Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
27 мая 2019, Понедельник Обычная версия сайта

Новая искренность ученых ТОГУ в специальном выпуске проекта «ПРАВИЛА ЖИЗНИ В НАУКЕ – 2»

Новые герои, а вернее героини медиа-проекта «Правила жизни в науке» в преддверие Международного женского дня рассказали о своем ощущении и понимании мира науки, уникальных подходах в поиске смыслов и совершении открытий.

 

Маргарита Арутюнян, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Педагогического института ТОГУ.

К научной деятельности, как и к любой другой, важна предрасположенность.

С детства нужно развивать таланты человека, поддерживать его интересы. Детей, которые тянутся к познанию, задают много вопросов, называют маленькими философами.

Наука, в первую очередь, – образ жизни. Встав на эту стезю, обратно не повернуть. Для ученого научная деятельность становится экзистенциальной потребностью, ей подчиняется вся жизнь.

Наука целостна и едина. Ей не важно, академический вы ученый (сотрудник академии наук) или вузовский. Но, если хронотоп бытия академического ученого направлен исключительно на любимое занятие – науку, то ученый вуза вынужден разрываться между образовательной, научной деятельностью и административными вопросами.

Сейчас сама жизнь открыта творчеству, поиску, мобильности, желанию реализовать себя. И эту возможность важно реализовать в образовании.

Можно скептически относиться к научным исследованиям студентов первого, второго курсов, особенно идущим не по профильным для них дисциплинам – истории, философии и т. д. Но практика показывает, что и в этих направлениях студенты могут творчески работать. Даже в короткие сроки изучения предмета, всего полгода, студенты проявляют интерес к написанию научных статей, выступают на конференциях. Первокурсники пишут статьи в соавторстве с учеными, это очень хорошо, так как повышает их исследовательскую ответственность и помогает начинающим ученым поверить в свои силы.

Рядом с вузовскими учеными всегда находятся молодые люди, которых можно воспитать в русле заинтересованности в интеллектуальном научном труде.

Преподавательская деятельность, с одной стороны, словно отнимает у ученого самое ценное – время, особенно, если от работы отвлекают разные виды отчетности. С другой стороны, на мой взгляд, именно творческая преподавательская работа со студентами во многом обогащает.

Есть дисциплины, освоение которых исключительно тестами проверить нельзя. В том числе и философия. Я своим студентам говорю: проходя тесты, вы учитесь отыскивать правильные ответы. Это повышает ваши рейтинги отчетности, но не раскрывает для вас потенциала самой философии. Для ее освоения нужно читать первоисточники. Философия там, где вы размышляете, отыскиваете решения, не соглашаетесь, дискутируете, умеете аргументированно отстоять свою позицию.

Формальная отчетность осложняет путь университетской науки. Хочется надеяться, что бюрократические форматы сократятся до минимума, открыв путь свободе творчества – тому, что делает науку наукой, а молодого человека будущим ученым, творчески мыслящим специалистом.

Людмила Крапивник, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Русская филология» ТОГУ.

Настоящий ученый – всегда и теоретик, и практик-преподаватель. Мое любимое дело – теория и практика преподавания русского языка как иностранного. С огромным удовольствием занимаюсь этим уже более 30 лет. Я счастливый человек, поскольку постигала русистику в ее еще классическом варианте. Моими учителями были академик Виталий Костомаров, профессора Наталья Формановская, Кира Рогова и другие ученые мирового уровня.

Инновациям есть место и в филологической науке, и в педагогике. Один из примеров этого – наши оригинальные методики, учебные пособия по изучению русской культуры с использованием не только языкового, но и иллюстративного материала. Это, кстати, первый опыт использования изобразительной наглядности для объяснения студентам-иностранцам теоретической информации лингвокультурологического характера.

Сегодня крайне важно межкультурное профессиональное общение в науке и образовательной деятельности. С 2003 года я открываю для себя Японию, езжу преподавать в Ниигатский префектуральный университет. У меня там много учеников, мы стали настоящими друзьями – встречаемся, душевно общаемся. Но мой самый главный ученик и моя гордость – дочь Елена, доцент, кандидат наук. Она уже превзошла меня, и я сейчас многому у нее учусь. Мы вместе пропагандируем русский язык и русское духовное наследие в странах АТР.

Учить всех по одинаковым методикам – неэффективно. Педагоги-русисты уже поняли: необходимы национально-ориентированные программы. Именно учет конкретных ментальных особенностей позволяет эффективно обучать русскому языку: по-своему –китайцев, иначе – японцев или корейцев.

Многие образовательные проекты мы осуществляем вместе с японскими коллегами, издаем монографии и учебно-методические пособия. Например, с Норико Мидзуками выпустили несколько учебных пособий по русской культуре, а также пособия для подготовки японских граждан к экзамену по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. Гранты, которые мы выигрываем в рамках госпрограммы «Русский язык», значительно расширяют наши возможности. А еще – убеждают в том, что наша работа очень важна, что мы на правильном пути.

Мы учим и одновременно учимся у наших зарубежных коллег. Много ценного черпаем у японских русистов. Один из «рецептов» их успехов – стремление и умение не только научить своих студентов русскому языку, но и помочь им сберечь эти знания, прививая интерес к самостоятельному постижению русской культуры.

Любовь Вязникова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.

Я смогла реализоваться в научной сфере благодаря глубинному интересу к психологии, который возник с первого курса обучения в вузе, когда еще не понарошку, а всерьез работали студенческие научные общества под руководством увлеченных наукой преподавателей.

Психология – интереснейшая наука, наука о самом сложном, непостижимом феномене – человеке. Она помогает понять других людей, себя, выстраивать отношения с окружающими, принять многомерность и непредсказуемость окружающего мира.

Главное, что дает психологическая наука – понимание того, что «Мир висит на тонкой нити, и эта нить – человеческая психика» (Э. Фромм).

Для меня понятия «психологическая наука» и «образование» неразделимы. Это сращивание научно-исследовательской и преподавательской деятельности всегда определяло мое понимание сущности образования Человека.

Цель образования – не просто усвоение суммы знаний, умений, навыков, а создание целостной картины мира, которая помогает человеку искать пути развития, совершенствоваться, самореализовываться, а в сложной ситуации – продуктивно действовать.

Образовательные учреждения должны, прежде всего, научить самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее, за свои поступки, принимать и понимать неизживаемость глубокого разнообразия людей. Это и есть «взращивание человеческого в человеке». Вспомним слова Д.И.Менделеева: «Знания без воспитания – меч в руках сумашедшего».

В нашу жизнь внедрился экономический термин «образовательная услуга», превращающий образование из высочайшей обязанности общества и важнейшей его ценности в «услугу». Результат – снижение уровня образованности, общей культуры людей, получивших диплом о высшем образовании.

Люди занимаются наукой по разным причинам и с разными мотивами. Для кого-то это способ проявить себя, реализовать свой творческий потенциал, познавательный интерес, для кого-то – возможность повысить свой социальный статус, самоутвердиться. Для некоторых научная карьера связана со стремлением к финансовой независимости. Но если главный интерес ученого – финансовый, сложно говорить о высокой степени профессионализма такого человека.

Главное условие развития исследовательского интереса у студентов – личностная пристрастность, любовь к своей науке самого преподавателя. С.И. Гессен назвал это «методом заразы». Прекрасная метафора! Нельзя формально руководить подготовкой исследовательских работ студентов, аспирантов. Преподаватель может «заразить» студента своим интересом к науке. Именно так можно привлечь талантливую молодежь в эту сферу.

Ольга Одинокова, доктор технических наук профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство» ТОГУ.

Занятие наукой – это поиск истины. И тот, кто достиг успеха в этом направлении, скажет вам, что наука – наркотик. Но в отличие от других наркотиков, которые уничтожают людей, этот их возвеличивает.

Наука развивается двумя способами. Есть общепризнанные проблемы, которые решить не может практически никто, например, теорема Ферма или изобретение вечного двигателя. Мир бьется над этими задачами, но решаются они туго. Другой путь – увидеть проблему самостоятельно и искать ее решение. А чтобы его найти, нужно жить своим исследованием.

Сейчас кругом раздается: «делай, что хочешь», «думай, что хочешь». Но и в жизни и в науке, как в дорожном движении, без правил нельзя. Счастлив только тот, кто делает как надо. А, КАК это – нужно еще выявить.

Я делю людей на потребителей и созидателей. Чтобы из ребенка вырос созидатель, нужно с самого рождения развивать в нем любопытство и тягу к знаниям. Это только кажется, что маленькие дети ничего не понимают.

Практика – это результат обдумывания. Что ты будешь испытывать на практике, если у тебя нет теории? Любая гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Если она подтвердилась, то становится постулатом науки, а если нет – то ждет своего часа.

Невозможно избежать зависти внутри научного сообщества, если твои исследования действительно чего-то стоят. Не завидуют те, у кого в этом нет ни потребности, ни желания.

Часто люди считают, что мы, ученые, слегка «повернутые». Но это неправда. Просто мы чаще всего одиночки, сосредоточенные на своей идее, нам некогда отвлекаться на все остальное. Бывает, стоишь в очереди в магазин и точно знаешь, что тебе нужно купить, а потом уходишь мыслями в свое исследование и, подойдя к кассе, напрочь забываешь, что тебе тут вообще было нужно.

Студенты часто пропускают пары из-за спортивных соревнований и оправдываются, мол, «в здоровом теле должен быть здоровый дух». Вот только они забывают, что частью их тела является мозг, который тренировать куда сложнее.

Женщины реже становятся сильными учеными, потому что их заедает быт. Они отдают приоритет семье и домашним делам, а не исследованиям. А в науке сложно без ущерба успевать и то и другое.

Наталия Козыренко, кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой «Дизайн архитектурной среды» ТОГУ, почетный профессор Вэйхайского технологического колледжа (Китай).

Архитектурный дизайн и градостроительство – не только наука, но и высокое искусство, творческий полет души, создание ярких образов и умение воплотить их в реальность, гармонично вписав в окружающую среду.

У меня были прекрасные учителя – профессора с мировым именем Зоя Николаевна Яргина и Виктор Владимирович Владимиров, академик архитектуры Татьяна Федоровна Саваренская. Опора на их научное и творческое наследие – по эстетике градостроительства, встроенности архитектуры в природные ландшафты, истории мирового градостроительного искусства – помогает находить оригинальные решения при проектировании сооружений любой сложности.

Я амбициозный человек, опять же благодаря моим учителям и прекрасной профессиональной школе – МАРХИ, Московскому архитектурному институту. Как творческий человек, я заинтересована в воплощении всего задуманного. Такие возможности появились благодаря сотрудничеству с китайскими коллегами. Результатом этого партнерства стала реализация более 20-ти моих проектов в Китае.

Найти свой «гений места» должен каждый архитектор, – говорили итальянские зодчие минувших веков. Я его нашла в Харбине, который более 100 лет назад начали создавать русские архитекторы. Стараюсь внести свой вклад в формирование облика этого города, сохранение в нем русского стиля. В числе воплощенных там моих проектов: Арка на Солнечном острове (отмечена премией Харбинского правительства «За лучшую постройку нового века», включена в Архитектурную коллекцию города), реконструированные проспект Дружбы, ресторан «Миниатюр», «Русские дачи» в культурном заповеднике «Усадьба Волга».

Сейчас я работаю над новым проектом в Китае – архитектурным комплексом «Сны о Харбине». В нем за один день можно будет познакомиться с традициями истории и культуры, накопленными за столетия.

Как и с наставниками, мне повезло с аспирантами, такими как Екатерина Глатоленкова и Юлия Ордынская, другими молодыми ребятами. Учить их я начинала с детства, а сейчас они активно участвуют в реализации проектов нашей кафедры.

Ольга Чернова, заведующая кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» ТОГУ, кандидат юридических наук, доцент.

В науке всегда есть место для творчества. Более того, хорошее научное исследование может показать только креативно мыслящий, амбициозный человек. Креатив в юридической науке проявляется, прежде всего, в процессе проработки новой терминологии и внесения ее в законодательство.

Качество ученого, особенно если взять юридическую науку, зависит от того, насколько его исследование полезно в практической работе. Насколько ученый способен внедрить в практику свои идеи и знания, в том числе при консультировании населения, представителей органов власти. 

Тому, кто работает над диссертацией, нужно поставить перед собой четкую цель – защитить диссертацию и постепенно ее реализовывать. Не стоит думать, о том, что нет диссертационного совета, будет невозможно где-то защититься… Нужно поставить цель: «Я хочу написать хорошую научную работу. Я хочу опубликовать свои научные результаты, и я это сделаю».

Научный руководитель должен стать наставником, учителем и самым строгим критиком. В свое время мой научный консультант достаточно критично отозвался о тексте обоснования темы моей диссертации. Это на меня произвело очень сильное впечатление, но именно в тот момент я осознала, что нужно совершенствовать свое умение писать научные тексты. Даже для меня, тогда уже автора нескольких монографий и статей ВАК, это было так: «Ну как же так? Я же могу лучше, нужно делать лучше!» Когда мы встретились в следующий раз, он меня похвалил.

Если не будет жесткой критики со стороны руководителя, аспирант не достигнет никаких результатов. Надо критически мыслить, критически ко всему относиться. Уверена, если не будет положительной и, возможно, даже отрицательной критики, то не будет на выходе положительной, качественной работы. Надо критиковать, надо обсуждать на кафедре, слушать старших товарищей, молодых кандидатов, докторов наук, прислушиваться и делать выводы.

В науке мне больше всего нравится процесс исследовательской работы: искать, анализировать, делать выводы, что-то новое предлагать, обсуждать предложения в научном сообществе и, может, в дальнейшем публиковать их в изданиях ВАК.

Если бы я снимала фильм об ученом, то из жанров выбрала бы мелодраму. Как и в кино, в исследовательской деятельности есть место разочарованиям, трудностям, препятствиям, неоправданным ожиданиям.

Я хочу продолжать свою научную карьеру, не останавливаться на достигнутом, тем более, что есть наработки, есть желание, просто сейчас нет возможности, не хватает времени. Но, если уж начал в свое время, надо завершать.

Перед защитой нужно сказать: «Я смогу!» и идти выступать.  

Алина Иванова, кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды ТОГУ.

Занятие наукой – это настоящее приключение, приключение мысли. И оно может быть не менее захватывающим, чем спуск на горных лыжах.  Это только кажется, что ученый просто сидит за ноутбуком и бьет пальцами по клавиатуре, на самом деле в его голове идет колоссальная работа.

В работе над научным проектом есть такой миг, который можно сравнить с экстазом, – когда у тебя в голове начинает созревать концепция, которая на первый взгляд казалась фантастической или даже дурацкой. Это непередаваемое удовольствие. Оно дает острое наслаждение, иногда даже физическое.

Есть люди, у которых нет степеней, но каждая их статья – событие. Как этого добиться? Как говорится, «нормально делай – нормально будет». Когда люди продвигают прорывные идеи, которые меняют мир вокруг, они, естественно, пользуются огромным авторитетом и популярностью.

Подлинное качество работы ученого можно измерить по «гамбургскому счету», когда пропадает фактор взаимного цитирования и игра в «поддавки». Так сложилось, что в научной сфере все ученые знают, кто и чем занимается в их области, и чего стоят их исследования на самом деле.

Сегодня большинство ученых в области архитектуры ведут свои блоги, потому что новой площадкой для коммуникации стали социальные сети. Теперь куда эффективнее вести стримы на Youtube, чем проводить занудные конференции, с которых все мечтают скорее сбежать. Если я это понимаю, то современная молодежь тем более.

Лайки и репосты стали важнее, чем ссылки и цитируемость. Теперь это новая оценка качества. Когда ты видишь, что твой пост пошел по стране, задал тренд, его читают, оценивают, а комментарии оставляют коллеги из Нью-Йорка или Израиля – вот что говорит о значимости твоей работы.

Как быть первопроходцем? Слабоумие и отвага – наш девиз. А если серьезно, то нужно уметь видеть по-новому. Должен быть «хрусталик» в глазу, который помогает смотреть иначе на привычные вещи.

На самом деле, теория важнее практики, поскольку она задает векторы развития на будущее, на столетия. Умение придумать важнее, чем умение это потом продать.

Женщин в науке с трудом принимают всерьез. Потому что до сих пор очень силен стереотип, что женщина-ученый – это «синий чулок», особа в очках, глубоко несчастная и обреченная на пожизненное целомудрие. Но стереотипы рушатся на глазах. Современные девушки доказывают, что ум может быть привлекательным.

Ирина Пинегина, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента ТОГУ

Наука – танго на всю жизнь. Никогда не думала и не мечтала преподавать и заниматься наукой… Но, попробовав, осознав, что у меня получается, начала испытывать истинное удовольствие от процесса!

В начале 90-х годов мало кто всерьез изучал тему стратегического планирования. Мне очень повезло, что мой научный руководитель профессор Александр Зубарев – сам человек, стратегически мыслящий, увидел во мне то, чего я сама не могла в себе разглядеть. В жизни молодого ученого очень важен мудрый наставник. В итоге я первая в в нашем диссертационном совете по направлению «Экономика и управление народным хозяйством (промышленность, сфера услуг)» защитила научное исследование.

Кто бы мне что ни говорил, я всегда останусь преданным поклонником печатных книг! Только когда читаешь книгу, даже научную, можно прочувствовать автора: понять его мысли, ощутить его переживания! Только когда держишь книгу в руках, тебе становятся поистине близкими какие-то моменты. Компьютер – лишь инструмент, информационное поле, книга – душа.

Конкуренция в науке была, есть и будет! Тем более в век цифровой экономики. Представляете, сколько информации в общем доступе? Одну и ту же проблему изучают ученые из разных стран: в Австралии, Европе, Японии. Поэтому важно быть первым.

Для того, чтобы создать достойный научный труд, в первое время нужно «накупаться» в информации по теме исследования. Ученый должен читать и днем, и ночью; записывать мысли, идеи, конспектировать, строить схемы, графики. Только спустя время перенасыщение информацией перерастет в оформленную научную идею и качественную работу.

Если бы появилась возможность, я встретилась бы со Струмилиным С. экономистом, академиком, заместителем председателя Госплана СССР. Я бы сказала ему: «Вами была проделана отличная работа»! Удивительно, но система пятилеток, разработанная в Советском Союзе, сегодня лежит в основе успешных экономик мира! Почему в Китае сегодня такое развитие? Они взяли наш подход к государственному планированию.

Кстати, не так давно президент Российской академии наук Александр Сергеев вышел с предложением к Правительству нашей страны передать функции разработки стратегии ученым. И стоит ли еще рассуждать о потенциале науки в развитии России?  

Елена Молчанова, доцент, кандидат исторических наук       

На вопрос «Зачем изучать историю?» я отвечаю, что историки в прошлом ищут ответы на вопросы, которые ставит современность.

Решать современные проблемы мне помогает работа в архивах, ведь многое из нового – это хорошо забытое старое. Когда-то кем-то это уже было зафиксировано. И важно этот исторический опыт использовать.

История выполняет функцию социальной памяти, имеет большое воспитательное значение. Задача ученых – не позволить фальсифицировать историю. В нашу эпоху информационных войн многие стараются воздействовать на сознание молодых людей через Интернет. Чтобы этого избежать, я прошу студентов интересоваться историей своих семей. Рассказы дедушек, бабушек, документы, семейные фотографии не сфальсифицировать, а значит, человека не удастся обмануть.

Важно, чтобы история затрагивала лично. Иногда прошу студентов рассказать о советской эпохе через историю своей семьи. Они рассказывают, как прадеды воевали,  бабушки в военные годы работали в тылу, как в хрущевские времена ехали поднимать целину. Студенты видят не сухие сводки из учебников, а живых людей. Люди прошлого становятся понятными, а история как предмет оказывается ближе.

Я люблю работать на стыке истории и психологии. Занимаюсь, например, изучением вопроса о влиянии событий и длительно действующих исторических факторов на российскую ментальность. Например, современные люди порой страдают без повода и не догадываются, что это – наследство далеких предков-крепостных. Долгим был период крепостного права, люди жили в тяжелейших условиях. Вот и сформировалась такая привычка, а позже стала одной из черт ментальности.

Ученому нужно дать свободу. Ему важно работать в собственном ритме, темпе. Например, историку необходимо много времени, чтобы собрать архивные материалы. Работа в архивах – колоссальный труд, и, если я вынуждена работать быстро, это может быть сделано в ущерб качеству.

Чтобы почувствовать вдохновение, мне нужно подышать архивной пылью. Когда не могу приступить к работе, иду в архив, листаю старые газеты, окунаюсь в эпохи. Я стараюсь почувствовать людей прошлого, понять их.

Система оценки работы ученого через количество опубликованных им работ, на мой взгляд, неэффективна. Оценить деятельность ученого может только научное сообщество, его коллеги.

Эльвира Леонтьева, доктор социологических  наук, доцент, заведующая кафедрой «Социология, политология и регионоведение» ТОГУ, член диссертационного совета «Социологические науки».

Больше всего в научной деятельности меня удивляет то, как какая-то, казалось бы, периферийная тема или проблема при более внимательном изучении оказывается глубокой, неисчерпаемой. Благодаря изучению философии у меня остается постоянное ощущение отсутствия окончательных ответов. Наука – это движение к некоему горизонту, который постоянно отодвигается. Меня лично это очень манит и интригует.

Иногда мне кажется, что я чисто «кабинетный исследователь», поскольку нет большего удовольствия, чем тихо сидеть с книгами, погружаясь в поиск, находя созвучие своих мыслей с авторскими. Порой хочется найти что-то интересное из самой жизни. И тогда начинаешь «копать поле» – активно собирать факты по проблеме. В социологии факты – это всегда люди, а факт и концепция – «две стороны медали», они невозможны друг без друга.

Я согласна с Робертом Мертоном, который сказал, что один из главных этических императивов ученого – бескорыстие. Это не значит, что мы должны работать бесплатно. Однако в своей деятельности ученый должен руководствоваться, прежде всего, интересом к истине. И, если перед ним встает выбор между нею и личной выгодой, ученый, безусловно, выберет стремление к истине.

Социология дает понимание исходной мотивации человека в любом виде деятельности, ведь в основе всего социальные факторы. Даже когда человек хочет реализовать что-то «свое», на самом деле за личными мотивами всегда стоит очень мощная социальная потребность. Социология доказывает, что у людей на самом деле не такой уж большой выбор в поступках, как им кажется. Общество – это то, продуктом чего человек является, и то, ради чего он работает.

Мой идеал  –  «учитель мудрости» в восточном понимании, но мне всегда хотелось выстраивать со студентами, аспирантами и коллегами партнерские отношения и, кажется, это получается. Я тоже всегда чему-то учусь, поскольку часто исследовательская проблематика шире, чем моя специализация. Именно линия соученичества, партнерства, обмена знаниями, равноправного сотрудничества является наиболее продуктивной.

Научная школа – одна из завораживающих метафор в социологии. Есть разные подходы к пониманию, как такая школа структурирована, каково место учителей в ней. Американский социолог Томас Шефф написал эссе «Академические банды» и показал, как разные школы конкурируют, ученики «присягают на верность», перетягивают друг у друга идеи  и учеников, и за счет этого пытаются выбиться в лидеры. Возможно, где-то на передовых рубежах большой науки так и есть. У нас своя ниша в социальных науках, и за счет специфики региональных исследований мы можем создать команду, которая способна работать на достаточно высоком профессиональном уровне.

Я очень хотела бы встретиться с основателем социологии Огюстом Контом. Это безумно интересный человек, он прожил жизнь в науке от утверждения одних категориальных принципов до их полного отрицания и мистики. Это вот такая очень личная история, которую я хотела бы подробно с ним обсудить.

 

 

Текст подготовлен пресс-центром ТОГУ.

Фотографии Вячеслава Лукьянова (фотоклуб «Белый слон»).



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru