Столяров В. В.

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЛАНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛОТОИД

При трассировании оси дороги клотоидами обеспечивается плавное нарастание центробежной силы. Однако методы для оценки риска потери устойчивости автомобиля при движении по дороге с переменным радиусом не существовали. Это способствовало применению стыковых радиусов биклотоид, при которых возникают высокие значения риска потери устойчивости автомобиля. Анализ безопасности движения автомобилей с расчётными скоростями показывает, что, принимаемые проектировщиками в качестве стыковых радиусов, предельные радиусы порой настолько малы, что клотоидная трасса становится опаснее закруглений с постоянными радиусами.
В статье дана математическая модель для оценки риска потери устойчивости автомобиля при движении его по трассе автомобильной дороги, содержащей клотоиды.
Риск потери поперечной устойчивости автомобиля должен быть равен допустимому значению.
Эта модель будет способствовать исключению опасных кривых в плане с недопустимыми радиусами.

Ключевые слова: motion of automobile, the maximum permissible speed of automobile, the risk of the loss of stability of automobile, variable radius, движение автомобиля, криволинейная трасса, максимальная скорость автомобиля, переменный радиус, риск потери стабильности автомобиля, сurvilinear route