Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
04 августа 2020, Вторник Обычная версия сайта

Профессор Александр Абузов: «Использование аэростатов остается перспективным и экономически выгодным»

Направления исследовательской деятельности ученых Тихоокеанского государственного университета многообразны. Теоретическая ядерная физика и литературоведение, разработка программного обеспечения и взрывные технологии в горном деле, природопользование и многое другое. Объединяет их то, что многие научные разработки ученых вуза – прикладные, актуальные для Дальневосточного региона и России в целом, устремлены в будущее. Профессор кафедры «Технология лесопользования и ландшафтного строительства» факультета природопользования и экологии ТОГУ доктор технических наук Александр Абузов занимается разработкой и эксплуатацией аэростатических летательных аппаратов (аэростатов и дирижаблей). Эти, казалось бы, ушедшие в прошлое летательные аппараты и в XXI веке оказались незаменимы. Под руководством Александра Викторовича в ТОГУ будет создано подразделение, предварительно названное «Лаборатория интеллектуального природопользования», где обучающиеся, преподаватели и ученые вуза будут проектировать, создавать, а также исследовать возможности применения этих летательных аппаратов для нужд разных сфер экономики.

– Александр Викторович, кажется, аэростаты, дирижабли ушли в далекое прошлое. Почему вы вернулись к аппаратам столетней давности?

– Они не забыты и по-прежнему используются, просто об этом многие не слышали. Использование аэростатических летательных аппаратов в промышленности остается перспективным и эффективным. Например, это использование дирижаблей при транспортировке грузов в труднодоступные места, или, наоборот, из труднодоступных мест. При разработке новых месторождений полезных ископаемых, либо лесных территорий экономически более выгодным может оказаться не строительство дорог, а применение этих летательных аппаратов. Территория Дальнего Востока малозаселенная, промышленные предприятия располагаются на расстоянии в сотни километров друг от друга и от городов. Многие предприятия оказываются недоступными в связи с погодными условиями, в межсезонье. Воздушные перевозки с помощью вертолетов более затратны. Дирижабль же может летать в любой сезон, и его эксплуатация намного выгоднее, особенно в отсутствии дорог и другой инфраструктуры.

Другая проблема – социальная обеспеченность удаленных населенных пунктов. Те, что раньше были развиты, обеспечивались либо водным транспортом, либо малой авиацией. Сейчас они пришли в упадок. А, к примеру, дирижабли, смогут выполнять весь спектр транспортно-грузовых задач: доставку пассажиров и грузов. К тому же, им не требуются взлетно-посадочные полосы. Для них достаточно просто ровной площадки, куда можно вертикально приземлиться и взлететь.

– А где можно использовать такой вид транспорта, как аэростаты?

– На лесозаготовках. В России все больше становится труднодоступных лесных участков – либо крутые склоны, либо участки, недоступные с точки зрения гидрологии – болота, речки. Но, учитывая потребность в древесине, и их разрабатывать придется.

– На первый взгляд, использование аэростатов в сфере заготовки древесины не кажется эффективным способом...

– Поначалу производительность при воздушном способе заготовки может показаться ниже. Но любая эффективность оценивается по полному циклу работ. Традиционно он начинается так: готовятся подъездная дорога для заготовительной и трелевочной техники, погрузочный пункт, объездные дороги и т.д. Все это увеличивает затраты времени и денежных средств уже на подготовительном этапе. Плюс закупка техники, ее обслуживание. Для аэростата не нужно строить подъездные дороги, магистральные трелевочные волока, а значит, в общем цикле работ мы выигрываем. Соответственно, выигрываем экономически.

– Стоимость – не единственное преимущество летательных аппаратов?

– Конечно. Щадящая, благодаря им, технология заготовки древесины помогает решать и экологические проблемы. Падая, спиленное дерево уничтожает другие, растущие рядом. По статистике, при заготовке одного дерева погибает от 2 до 4 деревьев. То есть, дополнительно к 100 срубленным деревьям уничтожается 400, которым не дали вырасти. Спиленное дерево еще нужно вытащить: либо волоком, используя трактор, либо погрузив на тяжелую технику. При такой транспортировке повреждается почва. Воздушная схема заготовки предполагает вертикальное изъятие дерева. На сегодняшний день специалистами ТОГУ разработаны механизмы и технологии, при которых на дерево либо сверху, либо сбоку наводят захватный механизм, аккуратно срезают, вертикально поднимают вверх и переносят на погрузочный пункт. При этом не уничтожаются растущие рядом деревья, не повреждается почва.

Щадящие экологию лесозаготовки – только один пример использования аэростатов. Для Дальнего Востока очень актуальны мониторинг и противодействие пожарам. Стандартные типы малой авиации не всегда справляются с этой задачей, во-первых, их мало, во-вторых, эксплуатация их достаточно дорогая. Более эффективно они смогут работать вместе с нашими летательными аппаратами. Мы планируем применять аэростаты и для экологического мониторинга, в частности, будем создавать экологическую карту города Хабаровска. Аэростаты со специальным оборудованием на борту помогут контролировать степень загрязненности воздушного пространства. Потоки воздуха цикличны – постоянно меняются, находятся то на одной высоте, то на другой. Чтобы вычислить уровень загрязняющих веществ в каждом слое воздуха, необходимо собирать данные в разное время, при разных скоростях ветра, на разной высоте. Конечно, можно взять обычный беспилотник, но он находится в небе недолго, собирает минимум информации, а для качественных научных результатов этого недостаточно. Только аэростат способен находиться в небе в одной точке от нескольких суток до месяца.

Важно понимать, что мы создаем комплексную, многофункциональную лабораторию, способную выполнять широкий спектр меняющихся задач.

– Как появился проект в ТОГУ? Почему вы заинтересовались этой темой?

– Сейчас на совещаниях различного уровня, в министерствах много говорится о новых технологиях, их эффективности. А у нас есть готовые разработки и оборудование, с помощью которого можно их воплощать на практике. Я занимался данными работами практически, был организатором ряда испытаний аэростатических комплексов, защитил кандидатскую и докторскую диссертации по вопросам использования аэростатических летательных аппаратов, потом работы были приостановлены на определенное время. Сейчас мы их возобновляем в новом русле, с новыми возможностями. Помимо аэростатических летательных аппаратов, мы еще будем разрабатывать и эксплуатировать беспилотные летательные аппараты, которые в комплексе с аэростатическими дадут большую эффективность. Уже приступили к разработке конструкции первого беспилотного летательного аппарата.

– Кто финансирует ваши работы?

– У нас несколько источников финансирования. Собственные средства университета, грантовая поддержка. Я считаю, что мы гарантированно выиграем новые гранты, потому что у нас уже есть практический опыт, наработки. Есть гранты Министерства науки и высшего образования, гранты РФФИ. Третий источник – инвесторы, спонсоры. Сейчас мы создаем образцы, которые можно показать предприятиям-заказчикам. Это будет востребовано.

– Уже есть что показать потенциальным заказчикам?

– Мы разработали аэростатно-канатную систему для транспортировки грузов, провели ее практические испытания. Эта система заменяет трактора при работе на горных склонах. Грузоподъемность экспериментальной системы была около тысячи килограмм.

– У вас уже есть опыт работы. А какую цель сейчас перед собой ставите?

– Воплощать свои идеи и наработки в жизнь, привлекать к этому и наших коллег-ученых, и студентов. Плюс на базе создаваемой лаборатории планируем объединить ряд людей и организаций, которые в нашем регионе занимаются эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов. Объединив усилия, можно реализовывать новые идеи, создавать конкурентоспособные продукты. Мы также внедряем наши разработки в образовательный процесс, готовим учебную магистерскую программу. Оборудуем лабораторию, где студенты смогут от теории перейти к прикладным исследованиям и самостоятельным инженерным разработкам – аэростатов, дирижаблей и беспилотников. Словом, молодежь сможет заняться самостоятельными перспективными разработками.

Беседовала Екатерина Давыдова.

Фото Александра Пасмурцева



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru