Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Пахомкина Майя Федоровна

Пахомкина Майя Федоровна

Все началось ярким солнечным утром в мае 1964 года. Мне только что исполнилось 25 лет, и я приняла приглашение на работу в Хабаровский политехнический институт. Накануне, после собеседования с завкафедрой марксизма-ленинизма Валентиной Ивановной Сурниной, мы отправились в партком, где состоялся обстоятельный разговор об институте, его проблемах, о будущем.

Несмотря на то, что учебное заведение функционировало уже несколько лет, преподавателей не хватало. Мне предложили читать курс марксистско-ленинской философии. И каково же было мое удивление, когда я предстала перед пятикурсниками, которые не смогли вовремя изучить дисциплину. Хорошо помню лица ребят, настороженные, слегка насмешливые, выжидающие. Это была группа дорожного факультета во главе со старостой, нынешним директором Дальневосточного автодорожного института (ДВАДИ) Аполенаром Ивановичем Ярмолинским. Моя первая учебная группа и мои первые студенты. Восторга от встречи не было. Я, хотя и старалась, но была несобранна, растерянна, а ребята не очень внимательны. И понятно от чего: им предстояла практика и дипломное проектирование. Какая уж тут философия! Что и говорить – я была не удовлетворена, а потом и обескуражена результатами экзамена, в основном сданного на «удовлетворительно», но при наличии и «неудов».

Я не льстила себе и понимала, что знаний, достаточно основательных, которые получила в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, было явно недостаточно. Тем более что пришлось столкнуться и с новым видом деятельности – преподаванием. Было все – переживания, недовольство собой, порой студентами, но не было разочарования. Постепенно зрела уверенность, что это – мое и я справлюсь. Много читала, занималась методикой высшей школы, советовалась с опытными коллегами. Но думаю, больше всего мне помогла особая аура института, атмосфера открытых, добрых взаимоотношений и почти отеческая забота ректора Михаила Павловича Даниловского, по сути, открывшего «зеленую улицу» преподавателям общественных наук (так нас тогда называли). Подбор кадров, которых всегда недоставало, поездки в лучшие вузы страны, «выбивание» мест в ведущие институты повышения квалификации, которые общественники посещали с регулярностью в каждые пять лет, и, конечно, аспирантура. Время настоящего душевного подъема! Я хорошо помню его и еще –радостное желание идти на работу, которое было сродни ощущению праздника. Не знаю, чем объяснить это: молодостью, бьющей через край энергией, маячившими на горизонте перспективами, но жизнь тогда, действительно, полнилась ожиданием чего-то хорошего.

Кафедра, куда я попала, хотя и отличалась сплоченностью, организованностью, представляла собой разноликое целое, она объединяла преподавателей философии, политической экономии и научного коммунизма. К тому же отсутствовали специалисты-философы высокого класса, что затрудняло профессиональное общение и «вхождение» в дисциплину. Единственным реальным выходом были институты повышения квалификации преподавателей общественных наук. Пять или шесть раз я побывала в МГУ и однажды в Ленинградском государственном университете.

Огромное желание знать, глубже разбираться в непростых философских проблемах, овладеть особенностями педагогического мастерства способствовало не только успешному освоению учебной программы. Я посещала лекции известных в стране философов МГУ, МВТУ им. Н. Баумана, педагогических институтов Москвы, института философии, участвовала во всевозможных конференциях и даже симпозиумах, слушала лекции немецких социологов и политологов – все было необычайно интересно, захватывало.

После первой же поездки в ИПК при МГУ в 1967 году я, сдав соответствующие экзамены и реферат, поступила в аспирантуру на кафедру диалектического и исторического материализма гуманитарного факультета МГУ.

Не устану повторяться об особых заслугах М. П. Даниловского в подготовке высококвалифицированных специалистов в трудных условиях становления вуза, о его бережном, заботливом и уважительном отношении к труду гуманитариев. Преподаватели отвечали тем же: они занимали ключевые посты в организации идейно-политической и культурно-воспитательной работы как в институте в целом, так и на факультетах.

Поскольку по своему образованию я была журналистом, то первая же встреча с Михаилом Павловичем Даниловским и секретарем парткома Интерной Ивановной Фишер определила мое «общественное» лицо и статус. Институт в те дни получил право издания собственной газеты, получившей название «За инженерные кадры». Я стала ее первым редактором. Началась работа, нелегкая по двум причинам. Во-первых, я выполняла ее на общественных началах, что при полной нагрузке на кафедре и подготовке к аспирантуре трудно было сочетать. Во-вторых, газета выпускалась на четырех полосах четыре раза в неделю. Делать ее только руками ответственного секретаря и литсотрудника не представлялось возможным.

Первоочередной задачей стало создание редакционного совета – коллектива целеустремленных, любящих свое дело единомышленников. Душой и сердцем редакции стала обаятельная, очень контактная, всегда открытая к общению Анна Артемовна Приходько. Своей активностью, особой энергетикой, стремлением сделать газету интересной, менее всего официальной, более «молодежной», она заражала окружающих. К тому же она была настоящим трудоголиком: приходила рано, уходила гораздо позже окончания рабочего дня. Много писала сама, правила, выискивала интересные темы, учила молодых корреспондентов.

Сложился деятельный коллектив людей заинтересованных и неравнодушных к делам студенчества, института и ее «лица» – газеты. Редакционный совет объединял, как равноправных, преподавателей, студентов и руководителей различных подразделений. Критерий один – увлеченность и глубокое понимание силы печатного слова. Часто на страницах газеты можно было встретить имена первого проректора по учебной работе Николая Прохоровича Парфенова, очень отзывчивого, «легкого» в общении проректора по научной работе Константина Александровича Дарагана, декана механического факультета Бориса Алексеевича Деревянкина, вечно чем-то недовольного и насмешливого. Многие публикации готовили общественники. Так, старший преподаватель кафедры философии Надежда Макаровна Корнева, неугомонная и никогда не унывающая, вела постоянную рубрику «Университет культуры». Серию статей о творчестве известного поэта написал старший преподаватель той же кафедры Марк Вениаминович Масарский, сам того не ожидая внесший переполох: его оценка не совпадала с официальной. «Рецензенты» из крайкома КПСС сделали газете внушение, обвинив выпускающего в «идеологической неадекватности».

И, конечно же, невозможно позабыть студенческих корреспондентов, энтузиастов, истинно преданных газетному делу. Это студенты строительного факультета Борис Кузьмин и Мисин (имя, к сожалению, вылетело из памяти). Они «заказывали» заметки другим и сами могли написать и очерк, и статью, и зарисовку, и юмореску. Часто забегал в редакцию Жора Кузьменко, готовый исполнить любое поручение. Женя Ерофеев с того же строительного факультета увлекался стихами и однажды принес в редакцию стихотворение, которое начиналось так: «Ах, Евгений … Ты же гений». Позже он опубликовал несколько сборников стихов, однако это было всего лишь увлечение. Зато Женя стал известным ученым, директором института и академиком.

Что и говорить, многих увлекала поэзия, в основном лирического плана. Но в памяти запечатлелся образ другого нашего активиста, Саши Воинова из моей первой «проблемной» группы дорожного факультета, который написал быстро распространившуюся и ходившую по рукам поэму «Кому живется весело, вольготно в ХПИ», образец студенческого фольклора. Яркие, искрометные характеристики многих преподавателей, заведующих кафедрами и даже ректора удивляли своей наблюдательностью, проницательностью, остротой ума, веселым, незлобивым юмором. Задав всем один и тот же вопрос, автор пришел к выводу, что весело и вольготно чувствует себя в институте, конечно, студент.

Что нравилось еще? Коллективное обсуждение номеров, особенно праздничных, особенно новогодних. Бурно дискутировали по поводу того, что поставить в номер, как оформить его, какие рисунки и фотографии поместить. Нашим бессменным фотографом и ретушером был заведующий фотолабораторией Виталий Ефимович Зыблев, после – его помощница Ирина Потехина.

Кажется, в 1967 году была введена штатная должность редактора газеты, ею стала А. А. Приходько, я же осталась заместителем редактора, но ненадолго. В том же году меня приняли в аспирантуру, которую я успешно закончила, досрочно написав кандидатскую диссертацию. Тема ее – «Обычай как социальное явление» – оказалась одновременно и простой и сложной из-за теоретической неразработанности проблемы. Имелось много этнографического, культурологического материала, попыток описать «создававшиеся» в те годы новые советские обычаи, но глубокие теоретические обобщения отсутствовали.

И опять – напряженный труд: целые дни (первые два года без выходных и праздников) в научной библиотеке, вечера – за переводами иностранных источников и, конечно же, восполнение дефицита философского образования.

Защитив диссертацию в 1971 году, с новыми силами и творческими задумками я вернулась в институт. Но тут на меня опять «обрушились» общественные дела – десять лет подряд меня избирали членом парткома, ответственным за два больших участка: газету «За инженерные кадры» и организацию политического и экономического образования в институте. Последнее означало организацию работы кружков (низшее звено), семинаров (уровень факультетов) и различных школ, например, молодого лектора, молодого пропагандиста. Главным же направлением являлась систематическая учеба пропагандистов не только институтского, но и районного, городского и даже краевого масштаба.

Изучались в основном актуальные вопросы внутренней и международной политики, экономической жизни страны. Я навсегда осталась благодарной Юрию Петровичу Денисову, Виталию Михайловичу Кордасу, Борису Георгиевичу Корсакову, Виктору Михайловичу Ягодкину, к сожалению, рано ушедшим из жизни преподавателям кафедры научного коммунизма, Владимиру Евгеньевичу Макарову (кафедра экономики и организации промышленности) и другим за их отзывчивость, готовность помочь в любое время и бескорыстно. Лекции, диспуты, семинары, показательные выступления – каких только встреч не было на их пропагандистском пути. Они работали с полной отдачей сил, с огоньком, не скупясь делились своими знаниями, чем снискали глубокое уважение и непререкаемый авторитет. Это были замечательные люди, и судьбе было угодно свести меня с ними.

В систему политпросвещения входила еще одна группа семинаров, изучающих философские проблемы математики (кафедра математики), физики (кафедра физики) и методологические и мировоззренческие проблемы воспитания (химико-технологический факультет, пропагандист Виталий Владимирович Шкутко). Здесь серьезной и обстоятельной была помощь преподавателей кафедры философии Евгения Ивановича Фокина и Николая Ивановича Миронова. Консультантом последнего семинара была я сама.

Сравнивая минувшее и наше время, хочу отметить истинное служение гуманитариев общественному делу, служение без ожидания поощрений и награждений и даже без оглядки на то, что оно занимало львиную долю нашего свободного времени.

Все эти годы кафедра жила чрезвычайно напряженной жизнью. Из нее выделились четыре самостоятельные кафедры общественных наук, в том числе и наша, которая с 1971 года называлась кафедрой философии и научного коммунизма. Ее заведующим стал первый среди нас кандидат философских наук Александр Николаевич Фарафонов. С июля 1975 года кафедра получила название кафедры философии, а с 13 июня 1997 года – кафедры философии и культурологии, каковой и является по сей день.

70-е годы оказались самыми трудными в становлении нашего коллектива как команды единомышленников и профессионалов. На кафедре тогда постоянно действовала школа молодых преподавателей. Несмотря на болезненный недостаток кадров и перманентную текучесть, преподаватели повышали квалификацию, выезжая в центральные вузы страны, готовились к поступлению в аспирантуру. За какие-то 5–7 лет успешно окончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации Софья Спиридоновна Бормотова (Фокина), Надежда Макаровна Корнева, Евгений Иванович Фокин, Николай Петрович Соловьев, Марк Вениаминович Масарский, я, и чуть позже Виктор Павлович Дурин, Валентина Борисовна Стрих, Анатолий Васильевич Бондарь, Владимир Андреевич Уханов.

Всего же за время существования кафедры защитилось более 20 человек, но по тем или иным обстоятельствам многие покинули кафедру, укрепив научный потенциал вузов Хабаровска и Хабаровского края. Дольше всех задержались С. С. Фокина, Е. М. Фокин, А. В. Бондарь, В. А. Уханов, отдавшие Хабаровскому политену лучшие годы своей жизни, опыт и знания.

Софья Спиридоновна Фокина (тогда еще Бормотова) появилась на кафедре вслед за мной, в 1964 году, и прошла тот же путь. После окончания аспирантуры при Институте философии АОН СССР она защитила кандидатскую диссертацию и около 10 лет (с 1980 по 1989 годы) возглавляла кафедру. Она обладала отличными качествами организатора, была спокойна, уравновешена, корректна, уважительно относилась к коллегам и особенно к молодым. Всегда внимательно выслушивала их, помогала, советовала. Отзывчивая, интеллигентная – такой ее помнят и сегодня.

Одним из немногих, кто имел базовое философское образование, был Евгений Иванович Фокин – выпускник философского факультета Ленинградского университета. Он обладал фундаментальными знаниями не только в области философии, но и в естествознании, математике. Его лекции всегда выделялись основательностью, большой информативностью, умением просто рассказывать о сложных вещах. Сегодня Евгений Иванович работает в Академии экономики и права. Он маститый философ, профессор, автор несколько учебников и учебных пособий.

Анатолий Васильевич Бондарь, как и я, – «старожил» кафедры, отдавший ей более 40 лет. Здесь он защитил кандидатскую диссертацию, работает над докторской, выпустил монографию «Социальная философия инжиниринга». По натуре он очень общительный, спортивный человек, беззаветно преданный делу туризма. Он собрал вокруг себя группу таких же любителей активного отдыха – преподавателей и студентов, сплотил в клуб «Горизонт», и более двух десятков лет водит их по благословенным алтайским местам. Они возвращаются каждый раз из походов с незабываемыми впечатлениями, оздоровившиеся телом и сильные духом.

80-е и 90-е годы – годы возмужания кафедры, создания устойчивого коллектива и, конечно, стремительного роста ее научного потенциала. Появляются первые «свои» доктора: защищают докторские диссертации В. А. Уханов и В. Б. Стрих. Я также нашла свою «нишу», долго пустовавшую и никем не востребованную, но очень важную – научно-методическую работу, совершенствование образовательных технологий. Она давно влекла меня и была предметом интересов во время учебы в институтах повышения квалификации. Как губка, впитывала все новое, собирала «изюминки», привозила на кафедру. Но пика эта деятельность достигла в 90-е годы ХХ-го и начале XXI века. Импульсом к тому была перестройка образовательного процесса в высшей школе. Наконец мы смогли уйти от преподавания одной – «правильной» – марксистско-ленинской философии и приобщить студентов к наследию мировой философской мысли.

И опять – напряженная работа, прежде всего над собой, поиски новых форм и методов обсуждения, активизирующих мышление молодых людей. Программ не было, учебников тоже. Наряду с обновлением учебного курса мы стали готовить учебно-методическое и практическое сопровождение курса философии. Создали первое учебно-методическое пособие «Философия: ее история и основные проблемы ХХ века». Очень хорошо помню, как активно обсуждался его проект студентами, которые уже изучили историю философии. К примеру, они предложили вынести в отдельную книгу восточную и русскую философии, поставили вопрос об упрощении текстов и т. д. Первые пособия были написаны мною, позже присоединились В. И. Потапчук, Е. Ю. Потапчук («Русская философия: ведущие проблемы»), Э. О. Леонтьева («Социальная философия»), Е. Н. Фетисова («Эволюция философских представлений о природе»).

В 2005 году вышел философский практикум «Философия: задачи, упражнения, творческие задания, тесты», написанный мною. Он оказался востребованным как преподавателями, так и студентами. Он ориентировал всех, кто изучал философию, на самостоятельный анализ и комментирование философских текстов, решение логических задач, тестовую проверку знаний.

В 2003 году я выступила инициатором создания так называемого «издательского кейса» для студентов заочной формы обучения, в том числе и дистанционной формы обучения. В него вошли «Философия. Учебно-практическое пособие» и «Философский практикум» – совершенно новый тип контрольных заданий для студентов-заочников. Дистанционная форма обучения проходит экспериментальную проверку в учебном пункте города Оха (Сахалинская область).

Все наработки кафедры по дистанционному и заочному отделениям находятся на сайте кафедры и доступны каждому желающему.

Сегодня мы имеем полное учебно-методическое обеспечение курса философии. Но это – лишь вспомогательные средства. Как писал когда-то немецкий философ И. Кант, «научить философии нельзя». Важно «живое» общение преподавателя и студента, выработка навыков мыслительной деятельности, умений выходить за рамки данности, формулировать свои суждения по важным мировоззренческим вопросам. Это чрезвычайно кропотливое занятие, с которым справляются замечательные преподаватели – Галина Ивановна Козлова, Елена Александровна Мельничук, Татьяна Алексеевна Рямова, Елена Юрьевна Потапчук, Наталья Геннадьевна Кулинич и другие. Разнообразные формы проведения практических занятий, подбор оригинальных философских текстов, творческих индивидуальных заданий, обсуждаемых фрагментов художественной литературы, семинары в музеях, посещение соборов – лишь малая толика того, что есть в их арсенале.

Органично дополняют такую работу внеучебные формы: студенческие научные кружки, философские клубы, олимпиады, конкурсы многообразных творческих работ студентов. Много сил и времени отдают этому неистовые педагоги, настоящие наставники юношества Г. И. Козлова и В. В. Грибунин, люди, по-настоящему интересные, знающие, а главное – неравнодушные. Ребята платят им своей привязанностью и уважением. Студентка группы К-31 Оксана Мустивая выразила общее мнение так: «Мне очень нравится здесь: мы общаемся, в непринужденной форме обмениваемся мнениями. Все идет от души, из собственного опыта, благодаря чему чувствуешь себя мудрее, обращаешь внимание на такие мелочи, над которыми раньше и не приходило в голову размышлять».

Традиционными на кафедре стали студенческие философские олимпиады, получившие в последнее время название «Сила разума». С неподдельным азартом и интересом занимается ими, пожалуй, самый молодой, но активный и инициативный преподаватель кафедры Ольга Николаевна Кострюкова. Формы проведения олимпиад каждый год обновляются. В рамках олимпиады предусмотрены и письменные творческие работы студентов. Их направление курирует доцент кафедры Елена Юрьевна Потапчук. Конкурсы проходят по различным номинациям: «Лучшая реферативно-исследовательская работа», «Лучшее философское эссе», «Лучшее литературно-философское произведение», «Лучшее творческое воплощение философских идей» и другие.

Если формирование кафедры как учебно-педагогического коллектива шло хотя и не быстро, но устойчиво, то с научно-исследовательской деятельностью дело обстояло сложнее. Защищаясь, люди все-таки находили места на стороне. Создать коллектив единомышленников в такой ситуации долгое время не представлялось возможным. Да и не было такого человека, вокруг которого «стянулись» бы, сконцентрировались научные интересы многих. Пока в 1999 году не возглавил кафедру только что защитившийся Леонид Ефимович Бляхер – человек необъятной эрудиции, больших научных возможностей, а главное – философски глубоко осмысливающий современные реалии непростой российской действительности. Научно-исследовательская работа оживилась, а после защиты им докторской диссертации забила ключом.

Достаточно сказать, что с того времени и по 2007 год защитили кандидатские диссертации Н. Г. Кулинич, Е. Ю. Потапчук, Э. О. Леонтьева, И. Г. Матвиенко, Т. А. Лидзарь, Е. Н. Фетисова, И. В. Кривцова, Т. Л. Огурцова, В. И. Потапчук. Готова к защите работа О. Н. Кострюковой. Мне кажется, что эти мои коллеги преданы кафедре и связывают с ней свое будущее. В 2007 году состоялась защита докторской диссертации Л. Г. Дьячковой. На завершающем этапе находятся работы Э. О. Леонтьевой и Н. Г. Кулинич. Словом, к настоящему времени кафедра сложилась и как научно-исследовательский коллектив.

Таков более чем 40-летний путь моей кафедры и мой путь беззаветного служения делу высшего образования и воспитания специалистов высокой квалификации. И если меня спросят, выбрала бы я этот нелегкий путь, которым прошла, если бы появилась возможность начать все заново, я, не задумываясь, ответила бы утвердительно.

Хабаровск, 2007 г.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru