Исторически научно-исследовательская деятельность на кафедре математики и информационных технологий (МИТ) ориентирована на развитие концепций и идей о современном информационном и математическом образовании.
Научная аттестация
На кафедре МИТ работают квалифицированные кадры: Мендель В.В., директор Педагогического института, к.ф.-м.н., доцент; Ледовских И.А., декан ФЕНиМИТ, к.ф.-м.н., доцент; Казинец В.А., зав. кафедрой МИТ, к.ф.-м.н., доцент; два профессора (Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент; Король А.М., к.п.н.), 6 доцентов (Табачук Н.П., к.п.н., доцент; Карпова И.В., к.п.н., доцент; Малыхина О.А., к.п.н., доцент; Тимошенко Т.А.,к.ф.-м.н., доцент; Жданова Т.А., к.п.н., доцент; Бурнаева Е.М., к. культурологии), 6 старших преподавателей (Пишкова Н.Е., Кислякова М.А., Редько Е.А., Жулидова Ю.В., Ключников А.Е., Духовникова И.Ю.. Мендель В.В. (мл)).
Оказывают помощь в организации и проведении научных мероприятий сотрудники кафедры (Мельникова В.В., заведующая учебной лабораторией кафедры МИТ; Тринадцатко О.А., специалист по учебно-методической работе учебной лаборатории кафедры МИТ; Орлов М.В., специалист по учебно-методической работе кафедры МИТ).
На кафедре МИТ ответственныйза НИР – Табачук Н.П., ответственныйза НИРС – Кислякова М.А.
Научные направления кафедры МИТ в соответствии с ГРНТИ
- 20.01.04 Цифровизацияи информатизацияобщества и образования.
- 14.35.07 Развитие информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации.
- 14.35.07 Образование и обучение в высшей школе.
- 14.35.09 Методика преподавания учебных дисциплин в высшей школе.
- 27.21.17 Алгебраические и аналитические методы в геометрии
- 27.23 Математический анализ
- 27.15.25 Алгебраическая теория чисел (поля алгебраических чисел)
- 27.01.09 История математики.
- 27.01.45 Преподавание математики.
- 20.01.45 Преподавание информатики.
- 81.93.29 Информационная безопасность.
- 20.53.19 Работа со средствами обработки и поиска информации.
- 14.35.19 Внеурочная работа в высшей школе.
- 14.25.19 Программа дополнительного образования по математике и информатике в школе. Внеурочная работа в общеобразовательных учреждениях.
- 14.37.27 Организация курсов повышения квалификации учителей математики и информатики.
Тематические поля исследований профессорско-преподавательского состава кафедры МИТ
- Математика, математическое моделирование, история математики.
- Математический анализ.
- Цифровизация и математизация.
- Современные проблемы информационного и математического образования в цифровой образовательной среде вуза.
- Современная проблематика развития и применения современных цифровых информационных технологий в образовательном пространстве вуза.
- Деятельностный подход формирования адаптационных способностей студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и математизации.
- Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации.
- Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества.
- Информационная безопасность и гуманитарное образование.
- Проблемы искусственного интеллекта.
- Дистанционные технологии и региональные особенности в преподавании информатических и математических дисциплин.
- Организация педагогического обеспечения подготовки будущих учителей.
- Дополнительное образование и олимпиадное движение по математике и информатике в школе и в вузе.
Участие в мероприятиях научных организаций и научных школ
Преподаватели кафедры МИТ представляют свои научные исследования и участвуют в мероприятиях научных организаций и научных школ:
- «Академия компьютерных наук» (https://akn.com.ru/),
- «Российская академия образования» (http://rusacademedu.ru/),
- «Академия информатизации образования» (http://acinform.ru/),
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (http://www.instrao.ru/index.php),
- «Российская Академия Естествознания» (https://rae.ru/),
- Научная школа «Информатизация образования» И.В. Роберт (http://robert-school.ru/),
- Научная школа А.В. Хуторского (https://khutorskoy.ru/science/).
Публикационная активность
В настоящее время результаты научных исследований преподавателей кафедры МИТ связаны с публикационной активностью, проявляющейся с начала 2000-х годов по представленной проблематике в журналах ВАК, РИНЦ, Scopus, WoS. Индекс Хиршапреподавателей кафедры МИТ составляет от 1 до 10.
Научно-исследовательская деятельность кафедры МИТ отражена в статьях и монографиях. За последние два года было опубликовано 10 статей WoS и Scopus, 23 статьи ВАК, 120 статей РИНЦ, 7 монографий, 14 УМП.
Монографии,опубликованные преподавателями кафедры МИТ, за последние два года
- Поличка А. Е. Современная проблематика развития и применения средств ИКТ в образовательном пространстве вуза: [монография] / А. Е. Поличка, М. А. Кислякова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 204 с.
- Табачук Н.П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества : [монография] ; науч. ред. Казинец В.А. / Н. П. Табачук. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 180 с.– URL: http://lib.pnu.edu.ru/downloads/TextExt/uchposob/Tabachuk_NP11.pdf?id=992190
- Карпова И.В.Особенности педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности // Образование: опыт и перспективы развития : монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019.
- Табачук Н.П. Совершенствование методической системы развития информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации // Образование: теория, методология, практика: монография (Чебоксары, 27 сент. 2019 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. –URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-85.pdf
- Современные проблемы информационного и математического образования: научно-методические основы совершенствования профессиональной компетентности учителя математики: [монография] / А. Е. Поличка, О. А. Малыхина, И. В. Карпова, Н. П. Табачук: [науч. ред. В. А. Казинец]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 211, [1] с.
- Табачук Н.П. Развитие информационной компетенции студентов вуза в процессе картирования и скрайбинга // Вопросы образования и психологии : монография (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 204 с.–URL: https://phsreda.com/ru/article/96955/discussion_platform
- Современные проблемы информационного и математического образования: актуальные вопросы методики обучения математике / Ю. В. Жулидова, М. А. Кислякова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 127с.
Членство в научных сообществах
- Поличка А.Е., Король А.М., Мендель В.В., Казинец В.А., Ледовских И.А. – члены-корреспондентыАкадемии информатизации образования (http://acinform.ru/).
- Поличка А.Е. – член-корреспондентРоссийской Академии Естествознания (https://www.famous-scientists.ru/17097/).
- Табачук Н.П. – профессор Российской Академии Естествознания (https://www.famous-scientists.ru/16986/).
Научные мероприятия
Кафедрой МИТ ежегодно организуется и проводится Межрегиональныйнаучно-методологический семинар. Руководители семинара: Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры МИТ; Табачук Н.П., к.п.н., доцент, доцент кафедры МИТ).
Тематика семинара: «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте развития информационной компетенции студентов вуза» (2019-2020 уч. г.); «Актуальные проблемы и современные тенденции развития информационного и математического образования в свете инновационных исследований» (2020-2021 уч. г.); «Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации»(2021-2023 уч. г.).
Кафедрой проводятся заседания научного студенческого кружка «Информационная компетенция студентов вуза: способы развития и индикаторы достижения компетенции» (2020-2021 уч. г.). Руководитель: Табачук Н.П., к.п.н., доцент, доцент кафедры МИТ.
Научная школа
Руководитель научной школы «Формирование адаптационных способностей студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности в условиях цифровизации и математизации» Поличка А.Е., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры МИТ. Учениками этой научной школы являются преподаватели кафедры МИТ:Табачук Н.П., Кислякова М.А.
Табачук Н.П. ведет научные исследования в направлении «Фундаментальные основы развития информационной компетенции студентов вуза для современного общества в условиях цифровизации и математизации».
Кислякова М.А. развивает тему научного исследования «Подготовка студентов как будущих учителей к работе с неуспевающими школьниками по математике».
Результаты исследований рассматриваются в рамках участия в семинарах и конференциях в Лаборатории математического общего образования и информатизации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт управления образованием Российской академии образования» (ИУО РАО) (г. Москва);в Институте космических и информационных технологий ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (г. Красноярск);в Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, проводимом В.Г. Мордковичем; в рамках Международного форума по математическому образованию – IFME (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского, Научно-образовательный математический центр ПФО(г. Казань); в ФГБОУ ВО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов);в рамках Межрегионального научно-методологического семинара кафедры математики и информационных технологий Педагогического института «Тихоокеанского государственного университета».
Диссертационные исследования на кафедре МИТ
Преподавателями и сотрудниками кафедры МИТ проводятся диссертационные исследования, за последние два года подготовлено
четыре выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации) по направлению подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика и информационные технологии в образовании»:
- Табачук Н.П. «Современные тенденции развития информационной компетенции личности студента».
- Редько Е.А. «Сфера дополнительного образования школьников по информатике для увеличения потенциала их интеллектуального ресурса».
- Духовникова И.Ю. «Развитие профессиональных компетенций студентов-лингвистов на основе использования социальных медиа и современных платформ для интерактивного обучения».
- Тринадцатко О.А. «Моделирование междисциплинарных образовательных программ на примере образовательной программы 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Информатика и экономика в общем и дополнительном образовании».
НИРС, научные проекты
Ежегодно преподаватели кафедры МИТ в Тихоокеанском государственном университете организуют научные мероприятия «Неделя математики», «Неделя информатики» для студентов разных направлений подготовки.
В рамках проведения данных мероприятий организуется конкурс проектов по актуальным темам. Так же проводятся олимпиады для студентов различных направлений подготовки. Результаты и информационное сопровождение мероприятия проходит на сайте http://informaticweek.blogspot.ru/.
Важным итогом НИРС является подготовка выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, реализованных как проекты, где заказчиками являются смежные кафедры, образовательные организации, организации дополнительного образования школьников и студентов.
Приведем примеры магистерских диссертаций студентов, реализованных как проекты.
Магистерская программа «Информатика и информационные технологии в образовании»:
- Соцков М. Ю. «Компьютерно-мобильный инструментарий как фактор активизации познавательной деятельности при изучении истории в среднем образовании».
- Гашина А.А. «Организация самостоятельных работ по информатике для 8 класса на основе регионально содержания».
- Люлин А.А. «Особенности преподавания информатики в школе в условиях перехода на ФГОС».
Магистерская программа «Математическое образование»:
- Верхотурова Л.А. «Подготовка тематических учебных задач по прикладной математике в средних профессиональных учебных заведениях».
- Латышева Л.Х. «Исследование средств визуализации для построения информационно-предметной среды дисциплины «Векторная алгебра»».
- Сыряный А.И. «Развитие абстрактного мышления у школьников с помощью решения задач по геометрии повышенной сложности».
Гранты и конкурсы
Ежегодно кафедра МИТ осуществляет подачу около 15 заявок на гранты РФФИ, Министерства просвещения Хабаровского края, Агентства стратегических инициатив.
Направления грантовой деятельности преподаватели кафедры связывают с профессиональной и научно-исследовательской деятельностью, проводимой на кафедре.
Инновационная деятельность
Инновационная деятельность на кафедре связана с организацией курсов переподготовки и повышения квалификации учителей математики и информатики по развитию у них математических и цифровых компетенций, с участием в организации и проведение олимпиад по математике и информатикедля школьников.