1918 г. 21 ноября

    Михаил Глузский

    Глузский Михаил Андреевич (21 ноября 1918 – 15 июня 2001), актер.

    Родился в Киеве. Отец Михаила, родом из крестьян, позже стал поэтом и журналистом. В 1922 году после смерти отца семья Глузских переехала в Москву.

    В кружок самодеятельности Михаил попал случайно, но увиденное настолько потрясло воображение мальчика, что он решил записаться в «артисты».

    После окончания школы работал учеником слесаря в мастерских НАТИ, учеником электромонтёра и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга. В том же универмаге работала и мама продавщицей. Михаил занимался в драматическом коллективе при клубе Мосторга, Театре рабочей молодежи (ТРАМ), которым руководил актер мхатовской школы К. Ратомский.

    Желание стать актёром с годами только крепло. Два года подряд Михаил пытался поступить в различные школы, но везде получал отказ. Случайно узнав о дополнительном наборе во вновь созданную Школу киноактёра при киностудии «Мосфильм», поступил туда.  Художественными руководителями школы были М.М. Тарханов и Г.Л. Рошаль, педагогами по мастерству - Н.С. Плотников и В.П. Баталов.

    Окончив школу киноактеров, был зачислен в штатную труппу «Мосфильма».

    В 1940 году был призван в армию, служил при Центральном Театре Советской армии. С началом войны в составе концертных бригад выступал во фронтовых частях.

    С 1946 года по 1995 годы работал в Театре-студии киноактера при Мосфильме, по приглашению в Театре советской военной администрации в Германии, в Современнике и в Театре имени Ермоловой.

    Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в небольших ролях пограничника в комедии «Девушка с характером» и дворового в историческом фильме «Минин и Пожарский» (1939).  

    За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин («Попрыгунья». 1955), Щавель («Ласточка», 1957), Тимофеев («Дожди», 1958), Клячко («Люди и звери», 1961) и многие другие.

    Всего на счету актера более 150 ролей в кино.

    Глузский много работал на радио и телевидении, был мастером дубляжа. Его голосом разговаривает персонаж Луи де Фюнеса, мафиозо Розарио Агро в «Невероятных приключениях итальянцев в России».

    Михаил Андреевич Глузский был профессором ВГИКа. С 1987 по 1998 год руководил двумя мастерскими на актерском отделении ВГИК.

    Михаил Андреевич был секретарём правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР, возглавлял Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию города Москвы.

    Фильмография

  • 1905 г. 19 ноября

    «Собачье сердце»

    «Собачье сердце» (премьера состоялась 19 ноября 1988), художественный фильм.

    Двухсерийный телевизионный фильм, экранизация одноименной повести Михаила Булгакова. В СССР повесть почти 50 лет была запрещена. Легально она разошлась по стране только в 1987 году, после публикации в журнале «Знамя». Картина Бортко не была первой экранизацией повести: в 1976 году вышел одноимённый итало-немецкий фильм. Владимир Бортко рассказывал, что к замыслу экранизации булгаковского произведения его подтолкнул режиссер С. Микаэлян, возглавлявший тогда телевизионное отделение «Ленфильма»: «Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал. Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю, как. Это должно быть черно-белое кино...».

    События фильма разворачиваются в Москве в середине 1920-х годов. Гениальный нейрохирург профессор Филипп Филиппович Преображенский (Е. Евстигнеев) уже много лет занимался исследованием возможностей омоложения человека, а результаты своих опытов с успехом применял на практике. Однажды зимой профессор подобрал на улице бездомную дворнягу, чтобы осуществить давно задуманный им научный эксперимент по пересадке собаке гипофиза и семенных желез человека с целью изучить их влияние на организм. операцию, результаты которой превзошли самые смелые ожидания. Собака начала превращаться в человека, который постепенно стал осознавать себя новой личностью. Неожиданностью стало то, что личность эта унаследовала черты характера и привычки донора органов для пересадки — дебошира и алкоголика Клима Чугункина, убитого в пивной собутыльниками. Очень скоро профессор, увидев, какого монстра он вызвал к жизни, превратив милейшего пса в хама, бездельника и пьяницу Полиграфа Полиграфовича Шарикова (В. Толоконников) — такое имя избрал себе бывший Шарик — горько пожалел о произведенном им эксперименте.

    Сообщение о планирующейся экранизации вызвало ажиотаж среди кинодеятелей. Многие считали, что донести философский смысл булгаковского произведения режиссеру не удастся. Бортко понимал, что залогом успеха картины могли стать точные типажи Преображенского, Борменталя и Шарикова.

    На роль профессора Преображенского пробовались такие маститые актеры, как Л. Броневой, М. Ульянов, Ю. Яковлев, В. Стржельчик. Евгений Евстигнеев оказался настолько органичен в роли Филиппа Филипповича, что эта работа стала одной из лучших в его кинокарьере. Доктором Борменталем могли стать А. Жарков или В. Симонов, но режиссёр отдал предпочтение Б. Плотникову, который в то время находился на волне успеха после дебюта в фильме «Восхождение». На роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова пробовалось более десятка претендентов, в том числе и Н. Караченцов. В. Толоконникова – актера Алматинского русского театра им. Лермонтова – отобрали по актерской фотобазе, которая была на всех крупных студиях. Пёс Карай, сыгравший роль Шарика, в то время состоял на службе в милиции. После удачного дебюта Карай снялся ещё в четырёх картинах.

    Съемки фильма проходили в Ленинграде, и «роль» улиц Москвы, где разворачивается действие, с успехом «сыграли» улицы северной столицы. Сцены в синематографе снимали в кинотеатре «Знамя», при этом, чтобы актеры-зрители смеялись в кадре, на экране демонстрировали комедию Ю. Мамина «Праздник Нептуна».

    Зрители после премьеры «Собачьего сердца» бросались читать повесть, но многих шуток и сцен не находили. Супруги Бортко включили в сценарий и цитаты из рассказов и фельетонов писателя. В фильме присутствуют персонажи и сцены из других произведений Булгакова. Профессор Персиков, которого Преображенский пригласил осмотреть Шарика — герой повести «Роковые яйца», а цирковая прорицательница — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна». Рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа «Самоцветный быт», эпизод со «звездинами» сестер-близняшек Клары и Розы взят из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа «Спиритический сеанс».

    В главных ролях

    • Евгений Евстигнеев — Профессор Преображенский
    • Борис Плотников — Иван Арнольдович Борменталь, доктор, асситент профессора
    • Владимир Толоконников — Полиграф Полиграфович Шариков (пёс Шарик в облике человека)
    • В ролях
    • Нина Русланова — Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора
    • Ольга Мелихова — Зинаида Прокофьевна Бунина, служанка и помощница при операциях
    • Алексей Миронов — Фёдор, швейцар
    • Роман Карцев — Швондер, председатель домкома
    • Анжелика Неволина — Васнецова, машинистка в конторе
    • собака Карай — собака Шарик (озвучивает Владимир Толоконников)

    Съёмочная группа

    • Автор сценария: Наталия Бортко
    • Режиссёр-постановщик: Владимир Бортко
    • Оператор-постановщик: Юрий Шайгарданов
    • Художник-постановщик: Владимир Светозаров
    • Композитор: Владимир Дашкевич
    • Звукооператор: Гарри Беленький
  • 1927 г. 18 ноября

    Эльдар Рязанов

    Рязанов Эльдар (18 ноября 1927 – 30 ноября 2015), кинорежиссер, актер, драматург, сценарист, поэт.

    Родился в г. Самара. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, в 1919 году был комиссаром дивизии. В 1922 году служил разведчиком в Китае, в Персии. Родители Эльдара работали в советском торгпредстве в Тегеране. После рождения сына переехали в Москву. Мать приучила его к чтению, и в классе мальчика прозвали «ходячей энциклопедией». В старших классах мечтал стать писателем, сочинял стихи.

    В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская Г. Козинцева). Среди педагогов Рязанова был и С. Эйзенштейн, оказавший на него большое влияние.

    По окончании обучения попал по распределению на Центральную студию документальных фильмов. В течение пяти лет снимал сюжеты для киножурналов, киноочерки. Одна из работ тех лет – «Остров Сахалин» – была удостоена приза кинофестиваля в Канне (1955).

    В 1955 году перешел на киностудию «Мосфильм», дебютировал на которой (совместно с С. Гуровым) первым советским широкоэкранным фильмом-ревю «Весенние голоса».

    Руководитель киностудии И. Пырьев вынудил Рязанова заняться комедийным кино. Первой работой в этом жанре стала музыкальная комедия «Карнавальная ночь» (1956). Фильм имел огромный успех у публики, получил призы на всесоюзном и международном кинофестивалях. После потрясающего дебюта режиссер стал создавать разнообразные по жанрам комедии — лирическую («Девушка без адреса»), героическую («Гусарская баллада»), бытовую («Зигзаг удачи»), эксцентрическую («Невероятные приключения итальянцев в России»), трагическую («Вокзал на двоих»). Успех картин обеспечивали блестящий подбор актерских ансамблей и оригинальность сюжетов, тонкий юмор диалогов, тексты песен и великолепное музыкальное сопровождение. Каждая новая картина становилась ярким событием в отечественном кино.

    В содружестве со сценаристом Э. Брагинским Рязанов создал более 10 сценариев и пьес. Первой совместной работой стал комедийный детектив «Берегись автомобиля» (1966). Фильмы, снятые Рязановым по произведениям драматурга, создали особый жанр кинематографической комедийной прозы, а персонажи стали символами 1960-1970-х годов.

    С годами в картинах Рязанова всё отчетливее проявляется сатирическая заостренность. Наиболее ярко это проявилось в ленте «Гараж» (1979), где  микроконфликт между членами гаражного кооператива стал зеркалом социальных противоречий.

    В 1980-е режиссер обратился к романтической истории XIX века в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) и к классике — в картине «Жестокий романс» (1984) по пьесе А. Островского «Бесприданница».

    В годы перестройки режиссер создал острые сатирические ленты о том. Его картина «Забытая мелодия для флейты» (1987), снятая в жанре социально-психологической драмы, показала пропасть между жизнью обеспеченных слоев общества и простых людей с их скудным бытом. Первый вариант сценария, написанный в соавторстве с Э. Брагинским еще в 1976 году, не был принят на студии, так как его посчитали слишком критичным.

     Всего Рязанов поставил 24 комедии, был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.

    Последней работой мастера стал ремейк «Карнавальной ночи» — «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (2007).

    В 1979-1985 годах выступал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Он создал более 200 авторских телевизионных программ: «Золотой Остап», «Русский бал в Париже» и другие.

    Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Эльдар Рязанов – автор ряда книг. В 2001-2007 годах был президентом Академии кинематографических наук «Ника». Руководил художественным киноклубом «Эльдар».

    Эльдар Александрович дал путевку в жизнь многим молодым актерам и заново открыл для кино плеяду известных.

    Фильмография

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru