
Биографическая справка
Лилии Анатольевне Степашко преподавателю высшей школы, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену академии социальных и педагогических наук 19 октября 2018 г. исполнилось бы девяносто лет.
Родом Лилия Анатольевна из деревни Федоровская, Усть-Кубинского района, Вологодской области. Окончила Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в 1950 г., а через семнадцать лет - целевую аспирантуру в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
Трудовую деятельность начинала как учитель русского языка и литературы в селе Николаевка Смидовичского района Еврейской автономной области, затем работала в средней школе № 57 г. Хабаровска, в Хабаровском технологическом техникуме. С 1961-го по 2005 год занималась научно-педагогической деятельностью в Хабаровском государственном педагогическом институте (с 2005 г. Дальневосточный государственный гуманитарный университет) и прошла все ступени роста от ассистента до доцента, профессора, заведующей кафедрой педагогики, проректора по научной работе.
В 1998-99 учебном году Л. А. Степашко был разработан принципиально новый для отечественной педагогики курс «Философия и история образования». В основу курса была положена авторская концепция этой еще только формирующейся учебной дисциплины. В поисках методологических «ключей», во многом общих для антропологического знания сегодняшнего дня, Лилия Анатольевна, а вслед за ней ее ученики, обратились к изысканиям в области философии, герменевтики. Идеи субъектности, активности, вопросы содержания образования и другие раскрываются через рассмотрение гуманистических течений, школ, учений в зарубежной и отечественной педагогической мысли от древнейших времен и заканчивая ХХ веком.
Л. А. Степашко - глубокий, мудрый, тонко чувствующий человек, необыкновенно талантливая натура. К тому же она была очень «доступным» профессором, могла выслушать в любое время суток и всему давала толк и смысл.
Талант вдохновения - главный в числе прочих талантов Лилии Анатольевны. Она так рисовала доверившемуся ученику перспективу его развития, показывала достижимость научной вершины, к которой он был устремлен, такие глубины научного знания перед ним распахивала настежь, что пробуждала у него азарт исследователя и веру в себя. И сорваться с такой высокой орбиты ему было почти невозможно. Чем жить тогда, если этого дела не будет? Много нас у нашего дорогого учителя, и все мы разные, но к каждому у нее был свой подход, все ученики безгранично благодарны Лилии Анатольевне и безмерно гордятся тем, что учились у нее.
У Лилии Анатольевны была неподражаемая способность слушать (это наследственное - ее дедушка, народный учитель, обладал этим удивительным педагогическим даром). Она исключительно талантливо слушала собеседника, вызывая стремление искренне и полно выразить все, даже то, что самому говорящему еще не очень понятно. Но человек, выговариваясь, уже освобождался от гнета неопределенности, сам начинал искать и находить свое отношение к тому, о чем говорил. И принимал внутреннее решение, испытывая облегчение и благодарность к мудрому слушателю.
Последние годы она жила во Владивостоке, где написала свой фундаментальный труд «Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания», в котором изложила свои базовые идеи, задающие вектор деятельности ее учеников - человекоразмерность образования как цивилизационная тенденция, реализуемая через онтологическую, антропологическую, аксиологическую сущности образования. Образование предстает как триада. «Мир образования» рассматривается в диалектическом единстве: образование в системе общественных институтов (контекст социокультурного развития человечества) и образование как педагогический процесс (контекст индивидуального развития человека). Объединяющим, синтезирующим началом соотношения двух контекстов выступает концепт «Становление человека в образовании».
Лилия Анатольевна искренне и бережно относилась к своим ученикам, профессионально выстраивая диалог Учителя и Ученика. Диалогичность взаимодействия проявлялась в позиции учителя: помогать нужно натурам стремящимся, не боящимся преодолевать границы «незнания» и «собственного жизненного опыта», преодолевающего себя.
Лилия Анатольевна жила в педагогике, в образовании. Она создала свою педагогическую реальность на самых высоких образцах отечественной и мировой педагогической культуры. Представила обобщение своей педагогической реальности в работах, посвященных философии образования, при этом оставаясь замечательным методистом общего и профессионального образования. Достаточно редкий феномен в высшем педагогическом образовании.
В наши дни, когда занятие наукой превратилось в рядовую профессию, Л. А. Степашко удалось остаться ученым в изначальном смысле слова: человеком не просто знающим, но и смело вторгающимся в неизведанное, добывающим новые факты, открывающим новые истины.
Очень много времени Л. А. Степашко отдавала общественной работе. Сорок лет была связана со школами, институтами усовершенствования учителей. Лилия Анатольевна активно популяризировала психолого-педагогические знания среди населения. В качестве председателя и члена Президиума краевого отделения Педагогического общества РСФСР принимала участие в создании краевой картотеки передового педагогического опыта и Музея народного образования края.
Лилия Анатольевна – «патриарх» дальневосточной педагогической науки. Под ее научным руководством и при ее консультировании защищено 7 докторских и 28 кандидатских диссертаций. Ее интересовал человек во всех измерениях: социальном, нравственном, экологическом, экзистенциальном, духовном и т.д. Она являлась членом докторского диссертационного совета по педагогике. Ее отличала философская культура, синкретизм мышления, открытость авторской позиции.
Лилия Анатольевна Степашко – автор более 200 научных трудов, в том числе: 3 монографии, 4 учебно-методических пособия, многочисленные программы по педагогике, истории педагогике.
Лилия Анатольевна Степашко - Заслуженный работник высшей школы РФ, награждена медалями К. Д. Ушинского, «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения». За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую работу Л. А. Степашко награждена благодарностями и грамотами, среди которых грамоты Министерства образования СССР и Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Хабаровского края.
Значительную роль в становлении мировоззренческих оснований научной деятельности, типа мышления, исследовательского мастерства Л. А. Степашко сыграл научный руководитель ее кандидатской диссертации - Михаил Александрович Данилов, теоретик и методолог советской педагогики, новатор, стоявший у истоков разработки содержания и структуры методологии педагогической науки как самостоятельной дисциплины.
1966
1. Крупская о воспитании активности и самостоятельности учащихся на основе создания у них интереса к учению // Сборник научных работ аспирантов : (педагогические науки) / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1966. – С. 17-29.
2. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917-1931 гг.) : дис. … канд. пед. наук / НИИ теории и истории педагогики. – М., 1966. – 297 с.
3. Становление проблемы воспитания активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917-1920 гг.) // Сборник научных работ аспирантов : (педагогические науки) / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1966. – С. 3-16.
1969
4. Исследовательский метод в советской дидактике и практике обучения 20-х годов // Ученые записки Хабаровского государственного педагогического института. – Хабаровск, 1969. – Т. 17. Серия: Педагогическая. – С. 3-16.
1970
5. Поиски новых форм организации обучения в советской школе 20-х годов // Ученые записки Хабаровского государственного педагогического института. – Хабаровск, 1970. – Т. 24. Серия: Педагогическая. – С. 3-20.
1971
6. Основные направления активизации обучения в практике советской школы 20-х годов // Ученые записки Хабаровского государственного педагогического института. – Хабаровск, 1971. – Т. 33. Серия: Педагогическая. – С. 3-23.
1972
7. Проблема умственного воспитания в советской дидактике тридцатых годов : (по материалам журнала «Советская педагогика») // Вопросы теории и практики учебно-воспитательного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1972. – С. 3-18.
1973
8. Проблема принципов обучения в советской дидактике 30-х годов // Вопросы теории и практики учебно-воспитательного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1973. – Т. 2. – С. 3-17.
1974
9. Анализ процесса обучения в советской дидактике 30-х годов // Вопросы теории и практики учебно-воспитательного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1974. – Т. 3. – С. 3-25.
10. Проблема стимулирования учения школьников в советской дидактике (1931-1941 гг.) // Вопросы теории и практики учебно-воспитательного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1974. – Т. 3. – С. 26-41.
1975
11. Вопросы активизации учебной деятельности школьников в советской дидактике (1917-1931 гг.) : учеб. пособие по спецкурсу по истории советской педагогики / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГПИ], 1975. – 128 с.
12. Из опыта прогнозирования в истории советской педагогической мысли // Вопросы теории и практики учебно-воспитательного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1975. – Вып. IV. – С. 3-17.
1976
13. Теоретические аспекты проблемы познавательной самостоятельности учащихся (1931-1941 гг.) // Теория и практика учебно-воспитательного процесса : [сб. науч. тр.] / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1976. – С. 3-12.
1977
14. Социально-педагогические аспекты школьного образования в советской дидактике (1917-1941 гг.) // Об условиях и путях совершенствования учебного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1977. – С. 3-16.
1978
15. Разработка методологических вопросов содержания общего образования в советской педагогике 20-х годов // Условия и пути совершенствования учебного процесса / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1978. – С. 3-21.
1982
16. Развитие теории содержания общего образования (1917-1937 гг.) : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1982. – 371 с. – Библиогр.: с. 324-371.
1986
17. Роль курса истории педагогики в профессиональном становлении учителя // Советская педагогика. – 1986. – № 1. – С. 73-77.
18. Теория содержания общего образования // Очерки истории педагогической мысли в СССР (1917-1980). – М., 1986. – С. 65-101.
1987
19. Ленинский принцип воспитывающего обучения как идейно-теоретическая основа развития содержания общего образования в документах и деятельности КПСС и советского правительства // Развитие ленинского учения о единой трудовой политехнической школе в документах и практической деятельности КПСС и советского социалистического государства / НИИ акад. пед. наук СССР. – М., 1987. – С. 98-111.
1988
20. Об очерках истории советской школы // Народное образование. – 1988. - № 5. – С. 97-98. – Рец. на кн.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1961-1986 гг. / [М. Н. Колмакова, Н. Н. Кузьмин, С. Э. Карклина и др.]. – М. : Педагогика, 1987. – 414 с.
21. Социалистическая концепция содержания общего образования: историко-педагогический очерк, 1917-1941. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. – 168 с.
1989
22. О некоторых факторах и тенденциях совершенствования методов и организационных форм обучения (1917-1980-е годы) // Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1989. – С. 9-16.
23. Осуществление ленинского принципа воспитывающего обучения в программно-методической работе школы РСФСР (1917-1987 гг.) // Ленинские принципы воспитания и образования в теории и практике советской школы (историко-педагогический аспект) : сб. науч. ст. / НИИ общ. педагогики АПН СССР. – М., 1989.
1990
24. Методические рекомендации к изучению курса истории педагогики / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1990. – 45 с. – Соавт.: Семенова Н. В.
25. Об условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса // Подготовка и профессиональное становление молодого учителя : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1990. – С. 26-30.
26. Проблемы непрерывного образования как гаранта возможностей всестороннего развития личности // Роль и место общественных дисциплин в системе непрерывного образования : тез. докл. и сообщ. участников гор. науч.-практ. конф. – Хабаровск, 1990. – С. 4-8.
1991
27. Основные тенденции развития содержания общего образования в аспекте проблемы воспитывающего обучения // Проблемы истории советской школы и педагогики : экспериментал. учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 3 / НИИ теории и истории педагогики акад. пед. наук СССР. – М., 1991. – С. 109-158.
28. Перспективы не ясны // Советская педагогика. – 1991. – № 3. – С. 156-158.
1992
29. Человек в концепции Я. А. Коменского // Педагогика. – 1992. – № 5/6. – С. 86-88.
1993
30. Личность ученика в системе педагогического процесса, генетический аспект // Личность в воспитательной системе учебного заведения : тез. Всерос. науч.-практ. конф., 16-19 нояб. 1992 г., Хабаровск / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1993. – С. 74-76.
31. Отечественная педагогика советского периода: попытка осмысления // Педагогика. – 1993. – № 6. – С. 54-57.
32. Педагогика – Революция – Социализм (1917-1930 гг.) : учеб. пособие по спецкурсу по истории педагогики в России. – Хабаровск : [Изд-во ХГПИ], 1993. – 99 с.
33. Революция – педагогика – социализм (1917-1930-е гг.). – Хабаровск : [Изд-во ХГПИ], 1993.
34. Ценности отечественной педагогики и стратегия образования. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии современного отечественного образования. – М., 1993.
1994
35. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект) : учеб. пособие по спецкурсу. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 1994. – 100 с.
1995
36. Идея природосообразности и концепции воспитания личности // Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1995. – С. 118-128.
37. Некоторые философские аспекты современного образования // Процессуальный и содержательный аспекты образования : материалы 4-й науч.-практ. межвуз. регион. конф., 15 дек. 1995 г. / Биробиджан. гос. пед. ин-т. – Биробиджан, 1995. – С. 15.
38. О методологии нормативного курса истории педагогики // Процессуальный и содержательный аспекты образования : материалы 4-й науч.-практ. межвуз. регион. конф., 15 дек. 1995 г. / Биробиджан. гос. пед. ин-т. – Биробиджан, 1995. – С. 35.
1996
39. Вопросы религиозного развития и воспитания учащихся (конец XIX-начало XX в.) // Материалы 42-й научной конференции : [в 3 ч.]. Ч. 1 / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. – С. 5-6.
40. Л. С. Выготский и современные дидактические идеи // Материалы региональной научно-практической конференции «Теория и практика становления личностно-ориентированного обучения» / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. – С. 5-7.
41. К становлению в современной отечественной педагогике философии образования как специального направления исследований // Материалы 42-й научной конференции : [в 3 ч.]. Ч. 1 / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1996. –С. 3-4.
42. О философии воспитания и образования // Проблемы воспитания и образования : хрестоматия для студентов пед. вузов. – Хабаровск, 1996. – Ч. 1. – С. 165-174.
43. Философия воспитания и образования в системе духовных ценностей современной цивилизации // Актуальные проблемы современной цивилизации : (учеб. пособие по курсу «Основы современной цивилизации») / Хабар. гос. пед. ун-т ; под ред. В. В. Романова. – Хабаровск, 1996. – С. 167-182.
1997
44. Вопросы взаимодействия культур в отечественной философско-педагогической мысли первой половины XIX в. // Россия, Восток, Запад: диалог культур : тез. докл. междунар. науч. конф., Хабаровск, 16-17 окт.1997 г. – Хабаровск, 1997. – Ч. 1. – С. 16-19.
45. Духовность как доминанта педагогического образования : [рец. на кн. «Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)» / под ред. З. В. Равкина. – М., 1995»] // Педагогика. – 1997. – № 6. – С. 117-119.
46. К стратегии образовательной политики в постсоветской России: уроки первых послереволюционных десятилетий // Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории : материалы междунар. науч. конф., 22-24 сент. 1997 г., г. Хабаровск / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1997. – С. 272-274.
47. Непрерывное образование: аксиологический аспект // Управление в образовании: теория, практика, перспективы : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1997. – С. 16-18.
1998
48. Личность в педагогическом сообществе образовательного учреждения : (генетический аспект) // Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 16-19 дек. 1996 г., г. Хабаровск. – Хабаровск, 1998. – С. 101-107.
49. Региональные аспекты содержания общего образования // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных стандартов : сб. тр. науч.-практ. семинара / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1998. – Вып. 1. – С. 10-13.
50. Региональный компонент общего среднего образования: теоретико-методологические аспекты разработки // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов : сб. тр. науч.-практ. семинара / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1998. – Вып. 1. – С. 4-10.
51. Феномен советской педагогики // Педагогика. – 1998. – № 6. – С. 72-76.
52. Философия и история образования : (учеб. пособие для студентов вузов) : [в 2 ч.]. Ч. 1. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1998. – 83 с.
1999
53. Выдающийся отечественный педагог XX в. : [М. А. Данилов, 1899-1973 гг.] // Педагог-гуманист, методолог и теоретик М. А. Данилов : (к 100-летию со дня рождения) / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – С. 4-25.
54. М. А. Данилов – дидакт и методолог : (к 100-летию со дня рождения), [1899-1973 гг.] // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 123-125.
55. Методолого-теоретические проблемы разработки регионально-национального компонента содержания общего образования // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов : сб. тр. науч.-практ. семинара / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – Вып. 2. - С. 4-26.
56. Образование и духовные ценности современной цивилизации // Философия образования. – М., 1999. – С. 24-36.
57. Философия и история образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1999. – 267 с. – (Библиотека педагога-практика).
58. Философско-педагогическая рефлексия: стиль советского педагогического мышления // Управление в образовании: теория и практика : [сб. науч. тр.] / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск. 1999. – С. 9-10.
59. Ценностные аспекты школьного исторического образования в дальневосточном регионе России // Преподавание истории в поликультурном обществе и пограничных территориях : материалы междунар. семинара, Хабаровск, 21-23 сент. 1998 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – С. 96-102.
2000
60. Аксиологический аспект процесса обучения // Управление в образовании: теория, практика, перспективы : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – С. 3-4.
61. Идеи П. Ф. Каптерева и современная педагогическая аксиология // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – Вып. 2. – С. 3-6.
62. Теоретико-методологические проблемы разработки содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования. – М. : Национальный центр стандартов и мониторинга образования, 2000. – 83 с.
63. Человекообразующая функция образования // Проблемы образования высшей педагогической школы : сб. науч. ст. – Хабаровск, 2000. – С. 3-8.
2001
64. Методологический и теоретический статус историко-педагогического (теоретического) знания в контексте современной философии науки // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. – М., 2001.
65. О приоритетности и паритетности «социального-личностного» // Управление в образовании: теория, практика, перспективы : межвуз. сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2001. – [Вып. 5]. - С. 3-4.
66. Образование как трансляция духовно-нравственных ценностей культуры // Саморазвитие как фактор становления будущего учителя : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / Хабар. гос. пед. ун-т ; под ред. Л. Н. Куликовой. – Хабаровск, 2001. – С. 73-75.
2002
67. История педагогической мысли как объект исследования в контексте современной философии науки // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте. – Хабаровск, 2002. – Вып. 3. – С. 6-9.
68. Образование XXI века: онтологический аспект // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века : междунар. науч. конф., 22-23 окт. 2002 г. : материалы докл. : [в 4 вып. Вып. 3]. – / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – [Вып. 3]. – С. 233-238.
69. Толерантность как педагогическая проблема // Уроки Холокоста и проблемы формирования толерантности в российском обществе : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф., 20 апр. 2002 г. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 2002. – С. 82-84.
70. Философия образования: онтологический аспект. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 2002. – 71 с.
2003
71. Проблема теоретико-методологических оснований историко-педагогических исследований в научных трудах З. И. Равкина // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики, Науч. Совет по проблемам истории и пед. мысли. – М., 2003. – С. 39-43.
72. Противостояние педагогических идеологий : («критика бурж. пед. теорий» в сов. педагогике 60-х гг.) // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2003. – Вып. 5. - С. 3-8.
73. Теоретико-методологические основания изучения истории советской педагогики // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики, Науч. Совет по проблемам истории и пед. мысли. – М., 2003. – С. 62-69.
74. Учитель и реформирование современной школы: ценностно-мировоззренческий и генетический аспекты профессионального педагогического мышления : [монография] / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГПУ], 2003. – 114 с.
75. Философия и история образования : [учеб. пособие для студентов вузов]. – [2-е изд., доп. и перераб.]. – М. : Изд-во МПСИ : Флинта, 2003. – 314 с.
2004
76. Некоторые фундаментальные аспекты научной деятельности в области образования // Методологические ориентиры педагогических исследований : материалы Всерос. методол. семинара : [в 2 ч.] / Санкт-Петербург. ун-т. – СПб., 2004. – Т. 1. – С. 140-144.
77. О ценностной составляющей содержания высшего образования // Проблемы высшего образования : сб. науч. тр. / Хабар. гос. техн. ун-т. – Хабаровск, 2004. – С. 8-10.
78. Образовательный процесс вуза: аксиологический аспект становления специалиста // Личностно-профессиональное саморазвитие обучающихся в образовательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 23 дек. 2003 г. – Хабаровск, 2004. – С. 8-12.
2005
79. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат : [монография]. – Хабаровск : ХГПУ, 2005. – 60 с. – Библиогр.: с. 58, 59.
80. «Историческое» и «логическое» в понимании образования как социокультурного института // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. Н. В. Семеновой. – Хабаровск, 2005. – [Вып. 6-7]. – С. 102-107.
81. История теоретической педагогики – фундаментальный источник развития педагогической науки // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы : (материалы всерос. науч. конф., 5-6 дек. 2005 г.). – М. ; Тверь, 2005. – С. 190-194.
82. Образование в системе общественных институтов // Хрестоматия по педагогической аксиологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. ; Воронеж, 2005.
83. Региональная составляющая образовательного процесса в высшей педагогической школе // Актуальные проблемы образования в дальневосточном регионе : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. / Хабар. гос. пед. ун-т ; [под ред. В. А. Давыденко]. – Хабаровск, 2005. – С. 12-17.
84. Философско-педагогические основания «корпоративных отношений» в образовательном учреждении // Корпоративный дух образовательного учреждения как фактор саморазвития личности : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф., Хабаровск, 25 нояб. 2005 г. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2005. – С. 145-148. – Соавт.: Невзорова М. А.
2006
85. Компетентностный подход как инструмент повышения качества общего образования // Продуктивное образование: от идеи к реализации : сб. материалов науч.-практ. конф. образовательного округа ДВГУ / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток, 2006. – Вып. 1. – С. 23-28.
86. Методология историко-педагогического познания: онтологический подход // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании : материалы Второй нац. науч. конф. – М., 2006.
87. Парадигма советской педагогики как объект методологической рефлексии // Современные проблемы педагогики : парадигма науки и тенденции развития образования : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара : в 2 ч.] / Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 2006. – Ч. 1: Парадигма педагогики в контексте развития научного знания. – С. 54-58.
2007
88. Ленинские идеи об образовании и профессионально-ценностная деформация педагогического сознания // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. Н. В. Семеновой. – Хабаровск, 2007. – Вып. 8-9. – С. 13-18.
89. Научная школа историков педагогики и развитие современной педагогической науки и практики : (на материалах НИР кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета – ныне: Дальневосточного государственного гуманитарного университета) // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте : сб. науч. тр. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2007. – Вып. 8-9. – С. 53-58.
2008
90. Современность педагогического наследия А. С. Макаренко – в его универсальности // Современный А. С. Макаренко: методология, теория и практика педагогики : материалы симп. (29-30 янв. 2008 г.) и Первых Рос. пед. чтений (17 дек. 2007 г. - 28 янв. 2008 г., Москва). – М. : ФИРО, 2008. – С. 91-97.
91. Современность педагогического наследия А. С. Макаренко – в его универсальности // Алманах Макаренко. – 2008. – № 2. – С. 70-73.
92. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2008. – 248 с.
2009
93. Гуманизация образования: онтологические, аксиологические, антропологические основы // Вестник Дальневосточного госуниверситета: психолого-педагогические науки / Дальневост. гос. ун-т, Ин-т педагогики и образования. – Владивосток, 2009. – Вып. 2: Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика, исторический опыт. Современные тенденции и перспективы : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. юбилею д-ра пед. наук, проф., действ. чл. (акад.) акад. пед. и социал. наук Л. А. Степашко. – С. 13-19. – Библиогр.: с. 19.
94. Научный потенциал историко-педагогических теоретических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого : материалы Пятой нац. науч. конф., Москва, 12 нояб. 2009 г. / М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., Каф. педагогики ; ред.-сост. Г. Б. Корнетов. – М., 2009. – С. 120-123.
95. Современность педагогического наследия А. С. Макаренко – в его универсальности // Альманах Макаренко. – М., 2009. – Вып. 1.
2010
96. Генезис педагогической мысли как объект историко-педагогического теоретического исследования : [материалы для 3-й сес. Дальневост. секции Всерос. методол. семинара «Педагогика и современные тенденции в развитии науки», 21-25 сент. 2009 г. (г. Уссурийск)] / Уссур. гос. пед. ин-т. – Уссурийск : [Изд-во УГПИ], 2010. – 24 с. – (Труды Дальневосточной секции Всероссийского методологического семинара ; вып. 2).
Именной указатель соавторов
Невзорова М. А. |
84 |
Семенова Н. В. |
24 |
Научный редактор
97. Голуб Б. А. Сто вопросов о технике, технологии, экономике и экологии : (для бесед с учащимися) / Б. А. Голуб ; науч. ред. Л. А. Степашко ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГПИ], 1990. – 109 с.
98. Кузнецова А. Г. Системный подход в отечественной педагогике конца 60-х – 80-х годов XX века : [монография] / А. Г. Кузнецова ; науч. ред. Л. А. Степашко ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2000. – 249 с.
99. Тен Н. М. Взаимосвязь совершенствования общественно-полезной деятельности коллектива и процесса формирования ответственности личности школьника : учеб. пособие к спецкурсу / Н. М. Тен ; науч. ред. Л. А. Степашко ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск : [Изд-во ХГПИ], 1988. – 111 с.
100. Теоретико-методологические проблемы разработки содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего среднего образования / под ред. Л. А. Степашко. – М. : Национал. центр стандартов и мониторингв образования, 2000. – 84 с.
Научный руководитель
1988
101. Голик Л. А. Теория и практика воспитывающего обучения в советской педагогике (1966-1977 годы) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Голик ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1988. – 20 с.
1990
102. Колташ С. И. Формирование концепции процесса обучения в научно-педагогической деятельности М. А. Данилова : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. И. Колташ ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Красноярск, 1990. – 23 с.
103. Невзоров М. Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике середины 50-х - середины 60-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Н. Невзоров ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Красноярск, 1990. – 22 с.
1992
104. Павленко Г. В. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике середины 70-х - середины 80-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Павленко ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1992. – 20 с.
1994
105. Кузнецова А. Г. Проблема целостного педагогического процесса в советской педагогике середины 50-х - середины 60-х годов : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Кузнецова ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1994. – 24 с.
106. Фишбейн М. Х. Идея активности учащихся в обучении в дидактике периода середины 60-х - середины 70-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Х. Фишбейн ; Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1994. – 24 с.
1995
107. Давыденко В. А. Идея активности учащихся в обучении в советской дидактике середины 70-х - середины 80-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Давыденко ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1995. – 24 с. – Библиогр.: с. 25.
108. Юдина Н. П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала ХХ века : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Юдина ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1995. – 22 с.
1997
109. Антюхова В. А. Идея целостного педагогического процесса в отечественной педагогике периода середины 60-х - середины 70-х годов ХХ века : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Антюхова ; Хабар. гос. пед.ун-т. – Хабаровск, 1997. – 19 с. – Библиогр.: с. 19-20.
1998
110. Ворошилова Л. Л. Свободное воспитание в отечественной педагогике начала ХХ века: вопросы методологии и теории : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Л. Ворошилова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1998. – 19 с. – Библиогр.: с. 19-20.
111. Золотарева С. А. Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Золотарева ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1998. – 24 с.
1999
112. Жданова Т. А. Идея активности личности студента в дидактике высшей школы периода середины 60-х -70-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Жданова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – 23 с.
113. Невзоров М. Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного педагогического процесса : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. Н. Невзоров ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – 37 с.
114. Филатова Т. А. Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 60-х - середины 70-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Филатова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – 22 с.
2000
115. Кузнецова А. Г. Развитие системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов ХХ века : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Кузнецова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – 34 с.
116. Половцева М. А. Развитие теоретико-методологических основ дидактики в педагогике России 20-х гг. ХХ века : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. А. Половцева ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – 43 с.
117. Фарафонова Л. Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Н. Фарафонова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000. – 20 с. – Библиогр.: с. 20.
2002
118. Малыхина О. А.Идея программированного обучения в отечественной педагогике высшей школы (60-70-е гг. ХХ века) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Малыхина ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – 20 с. – Библиогр.: с. 20.
119.Стрелова О. Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / О. Ю. Стрелова ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – 47 с. – Библиогр.: с. 42-47.
120. Юдина Н. П. Развитие гуманистической демократической традиции в отечественной педагогике конца XIX - начала XX века : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Юдина ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – 29 с. – Библиогр.: с. 29-31.
2003
121. Дроздовская О. И. Идея активности личности студента в отечественной дидактике высшей школы (конец 70-х - 80-е гг. XX века) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. И. Дроздовская ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2003. – 21 с. – Библиогр.: с. 22.
122. Колташ С. И. Развитие методологии отечественной педагогики (середина 60-х - 80-е годы XX века) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / С. И. Колташ ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2003. – 34 с. – Библиогр.: с. 34-36.
2006
123. Елисеева Е. В. Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 70-х - 80-е гг. XX века : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Елисеева ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2006. – 19 с.
124. Семенова Н. В. Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (конец ХIX века - 30-е годы ХХ века) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Семенова ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2006. – 37 с.
2007
125. Цыганкова А. С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70 - 80-е гг. ХХ в.) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. С. Цыганкова ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2007. – 20 с. – Библиогр.: с.21-22.
2008
126. Бобылева О. А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения в отечественной дидактике (середина 50-х - 80-е гг. ХХ века) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Бобылева ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2008. – 21 с. – Библиогр.: с. 21-22.
2009
127. Глущенко Е. А. Концепция воспитания целостного человека в наследии В. В. Зеньковского : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Глущенко ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2009. – 22 с.
128. Кречко Д. А. Категория «обучение» в отечественной педагогике 50-х - 80-х годов ХХ века : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. А. Кречко ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2009. – 22 с.
2012
129. Лазарева И. Н. Теория и практика интеллектуально развивающего обучения в современной высшей школе США : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Н. Лазарева ; Дальневост. федер. ун-т. – Хабаровск, 2012. – 23 с.