Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
10 апреля 2020, Пятница Обычная версия сайта

Технологии дистанционного образования успешно внедрены в ТОГУ

После перехода Тихоокеанского государственного университета на дистанционное обучение в пресс-центр неоднократно обращались журналисты с просьбой рассказать, «что реально делается в вузе для перехода на дистанционые образовательные технологии?» Мы попросили подробно осветить эту тему директора Центра дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ) ТОГУ доцента Игоря Румановского.

Однако прежде, чем предоставить ему слово, стоит отметить особо, что технологии дистанционного обучения в вузе эффективно внедряются и используются уже 14 (!) лет. А структурное подразделение – тот самый ЦДОТ, которое все это время возглавляет Игорь Геннадьевич, действует с 2006 года. Кстати, о задачах, решаемых в этой сфере, и о конкретных достижениях университетский журнал «Мой университет» подробно рассказывал еще в своем осеннем номере за 2011 год – в материале «У истоков дистанционного образования стояли профессор, доцент и… студент»

Дистанционное образование в ТОГУ скачать (1.8 МБ)

– Игорь Геннадьевич, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и необходимостью сохранения здоровья обучающихся  Министерство науки и высшего образования России предложило вузам перевести студентов на дистанционное обучение. Как решается эта сложная задача в ТОГУ?

– В настоящее время мы реализуем технологии дистанционного обучения для студентов уже не только заочной (как в предшествующие годы), но и очной формы обучения. Каким образом это сделано? У нас сейчас эти функции централизованы за счет создания электронных личных кабинетов для каждого студента и преподавателя. В университете установлена платформа дистанционного обучения LMS (Learning Management System = система управления знаниямиред.) Moodle версии 3.7. Она позволяет реализовать практически все программы по всем направлениям подготовки, реализуемым в ТОГУ, для всех форм обучения, включая очное, очно-заочное, заочное. У нас применяются электронные технологии посредством создания электронных учебных курсов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) университета.

– Как конкретно строится эта работа?

– Как я уже отметил, согласно всем направлениям подготовки, реализуемым в университете, сгенерированы все необходимые электронные учебные курсы. Учебные программы и имеющиеся по ним образовательные материалы внесены в личный кабинет каждого преподавателя, он имет к ним полный доступ. С использованием компьютерных технологий преподаватель реализует функции и педагога, и создателя учебных курсов. В личном кабинете он может создавать, обновлять, дополнять и размещать материалы по каждой учебной теме предмета. А все студенты очной, заочной, очно-заочной форм обучения, включая магистратуру и даже аспирантуру, в своих личных кабинетах в ЭИОС имеют доступ ко всем учебным курсам, на которые они подписаны. Таким образом, обучение бакалавров, специалистов, магистрантов в электронном формате полностью соответствует учебным планам по направлениям их профессональной подготовки.

– Любой учебный процесс – и в аудиториях, и в ЭИОС требует постоянного двустороннего общения преподавателя и обучаемого. Как это осуществляется в дистанционном формате?

– Особое внимание в своей деятельности мы уделяем внедрению технологий онлайн-обучения, интерактивным формам обратной связи – это чаты, форумы, встроенные вебинары, видеоконференции. Каким образом это реализовано? В рамках любого электронного учебного курса у преподавателя, как его создателя, есть возможность внедрить технологию OpenMeetings – видеоконференцсвязи. И, таким образом, провести любой вид занятия – лекцию, семиинар, лабораторную работу, консультацию – в открытом формате, в онлайн трансляции. Имеются возможности также записи занятия и последующей его трансляции в режиме оффлайн. Рассматривается возможность работы в системе видеоконференцсвязи TrueConf. Эта система позволяет работать с большими группами. Если технология OpenMeetings позволяет реализовать одновременно до 16 точек входа, то технология TrueConf – до 40 точек входа при проведении видеоконференции, вебинара, либо любого другого занятия в онлайн-режиме. Эти технологии мы можем использовать параллельно. Мы также рассматриваем возможности применения технологий Hangouts – для мгновенного обмена собщениями и проведения видеоконференций, онлайн-обучения. Кроме того, нами используется система видеоконференцсвязи по технологии ZOOM, в том числе для работы со студентами из Китая и других стран. Преподаватель сам решает, какую форму онлайн-обучения ему применять, и сколько нужно в рамках его учебного курса таких интерактивных занятий. Почему нам удалось все это реализовать быстро и успешно? Потому что информационные образовательные технологии мы внедряем в ТОГУ с 2005/2006 учебного года, а вовсе не с нынешнего весеннего семестра.

– Насколько сложно сегодня решать задачу внедрения дистанционного образования?

– Накопленный опыт значительно облегчает решение этой задачи. Ведь сначала мы внедрили ее в рамках заочного факультета, как говорится, отшлифовали, а теперь распространяем на все факультеты и институты ТОГУ. Техническая и программная база готова. Преподаватели обучены, проинструктированы, нами для них созданы обучающие курсы, видеоресурсы. Так что распространить дистанционные технологии на все направления очного обучения большого труда не составило.

Конечно, появились и проблемы, но мы их решаем. Одна из них была связана с тем, что сейчас мы имеем огромное количество одновременных входов студентов в систему – до пятисот-шестисот. Пришлось расширять возможности дата-центра, чтобы одновременно большое количество обучающихся могло заходить в ЭИОС и работать в ней.

– Для работы в ЭИОС студенты могут использовать смартфоны?

– В технологии цифровой образовательной среды Moodle версии 3.7 имеется специальная реализация ее для мобильных версий. Она прекрасно работает в мобильном интернете. Ведь для проведения конференции в режиме OpenMeetings достаточен минимальный набор устройств: микрофон, веб-камера, экран – все это есть в гаджетах. Электронный учебный курс для трансляции преподавателем создан, сама конференция встроена в этот курс. Трансляция открывается в новом окошке на экране – студент видит, что презентация лекции пошла, он может работать. Когда лекция идет в онлайн-режиме, он также может задавать вопросы в голосовом режиме. В оффлайн-режиме он может задавать вопросы в чате.

– Для студентов процесс обучения выстроен, а каков он для преподавателей?

– Недельная нагрузка на преподавателей, конечно, возросла. Им необходимо проводить хотя бы одну онлайн-лекцию в неделю. Они должны связываться со студентами хотя бы через видеозвонок по WhatsApp. При этом преподаватель может работать со студентами, загружать учебные материалы не только из вуза, но и удаленно. У него нет проблем с тем, чтобы сделать интегрированный доступ на разные ресурсы, в конструкторе курса предусмотрены различные элементы, возможности по установке ссылок на внутренние и внешние ресурсы. Есть место и для преподавательского творчества. К примеру, в институте архитектуры и дизайна ТОГУ с энтузиазмом делают прекрасные курсы и видео-презентации. Построить учебный курс в ЭИОС можно по-разному. И стандартно – темы, разделы, какие-то задания. И творчески – виртуальную экскурсию, к примеру, организовать по Эрмитажу, по архитектурным достопримечательностям города. Студент-архитектор может отправить файлы с какими-то зарисовками, чертежами, преподаватель посмотрит их, даст рекомендации – все работает.

– А каковы перспективы в развитии дистанционного образования?

– Используемая нами TrueConf – облачная технология. Нам бесплатно предоставлены 25 точек доступа на 40 мест каждое. Дополнительно для обучения студентов, в том числе магистрантов, мы планируем обеспечить им доступ на открытые образовательные платформы, рекомендованные Министерством науки и высшего образования РФ. Рывок в дистанционном обучении в университете будет колоссальный.

– С кем в ТОГУ вы наиболее активно взаимодействуете в развитии системы дистанционного обучения?

– Мы сотрудничаем с Управлением информатизации ТОГУ, Департаментом академической политики, курируют эту работу проректоры Николай Сорокин и Светлана Ковальчук.

Пресс-центр ТОГУ



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru