Дьячкова Л. Г., Самсонова Е. М.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НАНАЙЦЕВ

Стандартные исследования в области народного искусства
и традиционной культуры малых этнических групп, издавна проживающих в
приграничных районах страны, могут пролить свет на некоторые особенности
формирующейся методологии актуальных междисциплинарных практик,
объединяющих изучение теории повседневности, истории искусства и культуры.
Методология системного анализа, расширяющая представления о традиционном
искусствознании, позволяет выявлять в сложной системе верований нанайцев
элементы, отражающие происхождение этноса, что подтверждается данными
лингвистических, археологических, визуальных и других исследований. В
мировоззрении нанайцев встречаются интересные новации, которые легко
соединяются с традиционными понятиями о мире. Незначительные, вновь приобретенные детали не смогли поколебать традиционные понятия, что
подтверждается множественными исследованиями. Тем не менее, система мировоз-
зрения, складывающаяся на протяжении тысячелетий, изменяется незаметно, не-
зримо, как и поток древних вод, на берегах которых расцвела исследуемая культура.

Ключевые слова: cosmogony, folk art, Nanai, picture of the world, shaping, structural analysis, systems analysis, the Amur region, the methodology of art history, traditional art, картина мира, космогония, методология искусствознания, нанайцы, народное искусство, Приамурье, системный анализ, структурный анализ, традиционное искусство, формообразование.