Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
23 октября 2019, Среда Обычная версия сайта

Кто и зачем идет в учителя, или почему профессия педагога в России вновь востребована

31.07.2019
ПИ ТОГУ

В последние несколько лет многие россияне, и дальневосточники разных возрастов в том числе, стали строить свою карьерную карту с учетом педагогической деятельности. Вновь популярны направления: дошкольная педагогика, учитель общеобразовательной школы, педагог дополнительного образования. Сегодня возвращение в педагогику актуально с точки зрения безусловной профессиональной востребованности, гарантирующей социальную стабильность, а также как возможность творческой и наставнической самореализации, в том числе для людей «серебряного возраста». Директор Пресс-центра ТОГУ Марина Кравченко рассказала читателям AmurMedia о факторах, которые обусловили позитивный крен.

Уже два с лишним десятка лет многие россияне активно путешествуют за границей и, вместе с отпускными впечатлениями, привозят практические наблюдения, касающиеся карьеры и общественного устройства в странах Европы и Азии. Во многих государствах учителя и медики – весьма уважаемые люди, к тому же имеющие возможность финансово содержать свои семьи на достойном уровне. Могу судить об этом, в том числе, со слов моих друзей-корейцев (кстати, медиков), активно путешествующих по всей планете в рамках программы Hippo Family Club – она предусматривает познание культуры других стран через пребывание в семьях.

В России в 90-х годах пиетета перед этими профессиями заметно убавилось, особенно в этот период минимизировался интерес к сфере образования. Прежде всего, потому, что для молодежи (и не только для нее, впрочем) вопросы престижа и финансовой обеспеченности неразрывно связаны. Однако тенденция последних лет такова, что люди снова стали поступать в Педагогический институт не потому, что в другую сферу не получилось, а потому, что есть к этому призвание.

Родители нынешних выпускников поняли, что всю жизнь посвятить нелюбимой, но, казалось бы, денежной профессии невозможно. Жизнь идет, и вспомнить нечего: работа – дом, дом – работа. Тем более спрос на модные профессии не всегда так велик, как кажется, особенно когда вакансий на рынке труда меньше, чем вал специалистов. Стало очевидно: если ты «живешь, дышишь» выбранным делом, если просто не можешь существовать без него (день и ночь повышая уровень квалификации, нарабатывая опыт) – тогда ты состоишься как специалист и будешь востребованным. А если поддался всеобщему увлечению – будешь плыть в общем потоке, если только случайность не поможет. Поэтому многие родители уже не довлеют над своими детьми в плане «поступишь, куда я сказал», а, наоборот, стараются предоставить все возможности для профессионального самоопределения с самого раннего возраста.

Помните, как было еще лет 20–30 назад? «Ты никогда не будешь ветеринаром, потому что я так сказала! Я для этого, что ли, столько денег в дочь вложила, лучших репетиторов нанимала? Пойдешь на международный факультет!» Или: «Сын, нечего идти ни в медицину, ни в учителя, брось эти мысли. Сейчас все решают деньги, поэтому все сделаю, но на банковское дело пойдешь учиться!»

А новое поколение (поколение Z и, уверена, все последующие за ним; впрочем, во многом меняет свои взгляды и поколение Y – это активная и уже состоявшаяся в профессиональном плане молодежь) просто хочет делать в жизни то, что ему нравится. Просто хочет иметь больше, чем вот эту оскомину в зубах родителей «работа – дом», намерено самовыражаться и получать удовольствие от любимого дела, а не сидеть десятилетиями в офисе за экраном монитора, наблюдая в соцсетях за чужими успехами. Эти люди ценят свободу выбора и не боятся быть для кого-то смешными с выбранной профессией.

А еще последние пару лет в России начались серьезные, можно сказать трансформационные, изменения в сфере образования, что связано, в том числе, с инвестициями в эту сферу состоявшихся людей – бизнесменов – которым не все равно, в каком мире будут жить их дети и внуки. Они создают различные фонды, проводят фестивали, конкурсы, в которых выбирают лучших представителей сфер дошкольной и школьной педагогики, которым дают возможность посетить крутые семинары и мастер-классы, выделяют гранты на профессиональное самосовершенствование и так далее.

Среди драйверов нового движения – Благотворительный фонд «Вклад в будущее» (ПАО Сбербанк России) с его программой «Учитель для России», а также «Рыбаков фонд» и различные их единомышленники – кто-то действует в связке с лидерами, кто-то пока работает в узком кругу. В, казалось бы, довольно консервативном Хабаровске находятся желающие стать участниками встречи с педагогом-новатором Димой Зицером, основавшем в Санкт-Петербурге школу «Апельсин», где ученики сами выбирают себе занятия, определяя вектор развития, и нет сверхзадачи подогнать детей под систему.

То, что процесс в образовательной сфере пошел – совершенно очевидно.

Тем, кому это интересно, рекомендую ознакомиться с деятельностью команды @geek_teachers, которая создала бесплатный онлайн-курс «Школа проектов» для желающих запустить свой образовательный проект. Тот же Рыбаков Фонд совместно с онлайн-школой Института «Стрелка» Vector организовали в интернете курс «Как организовать сообщество», который теперь стал бесплатным.

Вообще, появляется много образовательных программ для детей и подростков в интернете, в том числе некоммерческих. Например, в Инстаграм теперь можно школьникам и их родителям, благодаря проекту azbuka_edu, получать бесплатные советы о здоровье, и это тоже вклад в будущее. Он создан совместно медиками и педагогами, и впереди нашу страну ждут множество таких полезных и доступных просветительских проектов, появившихся благодаря сплаву знаний и навыков учителей и специалистов разных сфер деятельности. Молодые педагоги с их компетенциями, запасом энергии, нацеленные на общественные изменения, сегодня видят перспективы в своей профессии.

Есть еще одна категория людей, которым тоже нужно быть востребованными, а также иметь доход. Это так называемые люди серебряного возраста – точнее, население предпенсионного и пенсионного возраста. Традиционно во многих культурах пожившие (пожилые), наработавшие ценный опыт люди становятся наставниками, воспитателями, именно им поручалось заниматься развитием детей. В то время как родители полностью отдаются карьере и общественной жизни. Очевидно, что наличие специального профессионального образования позволит человеку и в преклонном возрасте иметь возможность быть нужным обществу в деле воспитания малышей или обучения школьников. Поэтому люди и задумываются о том, чтобы получить новую профессию, к которой тянет, когда нравится возиться с детьми, сохранять рядом с ними молодость духа, передавать им свои знания, делиться опытом. В таком случае – будет ли человек работать в школе, детском саду или займется репетиторством, станет гувернером, няней, откроет мини-сад – еще долгие годы он сможет быть интегрированным в социум.

И еще одна тенденция – переход в новую сферу деятельности людей среднего возраста (35–45 лет), причем людей с интересным жизненным опытом. Прежде мы только читали о том, что в США часто люди этого возраста кардинально меняют профессию – состоялось выгорание в прежнем деле, выбранном не всегда сердцем, есть осознанное желание реализовать себя во второй части жизни в том, что интересно именно сегодня.

В России то, что люди меняют профессию в зрелом возрасте, часто связано с социально-экономическими изменениями или с задачами семьи. Кто-то был в найме, но потерял работу и решил переквалифицироваться. Кто-то занимался небольшим бизнесом, но решил, что на этом этапе жизни не хочет быть предпринимателем, руководителем, фрилансером – но готов работать в найме в удобном для него графике, совместимом с семьей, другими проектами или получением дополнительного образования. Кому-то нужно ухаживать за стареющими родителями или хочется быть ближе к детям-школьникам, а это проще всего выполнить, работая в их школе или центре дополнительного образования.

Есть и другая категория – это люди, которые уже давно работают в муниципальных учреждениях дополнительного образования, бывших дворцах пионеров (педагоги по танцам, изо, вокалу и так далее). Имея за плечами десятилетний опыт работы с детьми и узкопрофильное образование (художник, например), они сегодня вынуждены получать документ о подготовке в вузе по педагогическому направлению. А все потому, что изменились требования на законодательном уровне.

Спрос на учителей и педагогов дошкольного образования сохраняет устойчивость, и такие специалисты востребованы в любом населенном пункте. Министерство образования и науки Хабаровского края ежегодно передает нам сведения о кадровой потребности в регионе, число вакансий колеблется в диапазоне от 400 до 800 ставок. Как рассказал директор Педагогического института Тихоокеанского государственного университета Виктор Мендель, при таком количестве объявленных вакансий студенты вуза «умудряются еще и самостоятельно трудоустраиваться в школы». Он отмечает, что, помимо школ Хабаровского края, в Пединститут ТОГУ регулярно обращаются из соседних регионов, даже с Чукотки, Сахалина, из Якутии. «Педагоги востребованы, наибольший спрос на учителей математики, начальной школы, воспитателей детских дошкольных учреждений», – констатирует Виктор Мендель, и мои наблюдения подтверждают, что спрос на педагогов будет всегда, и при повышении культуры общества престиж профессии будет расти.

Не вопреки, а в поддержку обозначенным в этой статье тенденциям, есть другие примеры: когда педагоги, вожатые выходят за пределы своей профессии, становясь успешными руководителями предприятий, консультантами, тренерами, специалистами по карьерному консультированию, психологами и так далее. Этот процесс мы видим в масштабах страны, и локальные тенденции не отстают. Бывшие вожатые создают коуч-центры, организуют разные форматы работы со взрослыми людьми, в том числе и проверенные, не утратившие актуальности для любого возраста тематические «лагеря».

Если в советское время в нашей стране профессию выбирали раз и навсегда, то сегодня требование времени таково, что и зрелые люди должны быть готовы меняться, и сама молодежь настроена на получение практического опыта в совершенно разных сферах. Специалисты называют этот процесс формированием компетенций. Пробуя себя в самых разнообразных областях, педагоги обретают новые возможности.

Тот же директор пединститута ТОГУ Виктор Мендель подчеркивает: «Педагог – это, образно говоря, менеджер высшего полета. По сути, он часто работает со слабо мотивированным коллективом, не имея при этом каких-то существенных ресурсов и рычагов влияния, но добивается того, что детский коллектив продвигается в позитивном направлении. Не зря, наверное, в социальной сфере, да и в бизнесе тоже, много успешных руководителей с педагогическим образованием. Ведь они умеют общаться с людьми, слушать, объяснять, заинтересовывать».

Продолжая эту мысль, я обрисую для людей с базовым педагогическим образованием, получившим впоследствии повышение квалификации в области управления персоналом, очевидные перспективы в сфере HR (human resources). Старый лозунг «Кадры решают все!» сегодня как никогда актуален и со временем он будет сохранять позиции. Любая уважающая себя организация, особенно это заметно в крупных городах, сегодня строит работающую модель управления персоналом – так, чтобы не только выбирать лучших, но и оставлять их у себя, заинтересовывая, выращивая под свои потребности и развиваясь вместе. Поэтому педагоги, однозначно, будут в тренде. Их ждут и в детских садах, и в кругу топ-менеджеров промышленных гигантов. Было бы желание не стоять на месте, какую бы стезю ты ни выбрал.

 

Марина Кравченко.

Фото с портала TOGUlife.ru



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru