
Биографическая справка
Арутюнян Маргарита Павловна – доктор философских наук, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Тихоокеанского государственного университета.
Родилась 28 апреля 1950 г.
М. П. Арутюнян закончила в 1973 г. философский факультет Уральского государственного университета, затем обучалась в очной целевой аспирантуре Ленинградского государственного университета по кафедре диалектического материализма. В 1979 г. защитила диссертацию «Проблема научного факта в философии и естествознании» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09. 00. 01 – онтология и теория познания, работала в должности старшего преподавателя, затем доцента в Хабаровском институте народного хозяйства. В период с 1982 по 1987 гг. дважды избиралась депутатом Хабаровского городского Совета народных депутатов, секретарем комиссии по социалистической законности и охране общественного порядка.
С 1986 г. – доцент кафедры философии Хабаровского государственного педагогического университета. С 1992 по 1994 гг. работала в должности профессора, заведующей кафедрой теории и практики развития образования Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а с 1994 по 1997 гг. – проректором по научной работе этого института. В 1996 году выступила с докладом на международной конференции по проблемам экологического образования в США (г. Сан-Франциско). В 1997 г. перешла в Хабаровский государственный педагогический университет с целью завершения работы над докторской диссертацией. С марта 1998 г. переведена на должность старшего научного сотрудника данного университета. В том же году М. П. Арутюнян вошла в состав Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения, созданной при Администрации Хабаровского края, разработала концепцию экологического образования, участвовала в разработке программы развития системы непрерывного экологического образования населения Хабаровского края.
С 2002 по 2013 гг. М. П. Арутюнян возглавляла кафедру философии педагогического университета, с 2013 г. по настоящее время возглавляет кафедру философии и социально-гуманитарных дисциплин Педагогического института в составе Тихоокеанского государственного университета; принимает активное участие в научных конференциях, форумах. Имеет более 170 научных публикаций, является редактором и членом редакционных коллегий научных сборников, официальным оппонентом диссертационных исследований. С 2005 г. по настоящее время является организатором, научным руководителем и лектором Федеральных курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по дисциплинам «Гуманитарные проблемы современности», «Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения» по программе подготовки аспирантов и соискателей «История и философия науки». М. П. Арутюнян осуществляет постоянную теоретическую поддержку инновационного развития школы. С 1994 по 2006 гг. осуществляла научное консультирование и научное руководство СОШ № 63 г. Хабаровска; в 2010 – 2015 гг. была научным руководителем СОШ № 32 г. Хабаровска, работавшей в режиме экспериментальной площадки «Школа как социальная среда формирования мировоззрения учащихся». Получила благодарность Центра развития образования г. Хабаровска за сотрудничество в проведении городской панорамы инновационного опыта «Виртуальная площадка» (2012 г.).
Во всех видах своей трудовой деятельности М.П. Арутюнян проявляет высокий уровень профессионализма и организационной культуры, пользуется заслуженным авторитетом у студентов и сотрудников университета, в образовательных учреждениях Хабаровского края. За творческую работу в университете М. П. Арутюнян награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2004 г.); за заслуги в области образования - нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2009 г.)
1977
1. Научный факт и проблема эмпирического обоснования научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета. – 1977. – Вып. 3 (17). – С. 74-79.
2. Факты науки и факты действительности. – Ленинград, 1977. – Деп. в ИНИОН АН СССР № 1670.
1979
3. Проблема научного факта в философии и естествознании : специальность 09.00.01 «Диалектический и исторический материализм» : дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук. – Ленинград, 1979. – 191 с.
4. Проблема научного факта в философии и естествознании : специальность 09.00.01 «Диалектический и исторический материализм» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук. – Ленинград, 1979. – 19 с.
1984
5. Диалектика развития военной техники и проблема предотвращения новой мировой войны // Молодые ученые и специалисты – научно-техническому потенциалу Приамурья : тез. Амур. обл. науч.-практ. конф. / Благовещ. гос. пед. ин-т им. М. И. Калинина. – Благовещенск : БГПИ, 1984. – С. 78-80. – Соавт.: Смоляков В. А.
6. Критика мифа о «советской военной угрозе» // Проблема борьбы против угрозы войны, в защиту мира и завоеваний социализма : тез. докл. и выступлений Забайкал. регион. науч.-практ. конф. (24-26 сент. 1984 г., Чита) / Забайкал. отд-ние филос. о-ва. – Чита, 1984. – Вып. II. – С. 35-37. – Соавт.: Смоляков В. А.
7. О роли нравственных факторов в процессе производства // Региональные особенности повышения эффективности общественного производства на Дальнем Востоке : (межвуз. сб.) / Хабар. ин-т нар. хоз-ва. – Хабаровск : ХИНХ, 1984. – С. 46-50. – Соавт.: Рубин А. А.
8. О фактуальной аргументации научного философского знания // Философские проблемы аргументации : тез. докл. / Акад. наук Армянской ССР. – Ереван, 1984. – С. 122-124.
9. Проблема научного факта // Молодые ученые и специалисты – научно-техническому потенциалу Приамурья : тез. Амур. обл. науч.-практ. конф. / Благовещ. гос. пед. ин-т им. М. И. Калинина. – Благовещенск : БГПИ, 1984. – С. 51-53.
10. Философско-методологическая рефлексия в интенсификации современной науки // Рефлексия в науке и обучении : тез. докл. и сообщ. науч.-метод. конф., Новосибирск, 12-14 нояб. 1984 г. – Новосибирск, 1984. – С. 47-48.
1986
11. Проблема фактуальной аргументации научного знания // Философские проблемы аргументации : тез. докл. /Акад. наук Армянской ССР. – Ереван, 1986. – С. 87-102.
12. Роль принципа коммунистического идеала и фактуальной аргументации в современной контрпропаганде среди молодежи // Тезисы докладов VIII краевой конференции молодых ученых и специалистов по общественным наукам, Хабаровск, 20 декабря 1986 г. / Хабар. гос. политехн. ин-т. – Хабаровск , 1986. – С. 53-55.
1988
13. Материализм и идеализм – два типа мировоззрения : (метод. разработка) // Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену по марксизму-ленинизму / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : ХГПИ, 1988. – С. 10-11.
14. Труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и современность // Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Диалектический материализм» для студентов дневной формы обучения / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : ХГПИ, 1988. – С. 49-61.
1989
15. Единство диалектики, логики и теории познания в постановке и решении проблемы научного факта // Философско-методологические проблемы диалектики как теории развития : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ин-т ; под ред. А. М. Миклина. – Хабаровск : ХГПИ, 1989. – С. 97-109.
16. О фактуальной аргументации в формировании экологического сознания // Актуальные проблемы социальной экологии : тез. докл. конф. (10-12 окт. 1989 г.) / Хабар. центр науч.-техн. информ. и пропаганды. – Хабаровск : ХЦНТИиП, 1989. – С. 98-101.
17. Познание как отражение действительности // Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену по марксизму-ленинизму / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : ХГПИ, 1989. – С. 19-20.
1990
18. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру // Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Философия» для студентов дневной формы обучения / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : ХГПИ, 1990. – С. 56-61.
1991
19. О философско-методологическом анализе политической аргументации // Диалектика социальных процессов : тез. науч. конф. – Хабаровск, 1991. – С. 110-112.
20. Фактуальная аргументация в становлении экологического мировоззрения / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1991. – 8 с.
1993
21. Мировоззрение, духовность и проблемы образования // Проблемы русской духовности и современность : тез. докл. регион. науч. конф., Хабаровск, 28-29 апр. 1993 г. / Приамур. отд-ние Рос. филос. о-ва. – Хабаровск, 1993. – С. 81-83.
22. Проблема духовной самоидентификации России // Проблемы русской духовности и современность : тез. докл. регион. науч. конф., г. Хабаровск, 28-29 апр. 1993 г. / Приамур. отд-ние Рос. филос. о-ва. – Хабаровск, 1993. – С. 14-17. – Соавт.: Смоляков В. А.
1994
23. Аттестация педагогических работников Хабаровского края в условиях реформирования образования : метод. рек. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 1994. – Вып. 1. – 140 с. – Соавт.: Пигуль Г. И., Гришина Н. П.
1995
24. О философской направленности курсовой подготовки в системе ИПК // Повышение квалификации в системе непрерывного образования : тез. межрегион. науч.-практ. конф., 29-31 мая 1995 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1995. – С. 7-8.
25. Проблема мировоззренческой ориентации педагогов в системе повышения квалификации // Повышение квалификации в системе непрерывного образования : тез. межрегион. науч.-практ. конф., 29-31 мая 1995 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1995. – С. 13-14.
26. Экологизация образования и коррекционная педагогика // Коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии : материалы регион. науч.-практ. конф., 17-19 окт. 1995 г. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 1995. – С. 8-10.
1996
27. О культуросообразности и мировоззренческой ориентации реформ современного образования // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран АТР: история, опыт, развитие : материалы междунар. науч.-практ. конф., Хабаровск, 2-5 окт. 1995 г. / Хабар. гос. ин-т искусств и культуры. – Хабаровск : ХГИИК, 1996. – Вып. 3. – С. 28-30.
28. О методологизации образования и потенциале НИР в управлении школой // Управление в образовании: теория, практика, перспективы : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1996. – Ч. 1. – С. 7-11.
29. О мировоззрении и мировоззренческой подготовке учителя // Материалы 42-й научной конференции : [в 3 ч.] / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1996. – Ч. 1. – С. 93-94.
30. Образование и становление экологического мировоззрения // Экологическое образование в школах и вузах дальневосточного региона : материалы регион. науч.-практ. конф., 25-28 марта 1996 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1996. – Ч. 2. – С. 3-10.
31. Педагогика ненасилия и задачи экологизации современного образования // Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе: (история, теория, практика) : тез. докл. X регион. науч.-практ. конф., г. Новгород, 28-30 марта 1996 г. / Нижегор. гуманитар. центр. – Нижний Новгород, 1996. – С. 7-8.
32. The Ecologization of Education // Using Communication to make Enviromentally Sustainable Development Happen. – USA, San Francisco, 1996.
1997
33. О методологизации образования, совершенствовании научно-методической работы школы и задачах подготовки педагога-исследователя // Актуальные проблемы научно-методической работы в общеобразовательном учреждении : материалы науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 1997. – Вып. 1. – С. 4-8.
34. Основы психолого-педагогических знаний : прогр. 5-6 кл. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1997. – 20 с. – Соавт.: Ермолаева Т. В., Готвальд О. В.
35. Пути развития дополнительного образования: анализ и рекомендации научно-практической конференции // Дополнительное образование : материалы науч.-практ. конф., нояб. 1996 г. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 1997. – Ч. 1. – С. 4-18. – Соавт.: Болдинова Е. В., Малофеева А. И.
36. Философско-методологические и практические основания диалога культур // Россия. Восток. Запад: диалог культур : тез. докл. Междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 окт. 1997 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1997. – Ч. 1. – С. 66-69.
1998
37. Здоровье и задачи экологизации образования: методологический подход // Вопросы совершенствования технологии обучения : материалы регион. науч.-метод. семинара по пробл. высш. шк. при Хабар. гос. техн. ун-те. – Хабаровск : ХГТУ, 1998. – Вып. 4. – С. 15-19.
38. Концепция экологического образования: мировоззренческий подход // Вопросы совершенствования технологии обучения : материалы регион. науч.-метод. семинара по пробл. высш. шк. при Хабар. гос. техн. ун-те. – Хабаровск : ХГТУ, 1998. – Вып. 5. – С. 30-33.
39. Мировоззренческие проблемы гуманизации школы. Учитель–ученик: приглашение к размышлению / Хабар. гос. техн. ун-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГТУ], 1998. – Вып. 1. – 84 с. – (Серия «На пути к ноосферному сознанию» ; рубрика «Открытый педсовет»).
40. Проект Программы развития системы непрерывного экологического образования населения Хабаровского края // Тихоокеанская звезда. – 1998. – 26 сент. – С. 3. – Соавт.: Тихонова А. Е., Вечера С. Ю.
1999
41. Мировоззрение и практика экологического образования: методологический подход к опыту социологического исследования // Роль общественных организаций в экологическом образовании : тез. докл. V Междунар. конф. по эколог. образованию, Москва, 1-2 июня 1999 г. – Москва, 1999. – С. 261-263.
42. Философия образования: методологические ориентиры и ценностные основания современных образовательных реформ // Духовная деятельность и ее формы : сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 1999. – С. 3-8.
43. «Ecologizing» Education in Russia // What Works: a Guide to Environmental Education and Communication Projects for Practitioners and Donors / Edited by Martha C. Monroe. – New Society Publishers, [1999]. – P. 42-43.
2000
44. Мировоззренческий подход к экологическому образованию // Экологическая культура современного общества : материалы междунар. симп. / Забайкал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В. П. Горлачев. – Новосибирск, 2000. – С. 105-125.
45. О мировоззрении В. Соловьева в контексте современности // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX в. : материалы Междунар. науч. конф., Иваново, 17-19 мая 2000 г. / Иванов. гос. энергетич. ун-т, фил. Рос. межвуз. центра по рус. философии и культуре. – Иваново, 2000. – С. 16-18.
46. Смысловые поля понятия мировоззрения // Актуальные проблемы социогуманитарного знания : сб. науч. тр. каф. философии / Моск. гос. пед. ун-т. – Москва : МГПУ, 2000. – Вып. VII. – С. 41-46.
2001
47. Миф и демифологизация: мировоззренческий контекст политической идеологии // Миф и идеал в современном мире : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 2001. – С. 92-108. – Соавт.: Смоляков В. А.
48. Миф и идеал в структуре мировоззрения // Миф и идеал в современном мире : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 2001. – С. 4-24.
2002
49. История и философия науки : прогр., учеб.-тем. план и метод. рек. к спецкурсу по выбору / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – 8 с. – Рук.
50. Мировоззрение в школе: методологический подход // Роль предметов естественно-математического цикла в формировании современного мировоззрения учащихся : материалы гор. науч.-практ. конф., 25 апр. 2002 г. / Науч.-метод. информ. центр упр. образования адм. г. Хабаровска. – Хабаровск, 2002. – С. 1-15.
51. Основы философии, методологии и истории науки : программа, учеб.-тем. план и метод. рек. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2002. – 8 с. – Рук.
52. Понятие мировоззрения: феноменологический подход // Личность. Познание. Культура : к 70-летию Л. А. Микешиной / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2002. – С. 470-482.
2003
53.Мировоззрение и образование: смена методологических приоритетов // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2003. - № 2/3. – С. 200-214.
54. Мировоззренческий контекст глобализации политического пространства- времени в эпоху постмодернизма // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2003. – № 4. – С. 69-84. – Соавт.: Смоляков В.А.
55. Мировоззренческий потенциал преодоления знаниевой парадигмы образования // Амурские рассветы : материалы регион. симп. студентов и аспирантов, посвящ. 65-летию Хабар. кр., г. Комсомольск-на-Амуре, 16-18 апр. 2003 г. / Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : КнАГПУ, 2003. – С. 5-10.
56. Образовательное пространство вуза: проблемы преодоления знаниевой парадигмы // Студенчество региона: проблемы, настроения, социальное самочувствие / Дальневост. акад. гос. службы ; под ред. Н. М. Байкова. – Хабаровск : ДВАГС, 2003. – С. 58-63.
57. Учебно-методический комплекс по курсу философии в высшем учебном заведении на основе ГОС : для студентов очн., заочн. и дистац. форм обучения нефилос. специальностей : в 2 ч. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2003. – Ч. 1. – 87 с.
58. Учебно-методический комплекс по курсу философии в высшем учебном заведении на основе ГОС : для студентов очн., заочн. и дистац. форм обучения нефилос. специальностей : в 2 ч. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2003. – Ч. 2. – 87 с.
2004
59. Актуальные проблемы и направления методологии научного исследования // Современные проблемы общественных наук : сб. ст. по итогам 50-й науч. конф. преподавателей Хабар. гос. пед. ун-та : Хабаровскому государственному педагогическому университету - 70 лет / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 2004. – С. 26-37.
60. Концепция экологического образования: методологические ключи // Природные ресурсы Хабаровского края: проблемы науки и образования : сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Хабар. кр. / Хабар. гос. пед. ун-т ; под ред. Л. И. Никитиной. – Хабаровск : ХГПУ, 2004. – С. 25-34.
61. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. – С. 32-37. – (Философия образования).
62. Мировоззрение: методологический потенциал и трансформация смыслов понятия // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2004. – № 2. – С. 27-35.
63. Мировоззренческий потенциал преодоления знаниевой парадигмы образования // Дальний Восток: наука, образование XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф. (7-9 июня 2004 г.) : в 3 т. / Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : КнАГПУ, 2004. – Т. 2. – С. 15-22.
64. Онтологические проекции мировоззренческих форм: миф и идеал в архитектонике мировоззрения // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2004. – № 4. – С. 80-93.
65. Постмодернизм как методология и мировоззрение: контексты образования // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2004. – № 3. – С. 45-54.
2005
66. Идея «корпоративности» в проекции образования: философско-методологический анализ // Корпоративный дух образовательного учреждения как фактор саморазвития личности : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф., Хабаровск, 25 нояб. 2005 г. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. Л. Н. Куликовой. – Хабаровск : ДВГГУ, 2005. – С. 14-20.
67. Мировоззрение в проекции образования: парадоксы современности // Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке: опыт, прогноз : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (15-16 сент. 2005 г.) : в 3 т. / Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : КнАГПУ, 2005. – Т. 3. – С. 5-11.
68. Мировоззрение и образование: смена методологических приоритетов // General Issues on the Modern Social Education (Issues & Discussion) : International Academic seminar, 2005 / Khabarovsk State Pedagogical University, Russia. – Khabarovsk, 2005. – P. 61-68.
69. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Философия образования как философия человека: история и современность : материалы всерос. науч.-практ. конф. (27-29 сент. 2004 г.) / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 2005. – С. 10-21.
70. Мировоззренческий контекст международной коммуникации // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии : материалы междунар. симп., 18-19 мая 2005 г., Хабаровск / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2005. – Т. 2. – С. 115-117.
71. Мировоззренческий потенциал преодоления знаниевой парадигмы образования // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 4 (42). – С. 43-47.
72. О мировоззренческом потенциале образования и возрождении духовности // Проблемы и перспективы духовно-нравственного развития населения города Хабаровска в 2006-2015 гг. : материалы гор. науч.-практ. конф. / Администрация г. Хабаровска. – Хабаровск, 2005. – С. 44-49.
73. Программа и учебно-тематический план федеральных курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «История и философия науки»: (естественные и технические науки) / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 2005. - 16 с.
74. Философия образования в практике работы школы. Мировоззренческий педагогический дискурс в форме открытого педсовета на тему: «Ценностные ориентации образования: мировоззренческие проблемы гуманизации школы» // Философия образования как философия человека: история и современность : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 27-29 сент. 2004 г.) / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : ХГПУ, 2005. – С. 290-320.
2006
75. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический подход // Высшее образование в России. – 2006. – № 2. – С. 78-82.
76. Мировоззрение и духовный мир личности: проблемы трансформации современного образования // Духовно-нравственное воспитание : сб. материалов науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров ; сост. К. Г. Столыпина. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2006. – С. 17-34.
77. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» // Высшее образование в России. – 2006. – № 12. – С. 66-71.
78. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы : специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» : дис. на соискание учен. степени д-ра филос. наук / науч. конс. Л. А. Микешина. – Хабаровск, 2006. – 352 с.
79. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы : специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» : автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра филос. наук / науч. конс. Л. А. Микешина. – Москва, 2006. – 42 с.
80. Феномен мировоззрения : [монография] / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2006. – 321 с. – Библиогр.: с. 289-321.
81. Worldoutlook Context of Education and Problems of Inter-Cultural Communication // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии : материалы Второго междунар. симп. [Хабаровск, 18-19 мая 2006 г.] : в 2 т. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2006. – Т. 2. – С. 151-154.
2007
82. Мировоззрение как потенциал методологических оснований организационной психологии // Человек. Власть. Общество : науч. тр. VI Азиатско-Тихоокеан. междунар. конгр. психологов [Хабаровск], 9-11 нояб. 2007 г. / Дальневост. центр «Психология», Междунар. акад. психол. наук. – Хабаровск, 2007. – С. 9-10.
83. Современность: кризис духовности в проекциях образования. Мировоззренческая позиция педагога // Приморские образовательные чтения, памяти святых Кирилла и Мефодия : сб. тез. и докл. / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток : ДВГУ, 2007. – Вып. V. – С. 33-37.
2008
84.Методологическая идея синтеза знаний и когнитивных практик: мировоззренческий контекст // Духовно-нравственное и научное познание тайн природы : материалы обществ. науч.-практ. конф., Хабаровск, 23-25 мая 2008 г. – Хабаровск, 2008.
85. Методологические основания и мировоззренческий контекст организационной психологии // Человек. Власть. Общество : науч. тр. VII Азиатско-Тихоокеан. междунар. конгр. психологов [Хабаровск-Токио], 12-16 мая 2008 г. / Дальневост. центр «Психология», Междунар. акад. психол. наук. – Токио ; Хабаровск, 2008. – С. 18-21.
86. Мировоззренческий контекст образования и проблемы межкультурной коммуникации // Человек. Власть. Общество : науч. тр. VII Азиатско-Тихоокан. междунар. конгр. психологов [Хабаровск-Токио], 12-16 мая 2008 г. / Дальневост. центр «Психология», Междунар. акад. психол. наук. – Токио ; Хабаровск, 2008. – С. 21-24.
87. О синтезе «наука-университет»: проблемы и перспективы современного развития // Университет как пространство науки : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф., Хабаровск, 25 марта 2008 г. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск : ДВГГУ, 2008. – С. 3-11.
88. Понятие мировоззрения: феноменологический подход // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2008. – № 3 (19). – С. 11-21.
89. Понятие традиции и новации в контексте мировоззрения: методологический подход // На пути к инновационному развитию вуза: методология, теория, практика : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. Н. Б. Москвиной. – Хабаровск : ДВГГУ, 2008. – С. 5-14.
90. Программа и учебно-тематический план федеральных курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «История и философия науки»: (естественные и технические науки) / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : [Изд-во ДВГГУ], 2008. – 16 с.
91. World outlook context of education and problems of intercultural communication // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2008. – № 3 (19). – С. 151-154.
2009
92. К онтологии целостности «человек – мировоззрение - культура» // Человек. Мировоззрение. Культура : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2009.
93. Мировоззрение как универсальная форма преодоления состояний экзистенциального страха: к методологическому обоснованию опыта православной культуры // VIII Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия : материалы Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы изучения истории и культуры православия» (Владивосток, 15-16 мая 2008 г.) / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток : ДВГУ, 2009. – Ч. 1. – С. 6-10. – Соавт.: Давтян С. Г.
94. Музей как форма интеграции феноменов культуры и цивилизации: онтологический подход // Шестые Гродековские чтения : межрегион. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке» (Хабаровск, 20-21 апр. 2009 г.) : пленар. докл. / Хабар. краев. музей им. Н. И. Гродекова. – Хабаровск, 2009. – С. 23-31.
95. Проблема методологических оснований понимания сущности человека // Человек. Мировоззрение. Культура : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2009. – С. 10-15.
96. «Человек-мир» как исходное мировоззренческое отношение // Человек. Мировоззрение. Культура : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2009. – С. 15-28.
2010
97. Выпускники и преподаватели философского факультета на Дальнем Востоке // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2010. - № 3 (27). – С. 8-9.
98. Карл Ясперс о мировоззрении: методологическая реконструкция смыслов понятия // Философия познания : к юбилею Людмилы Александровны Микешиной : сб. ст. / под ред. Т. Г. Щедриной. – Москва, 2010. – С. 441-448.
2011
99. Антропология субъективной реальности: к итогам Всероссийской научной конференции // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2011. – № 3 (31). – С. 10-13. – Соавт.: Рудецкий О. А., Лушкина Т. А.
100. Наука в системе университета: традиция и современность // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 16-18 марта 2011 г. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2011. – С. 6-10. – Библиогр.: с. 9-10.
101. Понятие мировоззрения в дискурсе метафизики // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2011. – № 3 (31). – С. 49-53.
2012
102. Идея мировоззренческого синтеза: методологический подход // Актуальные проблемы изучения истории и культуры православия : сб. науч. ст. / Дальневост. федер. ун-т. – Владивосток: ДВФУ, 2012. – Вып. III. – С. 248-257.
103. Интенциональность мировоззрения // Антропология субъективной реальности : материалы Всерос. науч. конф., Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, 1-4 июня 2011 г. / Дальневост. федер. ун-т ; ред. Ю. М. Сердюков, С. В. Пишун, О. А. Рудецкий. – Уссурийск : ДВФУ, 2012. – С. 91-104.
104. Мировоззренческие проблемы глобализации политического пространства-времени в эпоху постмодерна // Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2012. – С. 51-74. – Соавт.: Смоляков В. А.
105. Мировоззренческий педагогический дискурс «Школа как социальная среда формирования мировоззрения учащихся» // Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2012. – С. 415.
106. Современность как мироотношение: мировоззренческая ситуация и проблема восприятия времени // Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2012. – С. 26-40.
107. Современность: экзистенциальные парадоксы человеческого «присутствия» // Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : ДВГГУ, 2012. – С. 7-25.
2013
108. Восточные единоборства как модель целостного мировоззрения // Философско-психологические аспекты восточных единоборств : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, 15-19 мая 2013 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; под ред. О. А. Рудецкого. – Хабаровск : ДВГУПС, 2013. – С. 55-62.
109. Онтология этноса как «мира малого» // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2013. – № 4 (40).
110. Целостность мировоззрения как форма проявления и экзистенциальная мера качества жизни // Формирование мировоззрения как фактор оптимизации качества жизни : сб. науч. тр. / Амур. гос. пед. ун-т ; под ред. Ю. И. Маховой. – Комсомольск-на-Амуре : АмГУ, 2013. – С. 5-14.
111. Экополис как «мир малого» в цивилизации глобальных рисков: методологический подход // Урбанизация-Экополис XXI века: теория, практика, сценарии, модели : материалы секции XI Междунар. конф. «Государственное управление: Российская Федерация в современном мире» (30 мая – 1 июня 2012 г.) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва : МГУ, 2013. – Электр. диск.
112. Этнополитические и этносоциологические проблемы российского Дальнего Востока // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2014. – № 4 (40). – С. 71-78.
2014
113. Православная духовность как форма проявления целостного мировоззрения и риски современности // Актуальные проблемы изучения истории и культуры православия : сб. науч. ст. / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток, 2014.
114. Телесность экополиса как мира «малого» в цивилизации глобальных миров // Философия телесности : материалы междунар. науч. конф. (Хабаровск, Уссурийск, 15-18 мая 2014 г.). – Хабаровск, 2014. – С. 318-327.
115. Трансформация методологических подходов рефлексии феномена телесности // Философия телесности : материалы междунар. науч. конф. (Хабаровск, Уссурийск, 15-18 мая 2014 г.). – Хабаровск, 2014. – С. 10-20. – Библиогр.: с. 19-20.
116. Трансформация методологических подходов рефлексии феномена телесности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2014. – № 4 (44). – С.12-17.
117. Феномен традиции-новации в контекстах онтологии мировоззрения // Славянская письменность и культура: изучение, сохранение, преумножение : материалы Третьих краев. Кирилло-Мефодиевских образоват. чтений (Хабаровск, 15-24 мая 2014 г.) / Хабар. духовная семинария. – Хабаровск, 2014. – С. 19-24.
2015
118. Предисловие // Мировоззренческие уроки Второй мировой войны: историческая память и вызовы XXI века : материалы Всерос. науч. конф. (Хабаровск, 21-22 мая 2015 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2015. – С. 2-4.
2016
119. Дискурс мировоззрения в методологической традиции русской духовности и перспективах коммуникации культур Дальневосточного региона // Дальний Восток на перекрестке культур : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Хабаровск, 19-20 мая 2016 г. : в 2 т. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2016. – Т. 1. – С. 16-21.
120. О потенциале культуры в контекстах методологического осмысления феномена экологической цивилизации // Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития : сб. науч. тр. : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – Т. 1. – С. 208-215.
121. Онтология музея как «мира малого» на пересечениях феноменов культуры и цивилизации // Социальная онтология России : сб. науч. ст. по докл. X Всерос. Копыловских чтений / Новосиб. гос. техн. ун-т ; под ред. В. В. Крюкова, В. И. Игнатьева, В. Г. Новоселова. – Новосибирск, 2016. – С. 5-16.
122. Онтология «экополиса»: мировоззренческие проблемы экологизации городской среды // Экология и безопасность жизнедеятельности города: проблемы и решения : материалы 5-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23-24 авг. 2016 г. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2016. – С. 56-60.
123. Основания целостного мировоззрения в диалоге с русской культурой // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур : материалы Междунар. форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой», Хабаровск, 16-17 нояб. 2016 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – С. 78-85.
124. Россия – Китай: приоритеты «экоцентризма» на пересечении ценностей культуры и цивилизации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2016. – № 4 (52). – С. 41-47.
125. Феномен мировоззрения: историко-философский и методологический анализ : монография. – Хабаровск : Изд-во Хабар. краев. музея им. Н. И. Гродекова, 2016. – 335 с.
126. Философия как мировоззрение и учебная дисциплина: традиция и современные проблемы высшей школы // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 6-8 апр. 2016 г. : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – Т. 2. – С. 10-13. – Библиогр.: с. 12-13.
127. Фридрих Шлейермахер о мировоззрении: методологический контекст позиции «примирения» религии и философского знания // European Applied Sciences № 12. – Stuttqard, Germany, 2016. – № 12. – P. 22-24.
128. Целостность мировоззрения как экзистенциальная мера гармонизации бытия и качества жизни в проекции этнического // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2016. – № 1 (49). – С. 16-24.
129. Экологические риски глобального мира // Биоразнообразие и проблемы экологии Приамурья и сопредельных территорий : материалы 2 регион. науч. конф. (Хабаровск, 25-29 окт. 2016 г.) / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – С. 125-129. – Соавт.: Пушкина Е. А., Струкова М. А.
130. Worldoutlook context of education and the problems of intercultural communicaion // European Applied Sciences № 12. – Stuttqard, Germany, 2016. – № 12. – P. 22-24.
2017
131. Идеал как форма гармонизации «духовного» и «практического» мировоззрения в русской философской традиции: (на примере творчества С. Л. Франка) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2017. – Т. XIV, вып. 3. – С. 116-122. – Соавт.: Киреева И. О.
132. Идея целостности мировоззрения в исторической судьбе русской и китайской социокультурной традиции // Этномиграционные процессы на Дальнем Востоке : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Хабаровск, 27-28 окт. 2017 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; под ред. Ю. М. Сердюкова. – Хабаровск : ДВГУПС, 2017. – С. 21-27.
133. Конструктивистская идея транснационального университета и экзистенциальные риски самосохранения социокультурной традиции российского образования // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 5-7 апр. 2017 г. : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2017. – Т. 1. – С. 14-18.
134. Онтология традиции и новации: историко-философский и методологический контекст // Социальная онтология России : сб. науч. ст. по докл. XI Всерос. Копыловских чтений / Новосиб. гос. техн. ун-т ; под ред. В. В. Крюкова, В. И. Игнатьева, В. Г. Новоселова. – Новосибирск, 2017. – С. 11-21.
135. Понятие идеала и идеального бытия в мировоззренческой теории С. Л. Франка // Парадигма: философско-культурологический альманах. – 2017. – № 27. – С. 63-76. – Соавт.: Киреева И. О.
136. Понятие целостности экзистенциалов в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2017. – Т. 14, вып. 3. – С. 99-104.
137. Россия-Китай: к истокам становления современного экологического сознания – потенциал целостного мировоззрения и идеологический поворот 1944-1955 гг. // Материалы Международного научного симпозиума «Китай и СССР в период с 1945 по 1955 годы» (24-26 ноября 2017 г., Шицзячжуан). – Шицзячжуан, Китай, 2018. – С. 242-250. – На кит. яз.
138. Экологические риски глобального мира и задачи «экологизации» образования // Власть и управление на Востоке России. – 2017. - № 2 (79). – С. 158-163. – Библиогр.: с. 163-164.
2018
139. Владимир Соловьев: идея красоты природы в онтологии «всеединства» // Социальная онтология России : сб. науч. ст. по докл. XII Всерос. Копыловских чтений / Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2018.
140. Идея целостности мировоззрения: контексты созвучия русской и китайской социокультурной традиции // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2018. – Т. 15, № 3. – С. 19-25.
141. Культурно-историческая традиция и онтология словесности // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья: проблемы межкультурной коммуникации : ст. участников VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 16 февр. 2018 г. / Дальневост. федер. ун-т. – Владивосток : ДВФУ, 2016. – С. 115-120.
142. Онтология музея: к проблеме самосохранения исторического социокода культуры // Девятые Гродековские чтения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию начала гражданской войны в России / Хабар. краев. музей им. Н. И. Гродекова. – Хабаровск, 2018. – Т. 3. – С. 53-57.
143. Опережающее образование: инновационные стратегии и экзистенциальные риски // Научное обеспечение технического и социального развития Дальневосточного региона : сб. науч. ст. к 60-летию Тихоокеан. гос. ун-та / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2018. – С. 199-203.
144. Потенциал исторического социокода культуры России и Китая в становлении экологической цивилизации // Дальний Восток: история и перспектива / Хэбейский пед. ун-т. – Шицзячжуан : Изд-во Хэбейского пед. ун-та, 2018. – С. 323-335. – На кит. яз.
145. Россия и Китай: исторические истоки и мировоззренческие основания становления современного экологического сознания // Россия и Китай на Востоке Евразии в Новое и Новейшее время. Перспективы реализации совместных научно-образовательных и культурно-творческих проектов, проведения исторических исследований = Russia and China in the east of Eurassia in the New and Modern times. Prospects for the implementation of joint scientific, educational, cultural and creative projects, historical research : материалы междунар. науч. саммита учен.-исслед. и преподавателей ун-тов, Хабаровск, июль 2018 г. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : ДВГУПС, 2018. – С. 58-62.
146. Социокод целостного мировоззрения в традиции русской и китайской культур // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Хабар. гос. ин-та культуры (25 дек. 2017 г., Хабаровск). – Хабаровск, 2018.
147. Трансдисциплинарный подход в рефлексии развития образования // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 11-13 апр. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2018. – С. 8-10.
2019
148. Воспитательный потенциал гуманитарного образования: современные вызовы, перспективы и риски обновлений // Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 29-30 окт. 2019 г.) / Дальневост. гос. мед. ун-т. – Хабаровск : ДВГМУ, 2019. – С. 11-15.
149. Духовно-нравственный потенциал России в самосохранении ценностного мира культуры // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 2 (87). – С. 107-113. – Библиогр.: с. 114-116.
150. Идея трансдисциплинарности в методологии социально-гуманитарного познания и образования : монография / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – 176 с. – Соавт.: Давыдова С. И., Малявина Л. С., Маниковская М. А.
151. Идея «языковых игр» Л. Виттгенштейна методологический потенциал и актуальность современного звучания // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации : материалы участников IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 февр. 2019 года / Филиал Дальневосточного федерального ун-та в г. Уссурийске (Школа педагогики) – Электрон. дан. – Владивосток: ДВФУ, 2019. – С. 144-149. – URL: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2019/materialy_konf_literatura_i_kultura_dv_sibiri_i_vz_2019.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
152. Карл Ясперс о мировоззрении: методологическая реконструкция смыслов понятия // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2019. – Т. 16, № 3. – С. 152-157.
153. Молодежь Дальнего Востока: региональные особенности и риски экстремистских влияний // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб.- 1 дек. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – С. 299-303. – Соавт.: Зинченко П. В.
154. Онтологическая целостность феноменов «мировоззрение», «образование», «культура» // Проблемы высшей школы : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 10-12 апр. 2019 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск, 2019. – С. 90-93.
155. Предисловие // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб.-1 дек. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – С. 3-5.
156. Терроризм как высшая форма проявления деструктивного поведения среди молодежи: исторические реалии и современное состояние // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб. – 1 дек. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – С. 70-75. – Соавт.: Нечаева А. С.
157. Художественное творчество и народная сказка – онтологические антиподы логике экстремизма // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб. – 1 дек. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – С. 125-131. – Соавт.: Пелешенко Ж. В.
158. Экзистенциальные риски одиночества: методологический подход // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб.- 1 дек. 2018 г. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – С. 18-22. – Соавт.: Малявин Д. А.
159. Этническое самосознание в логике целостности и разрывов экзистенций // Дальний Восток в зеркале этнополитики : материалы Всерос. науч. конф. (Хабаровск, 25-26 окт. 2019 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; под ред. Е. Н. Спасского, О. А. Рудецкого. – Хабаровск : ДВГУПС, 2019. – С. 147-151.
160. Incorporation of Philosophical Ideas in Science Fiction Literature // Opcion, Ano 35. – 2019. – Especial № 23. – P. 598-612.
2020
161. Идея «языковых игр» Л. Виттгенштейна: концептуальные истоки и актуальные смыслы // The scientific heritage.– 2020. – Vol. 4, № 49. – P. 46-50.
162. Методологическая идея целостного мировоззрения: к дискурсу самосохранения «человекомерного» социокода цивилизации // Научный диалог: вопросы философии, социологии, истории, политологии : сб. науч. тр. по материалам XXII междунар. науч.-прак. конф., 1 июля 2020 г. – Санкт-Петербург : Изд-во ЦНК МОАН, 2020. – С. 8-12.
163. Мировоззренческая парадигма образования: актуальные методологические смыслы // Полиэтническая среда – основа развития надпрофессиональных навыков : материалы междунар. науч.-практ. конф., КНР, Харбин, 3 нояб. 2019 г. / под ред. В. А. Давыденко. – Хабаровск, 2020. – С. 5-10.
164. Позиция методологической рефлексии в работе М. Ферворна «Механика душевной жизни» // Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики : сб. науч. тр. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Е. Н. Ткач. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2020. – С. 17-21.
165. Понятие мировоззрения: историко-философский анализ : монография. – Хабаровск: Изд-во Хабар. краев. типографии, 2020. – 160 с.
166. Фактуальная аргументация научного знания: историко-философский дискурс // The scientific heritage.– 2020. – Vol. 5, № 50.– P. 44-50.
167. Философско-методологическая идея синтеза когнитивных практик и логика трансдисциплинарности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2020. – Т. XVII. – Вып. 3. – С. 60-68.
168. Role of religious and cultural values in human capital Роль религиозных и культурных ценностей в человеческом капитале // Opcion, Ano 36. – 2020. – Especial № 91. – P. 42-57.
169. Comparative analysis of philosophical heritage of B. F. Poshnev // Opcion, Ano 36. – 2020. – Especial № 26. – P. 579-593.
Редактирование
170. Мировоззренческие уроки Второй мировой войны: историческая память и вызовы XXI века : материалы всерос. науч. конф. (Хабаровск, 21-22 мая 2015 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; под ред. М. П. Арутюнян, О. А. Рудецкого. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. – 118 с.
171. Миф и идеал в современном мире : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / Хабар. гос. пед. ун-т ; науч. ред. и сост. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2001. – 168 с.
172. Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего востока России : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 29 нояб.-1 дек. 2018 г.) / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – 415 с. : ил.
173. Рубанцова, Т. Истоки формирования русской культуры : учеб. пособие для учителя / Т. Рубанцова ; отв. ред. М. П. Арутюнян ; Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск : [Изд-во ХКИППК ПК], 1997. – Ч. 1. – 91 с.
174. Селеверстов, Р. Е. Феномен социального идеала и судьбы России : монография / Р. Е. Селеверстов, Г. А. Селеверстова ; науч. ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – 184 с.
175. Удинкан, О. В. Философия : учеб.-метод. пособие : [в 2 ч.] / О. В. Удинкан; науч. ред. М. П. Арутюнян ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2013. – Ч. 1. – 60 с.
176. Удинкан, О. В. Философия : рабочая программа дисциплины / О. В. Удинкан ; нач. ред. М. П. Арутюнян ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. - Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2015. – Ч. 2. – 66 с.
177. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» / сост. Б. К. Турчевская ; науч. ред. М. П. Арутюнян ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2011. – 64 с.
178. Учебно-методический комплекс по курсу философии : для студентов гуманитар. фак. очн. и заочн. формы обучения / сост. Р. Е. Селеверстов, Г. А. Селеверстова ; науч. ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2003. – 109 с.
179. Философия образования как философия человека: история и современность : материалы всерос. науч.-практ. конф. (27-29 сент. 2004 г.) / Хабар. гос. пед. ун-т ; под ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2005. – 320 с.
180. Философия познания как философия человека: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27-29 сент. 2004 г.) : [сб. ст.] / Хабар. гос. пед. ун-т ; под ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 2005. – 320 с.
181. Философия телесности : материалы междунар. науч. конф. (Хабаровск, Уссурийск, 15-18 мая 2014 г.) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; под ред. М. П. Арутюнян, О. А. Рудецкого. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. - 327 с.
182. Человек. Мировоззрение. Культура : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2009. – 170 с.
183. Человек, мировоззрение, культура в мире глобализации: проблемы, поиски, решения : межвуз. сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. М. П. Арутюнян. – Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2012. – 464 с.
Член редакционной коллегии
184. Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия : сб. науч. ст. / под ред. А. В. Здор ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.] / Дальневост. федер. ун-т. – Владивосток : Изд-во ДВФУ, 2012. – Вып.3. – 448 с.
185. VIII Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия : материалы Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия» (Владивосток, 15-16 мая 2008 г.) / Дальневост. гос. ун-т ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Владивосток : Изд-во ДВГУ, 2009. – Ч. 1. – 217 с.
186. Коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии : материалы регион. науч.-практ. конф., 17-19 окт. 1995 г. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 1995. – 96 с.
187. Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 6-8 апр. 2016 г. : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016.
188. Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. (Хабаровск, 5-7 апр. 2017 г.) : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2017.
189. Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. (Хабаровск, 11-13 апр. 2018 г.) / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2018. – 320 с.
190. Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. (Хабаровск, 10-12 апр. 2019 г.) / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Т. В. Гомза ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2019. – 472 с.
191. Религия. Культура. Человек : сб. науч. ст. / Дальневост. федер. ун-т ; под ред. А. В. Здор ; ред. кол.: М. П. Арутюнян. – Владивосток : Изд-во ДВФУ, 2012. – Вып. V-VI. – 492 с.
192. Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур : материалы Междунар. форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой», Хабаровск, 16-17 нояб. 2016 г. / Тихоокеан. гос. ун-т ; под ред. Е. В. Кулеш ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. – 578 с.
193. Россия и Китай на востоке Евразии в Новое и Новейшее время. Перспективы реализации совместных научно-образовательных и культурно-творческих проектов, проведения исторических исследований : материалы междунар. науч. саммита учен.-исслед. и преподавателей ун-тов, Хабаровск, июль 2018 г. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. ; ред. кол.: М. П. Арутюнян [и др.]. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2018. – 111 с. : ил.
Рецензирование
194. Философия : учеб. пособие / сост. В. Г. Зангиров, Т. А. Лушкина, Г. П. Прокофьев [и др.] ; под ред. Ю. М. Сердюкова ; рец. : М. П. Арутюнян, С. В. Пишун ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2016. – 91 с. : ил.
195. Философия / авт.-сост. Ю. М. Сердюков, В. Г. Зангиров, О. А. Рудецкий, А. М. Шкуркин ; рец.: М. П. Арутюнян, С. В. Пишун ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2020. – 150 с.
Диссертационные работы, выполненные под научным руководством М. П. Арутюнян
1. Подольская, О. С. Социально-философский анализ феномена языковых игр : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук / Подольская Оксана Симоновна ; науч. рук. Б. В. Смирнов, М. П. Арутюнян. – Благовещенск, 2012. – 21 с.
2. Рудецкий, О. А. Социально-философский анализ этноса как коммуникативной системы : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук / Рудецкий Олег Андреевич ; науч. рук. М. П. Арутюнян ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск, 2011. – 22 с.
Официальное оппонирование, написание отзывов на диссертацию
1. Агафонов, В. В. Эпистемология нарративной философии истории : специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук / Агафонов Владислав Валерьевич ; науч. рук. Ю. М. Сердюков ; официал. оппоненты А. Г. Никитин, М. П. Арутюнян. – Петропавловск-Камчатский, 2009. – 22 с.
2. Мотовникова, Е. Н. Методологический статус концепций языка в социальном познании : специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук / Мотовникова Елена Николаевна ; науч. рук. Ю. М. Сердюков ; официал. оппоненты Р. Л. Лифшиц, А. Г. Никитин, М. П. Арутюнян. – Хабаровск, 2003. – 23 с.
3. Отзыв об автореферате диссертации Хлебниковой Ольги Владимировны на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания «Самоопределение философии в качестве литературы (на материале западной философской традиции)». – URL: http://омгпую.рф/sites/default/files/otzyv_arutyunyanmp_hlebnikovaov.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
4. Попсуйко, А. Н. Противоречие стихийного и сознательного в процессе становления и развития глобализации : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук / Попсуйко Артем Николаевич ; науч. рук. В. В. Вальковская ; официал. оппоненты М. П. Арутюнян, Р. Л. Лифшиц ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск, 2012. – 22 с.
5. Отзыв о диссертации и автореферате к диссертации Берестовицкой С. Э. на соискание ученой степени доктора наук по специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования «Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников».
6. Отзыв на автореферат диссертации Черепанова Игоря Владимировича на соискание ученой степени доктора наук по специальности : 09.00.01 – онтология и теория познания (философские науки) «Квантово-информационная специфика бытия сознания». – URL: http://omgpu.ru/sites/default/files/files/dis/6600/otzyv_arutyunyan_cherepanoviv.pdf (дата обращения: 20. 06. 2020).
Отзыв ведущей организации
1. Зангиров, В. Г. Единичное, особенное и общее в структуре человеческого опыта : монография / В. Г. Зангиров ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2018. – 123 с.
2. Кармазина, Е. В. Свобода и система: дилемма субъектности и объективации : монография / Е. В. Кармазина. – Новосибирск : Новосиб. гос. техн. ун-т, 2015. – 347 с.
Болдинова Е. В. |
35 |
Вечера С. Ю. |
40 |
Готвальд О. В. |
34 |
Гришина Н. П. |
23 |
Давтян С. Г. |
93 |
Давыдова С. И. |
150 |
Ермолаева Т. В. |
34 |
Зинченко П. В. |
153 |
Киреева И. О. |
131 ; 135 |
Лушкина Т. А. |
99 |
Малофеева А. И. |
35 |
Малявин Д. А. |
158 |
Малявина Л. С. |
150 |
Маниковская М. А. |
150 |
Нечаева А. С. |
156 |
Пелешенко Ж. В. |
157 |
Пигуль Г. И. |
23 |
Пушкина Е. А. |
129 |
Рубин А. А. |
7 |
Рудецкий О. А. |
99 |
Смоляков В. А |
5 ; 6 ; 22 ; 47 ; 54 ; 104 |
Струкова М. А. |
129 |
Тихонова А. Е. |
40 |