Базилевич Е. М., Пушкарёва М. А., Черепанова В. П.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В СОБРАНИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ДВХМ

Старинная иконопись представляет особую историческую ценность, потому что замечательно характеризует духовную и живописную культуру русского народа. Икона обладает двойной силой воздействия: духовной и эстетической. Помещенная в храме – она предмет религиозного поклонения. В музейном собрании подчеркивается ее эстетическая ипостась. Этот синтез лежит в основе православного христианства. Среди русских икон выделяются особопочитаемые. К ним относится Казанская икона Божьей Матери. Со времени своего чудесного обретения этот образ не раз играл ключевую роль в истории государства Российского и прославился многими чудесами. Образ Богоматери Казанской сложился в особый иконографический тип иконы, закрепленный каноническими правилами. Один из образцов этого типа представлен в собрании русской живописи Дальневосточного художественного музея.

Ключевые слова: acquisition, ark flattening, gilding, halo, icon canon, intercession, miraculous, Odigitriya, proportions, the museum’s collection, The Virgin of Kazan Icon, заступление, золочение, иконопись, Казанская икона Божьей Матери, канон, ковчег, нимб, обретение, Одигитрия, пропорции, собрание музея, уплощение, чудотворная