Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения

История кафедры «Транспортно-технологические системы в строительстве и горном деле»

Постановлением Совета министров РСФСР 29 марта 1958 г. создан Хабаровский автомобильно-дорожный институт. В составе института создается 4 факультета: строительный, автомобильный, механический, автодорожный  и 22 кафедры, в том числе кафедра «Строительные и дорожные машины» (кафедра еще не создана, только предусматривается ее создание). Несмотря на то, что кафедры «Строительные и дорожные машины» не было, состоялся первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» (Асташкин А.И., Кортолапов Я.К., Козлов А.М. и др.).

Приказом по автодорожному институту от 26.04.62 г. организована кафедра «Технология машиностроения, производства и ремонта машин». В состав кафедры вошли: ст. преподаватель Медведев В.А. – и.о. заведующего кафедрой, ст. преподаватель Тынт Р.Ш., ст. преподаватель Левит Н.Г., преподаватель Борисова Е.Г., преподаватель Беркович М.С., преподаватель Кирпиченко Н.Ф., зав. лабораторией Пономарев Ф.Л., начальник полигона Гурьянов Е.К.

Постановлением Совета министров РСФСР от 30.06.62 г. Хабаровский автомобильно-дорожный институт реорганизован в Хабаровский политехнический институт. Приказом ректора от 2.10.62 г. в составе механического факультета создана кафедра «Строительные и дорожные машины». В состав кафедры вошли: ст. преподаватель Тынт Р.Ш. – и.о. заведующего кафедрой, ст. преподаватель Левит Н.Г., преподаватель Кирпиченко Н.Ф., преподаватель Шемякин С.А., преподаватель Гателюк В.И., преподаватель Попов В.Д., преподаватель Безрук Б.Н., преподаватель Панина М.З., начальник полигона Гурьянов Е.К. Этим первым составом кафедры выпущено в 1963 году 87 инженеров-механиков. Из них по дневной форме обучения – 48 человек, по заочной форме обучения – 39 человек.

28 июня  1963 года заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран к.т.н., доцент Сорокин П.И.  В 1964 году произошло еще два важных для кафедры события. Открыта аспирантура на кафедре с научным руководителем Сорокиным П.И. Первым аспирантом стал Цупиков С.Г.,  который потом стал деканом автодорожного факультета. Впервые преподавателями кафедры стали ее выпускники – Власов А.И., Вербицкий Г.М, Юрченко А.В., Иофик В.З.

В 1966 году в штат кафедры зачислены выпускники Пилипчук С.Ф. и Декин В.И., в 1967 – выпускники Лещинский А.В. и Декина Г.И. , в 1968–  окончивший аспирантуру при кафедре под научным руководством Сорокина П.И. Райт А.Р., в 1972 –  окончивший аспирантуру в СибАДИ Воскресенский Г.Г.

В 1973 году в связи с переходом Сорокина П.И. на кафедру «Экономика и организация строительства» и.о. заведующего кафедрой назначен к.т.н., ст. преподаватель Райт А.Р.

В 1977 году из кафедры «Строительные и дорожные машины» выделилась кафедра «Детали машин и подъемно-транспортного оборудования». Зав. кафедрой назначен д.т.н. Грек А.И.

В 1979 году в состав кафедры СДМ вошли выпускники аспирантуры Ленинградского политехнического института к.т.н. Горбуля Ю.А., к.т.н. Позынич К.П.

В 1980 году заведующим  кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран Лещинский А.В.

В 1985 году в штат кафедры зачислен выпускник аспирантуры Ленинградского политехнического института к.т.н. Иванченко С.Н.

В 1986 году заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» избран к.т.н. Клюев В.А.

24 декабря 1992 года Хабаровский политехнический институт переименован в Хабаровский государственный технический университет.

В 1995 году приказом ректора исполнять обязанности заведующего  кафедрой «Строительные и дорожные машины» назначен к.т.н., доцент Райт А.Р.

В 1996 году приказом ректора ХГТУ Булгакова В.К. был ликвидирован механический факультет. В сложившейся ситуации кафедра была вынуждена перейти в состав Дальневосточного лесотехнического института, где имелась родственная (механики) специальность.

В 1997 году после окончания аспирантуры при Санкт-Петербургском государственном техническом университете на кафедру возвратился к.т.н. Сидорков В.В., в этом же году после окончания докторантуры при Санкт-Петербургском государственном техническом университете возвратился д.т.н. Иванченко С.Н. и был назначен заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины».

В 1998 году Иванченко С.Н. приказом ректора назначен проректором по учебной работе ХГТУ и осуществлен первый набор на заочную ускоренную форму обучения по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

В 1999 году Сидорков В.В. назначен заместителем заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины» и осуществлен первый набор на дневную форму обучения по специальности «Открытые горные работы».

В 2000 году был осуществлен первый набор на дневную ускоренную форму обучения по специальности «Сервис и техническая эксплуатация строительных машин» и на заочную ускоренную форму обучения по специальности «Открытые горные работы».

В 2001 году был осуществлен первый выпуск инженеров-механиков по заочной ускоренной форме обучения (Кутнюк Е.Н., Балашов А.Ю., Григорьев Ю.А. и др.), Райт А.Р. был назначен заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины».

В 2002 году Иванченко Сергей Николаевич избран ректором ХГТУ, а в настоящее время является ректором ТОГУ.

В 2005 году Хабаровский государственный технический университет был переименован в Тихоокеанский государственный университет.  В 2009 году приказом ректора университета №001/61 от 10.03.2009, на основании решения учёного совета ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет» от 27 февраля 2009 года, кафедра «Строительные и дорожные машины» была переименована в «Транспортно-технологические системы в строительстве и горном деле».

За все 40 лет кафедрой выпущено 3802 инженера-механика.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 570 научных и методических разработок. Среди разработок – 54 патента и 25 действующих стендов. Среди активных изобретателей доценты: Воскресенский Г.Г., Шемякин С.А., Лещинский А.В. Выпущено 7 учебных пособий и 5 атласов машин для земляных работ.

Сотрудники кафедры формируют разноплановые межвузовские тематические сборники научных трудов.

Кафедрой выполнялось несколько важнейших госбюджетных и хоздоговорных тем для Минвуза и Минавтодора. В разное время кафедрой создавались разработки для объединений «Главдальстроя», «Дальлеспрома», «Дальтехмонтажа», «Магаданэнергостроймеханизации», «Сахалинпромстроя», «Железобетона», «Строймеханизации» и многих других заводов Дальнего Востока.

Многие выпускники кафедры добились высоких успехов в производственной деятельности, среди них: Равкин О.Г. – директор завода мостовых железобетонных конструкций, Сопов В.Т. – директор монтажного техникума, Докучаев В.П. – директор АО «УМ-3», Крадинов И.С. – генеральный директор АО «Стройинсервис», Андриенко Н.Н. – начальник СКБ тяжелого краностроения и др.

В разные годы на кафедре СДМ, а затем ТТС работали:

Иванченко Сергей Николаевич

Доктор технических наук, профессор, ректор ТОГУ.

Работал на кафедре с 1998 по 2014 год.

В 1981 году окончил механический факультет Хабаровского политехнического института. В 1985 году окончил аспирантуру в Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина при кафедре "Дорожные машины" (научный руководитель –  д. т. н., профессор Н. Я. Хархута) и защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Рабочий процесс и выбор параметров катка с вакуумным устройством" в Ленинградском инженерно-строительном институте. В 1997 году окончил докторантуру в Санкт-Петербургском государственном техническом университете при кафедре "Подъемно-транспортные и строительные машины" (научный консультант –  д. т. н., профессор А. А. Шестопалов) и защитил докторскую диссертацию по теме "Научные основы формирования рабочих органов дорожных машин для уплотнения асфальтобетонных смесей", после чего возглавил кафедру «Строительные и дорожные машины». В 1998 году был назначен проректором по учебной работе Хабаровского государственного технического университета. В 2002 году профессорско-преподавательский и студенческий коллектив университета избрал Иванченко С.Н. ректором ХГТУ. В 2005 году избран председателем Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, председателя Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа. Почетный доктор Токийского университета технологий.

За активную деятельность по развитию ветеранского движения награжден Почетной грамотой Всероссийской организации ветеранов войны и труда. Лауреат премии им. профессора М.П. Даниловского.

Основные направления научной деятельности:

  • построение моделей механического поведения уплотняемых материалов
  • упругопластическое деформирование уплотняемых сред
  • методы формирования высокоэффективных рабочих органов уплотняющих машин
  • контроль качества уплотнения дорожно-строительных материалов

Автор более 100 научных работ в области создания дорожных машин и технологий уплотнения дорожно-строительных материалов.

Вербицкий Геннадий Михайлович

Вербицкий Геннадий Михайлович

Кандидат технических наук, доцент.

Работал на кафедре с 1982 по 2020 год.

Доцент, к.т.н. (с 1982 г.), доцент кафедры «Транспортно-технологические системы в строительстве и горном деле».

Закончил Хабаровский политехнический институт в 1964 г. С 1 сентября 1964 года по настоящее время работает в должности доцента кафедры «Транспортно-технологические системы в строительстве и горном деле». На производстве с сентября 1957 года по июль 1959 г. Кандидатская диссертация  «Исследование методов организации поточного строительства водопропускных труб и малых мостов автомобильных дорог». Защищена 4 ноября 1981 г. в Государственном Всесоюзном дорожном научно-исследовательском институте (СоюзДорНИИ).

Опубликовано свыше 80 статей и научно-методических работ, в соавторстве и лично – 4 учебных пособия, из них одно- с грифом УМО, имеется 3 авторских свидетельства и патента.

Научные исследования – алгоритмизация и оптимальные решения задач механизации строительства.

За годы работы в ВУЗе освоил, вел в разное время и ведет дисциплины: «Детали машин, дорожные машины, автомобили и тракторы», «Дорожные машины», «Подъёмно-транспортные машины»; «Основы оптимального использования машин в строительстве», «Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, транспортных и складских операций», «Комплексная механизация строительства», «Информатика»; «Математическое моделирование»; «Математическое моделирование открытых разработок», «Строительные и дорожные машины».

Горбуля Юрий Алексеевич

Горбуля Юрий Алексеевич             

Кандидат технических наук, доцент.

Работал на кафедре с 1974 по 2016 год.

Выпускник кафедры «Подъёмно-транспортные машины» механико-машиностроительного факультета Ленинградского политехнического института им. Калинина. В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему: «Вопросы оптимизации пролетных балок мостовых кранов», научный руководитель – доктор технических наук, профессор М. М. Гохберг. В 1988 году получил ученое звание доцента. С 1997 года, после назначения на должность директора издательства, переведен на 0,5 ставки доцента.

За время работы на кафедре преподавал такие дисциплины, как: «Строительная механика и металлические конструкции строительных и дорожных машин», «Подъёмно-транспортные машины», «Специальные краны», «Эксплуатация дорожных машин», «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин», «Диагностика строительных и дорожных машин», «Спасательная техника и базовые машины» и др. Более 10 лет руководил практической подготовкой студентов специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование». В течение многих лет участвовал в выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ.

С 1990 по 1993 год являлся народным депутатом Совета Краснофлотского района г. Хабаровска, где возглавлял комиссию по проблемам экономического развития. В 2003 г. награжден Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, в 2008 г. награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». С 2010 года имеет звание «Ветеран труда». 

За время работы на кафедре опубликовал более 50 научных и научно-практических работ.

Основное направление деятельности – совершенствование конструкций и технической эксплуатации подъемно-транспортных машин. 

Лещинский Александр Валентинович

Доктор технических наук (с 2011 г.),  профессор.

Работал на кафедре с 1974 по 2021 год.

Александр Валентинович окончил Хабаровский политехнический институт  (ХПИ) в 1967 году по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование», и был принят преподавателем на кафедру «Строительные и дорожные машины». В 1969 году был направлен в целевую аспирантуру при Омском автомобильно-дорожном институте, и в 1973 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование принудительного способа разгрузки ковшей скреперов». С 1980 по 1985 годы – заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» ХПИ, затем – доцент кафедры СДМ, а с 2003 года и по 2014 год – зам. завкафедрой  СДМ (с 2008 г. – ТТС). ). Скончался 04.04.2021 года.

Ученый секретарь диссертационного совета Д 212.294.01 по защите докторских диссертаций при Тихоокеанском государственном университете.

Основные направления научной деятельности: научно-техническое обоснование рациональных средств и методов разрушения скальных пород при открытых горных работах.

Важнейшие результаты научной деятельности ученого: научное и инженерное обоснование комплекса технических средств и организационно-технологических методов осуществления перехода на поточную тех­нологию разработки глубоких карьеров. Теоретическое и экспериментальное обоснование применения пенополистирола и эле­ментов из пенопласта для формирования воздушных промежутков в скважинах различного типа. Доказано, что рассредоточенный воздушным промежутком заряд в комбинации с невылетающей до разрушения массива забойкой является необходимым и достаточным критерием максимальной передачи энергии взрыва в массив. 

Научная тема: «Научно-техническое обоснование рациональных средств и методов разрушения скальных пород при открытых горных работах»
Специальность: 25.00.20
Отрасль науки: Технические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Повышение энергетической и экономической эффективности взрывного разрушения скальных горных пород в массиве обеспечивается использованием в комплексе рациональных технических средств и организационно-технологических методов, теоретически и экспериментально обоснованных и апробированных в производственных условиях:- рациональные конструкции скважинных зарядов ВВ, формируемых с пассивными и активными газовыми промежутками, установление и параметры которых предопределяются прочностью и структурой горных пород, степенью обводненности скважин и их глубиной;- эффективные забойки взрывных скважин, обеспечивающие надежное сцепление забойки со стенками скважин и прочность материала забойки при взрывном разрушении трещиноватых горных пород.
  2. Социально- и экологически безопасное взрывное разрушение горных пород осуществляемое, прежде всего, в производственно стесненных условиях карьерного и дорожного строительства, достигается безразлетным взрыванием, производимым под квазиэластичным газопроницаемым пыле-газосдерживаю-щим укрытием.
  3. Повышение эффективности механического разрушения взорванной горной массы, осуществляемого на заключительной внутрикарьерной технологической стадии подготовки горной массы к погрузке, транспортированию и переработке, обеспечивается на базе аналитически обоснованного конструктивного совершенствования широко применяемых щековых дробилок, заключающегося, в оборудовании их ступенчатой камерой дробления. В таком конструктивном усовершенствовании данный тип дробилки может послужить основой для создания самоходного дробильного агрегата крупного дробления.
  4. Предметное решение проблемы существенного повышения эффективности и безопасности разрушения скальных горных пород при производстве разнотипных открытых горных работ, в целом, достигается на основе научного обоснования, разработки и практической апробации системы рациональных технических средств, технологических методов и параметров взрывного разрушения горных пород в массиве и внутрикарьерного механического дробления взорванной горной массы.
Воскресенский Геннадий Гаврилович

Воскресенский Геннадий Гаврилович

Работал на кафедре с 1972 по 2021 год.

Доктор технических наук (с 2011 г.), профессор.

В 1967 году с отличием окончил Хабаровский политехнический институт. С 1969 по  1972 год учился в аспирантуре Сибирского автомобильно-дорожного ордена Трудового Красного Знамени им. В.В.Куйбышева институте (научные руководители – профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Т. В. Алексеева, д.т.н., профессор, д.т.н. В. Ф. Амельченко ). Тема диссертационной работы: "Исследование влияния параметров гидропривода управления рабочим оборудованием на режим работы бульдозера" (1973).

С 1972 года после окончания аспирантуры работал на кафедре. Подготовлены дисциплины «Дорожно-строительные машины», «Машины для земляных работ», «Автомобили и тракторы», «Машины для лесного и лесопаркового хозяйства», «Специальные краны», «Производственно-техническая инфраструктура сервиса подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин», «Машины и оборудование для газонефтепроводов», «Робототехнические комплексы», «Гидравлические системы управления машин». Скончался 27.05.2021 года.

С 1980 г. занимался проблемами повышения эффективности зимнего содержания автомобильных дорог.

Докторская диссертация «Научные основы проектирования рабочего оборудования для разрушения уплотненного снега на автомобильных дорогах» защищена в 2011 году.

Предложен новый способ разрушения уплотненного снега и льда на покрытиях автодорог и тротуарах, получивший название «виброрезание». Создано и успешно прошли испытания несколько опытных образцов виброскалывателей уплотнённого снега и льда.

Рабочий стаж в качестве токаря на Хабаровском заводе им. М. Горького с 1962-1964 г.г.

Основные направления деятельности:

  • гидравлические системы управления рабочим оборудованием мобильных машин: математические модели, динамика гидропривода, диагностика, испытание, эксплуатация гидропривода;
  • повышение эффективности разрушения уплотнённого снега и льда на автомобильных дорогах и тротуарах;
  • теория и динамика машин.

Автор более 200 научных и научно-практических работ, в том числе 25 изобретений, опубликовано две монографии.

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru