Мартынова Н. В., Цюн У.

Красота умеренной пустоты в традиционной китайской живописи

В эстетике конфуцианства высоко ценится умеренность. Модерация преследует не только умственную и физическую гармонию отдельных людей, но гармонию между человеком и природой. В теории конфуцианства, крайность является основной причиной нестабильности. Поэтому, для того чтобы приобрести гармонию, важно понять, что все, включая человеческие эмоции, не должно впадать в крайности. Конфуций сказал: «Будьте радостным, но не в восторге, будьте
печальными, но не в тревоге.» Таким образом, искусство, музыка и другие виды искусства должны держать себя в пределах умеренности. Экстремальные эмоции считаются неправильными, произведения искусства не должны вызывать сильное чувство у аудитории, ни крайнее счастья, ни выраженную печаль. Пустота на картине может снизить давление глаз. Зритель чувствует себя спокойней при просмотре изображения с умеренной пустотой.

Ключевые слова: aesthetics, Confucianism, emptiness, means of expression, neutral background, nirvana, Taoism, выразительные средства., даосизм, конфуцианство, нейтральный фон, нирвана, пу- стоты, эстетика