Зуева П. П., Клейменичева Д. А., Явейн О. И.

НОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ПОСЛЕ 2000-ГО ГОДА

В современной архитектурной критике появился новый термин «иконография», который ранее не употреблялся, но сегодня получает все большее распространение. Большинство теоретиков сходятся в том, что наступает новая эпоха, ранее по отношению к актуальному современному проектированию неописанная. Эта архитектура не имеет своего однозначного манифеста, и, тем не менее, обладает очевидной схожестью языка.
Архитектура сегодня все более ценится как катализатор решений объективно существующих задач как, например, социальных, функциональных и т.п. В рамках этого направления происходит образование и формирование нового языка - языка иконографии. Сегодня произошло некое смещение понятия «иконографии», которое связано с новыми видами рекламы, дизайна, маркетинга и в настоящее время в области теории архитектуры продолжается процесс смещения этого понятия, распространяющегося на принципы формообразования. В терминах иконографии начинается описываться то, что раньше понималась как архитектурная выразительность, коммуникация, функциональность формы и т. п.
То содержание, в котором понимается термин иконографии в современной архитектуре, теории и критике существенно отличается от классического. В новой ситуации использовать принципы иконографии означает искать архитектурный способ говорить просто о сложном.
Сегодня состояние исследуемого вопроса таково, что сам термин иконография и описанные явления стали фактом, но, тем не менее, теоретически он не обобщен, не систематизирован, и не произведено его соотнесение с ранее употреблявшимся в классической гуманитарной науке понятием. При том, что сам факт распространения иконографии на такие области, как например, маркетинга констатирован.

Ключевые слова: architecture, communication, contemporary architecture, iconography, methods of transmission, techniques and transformations, архитектура, иконография, коммуникация, приемы и преобразования, приемы передачи, современная архитектура