Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
22 ноября 2019, Пятница Обычная версия сайта

«Я в учителя пойду, пусть меня научат»

Для вчерашних школьников и их родителей продолжается «горячая» пора – сложный выбор профессии и поступление в вуз или ссуз. Сайты учебных заведений предлагают исчерпывающую информацию о направлениях подготовки, которые можно получить в их стенах, условиях поступления и перспективах, открывающихся перед студентами и выпускниками. Казалось бы, достаточно зайти на сайт учебного заведения, чтобы узнать о нем все. Но самая достоверная информация – та, которая получена «из первых рук» – от людей, работающих, а еще лучше – возглавляющих вуз и знающих о нем все.

Чем живет Педагогический институт ТОГУ, что привлекает в вуз абитуриентов, и какие востребованные профессии можно здесь освоить, читателям газеты «Учитель» рассказал его директор доцент, кандидат физико-математических наук, лауреат Премии Правительства России в области образования Виктор Мендель.

– Виктор Васильевич, абитуриентов, прежде всего, интересуют карьерные перспективы. Расскажите, как стать директором Педагогического института.

– Я поступил на физико-математический факультет Хабаровского педагогического института в 1981 году. И с тех пор моя жизнь связана с этим вузом. С первого курса занимался комсомольской работой, работал лаборантом сначала на кафедре русского языка, затем на кафедрах общей физики, геометрии. По окончании института уехал в Ленинградский Пединститут (ныне – Российский государственный педагогический университет им. Герцена). Год работал там стажером-преподавателем, потом окончил аспирантуру. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию. Помню, это было начало октября, в Москве по Белому дому стреляли из пушек. Я позвонил секретарю ученого совета, в котором должна была проходить защита, и спросил, что мне делать – возвращаться в Хабаровск? На что он мне ответил: «Ты не переживай, защита состоится при любой власти». После защиты преподавал на кафедре геометрии, работал заместителем декана физмата.

Работать в школе начал с первых же курсов. Виктор Андреевич Кузнецов – мой научный руководитель в пединституте привел меня во вторую школу (ныне – Математический лицей), и я в математических классах вел кружки, факультативы (и так больше 30 лет). Появилась Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа.

– Расскажите о ней подробнее.

– Началось все в 90-е годы. С подачи Александра Короля (ныне – первый заместитель министра образования и науки Хабаровского края) мы основали краевой научно-методический журнал для учителей «МИФ: математика, физика, информатика в школах Хабаровского края» для учителей математики, физики и информатики. А через год появился журнал «МИФ-2: математика, информатика, физика – школьникам Хабаровского края». На базе этих журналов была организована работа Краевой заочной физико-математической школы.

Пединститут совместно с Краевым комитетом образования стал организовывать для школьников Хабаровского края заочные и летние школы по обучению математике, физике, информатике и программированию. убрал про Сириус Уже тогда это была плодотворная и эффективная форма работы со школьниками, она помогала находить и поддерживать одаренных детей.

Проект работает до сих пор, в 2004 году он получил премию Правительства РФ в области образования. Школа базируется при краевом Центре развития творчества детей. Пединститут оказывает ей методическую и кадровую поддержку, предоставляет базу для реализации программ дистанционного обучения.

– Насколько насыщен рынок труда в сфере образования? Не сталкиваются выпускники Педагогического института с проблемой безработицы?

– Министерство образования и науки Хабаровского края ежегодно передает нам сведения о кадровой потребности в регионе, число вакансий колеблется в диапазоне от 400 до 800 ставок. При таком количестве объявленных вакансий студенты умудряются еще и самостоятельно трудоустраиваться в школы. Помимо школ Хабаровского края, к нам обращаются из соседних регионов, даже с Чукотки, Сахалина, из Якутии. Педагоги востребованы, наибольший спрос на учителей математики, начальной школы, воспитателей детских дошкольных учреждений.

– Современные студенты-педагоги хотят работать в школе?

– Работать в школе наши выпускники, конечно, хотят, но они современные и практичные люди, поэтому они так же хотят и нормальных условий для жизни и работы – благоустроенное жилье, оборудованные кабинеты, развитую инфраструктуру в населенных пунктах... Работодателям, особенно в отдаленных районах, бывает тяжело обеспечить все ожидания молодых специалистов, но изменения в подходах на местах заметны: они стараются создавать комфортные условия для работы и жизни. Правительство региона также не остается в стороне. Работают несколько краевых проектов: "Образовательный кредит" (обучение студентов-педагогов оплачивает Министерство образования и науки Хабаровского края, после окончания вуза выпускников направляют на работу в школы региона); проект "Сберегательный капитал", в рамках которого учителя, заключившие трехлетний контракт, выезжают в те населенные пункты, где особенно высока кадровая потребность. По окончании контракта они получают солидные бонусные выплаты – от 700 тыс. до 1 млн 200 тыс. в зависимости от удаленности и других особенностей района, в который едут работать. При этом им предоставляется служебное жилье, компенсируются расходы на коммунальные услуги. Для молодого специалиста это – очень хороший старт.

– Многие молодые специалисты, придя работать в школу, понимают, что ко многим реалиям они не готовы – в вузе этому не учили. На какую помощь и поддержку они могут рассчитывать?

– Конечно, выпускники всегда могут прийти в Альма-матер, получить совет или методическую помощь. Правительство региона также помогает. В Хабаровском крае реализуется проект "Педагогический кластер-27", направленный на подготовку и закрепление педагогических кадров в регионе. Сейчас создается институт наставников, которые курируют молодых специалистов, помогают им освоить профессию. В рамках проекта совместную работу ведут Министерство образования и науки Хабаровского края, Хабаровский краевой институт развития образования, управления образования г. Хабаровска и других муниципалитетов, педагогические вузы и колледжи.

– Чем сейчас живет Пединститут ТОГУ? Чем он может заинтересовать абитуриентов?

– Молодежь сегодня настроена на получение практического опыта в разных сферах. Мы это называем формированием компетенций, а они говорят, что нужно «скиллы прокачать» – получить уникальные знания, умения. Поэтому они пробуют себя в самых разнообразных областях. Умение работать с людьми – одна из самых востребованных компетенций, и именно этому учат в Педагогическом институте ТОГУ. Педагог – это, образно говоря, менеджер высшего полета, ведь он, по сути, часто работает со слабо мотивированным коллективом, не имея при этом каких-то существенных ресурсов и рычагов влияния, но добивается, таки того, что этот детский коллектив продвигается в позитивном направлении. Не зря, наверное, в социальной сфере, да и в бизнесе тоже, много успешных руководителей с педагогическим образованием. Ведь они умеют общаться с людьми, слушать, объяснять, заинтересовывать.

Чаще всего на педагогические направления подготовки поступают мотивированные абитуриенты. Особенно это стало заметно в последние три–четыре года. Ребята проявляют себя, еще будучи школьниками. Они работают вожатыми, волонтерами, занимаются с младшими школьниками. В Пединститут такие абитуриенты приходят, имея за плечами серьезный опыт творческой или спортивной деятельности, достижения в волонтерской и общественной работе и хотят далее развиваться в этих направлениях. Мы создаем для этого все условия.

Я считаю, что молодые люди, которым нравится работа с детьми, у которых это получается, должны становиться педагогами. Что их сдерживает? Мнение ровесников? Желание родителей дать им престижные с их точки зрения образование и работу? Но ведь человек по настоящему счастлив тогда, когда занимается любимым делом. Поэтому одна из важнейших задач руководителей школ, педагогов – убедить тех же родителей, что их ребенок педагогически талантлив, что он может стать замечательным учителем, и именно это принесет ему настоящее счастье.

Беседовала Екатерина Давыдова.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru