Волчок Ю. П., Назарова Н. С., Чередина И. С.

ВХУТЕМАС. ОТ ВОСПРИЯТИЯ СООРУЖЕНИЯ В ОБЪЕМЕ К АРХИТЕКТУРНЫМ ЧЕРТЕЖАМ

Город в плоскостной живописи, а именно его структура, умозрительно
воспринимается через объем, так как на пути к созданию плоского изображения на холсте
картины всегда была трехмерная натурная или вымышленная художником градостроительная структура. В театре художник использует ту же технологию устройства города
внутри сцены, интерпретируя разномасштабные городские пространства, моделируя их в
разных условных трехмерных образах. В архитектуре проектное мышление устроено
подобно живописному, тем самым возможно доказать связность и общность восприятия
устройства города в живописи и архитектуре. Во ВХУТЕМАСе перед тем как начертить
проект на бумаге, ученикам предлагали упражнение по дисциплине «Объем». Упражнение предполагало создание макета (скульптуры), при помощи которого было возможно
передать объемно-пространственное решение, которое впоследствии переводили в чертежи. Такая технология работы способствует выявлению и анализу морфологии города в
живописи и проектах, иллюстрирует, как и зачем живопись может восприниматься в
трехмерном предъявлении.

Ключевые слова: architectural drawing, city, city structure, VKHUTEMAS, volume and spatial perception, архитектурный чертеж, ВХУТЕМАС, город, объемно- пространственное восприятие, устройство города