Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
05 апреля 2020, Воскресенье Обычная версия сайта

Сергей Иванченко: «Роль регионов в подготовке профессиональных кадров усилится»

Опережающее развития Дальнего Востока тесно взаимосвязано с образовательной и молодежной политикой, считает депутат Законодательной думы Хабаровского края, член двух постоянных комитетов (по промышленности, предпринимательства и инфраструктуры, а также по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике), ректор ТОГУ Сергей Иванченко.

По его словам, проводить в жизнь планы по промышленной модернизации региона предстоит молодежи, задача власти — создать для этого условия.

— Сергей Николаевич, какие инициативы, предпринятые думой нового созыва, вы считаете наиболее важными для молодых поколений?

— Я бы выделил два документа, которые приняла краевая дума, и которые связаны как с вопросами закрепления молодежи в регионе, так и с ее профессиональным, личностным развитием. Это законопроект «О молодежи и молодежной политике» и законопроект «О развитии индустриальных парков».

Первый документ для нас, дальневосточников, особенно важен, мы должны определиться — как нам здесь работать с молодежью, как остановить ее отток. Хотя у нас в крае комитет по молодежной политике существовал еще со времен развала комсомола, и в безвоздушном пространстве мы не работали. Следующая задача — создать вокруг нашего закона пакет подзаконных актов, нормативных документов.

Что касается индустриальных парков — то это важнейший инструмент как развития экономики края, так и его системы образования, профориентации, закрепления молодых кадров. Кроме молодежи — ну кто еще будет осваивать Дальний Восток? Время пришло.

— В крае создаются территории опережающего развития, портовая зона. Но нам по-прежнему не хватает инженерных и рабочих кадров. У региона есть рычаги, чтобы изменить ситуацию?

— За последние годы сделан очень существенный разворот в область среднеспециального образования, создается аналогичная вузовской система уровневого образования, которая включает начальную профессиональную и среднеспециальную ступени. Действия, предпринимаемые правительством России, говорят о дальнейшем усилении этого сегмента. Прежняя модель, когда 90% выпускников школ поступали в вузы, уже не актуальна.

Роль регионов в подготовке профессиональных кадров, наоборот, усилится. Федеральное правительство готовит пакет поправок в закон об образовании, в бюджетный кодекс, согласно которым система высшего образования сможет на конкурсной и грантовой основе финансироваться из региональных бюджетов. Тем самым у края появляется механизм госзаказа, подготовки кадров по определенным направлениям через систему высшего профессионального образования.

Но сколько нам нужно инженеров и какие нужны? Никто вам на этот вопрос не ответит. Из курса истории вы, должно быть, помните, что в Советском Союзе группа товаров «А» — то есть, станки, оборудование, конструкционные материалы, занимала 75% от общего производства, группа товаров «Б», товары потребления, — 25%. Соответственно, три четверти специалистов система образования готовила для тяжелой промышленности, а для сервиса, социальной инфраструктуры — всего четверть. Если вы посмотрите на европейскую, американскую системы образования — у них с точностью до наоборот, 70-75% выпуска специалистов — это юриспруденция, экономика, сервис.

В кампанию ЕГЭ-2015 в среднем по России 22% школьников записались на экзамен по физике, 40% — на профильный экзамен по математике. Много это или мало? Никто пока не знает. 12 июля Минтруд и Миннауки утвердили методику расчёта потребности субъектов федерации в инженерно-технических кадрах. И когда эта программа заработает, мы увидим, сколько и какие кадры нужны каждому региону. И тогда мы с вами скажем о тех 22% школьников, которые сдают физику — достаточно их или нет. Вузам этого, разумеется, недостаточно — мы хотим, чтобы был конкурс и мы могли отбирать лучших. А сейчас конкурса нет, вот в этом проблема.

— Как вы оцениваете губернаторскую инициативу по выплате стипендий в размере 50 тыс. рублей выпускникам-стобалльникам, которые продолжат учету в вузах края?

— Это очень хорошее начинание, ведь мы патриоты своего края, и хотим, чтобы лучшие выпускники школ могли получать достойное образование, жить и работать здесь. Конечно, некоторые ребята, которые, получив губернаторский сертификат и отучившись в каком-нибудь из наших вузов, все равно уедут. Мне кажется, нужно отработать еще одну программу, чтобы школьники, которые уехали в другой город и поступили в другой вуз обучались за счет края и отработали на местных предприятиях. Разумеется, это должно быть гарантированное рабочее место с достойным заработком. Хабаровскому краю удалось сохранить инженерное образование, это несомненный плюс, но ведь самое главное — чтобы выпускники были востребованными!

— И у нашей молодежи правда есть перспективы в Хабаровском крае?

Перспективы есть, и проекты, куда можно приложить силы, есть. Самое главное, что региональные власти видят как использовать систему профессионального образования. В этом году у нас пройдет Второй Дальневосточный инженерный конгресс. Теперь перед нами стоят уже практические задачи — какие кадры и направления их подготовки нам нужно создавать, как работать непосредственно с ТОСЭРами. Причем в рамках второго конгресса губернатор предложил организовать выездное заседание Союза ректоров России. Задача в том, чтобы подтянуть сюда ведущие вузы, показать проблематику и обсудить программу развития Дальнего Востока, создания ТОСЭР. Не всех специалистов можно подготовить в регионе, но можно развивать сетевое образование, формировать целевой заказ в центральных вузах страны.

Мне кажется это очень важная задача, которую мы будем решать вместе с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ДФО, министерством по развитию Дальнего Востока и правительством Хабаровского края. Сейчас в Минвостокразвития формируется агентство по развитию человеческого капитала, в дальнейшем эта структура будет заниматься вопросами прогнозирования, подготовки кадров, работать с субъектами, с советом ректоров.

Еще один проект в сфере образования и молодежной политики связан с приходом на должность заместителя полномочного представителя Президента РФ в ДФО Владимира Солодова. Речь о глобальном образовании. Владимир Солодов до этого назначения был заместителем директора АСИ, и его группа разрабатывала госпрограмму «Глобальное образование». Она предусматривает обучение граждан России, поступивших в один из ведущих зарубежных университетов за госсчет, после чего выпускники должны отработать на российских предприятиях. И мы обсуждали с полпредством, есть ли возможность запустить аналогичный проект для Дальнего Востока.

Задач много, нужно их решать. Причем перечень направлений, которые будут реализовываться в ТОРах, весьма широк, потребуется большое количество рабочих кадров, кадров высшей квалификации. И властям, и образовательным организациям края предстоит немало работы.

8r135- Коммерсант.pdf скачать (2.0 МБ)

Вадим Пасмурцев.

(газета «Коммерсантъ» от 30.07.15г.) Пресс-центр ТОГУ.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru