15 декабря 2017, Пятница Обычная версия сайта

Третье высшее образование в ТОГУ

Почему люди не останавливаются на получении одной специальности, и какие преимущества имеют второе и третье высшие образования, читайте в новом номере журнала о жизни вуза «Мой университет».

В 2011 году я поступила в Тихоокеанский государственный университет для получения высшего образования по направлению подготовки «Журналистика». Тогда я, девочка, приехавшая в большой город из маленького сахалинского поселка, была невероятно счастлива, ведь первый важный шаг на пути к мечте – освоению профессии журналиста – был сделан. Два следующих года я была полностью уверена в своем выборе. Однако, летом 2013 года желание получить дополнительное образование по специальности «Юриспруденция» привело меня в деканат Факультета ускоренного и параллельного обучения ТОГУ.

Так, в 2015 году я стала бакалавром журналистики, а в 2016 – бакалавром юриспруденции. Иногда становится не по себе от того, как интересно и быстро меняются решения и рушатся планы. В 2011 году была уверена, что стану либо журналистом, либо никем, а сейчас учусь в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» и закрепляю теоретические знания, практикуясь в юридической фирме. (Хотя и продолжаю иногда с удовольствием писать для СМИ, свидетельство чему – этот мой материал).

Казалось бы, все очень просто: учись в магистратуре, набирайся опыта на практике, становись профессионалом своего дела. На самом деле после получения двух высших образований понимать себя и свои желания в отношении профессиональной деятельности стало сложнее. Процесс обучения занимает длительное время, поэтому, естественно, что к моменту его окончания ты уже не сильно похож на того человека, каким был в период абитуриентства. Новые знания, опыт помогают лучше понять себя, особенности характера, положительные и отрицательные качества, интересы. Возможно, такое осознание является одной из причин того, почему выпускники вузов не всегда стремятся к работе по выбранной для обучения специальности.

Выбрав для подготовки дипломной работы по направлению «Юриспруденция» тему «Психологические приемы тактики допроса в уголовном процессе», я вдруг осознала, что интерес к психологии, который появился еще в старших классах школы, с каждым годом становится сильнее. Стало грустно от того, что такое осознание не пришло раньше и от того, что нельзя перемотать время и изменить выбор. «Все, что ни делается, делается к лучшему», – пыталась утешать себя я. А еще долго пыталась смириться с тем, что уже ничего нельзя исправить.

Но в один прекрасный момент моя подруга и сокурсница по учебе в ТОГУ (и на журналистике, и на юриспруденции) рассказала о существовании Дальневосточного института психологии и психоанализа. На сайте ДВИПиП я узнала, что там возможно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Теория и практика психологического консультирования». Программа переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида деятельности, приобретение новой квалификации. Особенностью диплома о профессиональной переподготовке является то, что дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.

Многие знакомые не поняли моего нового выбора. Но я решила не обращать на это внимания и получить еще одно, дополнительное образование. Период обучения по выбранному мною курсу составляет один год, занятия начались в октябре. В каждом месяце группа посещает два семичасовых занятия, на которых рассматривается один тематический блок, а также двухчасовые лекции (от одного до трех занятий в месяц). Тематический блок представляет собой объединение вопросов (подтем), которые исследуются в процессе изучения основного вопроса. Например, тематический блок «Методологические основы консультативной психологии» включает в себя разбор следующих вопросов: базовые понятия психологии личности (психика, индивид, индивидуальность, личность, сущность, психическое здоровье, счастье); развитие личности и проблема кризисов; я-концепция, восприятие и познание себя и других; уровни взаимодействия в консультативном процессе; мотивация, осознанность и неосознаваемость; психоанализ (основные положения); эго-психология, концепции Карла Юнга, Альфреда Адлера, Карена Хорни; бихевиоризм (основные положения и опыт исследований); когнитивная психология; гуманистическая психология: гуманизм, экзистенциализм и гештальт направления.

Сначала график проведения занятий несколько смутил, я и не думала, что пары могут проводиться не каждый день, как это было при получении высшего образования в ТОГУ, а несколько раз в месяц. Мне было непонятно, как можно за такое короткое время получить компетенцию, необходимую для нового вида деятельности. Но уже после посещения первого блока занятий поняла: бояться нечего. Мои навыки к учебе и профессионализм преподавательского состава помогали усвоить необходимый материал в максимально сжатые сроки, а разнообразие форм организации учебного процесса облегчало задачу. На лекционных занятиях мы слушали теоретический материал, на практических – отрабатывали навыки профессии консультанта, участвовали в играх, знакомились с существующими методиками диагностики и учились работать с ними. Большую пользу, на мой взгляд, приносит работа в больших и малых группах. Таким образом, к примеру, слушатели рассматривают проблемные ситуации и предлагают пути решения вопросов, затем, после обсуждения, преподаватель включается в дискуссию, комментирует предложенные варианты или же с помощью вопросов наталкивает группу на ту или иную мысль. Помимо посещения групповых занятий предусмотрена и самостоятельная работа студентов. Нам выдали большое количество разнообразной литературы, которую можно изучать в перерывах между занятиями. Для всех желающих студентов организованы разнообразные двухдневные тренинги, за дополнительную плату слушатели могут получить знания в определенной области психологии, а также сертификат, подтверждающий это. Для нашей группы были проведены обучающие занятия по темам: «Метафорические карты», «НЛП и Эриксоновский гипноз», «Психотехники манипуляций в практике общения и переговорах».

Коллектив группы состоит из сорока человек различных возрастов и профессий, средний возраст студентов по, моим оценкам, составляет 35 лет, подавляющее большинство аудитории – женщины. В учебный день в форме тематической игры преподавателями было организовано знакомство студентов. В процессе общения участники рассказывали о том, почему решили углубиться в изучение психологии и получить дополнительное образование. В качестве самых распространенных причин можно выделить следующие: желание сменить род деятельности и профессионально заняться психологическим консультированием; желание научиться избегать конфликтов с окружающими людьми; стремление к саморазвитию и получению новых знаний; стремление повысить уже имеющуюся квалификацию.

На первых занятиях преподаватели часто говорили, что за время курса мы не только изучим основы теории и практики психологического консультирования, но и начнем лучше понимать себя и окружающих, изменимся. Получение дополнительного образования стало для меня не просто развитием интереса или возможностью при желании выбрать новый вид деятельности. У меня получилось решить собственные проблемы, а также осознать наличие моментов, которые мешают мне, и над которыми стоит работать. Знания, полученные на занятиях, безусловно, помогут в жизни.

На мой взгляд, важной особенностью дополнительного образования является возможность изменения либо корректировки неправильно сделанного выбора в таких случаях, как поступление в вуз по совету родителей, отказ от желаемой специальности из-за нехватки денежных средств или страха. Дополнительное образование является хорошим подспорьем для людей, которые хотят усовершенствовать уже имеющиеся у них профессиональные знания и умения. Например, в нашей группе учится женщина, которая двенадцать лет работает в области психологии, однако, она продолжает работать над собой, получать новый опыт. Это здорово, что люди абсолютно разных возрастов стремятся к получению образования, внимательно слушают на лекциях и даже высказывают недовольство, если кто-то шумно ведет себя на лекции и мешает слушать.

Я решила задать своим одногруппникам несколько вопросов, чтобы узнать, что они сами думают о получении дополнительного образования. И вот, что мне удалось узнать:

«Я очень рада, что смогла изменить сферу профессиональной деятельности и приобрести большой опыт общения с разными людьми. Я получила возможность поработать с собственными проблемами, обрела уверенность в себе. После получения диплома я не планирую заниматься частной практикой, но намерена продолжать обучение, особое внимание хочу уделить сфере детской психологии. Вообще, получение образования не являлось для меня основной целью поступления в институт, я стремилась понять свои желания», – поделилась мнением Светлана Коломиец.

«В настоящее время развитие личности, обучение, получение образования становятся все более востребованными. Всевозможные курсы, тренинги и семинары проходят каждый день на разные темы. Я думаю, что после изучения какого-либо курса помимо знаний полезно получить и их подтверждение – сертификат или диплом. Сегодня образовательные организации предоставляют множество возможностей для этого. В зависимости от формы и направленности обучение может составить как неделю, так и несколько лет. Мое дополнительное психологическое образование рассчитано на один год обучения. Занятия проводятся по вечерам и в выходные дни. А это, в свою очередь, – удобный график и контактные преподаватели. Благодаря подбору тематических бесед и лекций, материал усваивается в полном объеме и не вызывает вопросов. Но, несмотря на легкость восприятия, вопросы являются сложными, а потому требуют от студентов времени и усилий. Для меня любое дополнительное образование – это дверь в новый мир, мир фундаментальных знаний. Эта дверь приоткрывается для того, чтобы показать существующее многообразие знаний и предложить пойти дальше, если тебе стало интересно. Поэтому мое обучение в институте – это начало увлекательного пути в мир психологии», – поделилась мнением Елена Бичева.

Дополнительное образование – это в, первую очередь, возможность. Возможность узнать, возможность приобрести, возможность понять, возможность изменить, возможность стать. В современном мире, где люди не ограничиваются одной областью деятельности и стремятся к саморазвитию, получение второго и даже третьего образования становится все более востребованным. Я ни разу не пожалела, что потратила силы, время и денежные средства на обучение, ведь это сделано не впустую. 

Прочитать новый номер журнала «Мой университет» можно по ссылке 

 

Или скачать здесь скачать (19.4 МБ)

Анастасия Мишина, выпускница ТОГУ.

Материал из журнала «Мой университет» №30.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru