21 августа 2017, Понедельник Обычная версия сайта

Институт кураторства ТОГУ: миссия, возможности, ответственность.

После окончания школы перед молодым человеком и его родителями встает вопрос «Куда же поступать?». Многие абитуриенты выбирают учебные заведения, расположенные в другом городе, иногда очень далеко от родного дома. Первые месяцы самостоятельной жизни зачастую бывают сложными для студентов, впервые в жизни оставшихся без родительской опеки. Родители думают, как контролировать свое чадо, которое будет находиться за тысячи километров от них. К счастью, с этим родителям помогут справиться кураторы университета. Об этой нелегкой и важной должности читайте в интервью директора Педагогического института ТОГУ по учебно-воспитательной и социальной работе Светлана Екимова.

– Светлана Григорьевна, кто же такие кураторы?

– Институт кураторства – такое же древнее понятие, как само институциональное начало. Куратор в переводе с латыни – попечитель. Еще при учреждении Московского университета в 1775 году были поставлены два куратора в качестве защитников и ходатаев учебного заведения перед верховной властью. Первый официальный документ российской высшей школы, посвященный кураторской работе, был издан в 1903 году Николаем II. Это была инструкция для кураторов Томского технологического института «Положение о кураторстве». В инструкции говорилось, что «…кураторы служат посредниками между советом института и студентами, являются руководителями студентов, ходатаями перед академическими органами об их заявленных нуждах и созданы для удовлетворения духовных и материальных потребностей молодых людей». С тех пор практически ничего не изменилось – мы по-прежнему нужны, чтобы поддерживать студента и помогать ему адаптироваться к новым условиям обучения в вузе. Стоит отметить, что в ТОГУ на сегодняшний день работает 141 куратор.

– Получается, что куратор – ключевое звено в работе по адаптации студентов-первокурсников к новой воспитательно-образовательной среде?

– Да, ведь первокурснику и его родителям важно знать, что на протяжении всего первого года обучения в университете рядом будет человек, к которому можно обратиться за помощью и советом, позвонить или написать. Ребятам важно знать, что в вузе есть тот, кто их выслушает, подскажет и посоветует, к кому можно обратиться дальше для решения проблемы. Либо куратор сам примет участие в решении спорного вопроса или ситуации, при этом все останется конфиденциальным.

Во-вторых, согласитесь, программа вуза очень отличается от школьной. Здесь не спрашивают каждый день, и создается иллюзия, что можно дать себе послабление, а то и вовсе не посещать занятия. Именно поэтому очень важно, чтобы рядом с первокурсником был человек, который не хуже родителей будет заботиться об их благополучии, об успеваемости! Это особенно важно для ребят, которые приехали поступать из городов, далеких от Хабаровска и даже Хабаровского края. Ведь такие студенты больше остальных проводят время в общежитии. Поездка домой, к примеру, на зимние каникулы, стоит очень дорого, поэтому ребята уезжают к семье только летом. В задачи кураторов входит не только оказание помощи в учебе и решении возникающих проблем, но и в организации досуга, поддержка работы студенческого актива, распределение групповых поручений, проведение групповых и университетских мероприятий.

– Как строится взаимодействие студента с куратором?

– Форматы самые разные. У нас есть множество примеров, когда кураторы начинают свою работу с того, что организовывают чаепитие с группой. Таким образом они не просто знакомятся, но и начинают деловой разговор. У нас есть замечательный преподаватель с большим педагогическим и кураторским опытом – Светлана Алексеевна Золотарева. Ее подход к детям, как наставника, можно сравнить с материнским. Она напечет пирожков, и студенты за чашкой чая начинают осваивать азы экономики: «Ваша первая стипендия потрачена на что? А родителям вы что-нибудь купили в гостинец с первой стипендии? А хватает ли денег дожить до следующей стипендии? Хватает ли нормально питаться? На чем и как можно сэкономить и какие блюда студентам, проживающим в общежитии, нужно приготовить, чтобы не остаться голодными». Такие «посиделки» или по-другому – кураторские часы – включены в расписание и проводятся раз в неделю. И от того, насколько неформально куратор может организовать свою работу, зависит доверие и расположение студентов. Задача куратора – не только познакомиться со студентами, но и провести анкету, заполнить дневник куратора, в котором будет зафиксирована информация о каждом: подробности о семье, увлечения, все контакты с родителями или опекунами для связи.

Очень напоминает работу классного руководителя в школе. Так в чем же все-таки отличие?

– Да, вы правы, есть нечто схожее. Однако между ними существует значительная разница. Студент отличается от школьника, а значит и работа с ним проходит иными методами. Это совершенно иной возраст со своими психологическими особенностями и возрастными интересами.  К нам приходят ребята 17–18 лет, уже достаточно взрослые и самостоятельные. За ними уже нельзя следить, как за подростками. У них есть право на принятие собственных решений, право на самоопределение. Все-таки школьник есть школьник – он зависим от родителей, в том числе и в материальном плане, он строго должен выполнять определенные требования школьной программы, не имеет такой свободы, как студент. В школе идет процесс становления личности, к нам же ребята приходят уже сформированными, а значит, их нельзя перевоспитать. Но помочь, подсказать, направить в нужное русло – возможно.

Куратором не рождаются – куратором становятся. Как научить преподавателя быть куратором?

– Знаете, для бывшего гуманитарного университета, сейчас для Педагогического института ТОГУ, такая задача особо не стояла. У нас сформирована мощная педагогическая школа. Сегодня, объединившись с Тихоокеанским государственным университетом, мы в силах помочь коллегам постичь азы педагогического мастерства и поделиться опытом работы кураторов. Мы понимаем, что людям технической специальности сложнее: другая логика мышления, нехватка психолого-педагогических знаний. Мы активно выстраиваем диалог с преподавателями всех факультетов вуза. Обратная связь показывает, что у наших коллег есть потребность узнать больше из области педагогики, психологии и конфликтологии. В марте 2017 г. планируем провести курсы кураторов, где преподаватели смогут пополнить свои знания в области педагогики, психологии.  Кроме того, на этих курсах преподаватели смогут научиться методикам работы с «профессиональным выгоранием». Занятия предполагают не только теоретическую, но и практическую направленность – наряду с лекциями будут проводиться тренинги, мастер-классы, «мозговые штурмы».

То есть в университете сформирован некий институт кураторства?

– В 90-е годы во многих вузах страны убрали систему кураторов. К нашей радости, мы, несмотря на самые разные сложности, от наставнического движения не отказались, и я считаю это огромным достижением. В 2012 году мы выиграли тендер, и бывшему Дальневосточному государственному гуманитарному университету разрешили проводить курсы кураторского мастерства для всей России. У нас обучались педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Участники курсов оставили замечательные отзывы. Сегодня мы вновь выступаем в качестве экспертов, поскольку система обучения кураторов вновь стала востребованной. Зачем отправлять преподавателей в центральные регионы на курсы, когда здесь, в своем университете, есть все ресурсы и возможности.

Как вы считаете, что должно стать итогом эффективной работы куратора?

– Создание сплоченной группы единомышленников, объединенных общей целью, понимающих и поддерживающих друг друга, работающих на результат не единолично, а сообща и несущих ответственность за то, что делают. Поэтому понятие «коллектив» не упадет к нам с неба. Его нужно создать, построить совместными действиями и усилиями. Нет дела – нет коллектива. Поэтому важно, чтобы куратор был заинтересован в группе, в студентах, в работе с ними, тогда результатом станет малый отсев и достаточно дружная сплоченная группа.  Иначе роль куратора не будет ощущаться. Очень здорово, когда ребятам после выпуска хочется увидеться с бывшими одногруппниками и преподавателями.

Светлана Григорьевна, что бы вы хотели сказать студентам от лица кураторов?

– Ребята, мы вас любим! Мы работаем вместе с вами, для вас и для того, чтобы все сложилось в вашей жизни, и вы стали настоящими профессионалами своего дела. Ведь то, какими людьми вы станете в конце обучения, зависит, в том числе, и от нас. Уважаемые родители, знайте: в первый год обучения мы поддержим ваших детей, направим и будем с вами на связи!

Беседовали: Яна Пестова, Алексей Завгорудько.

Фотография Кристины Шаховой. Пресс-центр ТОГУ.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru