Учебно-лабораторный комплекс кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» размещен на площади 970 м2 и включает следующие лаборатории:
- судовые энергетические установки главные и вспомогательные (на базе двигателя «Шкода», А-41, А 01, ДГР 200/750 и др.);
- горюче-смазочных материалов;
- топливоподающей аппаратуры;
- теории и устройства судна;
- общесудовых систем;
- холодильных машин и автоматизации;
- котельных установок;
- турбомашин;
- автомобильных ДВС.
В специальных шумоизолированных боксах (на спроектированном и построенном кафедрой высокофорсированном одноцилиндровом отсеке судового дизеля ряда 6Ч 18/22 до Ре=2,5 МПа) выполняются исследования рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. Имеются макеты современных двигателей внутреннего сгорания (6ЧСПН 18/22, 12Ч 18/20 и 12Ч 15/18), выполненные с разрезами основных базовых деталей остова и предназначенные для изучения конструкции двигателей. В лабораториях имеются современные стенды и оборудование:
- судовая энергетическая установка «Шкода» с имитацией всей валовой линии судна и винта с помощью гидравлического тормоза, имеет дистанционное управление (из ходовой рубки);
- стенд для испытаний судового автоматизированного дизель-генератора типа «Шенебек»;
- стенд с дизель-генератором ДГР-200/750. Предусмотрено дистанционное управление объектом, имеется возможность сброса или наброса любой нагрузки с одновременной записью переходного процесса дизель-генератора. На этом стенде студентами выполняются работы по автоматизированным системам управления, настройке САРч, оптимизации работы САРч, снимаются регуляторные характеристики при воздействии на координату задания регулятора скорости;
- лаборатории СКЛАВ и СКЛАМТ, а также комплексная лаборатория для изучения всех свойств и параметров горюче-смазочных материалов;
- стенды для испытания топливной аппаратуры (типа «Стар» и СДТА);
- стенд для испытаний турбокомпрессоров типа ТКР-14, динамическая модель системы наддува двигателей ЧН 18/22.
По специальности «Автомобильные двигатели» кафедра располагает стендами:
- установка с автомобильным двигателем «Москвич».
- установка с двигателем грузового автомобиля семейства ГАЗ.
- установка с дизелями Алтайского моторного завода А-01 и А-41.
- стенды разборки, сборки двигателей японских автомобилей.
Основной целью лабораторных работ, проводимых на этих стендах, является усвоение и закрепление знаний по теории рабочих процессов поршневых двигателей внутреннего сгорания, получение практических навыков по организации и проведению стендовых испытаний двигателей. При проведении лабораторных работ студенты должны изучить конструкцию двигателя, оборудование испытательных стендов, применяемую аппаратуру, методику проведения испытаний двигателей, правила обработки результатов испытаний и составления технического отчета. Проводится анализ результатов испытаний, вырабатывается умение объяснить полученные опытные зависимости изменения ряда показателей рабочего цикла двигателя от различных факторов. В анализе особое внимание уделяется выявлению и изучению влияния режимов и регулировочных параметров на основные показатели двигателя. Студенты изучают устройство основных узлов двигателя, их компоновку, приобретают практические навыки по разборке и сборке двигателя. При кафедре оснащен и работает вычислительный класс на базе современных персональных компьютеров. Имеются два плоттера и компьютеры объединены сетью, имеется выход в Интернет.