Кожар Н. В.

Проблема соотношения «идеального» и «реального» в архитектурной теории эпохи романтизма

В статье выполнено исследование взаимосвязи понятий «реального» и «идеального» в архитектурной мысли эпохи романтизма. Показано, что вопрос о соответствии реальной формы выражаемой идее являлся самостоятельной теоретической проблемой: в эстетике романтизма велся поиск нового идеала, который должен был вобрать все лучшее, достигнутое в прошлом.
Романтики обратились к истории, в которой надеялись найти абсолютные, вневременные «вечные ценности». В архитектуре это выразилось в стремлении придать современным сооружениям черты конкретных исторических зданий и, наоборот, придать отдельным формам обобщенный характер («академическое» направление»). Было создано много «идеальных» проектов: города, собора, дворца, памятника «гению». Романтизму в целом свойственна идеализация: идеальная революция, идеальная самодостаточная свободная и активная личность, идеальное общество. Стремление к подчеркнутой образности архитектурных сооружений, заставлявшее обращаться к различным историческим и национальным источникам, создавало «характер» сооружения, выражающего идейно-эстетическую платформу его создателя. Практическим воплощением поисков «идеала» явилось «многостилье» архитектуры эпохи романтизма.

Ключевые слова: architecture, fantasy, historicism, ideal, irrationalism, realism, romanticism; theory, symbolism, архитектура, идеал, иррационализм, историзм, реализм, романтизм, символизм, теория, фантазия