Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
16 декабря 2019, Понедельник Обычная версия сайта

Научная работа магистрантов факультета физической культуры ТОГУ способствует повышению уровня подготовки спортсменов

Факультет физической культуры Педагогического института ТОГУ в этом году осуществил выпуск первых магистров в области физической культуры и спорта. Результаты научно-исследовательской работы магистров могут быть внедрены в работу учителей физической культуры, тренеров спортивных школ и клубов, способствовать повышению интереса различных групп населения к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом, мотивации и повышению уровня подготовки спортсменов.

Магистранты, в большей степени, – практики, которые продолжают свою профессиональную подготовку, основываясь на опыте работы и результатах своих научных исследований. О том, какие темы выбирают будущие магистры ТОГУ, рассказала заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности кандидат педагогических наук, доцент Лариса Чернышева.

На кафедре реализуются две (с 2018 года три) магистерские программы, нацеленные на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта: «Образование в области физической культуры и спорта» (дневное и заочное отделение) и «Технологии физического воспитания и здоровьесбережения в дошкольном образовании» (заочное отделение).

Разрабатывая магистерские программы, ориентировались, прежде всего, на выпускников-бакалавров факультета, которые обучались по профилю «Физическая культура». Они работают учителями физкультуры в общеобразовательных школах, тренерами в детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Многие бакалавры при написании своих выпускных квалификационных работ разработали экспериментальные методики, авторские программы спортивных тренировок. Стремление продолжить свои исследования, расширить практическое поле, повысить профессиональные знания, профессиональное развитие привело их в магистратуру. Кафедра надеется увидеть своих магистров в аспирантуре.

В этом году состоялась защита первых диссертаций по программе «Образование в области физической культуры и спорта». Опыт работы магистрантов, те задачи, которые они решают в своей профессиональной деятельности, определяли тематику исследований. Магистранты защитили семь диссертаций, большинство посвящено проблеме повышения спортивного мастерства в следующих видах спорта: лёгкой и тяжёлой атлетике, спортивном ориентировании, фигурном катании, художественной гимнастике. Все работы носят экспериментальный, практико-ориентированный характер, некоторые подкреплены актами внедрения.

Например, диссертационное исследование Веры Михайловой, работающей в средней школе с. Тополево, направлено на изучение двигательных способностей детей, проживающих в городской и сельской местности. Такое исследование проводилось на факультете физической культуры в последний раз более десяти лет назад. С тех пор не менялись ни нормативы, ни требования к уровню физической подготовленности школьников. Вера в качестве проблемного выбрала вопрос: изменился ли уровень физической подготовленности школьников, сенситивные периоды развития физических качеств учеников за прошедшее время? В рамках исследования она протестировала большое количество испытуемых и выявила современные закономерности. Оказалось, что разница между уровнем физической подготовленности сельских и городских школьников в настоящее время невелика. Как и любая диссертация, работа Веры Михайловой содержит практические рекомендации для учителей физической культуры и тренеров. И следует отметить, они принимают к сведению рекомендации наших магистрантов.

Некоторые исследования посвящены психолого-педагогическому сопровождению самых юных спортсменов. Например, разрабатываются такие темы, как: «Психолого-педагогическое сопровождение спортивно-одарённых детей в детском саду» или «Психолого-педагогическое сопровождение детей, занимающихся спортивными танцами».

Магистранты разрабатывают программы сопровождения для целевой аудитории, с которой они работают – дошкольников и школьников. Ценность исследований заключается ещё и в том, что эти программы могут быть расширены и внедрены в работу с другими возрастными группами в любой спортивной дисциплине. Только нужно учесть специфику избранного вида спорта.

Также важно, что исследования направлены не только на спортивные достижения, но и на развитие личности спортсмена. Например, магистерская диссертация Татьяны Качановой стала продолжением исследования, начатого ею в рамках обучения по бакалаврской программе. Исследование было посвящено теме «Психолого-педагогическое сопровождение фигуристов – учащихся ДЮСШ по фигурному катанию». Эксперимент продлился три года. Итогом стала разработанная модель психолого-педагогического сопровождения юного спортсмена.

Татьяна, будучи действующим тренером, работала с детьми от 6-ти до 12-ти лет, которые занимаются фигурным катанием в ДЮСШ «Мастер». Целью работы стало не только спортивное совершенствование учащихся школы, но и становление личности ребёнка как спортсмена, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к фигурному катанию.

Для достижения результатов в любом виде спорта очень важна психологическая подготовка. При примерно одном уровне физической, тактической, теоретической подготовки на первое место выходит подготовка психологическая. Как известно, штатной ставки психолога нет ни в одной детско-юношеской спортивной школе, мотивировать детей на ежедневный, порой изнуряющий труд приходится тренеру, которому часто не хватает специальных знаний для организации и проведения такой работы.

Модель психолого-педагогического сопровождения спортсменов, разработанная Татьяной Качановой, направлена на развитие морально-волевых и психомоторных качеств ребёнка, специализированных чувств. Задачей Татьяны стало создание комфортных условий для личностного развития юных фигуристов и достижения ими максимальных спортивных результатов. Модель основана на принципах научности, комплексности, индивидуального подхода, охватывает все стороны процесса подготовки спортсмена: учебно-воспитательный, учебно-тренировочный, сопровождение в повседневной жизни.

Результат эксперимента показал, что его участники добиваются больших успехов, чем те, которые такой технологией не пользуются. Разработанная модель может быть использована не только для подготовки фигуристов, но и спортсменов, вовлечённых в другие виды спорта.

В целом можно сказать, что вывод исследований магистрантов, разработанные ими методики полезны не только тем, кто решил связать свою жизнь со спортом, но и всем остальным. Даже если у ребёнка нет цели стать чемпионом, используя предложенные методики, тренер или учитель поможет ему развиваться как личности, развивать лидерские качества, добиваться результатов в любом виде деятельности.

Беседовала Екатерина Давыдова.

Фотографии взяты из архива портала togilife.ru. Пресс-центр ТОГУ.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru