Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Научная работа

Исторически научно-исследовательская деятельность на кафедре математики и информационных технологий (МИТ) ориентирована на развитие концепций и идей о современном информационном и математическом образовании.

Научная аттестация

На кафедре МИТ работают квалифицированные кадры: Мендель В.В., директор Педагогического института, к.ф.-м.н., доцент; Ледовских И.А., декан ФЕНиМИТ, к.ф.-м.н., доцент; Казинец В.А., зав. кафедрой МИТ, к.ф.-м.н., доцент; два профессора (Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент; Король А.М., к.п.н.), 6 доцентов (Табачук Н.П., к.п.н., доцент; Карпова И.В., к.п.н., доцент; Малыхина О.А., к.п.н., доцент; Тимошенко Т.А.,к.ф.-м.н., доцент;  Жданова Т.А., к.п.н., доцент; Бурнаева Е.М., к. культурологии), 6 старших преподавателей (Пишкова Н.Е., Кислякова М.А., Редько Е.А., Жулидова Ю.В., Ключников А.Е., Духовникова И.Ю.. Мендель В.В. (мл)).

Оказывают помощь в организации и проведении научных мероприятий сотрудники кафедры (Мельникова В.В., заведующая учебной лабораторией кафедры МИТ; Тринадцатко О.А., специалист по учебно-методической работе учебной лаборатории кафедры МИТ; Орлов М.В., специалист по учебно-методической работе кафедры МИТ).

На кафедре МИТ ответственныйза НИР  – Табачук Н.П., ответственныйза НИРС – Кислякова М.А.

Научные направления кафедры МИТ в соответствии с ГРНТИ

  • 20.01.04 Цифровизацияи информатизацияобщества и образования.
  • 14.35.07 Развитие информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации.
  • 14.35.07 Образование и обучение в высшей школе.
  • 14.35.09 Методика преподавания учебных дисциплин в высшей школе.
  • 27.21.17 Алгебраические и аналитические методы в геометрии
  • 27.23 Математический анализ
  • 27.15.25 Алгебраическая теория чисел (поля алгебраических чисел)
  • 27.01.09 История математики.
  • 27.01.45 Преподавание математики.
  • 20.01.45 Преподавание информатики.
  • 81.93.29 Информационная безопасность.
  • 20.53.19 Работа со средствами обработки и поиска информации.
  • 14.35.19 Внеурочная работа в высшей школе.
  • 14.25.19 Программа дополнительного образования по математике и информатике в школе. Внеурочная работа в общеобразовательных учреждениях.
  • 14.37.27 Организация курсов повышения квалификации учителей математики и информатики.

Тематические поля исследований профессорско-преподавательского состава кафедры МИТ

  1. Математика, математическое моделирование, история математики.
  2. Математический анализ.
  3. Цифровизация и математизация.
  4. Современные проблемы информационного и математического образования в цифровой образовательной среде вуза.
  5. Современная проблематика развития и применения современных цифровых информационных технологий в образовательном пространстве вуза.
  6. Деятельностный подход формирования адаптационных способностей студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование»  к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и математизации.
  7. Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации.
  8. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества.
  9. Информационная безопасность и гуманитарное образование.
  10. Проблемы искусственного интеллекта.
  11. Дистанционные технологии и региональные особенности в преподавании информатических и математических дисциплин.
  12. Организация педагогического обеспечения подготовки будущих учителей.
  13. Дополнительное образование и олимпиадное движение по математике и информатике в школе и в вузе.

Участие в мероприятиях научных организаций и научных школ

Преподаватели кафедры МИТ представляют свои научные исследования и участвуют в мероприятиях научных организаций и научных школ:

  1. «Академия компьютерных наук» (https://akn.com.ru/),
  2. «Российская академия образования» (http://rusacademedu.ru/),
  3. «Академия информатизации образования» (http://acinform.ru/),
  4. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (http://www.instrao.ru/index.php),
  5. «Российская Академия Естествознания» (https://rae.ru/),
  6. Научная школа «Информатизация образования» И.В. Роберт (http://robert-school.ru/),
  7. Научная школа А.В. Хуторского (https://khutorskoy.ru/science/).

Публикационная активность

В настоящее время результаты научных исследований преподавателей кафедры МИТ связаны с публикационной активностью, проявляющейся с начала 2000-х годов по представленной проблематике в журналах ВАК, РИНЦ, Scopus, WoS. Индекс Хиршапреподавателей кафедры МИТ составляет от 1 до 10.

Научно-исследовательская деятельность кафедры МИТ отражена в статьях и монографиях. За последние два года было опубликовано 10 статей WoS и Scopus, 23 статьи ВАК, 120 статей РИНЦ, 7 монографий, 14 УМП.

Монографии,опубликованные преподавателями кафедры МИТ, за последние два года

  1. Поличка А. Е. Современная проблематика развития и применения средств ИКТ в образовательном пространстве вуза: [монография] / А. Е. Поличка, М. А. Кислякова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 204 с.
  2. Табачук Н.П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества : [монография] ; науч. ред. Казинец В.А. / Н. П. Табачук. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 180 с.– URL: http://lib.pnu.edu.ru/downloads/TextExt/uchposob/Tabachuk_NP11.pdf?id=992190
  3. Карпова И.В.Особенности педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности // Образование: опыт и перспективы развития : монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019.
  4. Табачук Н.П. Совершенствование методической системы развития информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации // Образование: теория, методология, практика: монография (Чебоксары, 27 сент. 2019 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. –URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-85.pdf
  5. Современные проблемы информационного и математического образования: научно-методические основы совершенствования профессиональной компетентности учителя математики: [монография] / А. Е. Поличка, О. А. Малыхина, И. В. Карпова, Н. П. Табачук: [науч. ред. В. А. Казинец]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 211, [1] с.
  6. Табачук Н.П. Развитие информационной компетенции студентов вуза в процессе картирования и скрайбинга // Вопросы образования и психологии : монография (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 204 с.–URL: https://phsreda.com/ru/article/96955/discussion_platform
  7. Современные проблемы информационного и математического образования: актуальные вопросы методики обучения математике / Ю. В. Жулидова, М. А. Кислякова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 127с.

Членство в научных сообществах

  1. Поличка А.Е., Король А.М., Мендель В.В., Казинец В.А., Ледовских И.А. – члены-корреспондентыАкадемии информатизации образования (http://acinform.ru/).
  2. Поличка А.Е.  – член-корреспондентРоссийской Академии Естествознания (https://www.famous-scientists.ru/17097/).
  3. Табачук Н.П. – профессор Российской Академии Естествознания (https://www.famous-scientists.ru/16986/).

Научные мероприятия

Кафедрой МИТ ежегодно организуется и проводится Межрегиональныйнаучно-методологический семинар. Руководители семинара: Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры МИТ; Табачук Н.П., к.п.н., доцент, доцент кафедры МИТ).

Тематика семинара: «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте развития информационной компетенции студентов вуза» (2019-2020 уч. г.); «Актуальные проблемы и современные тенденции развития информационного и математического образования в свете инновационных исследований» (2020-2021 уч. г.); «Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации»(2021-2023 уч. г.).

Кафедрой проводятся заседания научного студенческого кружка «Информационная компетенция студентов вуза: способы развития и индикаторы достижения компетенции» (2020-2021 уч. г.). Руководитель: Табачук Н.П., к.п.н., доцент, доцент кафедры МИТ.

Научная школа

Руководитель научной школы «Формирование адаптационных способностей студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование»  к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и математизации» Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры МИТ. Учениками этой научной школы являются преподаватели кафедры МИТ:Табачук Н.П., Кислякова М.А.

Табачук Н.П. ведет научные исследования в направлении «Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации».

Кислякова М.А. развивает тему научного исследования «Подготовка студентов как будущих учителей к работе с неуспевающими школьниками по математике».

Результаты исследований рассматриваются в рамках участия в семинарах и конференциях в Лаборатории математического общего образования и информатизации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт управления образованием Российской академии образования» (ИУО РАО) (г. Москва);в Институте космических и информационных технологий ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (г. Красноярск);в Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, проводимом В.Г. Мордковичем; в рамках Международного форума по математическому образованию – IFME (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, Научно-образовательный математический центр ПФО(г. Казань); в ФГБОУ ВО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов);в рамках Межрегионального научно-методологического семинара кафедры математики и информационных технологий Педагогического института «Тихоокеанского государственного университета».

Диссертационные исследования на кафедре МИТ

Преподавателями и сотрудниками кафедры МИТ проводятся диссертационные исследования, за последние два года подготовлено
четыре выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации) по направлению подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика и информационные технологии в образовании»:

  1. Табачук Н.П. «Современные тенденции развития информационной компетенции личности студента».
  2. Редько Е.А. «Сфера дополнительного образования школьников по информатике для увеличения потенциала их интеллектуального ресурса».
  3. Духовникова И.Ю. «Развитие профессиональных компетенций студентов-лингвистов на основе использования социальных медиа и современных платформ для интерактивного обучения».
  4. Тринадцатко О.А. «Моделирование междисциплинарных образовательных программ на примере образовательной программы 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Информатика и экономика в общем и дополнительном образовании».

НИРС, научные проекты

Ежегодно  преподаватели кафедры МИТ в Тихоокеанском государственном университете организуют научные мероприятия «Неделя математики», «Неделя информатики» для студентов разных направлений подготовки.

В рамках проведения данных мероприятий организуется конкурс проектов по актуальным темам. Так же проводятся олимпиады для студентов различных направлений подготовки. Результаты и информационное сопровождение мероприятия проходит на сайте http://informaticweek.blogspot.ru/.

Важным итогом НИРС является подготовка выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, реализованных как проекты, где заказчиками являются смежные кафедры, образовательные организации, организации дополнительного образования школьников и студентов.

Приведем примеры магистерских диссертаций студентов, реализованных как проекты.

Магистерская программа «Информатика и информационные технологии в образовании»:

  1. Соцков М. Ю. «Компьютерно-мобильный инструментарий как фактор активизации познавательной деятельности при изучении истории в среднем образовании».
  2. Гашина А.А. «Организация самостоятельных работ по информатике для 8 класса на основе регионально содержания».
  3. Люлин А.А. «Особенности преподавания информатики в школе в условиях перехода на ФГОС».

Магистерская программа «Математическое образование»:

  1. Верхотурова Л.А. «Подготовка тематических учебных задач по прикладной математике в средних профессиональных учебных заведениях».
  2. Латышева Л.Х. «Исследование средств визуализации для построения информационно-предметной среды дисциплины «Векторная алгебра»».
  3. Сыряный А.И. «Развитие абстрактного мышления у школьников с помощью решения задач по геометрии повышенной сложности».

Гранты и конкурсы

Ежегодно кафедра МИТ осуществляет подачу около 15 заявок на гранты РФФИ, Министерства просвещения Хабаровского края, Агентства стратегических инициатив.

Направления грантовой деятельности преподаватели кафедры связывают с профессиональной и научно-исследовательской деятельностью, проводимой на кафедре.

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность на кафедре связана с организацией курсов переподготовки и повышения квалификации учителей математики и информатики по развитию у них математических и цифровых компетенций, с участием в организации и проведение олимпиад по математике и информатикедля школьников.

 

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru