25 апреля 2017, Вторник Обычная версия сайта

"Строительство – отрасль, которая никогда не умрет"

О проблемах и задачах Инженерно-строительного института ТОГУ (созданного на базе одноименного факультета) подробно рассказал его директор профессор Игорь Пугачев.

– Игорь Николаевич, в университете раньше был факультет, а теперь целый Инженерно-строительный институт. С чем связано это изменение? И каким содержанием будет наполняться новая структура?

– Это веление времени, сегодня во многих университетах происходит трансформация образовательных форм – факультеты превращаются в институты. Функции этих подразделений схожи, отличия состоят только в финансовой ответственности. Положение о факультете не предусматривает ответственности его руководителя за уровень з/п его сотрудников. Высшее руководство (ректорат) напрямую отвечает за то, чтобы все структурные подразделения и их сотрудники были обеспечены необходимым уровнем зарплаты и, соответственно, работой. Теперь вся полнота ответственности ложится на директора института. Поэтому решение о том, какое количество сотрудников будет задействовано в том или ином структурном подразделении – кафедре, лаборатории, – решается на этом уровне, в увязке с финансовым положением университета. Эта ответственность и определяет задачи перед руководством. В этом основная разница.

Количество структурных подразделений после реформирования осталось прежним – на сегодняшний день у нас четыре кафедры, три из которых крупные. Кафедра «Автомобильные дороги» вобрала в себя бывшие кафедры «Мосты и тоннели» и «Строительные материалы». Сегодня это – большой коллектив, возглавляемый доктором технических наук, профессором Аполенаром Ивановичем Ярмолинским. Бывшая кафедра «Строительные конструкции» теперь называется «Промышленное и гражданское строительство», она вобрала в себя три кафедры: «Строительные конструкции», «Строительное производство», «Механика деформируемого твердого тела». Возглавляет ее кандидат технических наук, доцент Николай Егорович Медведев. В состав еще одной крупной кафедры – «Инженерные системы и техносферная безопасность» – вошли кафедры: «Гидравлики и водоснаюжения» и «Теплоснабжение и вентиляция». Кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Михаил Николаевич Шевцов. Четвертой кафедрой: «Геодезия и землеустройство» заведует кандидат технических наук, доцент Алла Владимировна Вдовенко.

Наш институт представляет собой образовательный центр, выпускающий специалистов для всех направлений строительной отрасли.

– Насколько сегодня востребованы инженерно-строительные специальности?

– Это самый сложный вопрос, который нам постоянно приходится решать. Экономическая ситуация в стране проецируется на ситуацию в регионе и на финансовое состояние университета. Продолжая готовить специалистов, бакалавров, магистров по той же системе, что и десять-двадцать лет назад, мы понимаем: она стала неустойчивой. Это связано с тем, что прежняя система государственных предприятий разрушена. Сегодня стратегические партнеры вуза – крупные бизнес-организации, у которых новые интересы. Для того, чтобы развиваться и получать новую прибыль, им необходимы новые производства и новые специалисты. В этих условиях должна эффективно работать, решать острые вопросы, прежде всего, система, обладающая полным комплексом заявок от всех предприятий. Это уровень, как минимум Министерства строительства Хабаровского края. На данный момент такой системы нет. Поэтому, с учетом динамичного развития края, тяжело понять, что будет происходить даже через пять лет.

Мы сами задумались об этих проблемах. 1 марта на расширенном заседании общественного совета при Министерстве строительства решался вопрос о необходимости создания центра компетенции, позволяющего обеспечивать строительную отрасль в научно-техническом и кадровом отношении. Создавая его, мы берем на себя обязательства по работе со всеми предприятиями, которые так или иначе связаны со строительной отраслью. Одной из задач центра будет определение необходимого количества кадров на разную временную перспективу. Это будет нужно, поскольку у развивающихся сейчас ТОСЭР появляются новые резиденты, создаются новые производства, которые требуют все новых специалистов. Для этого будут открываться новые направления бакалавриата, магистратуры и профили уже открытых направлений.

– Насколько сами студенты заинтересованы в поступлении на эту специальность? Какие у них в будущем перспективы?

– Сегодня видно, что строительная отрасль на подъеме. Мы оцениваем это по растущим микрорайонам, объектам точечной застройки, по центру Хабаровска. Если изучить генеральный план города, можно увидеть, насколько широко будет продолжаться строительство. Несмотря на разную экономическую ситуацию и спрос, рынок недвижимости востребован всегда. Поступающие в Инженерно-строительный институт абитуриенты уже ориентированы на это. Самое сложное для них – сдача ЕГЭ, потому что очень мало ребят выбирает экзамен по физике. А на инженерное направление без физики и математики поступить невозможно.

Самое большое количество бюджетных мест в крае на это направление выделено ТОГУ. Поэтому все желающие, кто сдал физику и пришел к нам, как правило, поступают на бюджетные места. Это снимает огромную финансовую нагрузку с родителей абитуриента. Важно правильно сориентироваться, не бояться сдавать физику, набирать минимально необходимое количество баллов и гарантированно поступать на бюджетное место. В ТОГУ только на профилях по направлению «Строительство» около ста бюджетных мест. При поступлении абитуриент высказывает свои пожелания, на какой профиль бы хотел поступить, и при максимальном количестве желающих мы открываем эти группы.

Мы всегда запрашиваем максимальное количество бюджетных мест, но, кроме ТОГУ, образовательный процесс по данному направлению ведут ДВГУПС, КнАГТУ, ДВФУ и другие университеты. Министерство образования и науки России, выделяя контрольные цифры, выделяет их на регион, а уже Министерство образования Хабаровского края распределяет их в существующих пропорциях. Но факт в том, что максимальным количеством мест на технические специальности располагает ТОГУ.

– Какие направления обучения в основном выбирают поступающие?

– В основном – это около 50% поступающих – идут на «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС). Другие профили (теплоснабжение, вентиляция, мосты, строительные материалы) также востребованы у абитуриентов и их родителей. Но они «штучные», и мы готовим по одной группе (по 10–13 человек) – в количестве, востребованном производством и бизнесом. Еще в период учебы студенты этих групп уже работают по специальности и получают зарплату. При этом необходимо понимать, что учиться на этом направлении сложно, там много курсовых проектов. Однако студенты выходят хорошими специалистами, которых не нужно доучивать, о чем знает бизнес и принимает их на работу.

– Почему абитуриенту стоит поступать именно в ТОГУ?

– Наш вуз предоставляет возможность всех форм и уровней образования, в числе которых: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Не все университеты могут этим похвастаться. Мы ведем целевую подготовку конкретных специалистов, она составляет 15% от всех поступающих. Словом, наш вуз предоставляет абитуриентам и студентам массу возможностей, несоизмеримых с возможностями других университетов региона, возможно, за исключением ДВФУ. Но и с ним мы можем во многом соперничать. Речь идет о научной, творческой, спортивной деятельности. Время, проведенное в ТОГУ, для человека, имеющего активную жизненную позицию, пролетит быстро, с пользой и запомнится надолго.

– На какие вопросы себе должен ответить абитуриент, чтобы точно решить, что строительная отрасль для него?

– Для начала это понимание уровня заработной платы. Оканчивая вуз, человек рассчитывает, что будет достаточно зарабатывать. И на любом строительном направлении зарплата составляет 60 до 150 тысяч рублей уже на начальном этапе.

Строительство – отрасль, которая никогда не умрет. Потребность в жилье, промышленных и культурных зданиях, в дорогах, объектах нефтегазового комплекса была, есть и будет всегда. Это отрасль, которая имеет огромнейшие перспективы, особенно на Дальнем Востоке. Кстати, и в связи с выделением «дальневосточных гектаров».

– А как студенты задействованы в реализации проекта по безопасности дорожного движения, о котором неоднократно сообщали хабаровские СМИ?

– Они уже задействованы. Что касается безопасности дорожного движения, мы разработали ее концепцию для Хабаровского края до 2025 года. В ней прописаны все основные задачи. Первый акцент – серьезное изменение в подходе к структуре участников безопасного дорожного движения. Сегодня это ключевые министерства и предприятия общественного транспорта. На самом же деле сюда входит и огромное число других предприятий: это и станции техобслуживания (СТО), и страховые организации, и предприятия, где транспортная деятельность не является основной, а также частные водители. В концепции мы четко структурировали предприятия на всех уровнях, прописали их функции и поставили под контроль единого центра безопасности дорожного движения. Центр призван давать конкретные рекомендации каждому предприятию и получать информацию для контроля за выполнением этих поручений. Для этого необходимо создание интеллектуальной системы управления, которая свяжет всех в on-line режиме и в различных ситуациях, возникающих на дорогах, будет принимать рациональные решения.

Второй аспект концепции заключается в самом создании этой интеллектуальной системы. Это очень сложная вещь, имеющая огромное количество блоков. Это и уже имеющиеся элементы подсистем: фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, норм весогабаритного контроля, технические средства позиционирования и мониторинга автомобиля в on-line режиме, передачи этой информации, а также средства контроля за состоянием дорожной сети. На сегодняшний день этого еще нет нигде в России. Сегодня в крае объявлен тендер на эту работу, и в ближайшие годы будет создана «Интеллектуальная система управления дорожно-транспортным комплексом Хабаровского края».

Нами также создана программа безопасности дорожного движения. В ней прописаны все мероприятия для разных групп участников, причем со сроками их выполнения и с необходимым финансированием. Для создания концепции было привлечено около шестидесяти студентов ТОГУ.

Была проведена большая работа и в рамках модернизации системы общественного транспорта Хабаровска. Нами разработана структура, позволяющая сделать более безопасным дорожное движение: за счет создания и сохранения четкого расписания и интервалов движения транспортных средств, снижения дублирования маршрутов. Также предложено введение транспортной карты, позволяющей снять социальную напряженность за счет возможности экономии при оплате за проезд. В этой работе тоже принимали участие студенты ТОГУ. Причем кроме профессионального опыта, они получили и оплату за свою работу. Так что студенты участвуют во многих проектах: например, ведут мониторинг на ключевых перекрестках, собирают информацию об интенсивности движения во всех направлениях, обрабатывают эти материалы, составляют математические модели, работают с компьютерными программами.

– Кто в этих проектах выступает вашими партнерами? И как в них участвует Центр космических технологий ТОГУ?

– В числе партнеров внутри вуза – администрация ТОГУ, все профильные кафедры университета. В числе внешних – все ключевые министерства Хабаровского края: строительства, транспорта и промышленности, образования, социально-экономического развития, финансов. А также – администрации городов края и других муниципальных образований.

Центр космических технологий играет ключевую роль. Это – центральная площадка, на которой можно собрать любых специалистов по любой тематике. Он является своеобразным офисом, в котором появляется проект, вокруг которого объединяются самые разные люди самых разных специальностей и направлений.

– Помимо высококвалифицированных специалистов, какую техническую базу имеет вуз для реализации перспективных проектов?

– У нас создано два крупных подразделения: центр сейсмостойкого строительства и единственный на Дальнем Востоке аккредитованный на федеральном уровне – сертификационный центр строительных материалов, в котором 12 лабораторий с современным оборудованием.

– Расскажите, пожалуйста, и о вашем инновационном центре.

– Государство должно иметь полную информацию о деятельности строительной отрасли. Московский государственный строительный университет является головным в этом отношении, «законодателем моды», им была инициирована подготовка доклада на Государственный совет РФ по вопросам строительного производства. По результатам прошедшего совета было принято решение о создании инновационного центра строительства на базе МГСУ, а в регионах – о создании филиалов для сопровождения любых начинаний на существующих предприятиях строительной отрасли. Сегодня эта смычка между производством и наукой существует за счет личных контактов. Пока нет понимания, что именно в университете есть центр сопровождения, куда можно обратиться и получить всю необходимую информацию. В любом производстве имеются какие-то проблемы, решить их самим сложно по разным причинам: из-за отсутствия специалистов, специализированных лабораторий, из-за непонимания, как это можно сделать. Инновационный центр позволит решить эти проблемы, предлагая инновационные решения и проекты, готовя кадры для конкретного предприятия. На базе ТОГУ будет создан пилотный проект инновационного центра. Далее наш опыт будет транслироваться на другие российские регионы. Но пока это в стадии обсуждения.

– Какие преимущества получит ТОГУ благодаря всем упомянутым вами проектам?

– Полный доступ к отраслевой информации, в том числе о том, какое количество необходимо специалистов и на какую перспективу. Мы рассчитываем на рост научной составляющей нашей работы, когда бизнес будет финансировать решение своих проблем на базе наших научных школ. Все это поспособствует развитию научно-технического и производственного потенциала региона в целом.

– И вопрос напоследок… Профессия инженера-строителя считается преимущественно мужской. Как много девушек учится на этой специальности в ТОГУ, насколько успешно они строят свою профессиональную карьеру после получения диплома?

– Обычно девушек и парней на курсах примерно равное количество. Но на некоторых девушек даже больше половины. Строительная отрасль – это в том числе и проектирование, преимущественно девушки находят себя в этом направлении. Нередко они работают и в административно-управленческих структурах, даже в руководстве крупных предприятий. Порой даже встречаются мастера–дорожницы, которые выезжают и на долгие вахты.

Беседовали: Кристина Шахова, Кирилл Зельцер.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru