Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Пегин Павел Анатольевич

Пегин Павел Анатольевич

В 1981 году, после окончания Мильковской средней школы № 2 на Камчатке передо мной встал вопрос о выборе пути. Мечтал о поступлении в институт. Из выпускников нашей школы ежегодно кто-нибудь обязательно поступал в Хабаровский политехнический институт на строительный факультет. Это было вызвано тем, что профессионалы со строительной специальностью всегда были востребованы. Я же решил поступать на автодорожный факультет – он больше привлекал меня своими дальнейшими возможностями, а большой щит в приемной комиссии автодорожного факультета (АДФ) с фотографиями различных видов мостов определил выбор специальности – «Мосты и тоннели».

Сразу же с первого курса включился в общественную работу. Еще в школе, когда ввели обязательное еженедельное проведение 10–15-минутных политинформаций перед уроками, я был назначен политинформатором. Мне нравилось мое общественное поручение. Раз в неделю нас собирали в сельской библиотеке, где мы просматривали подшивки центральных и областных газет, выбирали наиболее актуальные и интересные материалы, делали по ним рефераты и учились давать краткие сообщения. Там же в библиотеке проходили наши первые информационные выступления, которые обсуждались совместно с учителем обществоведения. От нас требовалось коротко, ясно и емко довести до одноклассников большой объем информации. Наш учитель следил за умением анализировать информационный поток и находить заслуживающий внимания материал. Благодаря этим политинформациям все школьники были в курсе международных, государственных и местных событий.

Таким образом, три года проведения политинформаций в школе пригодились мне в институте уже в период обучения, когда я был назначен за это ответственным. Тогда, в конце 80-х годов, в ХПИ тоже были политинформации, которые проводились не в обязательном, а в добровольном порядке. Если в школе они были в начале урока, то в институте – после занятий, когда уже студенты, изрядно устав от учебы, торопятся домой, чтобы поесть и отдохнуть. Поэтому проведение политинформаций в институте требовало от лектора не только знаний о событиях, но и организаторских способностей. Поверьте, это было нелегко – заставить энергичных молодых людей десять минут слушать сообщения о событиях, которые передавали по всем информационным каналам: радио, телевидению, периодическим изданиям. Студенты, как слушатели, уже значительно отличались от школьной аудитории – они были более осведомленными и информированными. Ежедневных периодических сообщений иногда не хватало, поэтому более полную информацию приходилось искать в периодических изданиях ограниченного тиража, например в «Аргументах и фактах». Для анализа международных событий порой приходилось обращаться к книгам и справочникам. Иногда готовились сообщения по заявкам одногруппников, которые часто искали повод усомниться в правдивости сообщений. Каждый раз приходилось искать верный или, точнее, правдоподобный ответ, так как в этих случаях личное мнение не должно было преобладать над общественным.

Со временем ряд политинформаторов, и меня в том числе, пригласили лекторами в общество «Знание». Работа была на общественных началах. Мы активно выступали с лекциями перед различной аудиторией: рабочими заводов, школьниками, жильцами микрорайонов. Интересное совпадение, сейчас я работаю на одной кафедре с Владимиром Аполенариевичем Ярмолинским, который помнит мое выступление у них в классе.

В институте одним из средств наглядной агитации был «Комсомольский прожектор». Назывался он так потому, что около 99 процентов студентов были комсомольцами, а прожектор, как известно, позволяет увидеть как хорошее, так и плохое, в том числе скрытое от всеобщего внимания. «Комсомольский прожектор» выпускался ежемесячно на каждом факультете. Его появление всегда было знаменательным событием, подойти к стенду, когда он появлялся, можно было с трудом, мы радовались достигнутым результатам в учебе, науке, спорте и, естественно, смеялись над негативными моментами. Наиболее активным автором и художником «Комсомольского прожектора» был студент группы МТ-12 Александр Шевченко.

Несомненно, для нашего института в то время было большой удачей, что институтский комсомол возглавлял Василий Евгеньевич Скорняков. При нем активность комсомольцев была максимальной. Замечу, что Василий Евгеньевич со временем не растерял своей прежней энергии, и с его возвращением в родные стены кардинально изменилась спортивная жизнь в нашем университете.

В начале 80-х годов комитет комсомола ХПИ принял решение о создании институтского студенческого оперативного отряда для поддержания правопорядка в студенческом городке. С этой целью на каждом факультете из числа проживающих в общежитии студентов были сформированы отряды численностью около 10–15 человек. В период с 1983-го по 1984 год членом автодорожного оперотряда был и я. В задачу оперотряда входило поддержание порядка в общежитии в течение всего дня, дежурство с вахтером с 23.00 до 24.00 (с момента прекращения допуска в общежитие до его закрытия), удаление из общежития посторонних лиц, дежурство на дискотеке. Один раз в неделю факультетский оперотряд дежурил по студгородку.

Иногда институтский оперотряд привлекался правоохранительными органами для проведения вечерних и ночных рейдов по Краснофлотскому району, проверок проблемных семей и подростков, участия в оцеплении в период массовых гуляний и празднеств. Оперотряд имел право задержания хулиганов и нарушителей порядка. Если же ими были студенты, то члены оперотряда имели право предварительного дознания с последующей передачей виновного или соответствующих материалов в правоохранительные органы. Ежегодно новые бойцы оперотряда торжественно принимали присягу возле обелиска перед институтом. Эта работа для многих оперотрядовцев послужила трамплином для поступления после окончания института на службу в органы внутренних дел. Например, командир автодорожного оперотряда Сергей Мирсанов, что учился со мной в МТ-11, в последующем работал в ОБХСС в районе им. С. Лазо.

А наиболее яркие воспоминания о студенческих годах, без всякого сомнения, у меня связаны со стройотрядами, в которых мы работали после второго и третьего курса: ССО «Бриг» и ССО «Дорожник». Замечательная встреча произошла у нас, бойцов-стройотрядовцев «Бриг», в Николаевске-на-Амуре с бойцами ССО КАИ – студентами Казанского авиационного института. Встреча двух студенческих отрядов – всегда знаменательное событие, а эта – особенно.

Казанцы оказались компанейскими ребятами, мы быстро подружились и решили провести вместе выходной. Придумали организовать одновременно два праздника: посвящение в бойцы ССО и национальный татарский праздник сабантуй. Проходило все это очень весело и интересно. Посвящение состояло из нескольких этапов. На первом этапе мы изображали рабов. Для этого все бойцы ССО разукрасились тушью в разные цвета, на двоих надели колодки, и в таком виде мы прошли от нашего лагеря через город до реки. На втором этапе мы должны были изобразить трудный путь к свободе. На этот раз нас ждали суровые испытания в виде «полосы препятствий». Сначала надо было пробежать часть пути, где вдоль тропинки стояли казанцы и каждый из них должен был ударить прутом по спине участника посвящения. Затем надо было преодолеть «интеграл» – водное препятствие в виде соответствующего математического знака. А в завершение каждого из нас ждала «суровая» каша, есть которую было совершенно невозможно, но только проглотившего хотя бы ложку освобождали из колодок. Третий этап символизировал очищение от рабства – мы, свободные люди, «очищались» и умывались в реке, получали поздравления и давали клятву бойца ССО. Четвертый этап был праздником освобожденных, объединенным с национальным татарским праздником сабантуй: мы бились мешками с сеном на бревне, парни состязались в борьбе, пели и танцевали у костра.

Необычность и массовость гуляний насторожила местных жителей, и они вызвали милицию для разгона «сатанистов». С представителями правопорядка недоразумение было быстро улажено, и ряд местных жителей даже присоединились к нам. В память о нашей встрече бойцы обоих отрядов обменивались подарками, дарили личные вещи, в том числе студенческие куртки, значки, часы. Но главное – у каждого осталось в памяти то незабываемое лето 1983 года.

Бойцы ССО носили специальную форму защитного цвета. На форме были пришиты соответствующие знаки отличия: спереди на правой стороне – принадлежность ССО к региону и учебному заведению, на левой стороне – аббревиатура «ВССО» (Всесоюзный студенческий строительный отряд). На левый рукав куртки нашивались специально разработанные шевроны с названием и эмблемой отряда. Особым шиком считалось иметь как можно большее количество нашивок, подтверждающих опыт бойца. Такая форма была принята для всех бойцов ССО, что позволяло визуально отличать их от жителей данного района и друг от друга. Кроме этих отличительных элементов были также: значки, ежегодно выдаваемые бойцам ССО за успехи в труде; значки своего учебного заведения – Хабаровского политехнического института; значки в честь особых событий, например – сдачи моста через реку Бурея на БАМе, в которой принимали участие бойцы нашего ССО «Дорожник»; юбилейные значки учебных заведений, например – «50 лет Казанскому авиационному институту»; комсомольские значки – за успехи в труде. Обычно мы старались разделить значки: на правой стороне куртки вешали значки за личные заслуги и достижения, а слева – подаренные значки, как правило, других учебных заведений.

Работа в стройотрядах давала студентам возможность не только заработать, но и увидеть великие стройки страны, например БАМ, познакомиться со студентами других вузов. А самое главное – почувствовать себя не иждивенцами, а активными помощниками и строителями своей любимой Отчизны. Мы строили мосты: бетонировали стыки пролетных строений, откосы, проезжую часть, монтировали ограждения, выполняли кровельные и земляные работы. Иногда работать приходилось по 14–16 часов в сутки. Но и при таком ритме находилось время, чтобы выпускать «Боевые листки» с ежедневным отражением результатов труда, проводить политинформации, устраивать концерты, танцевать, петь под гитару у костра. Безусловно, лучшим гитаристом и певцом в то время на дорожном факультете был Игорь Пугачев, сейчас Игорь Николаевич успешно работает доцентом на кафедре автомобильных дорог (АД).

С целью перевоспитания трудных подростков каждый студенческий отряд брал шефством над одним из них. Шефство заключалось в том, что он работал вместе со студентами в ССО, перенимая опыт работы и культуру отдыха. После окончания работы в ССО бойцы отряда продолжали шефствовать над подростком еще в течение 3–5 лет, приглашая на различные мероприятия и посещая его дом.

Вспоминаю еще такую историю. В 1986 году комитет комсомола ХПИ вел поиск альтернативных форм привлечения студентов к активному досугу. В конце года был предложен план мероприятий на 1987 год, среди которых был обозначен рок-фестиваль. Организацией и проведением первого в Дальневосточном регионе рок-фестиваля занимались я и студентка АД-32 Татьяна Дьяченко. Были приглашены существовавшие в Хабаровске группы. Фестиваль собрал много зрителей. Сюжет о нем показывали по телевидению. Отклики о мероприятии были противоречивые, а мне «влепили» выговор за малокультурных зрителей, которые махали включенными зажигалками и при выходе из зала перевернули почти все стулья. Татьяна обошлась предупреждением.

Говорят, от судьбы не уйдешь. Возможно, работа в нашем институте – моя судьба, так как после его окончания в 1986 году постоянно к нему возвращался: один год работал в комитете ВЛКСМ института, потом ушел в строительную организацию и как прораб строил дом для преподавателей института, позже учился на заочном факультете по специальности «Юриспруденция». В 2000 году директор Дальневосточного автодорожного института ХГТУ Аполенар Иванович Ярмолинский пригласил меня на кафедру АД. Предложение принял, так как было желание передать накопленный производственный опыт студентам. Защитил кандидатскую диссертацию. С интересом работаю с преподавателями, которые меня учили: Аполенаром Ивановичем Ярмолинским, Владимиром Ивановичем Кулишом, Юрием Степановичем Глибовицким, Игорем Юрьевичем Белуцким, Андреем Егоровичем Казариновым, Виктором Владимировичем Лопашуком и многими другими. При этом и сам перенимаю от них умение вести занятия, писать научные статьи, проводить научные опыты и эксперименты.

Теперь мы коллеги и вместе учим новое поколение инженеров-дорожников.

Хабаровск, 2007 г.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru