Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в ходе подготовки магистров по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», магистерская программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» на кафедре «Экология, ресурсопользование и безопасности жизнедеятельности» Тихоокеанского государственного университета предусмотрены следующие виды практик:
1. Педагогическая практика (3 семестр, дифференцированный зачет)
Цель: Изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедры, приобретение магистрантами навыка педагога, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.
Магистранты в процессе практики:
1. Изучают:
- содержание, формы, направления деятельности кафедры: документы планирования и учета учебной нагрузки; протоколы заседания кафедры; планы и отчеты преподавателей; документы по аттестации студентов; нормативные и регламентирующие документы кафедры;
- учебно-методические материалы: программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание лабораторных и практических занятий;
- научно-методические материалы: научно-методические разработки, тематику научных направлений кафедры, научно-методическую литературу;
- отечественную и зарубежную практику подготовки бакалавров и магистров.
2. Выполняют следующую педагогическую работу:
- посещают занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений);
- проводят наблюдение и анализ занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины (не менее двух наблюдений)
- самостоятельно проводят фрагменты (части) занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины;
- самостоятельно проводят занятия по плану учебной дисциплины (не менее двух занятий).
- разрабатывают конспекты лекций по отдельным учебным дисциплинам (не менее одного конспекта);
- формируют методический пакет по избранной учебной дисциплине, включающий в себя:
а) лекции по теме избранной учебной дисциплины с указанием списка использованных источников;
б) специальные тесты (7-10);
в) публикации по теме учебной дисциплины за последний год (книги, журналы, статьи и пр.)
г) мультимедийные презентации к лекциям
- читают пробные лекции в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с их научно-исследовательской работой;
- участвуют в приеме зачетов совместно с руководителем;
- привлекаются к курсовому проектированию.
3. Принимают участие в работе кафедры «Экология, ресурсопользование и БЖД»:
- активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах и заседаниях методической комиссии;
- участвуют во всех мероприятиях кафедры по созданию УМК дисциплин кафедры;
- выполняют отдельные поручения в рамках программы практики;
- участвуют в мероприятиях, проводимых «Центром занятости» ТОГУ;
- участвуют в профориентационной работе со школьниками.
Конкретное содержание практики планируется научным руководителем магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и практических занятий с указанием объема часов.
2. Технологическая практика (6 семестр, дифференцированный зачет)
Цель практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественно – научных и профессиональных дисциплин;
- формирование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для будущей работы на предприятии,
- приобретение навыков профессионального мастерства и основ профессиональной деятельности,
- приобретение опыта практической работы, в том числе самостоятельной деятельности на предприятии (в организации).
Формы проведения технологической практики:
- заводская (лабораторная).
Задачи технологической практики:
- Освоение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических и экологических показателей, разработки планов мероприятий по комплексному использованию ресурсов, энерго-ресурсосбережению, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечению производственной и экологической безопасности.
- Приобретение и закрепление опыта практической работы с технической документацией в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ВПО и квалификационной характеристикой.
- Проведение самостоятельных научно-исследовательских работ и закрепление навыков работы на современном лабораторном оборудовании.
- Сбор и анализ материалов для подготовки магистерской диссертации.
Экспериментальные исследования по теме диссертационной работы могут проводиться в заводских лабораториях, ИВЭП ДВО РАН; ИГД ДВО РАН; Центре лабораторного анализа и технических измерений по ДФО, Хабаровском КГУ «Управление по ГОЧС и ПБ Хабаровского края, аналитическая лаборатория КЦЭМП»; ФГБУ «Центр Агрохимической службы «Хабаровский», г. Хабаровск; Центре лабораторного анализа и технических измерений по ДФО.
3. Преддипломная практика (4 семестр, 54 часа в неделю, общая трудоемкость – 864 часа, дифференцированный зачет).
Цель преддипломной практики – обобщить и систематизировать исследовательский инструментарий науки, полученный в процессе освоения магистерской программы, использовать его для сбора и анализа эмпирического материала по теме диссертационного исследования.
Задачи преддипломной практики
В соответствии с поставленной целью в программу исследовательской практики включены следующие задачи:
- закрепление и практическая реализация знаний по дисциплинам магистерской программы;
- прохождение всех этапов научно-исследовательской работы;
- повышение исследовательской компетенции магистра и уровня его адаптивности к решению конкретных задач;
- развитие умения выполнять конкретные научные исследования через сочетание опыта работы с научным руководителем и практического опыта собственного тематического исследования конкретной научной проблемы в области энерго- и ресурсосбережения в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
- формирование индивидуального стиля научно-исследовательской деятельности магистранта;
- ориентация магистранта на целевое овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, творческий анализ научной и научно-методической литературы;
- проведение ретроспективного анализа научной разработанности проблем диссертационного исследования, в том числе патентного поиска;
- сбор статистической и эмпирической информации об объекте диссертационного исследования;
- развитие навыков поиска, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи;
- проведение анализа технологических процессов с целью повышения показателей энерго-, ресурсосбережения, разработки соответствующих мероприятий, оценка экономической эффективности технологических процессов, их экологической безопасности;
- способность оценивать инновационный и технологический риски при внедрении новых технологий;
- обоснование возможности (необходимости) использования исследовательского инструментария (или его доработки) в разработке целей и задач диссертационного исследования.
Защита всех видов практик проводится в виде конференции с докладами с мультимедийным сопровождением.