Кожар Н. В.

«ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРА» В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕОРИИ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (ЧАСТЬ I)

В статье рассматривается одна из важнейших проблем европейской архитектурной теории эпохи романтизма – проблема выражения национального и художественного своеобразия в архитектуре. В xviii веке для ее решения была начата разработка «теории характера» (ее немецкий вариант «учение о характере»). Понятие «характера», возникнув в теории садово-паркового искусства, было перенесено в «общую» теорию архитектуры, дав возможность обогатить произведение зодчества новым содержанием. Этому способствовало применение психологических и эмоциональных средств воздействия с помощью символики простых геометрических форм, больших масс, светотени. Важную роль в развитии понятия «характера» сыграла теория сентиментализма. Следуя ее положениям, необходимо было создать «в высшем смысле естественную архитектуру», обладающую также «гармонией высшего воздействия». Показаны примеры разработки положений «теории характера» европейскими теоретиками 18 века.

Ключевые слова: architecture; romanticism; character; theory of landscape art; realism; sensationalism; historicism; nationality, архитектура; романтизм; характер; теория садово-паркового искусства; реализм; сенсуализм; историзм; народность