
Биографическая справка
Стрелова Ольга Юрьевна (род. 21.10.1958 г.) – доктор педагогических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.
В 1980 г. с отличием окончила историко-английский факультет Хабаровского государственного педагогического института. С 1980 по 1983 г. работала учителем истории в средней школе № 14 г. Комсомольска-на-Амуре.
В 1984-1987 гг. обучалась в аспирантуре на кафедре методики преподавания истории в Московском государственном педагогическом университете им. В. И. Ленина. Там же в 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование у школьников устойчивого интереса к истории» (научный руководитель – профессор П. В. Гора).
В 2002 г. О. Ю. Стрелова защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования» в диссертационном совете Хабаровского государственного педагогического университета (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Л. А. Степашко).
В 2007 г. ей присуждено звание профессора по кафедре теории и методики преподавания истории и обществознания.
С 1988 г. О. Ю. Стрелова работает в Хабаровском государственном педагогическом университете (ныне Тихоокеанский государственный университет) и преподает на факультете востоковедения и истории курс «Теория и методика обучения истории и обществознанию», руководит подготовкой курсовых и выпускных квалификационных работ студентов по своему предмету. Долгое время руководила педпрактикой студентов истфака. Основные направления научной деятельности Ольги Юрьевны включают:
- Методология, теория и практика общего исторического образования в России и за рубежом.
- Методология, теория и практика подготовки и повышения квалификации учителей истории и обществознания в информационном обществе.
- Учебно-методический комплекс по истории как компонент открытой информационно-образовательной среды начала ХХI в.
- Историческое образование в условиях активизации исторической политики (современный этап).
Стрелова О. Ю. разработала и внедрила концепцию проектирования национально-регионального компонента общего гуманитарного образования в поликультурном российском обществе; структурно-методическую концепцию учебно-методического комплекта по истории (издательство «Русское слово»); принципы многоуровневого анализа документов (первоисточников) в изучении истории; основные и дополнительные линии учебного предмета «История» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты («стандарты второго поколения»).
Базовый курс преподается на основе подготовленного в соавторстве с профессором Е. Е. Вяземским учебно-методического комплекса. Учебник «Теория и методика преподавания истории : учебник для студентов высших учебных заведений» (М. : ВЛАДОС, 2003) получил гриф Министерства образования Российской Федерации и используется студентами вузов фактически во всех регионах страны. Практические пособия служат основой для занятий в педвузах и на курсах повышения квалификации учителей истории. Эти и другие учебники, монографии и статьи авторского коллектива хорошо известны учителям, в педвузах и ИППК Российской Федерации.
Ежегодно О. Ю. Стрелова обновляет содержание и процесс преподавания методических дисциплин, расширяет сферу педагогического общения и творчества студентов факультета : Издательский Дом «Частная коллекция», Музей истории города, авторы региональных учебных пособий, учителя, ученые и т.д. На факультете востоковедения и истории она внедряет новые формы и способы овладения педагогическим мастерством: лекционные практикумы, мультимедийные лекции и студенческие проекты, компьютерное тестирование, творческие экзамены и зачеты. При ее активном участии в ДВГГУ разработан комплексный выпускной экзамен по педагогике, психологии и методике обучения истории (2008 г.). На факультете работает созданный ею кабинет методики, по сути представляющий собою информационно-исследовательский центр развития историко-обществоведческого образования в Хабаровском крае.
О. Ю. Стрелова – член редакционного совета двух федеральных изданий: «Преподавание истории и обществознания в школе» и «История», болгарского журнала «Диалоги с Историей». Она не только сама постоянный автор этих и других профессиональных изданий («Преподавание истории в школе», «История и обществознание для школьников» и др.), но и содействует публикациям в них преподавателей и студентов факультета востоковедения и истории ДВГГУ, а также авторов из других регионов страны.
О. Ю. Стрелова осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями. Ею подготовлено 5 кандидатов педагогических наук.
О. Ю. Стрелова – автор более 220 научных и научно-методических работ, среди них 10 монографий (в том числе в соавторстве), более 40 учебников и учебных пособий для средней и высшей школы (в том числе с грифами Министерства образования и науки Российской Федерации, РАН и РАО, ИСМО РАО, министерства образования Хабаровского края и др.). Она автор более 100 научных статей и методических разработок (в том числе в изданиях списка ВАК).
В профессиональной деятельности О. Ю. Стреловой органично связаны обучение студентов ДВГГУ, авторские курсы повышения квалификации учителей истории в разных регионах России, участие в семинарах и конференциях Министерства образования РФ и международных организаций (Совет Европы, ЕВРОКЛИО и др.). В 1998 г. под эгидой Совета Европы в Хабаровске она организовала международный семинар «Преподавание истории в поликультурном обществе и пограничных территориях». В 2005 г. содействовала проведению в Хабаровске международного образовательного проекта ЕВРОКЛИО «Мозаика культур» (преподавание истории в поликультурной России). Разносторонние творческие связи сложились с Софийским университетом «Св. Климента Охридского» (Болгария): конференции, публикации, рецензии и др. О. Ю. Стрелова проходила стажировки в США, Германии, Японии, Израиле и др., имеет публикации на английском, японском и болгарском языках.
О. Ю. Стрелова принимала участие в разработке федеральных проектов: «Теоретико-методологические основы и научно-методические подходы к совершенствованию методики экспертизы учебных изданий, реализующих региональный (национально-региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения» (ФГНУ «Институт общего образования», 2006), «Программно-организационные материалы методического портфеля УМК по истории», «Программа курса дистантного обучения «Теоретические основы и практика реализации современных подходов к преподаванию новейшей отечественной истории России в общеобразовательных учреждениях» (оба Москва, Просвещение, 2006 - 2007) и др.
В 2008 г. она работала в жюри УШ Всероссийской олимпиады школьников по истории (г. Тула).
Под ее руководством и на основе результатов ее докторской диссертации были разработаны «Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Обществознание» (2002 г.), программа и учебные пособия, реализующие НРК ГОС историко-обществоведческого образования в Хабаровском крае (2002-2005 гг.), интерактивный практикум-бедекер по истории Дальнего Востока (2008 г.). Она является научным руководителем регионального проекта «Край, в котором я живу» (автор С. Л. Посмитная) по гражданскому образованию младших школьников (1998-2008 гг.).
За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую работу по подготовке специалистов с высшим образованием О.Ю.Стрелова награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2001), дипломом лауреата премии Губернатора Хабаровского края в области высшего и среднего профессионального образования (2005).
1986
- Развитие интереса к истории как одно из условий повышения качества исторического образования и коммунистического воспитания учащихся в средней школе // Пути повышения качества обучения и воспитания учащихся на уроках истории : внутривуз. сб. науч. тр. / отв. ред. П. В. Гора ; Моск. гос. пед. ин-т. – М., 1986.
1987
- Влияние познавательной деятельности учащихся на формирование устойчивого интереса к истории : дис. … канд. пед. наук. – Л., 1987.
- Учебник и формирование интереса к предмету // Преподавание истории в школе. – 1987. – № 3.
1989
- Воспитание исторической памяти как социально-нравственная задача // Обучение как фактор патриотического и интернационального воспитания : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. – Грозный, 1989.
- Пути изучения познавательного интереса школьников к истории // Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. / Хабар. гос. пед. ин-т ; [отв. ред. Н. М. Тен ]. – Хабаровск, 1989. – С. 83-93. – Библиогр. : с. 93.
1990
- Изучение статьи В. И. Ленина «Из прошлого рабочей печати в России» : (учеб.-метод. разработка) // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 2.
1991
- К вопросу о названии уроков истории // Педагогический процесс в условиях перехода к новому состоянию общества : материалы 1-й межвуз. науч.-практ. конф. / Биробиджан. гос. пед. ин-т. – Биробиджан, 1991.
1993
- Изучение истории в школе как фактор развития личности школьника // Личность в воспитательной системе учебного заведения : тез. Всерос. науч.-практ. конф., 16-19 нояб. 1992 г. / Хабар. гос. пед. ин-т. – Хабаровск, 1993. – С. 65-66.
1994
- Лекционный практикум в системе профессиональной подготовки студентов педвуза // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя : тез докл. респ. науч.-практ. конф. (Тула, 27-29 сент. 1994 г.) / Тул. гос. пед. ин-т. – Тула, 1994. – С. 164-166.
- Способы выявления и развития индивидуальных психологических особенностей школьников в обучении истории // Дифференциация и индивидуализация обучения, воспитания как условие развития личности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Биробиджан. гос. пед. ин-т. – Биробиджан, 1994.
1995
- Диагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории // Процессуальный и содержательный аспекты образования : материалы IV межвуз. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. / Биробиджан. гос. пед. ин-т. – Биробиджан, 1995.
- Науки – помощницы истории : прогр. и метод. рек. к пропедевт. курсу истории. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1995. – 90 с. – Соавт.: Сальников О. Е.
- Науки – помощницы истории : рабочая тетрадь : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 1995.
1996
- Пути взаимного обогащения школьных курсов истории и литературы // Русский язык, культура и история : вторая науч. конф. / Моск. гос. пед. ин-т. – М., 1996.
1997
- Историческое образование в современной России : справ.-метод. пособие для учителей. – М. : Рус. слово, 1997. – 217 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е., Ионов И. Н., Короткова М. В.
- Новые подходы к изучению в школе культуры российского Дальнего Востока и стран АТР // Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему : материалы междунар. науч. конф. – Владивосток, 1997.
- Обязательный минимум как предвестник стандартов // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1997. – № 36.
- Приближение к стандарту // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1997. – № 15.
- Символика Хабаровского края : учеб.-метод. пособие. – Хабаровск : Частная коллекция, 1997. – 48 с. – Соавт.: Кандауров И. И.
- Символы чести и достоинства городов // Граждановедение : еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – № 35.
- Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3.
1998
- Информационное обеспечение преподавания истории в общеобразовательных учреждениях : материалы для завучей и учителей. – Хабаровск : Дальневост. центр развития образования, 1998. – Вып. 1. – 45 с. : ил. – Соавт.: Поличка Н. П.
- К вопросу о вариантах введения регионального компонента в содержание школьного исторического образования // ЭПИ : Экономика. Право. История в школах Хабаровского края. – 1998. – № 2.
- Особенности разработки регионального компонента школьного исторического образования в пограничных субъектах Российской Федерации : (на примере Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Еврейской автономной областей) // ЭПИ : Экономика. Право. История в школах Хабаровского края. – 1998. – № 1. – С. 21-29.
- Предубеждения и предрассудки в учебных программах и книгах по истории : (по материалам Совета Европы) // Лицейское и гимназическое образование. – 1998. – № 4. – Соавт.: Вяземский Е. Е., Михайлов Т. И.
- Проблемы регионализации школьного исторического образования в Хабаровском крае // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов : сб. тр. науч.-практ. семинара. – Хабаровск, 1998. – Вып. 1. – С. 40-48. – Библиогр. : с. 49.
- Регионализация исторического образования: средство распада или объединения? // Мое отечество. – 1998. – № 3.
- 1848-й год в Европейской истории : урок обобщения // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1998. – № 10. – С. 15-16. – Соавт.: Кузнецова Л. Г.
- Формирование перспективных моделей подготовки и повышения квалификации учителей истории, адекватных изменениям в преподавании истории // Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе : материалы междунар. семинара. – Екатеринбург, 1998.
1999
- История для завтрашнего дня: (современная реформа школьного исторического образования в России) : пособие для учителей и студентов. – М. : Центр гуманитар. образования, 1999. – 183 с. – (Гуманитарное образование в России). – Соавт.: Вяземский Е. Е., Уколова В. И.
- История формирования государственных границ России как предмет федеральной и региональной истории в школе // Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М., 1999.
- Как преподается история Японии в школах Хабаровского края // Follow-up Meeting in the Seminar on «The Teaching of History in multicultural society and border areas». – Strasbourg, 1999. – Ст. на англ. яз.
- Как сегодня преподавать историю в школе : пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1999. – 110 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Методика преподавания истории в школе : практ. пособие для учителей. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 175 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Программы и учебники, необходимые Дальневосточному региону // Преподавание истории в поликультурном обществе и пограничных территориях : материалы междунар. семинара, Хабаровск, 21-23 сент. 1998 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – С. 60-67.
- Учебники истории, необходимые дальневосточному региону : (рец. на учеб. пособие А. Ю. Завалишина «История Дальнего Востока») // ЭПИ : экономика, право, история в школах Хабаровского края. – 1999. – № 1. – С. 34-36.
- Хабаровская ассоциация учителей истории: перспективы деятельности в демократическом обществе // Преподавание истории в поликультурном обществе и пограничных территориях : материалы междунар. семинара, Хабаровск, 21-23 сент. 1998 г. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 1999. – С. 175-182.
2000
- Большой урок для маленького гражданина : справ.-метод. пособие по граждановедению для учителей нач. шк. – Хабаровск : Част. коллекция, 2000. – 54 с. : ил. – Соавт.: Посмитная С. Л., Буря О. П., Костерина Ю. Г.
- Границы региона как фактор формирования национально-регионального компонента содержания гуманитарного образования // Теоретико-методологические проблемы разработки содержания НРК ГОС общего образования : темат. сб. науч. тр. / под ред. Л. А. Степашко. – М., 2000.
- Два пути регионализации школьного исторического образования в Хабаровском крае: первый опыт обобщения // Регионализация содержания образования: опыт проблемы, перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Хабаровск, 2000.
- Идея регионализации содержания школьного исторического образования в свете современной гуманистической парадигмы // Историческое образование в школе и в вузе в условиях его диверсификации (региональный компонент) : тез. и докл. респ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2000.
- История Отечества. ХХ век : учебник для 9 кл. – М. : Просвещение, 2000. – Соавт.: Шестаков В. М., Горинов М. М., Вяземский Е. Е.
- История Японии в школьных учебниках России и Дальнего Востока // Программа по развитию и укреплению демократической стабильности : встреча экспертов по истории из Рос. Федерации и Японии (Токио, 2000). – Страсбург, 2000.
- Как сегодня преподавать историю в школе : пособие для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2000. – 110 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Комплексы конкурсных заданий и критерии их оценок // Большой урок для маленького гражданина : справ.-метод. пособие по граждановедению для учителей начал. шк. – Хабаровск, 2000.
- Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства : практ. пособие. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 157 с. : ил. – (Библиотека учителя истории). – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Методические рекомендации к учебнику «История Отечества. ХХ век» : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2000. – 79 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Проблемы регионализации исторического образования в условиях поликультурного общества // Проблемы образования высшей педагогической школы : сб. науч. ст. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2000.
- Хотели как лучше … : [о варианте Хабар. краев. компонента гос. образоват. стандарта по учеб. предмету «История»] // Первое сентября. – 2000. – 21 марта (№ 22). – С. 5.
2001
- Географическое положение диктует // Граждановедение : еженед. прил. к «Учительской газете». – 2001. – № 19.
- Гражданское общество как субъект образовательного процесса // Записки с Дальнего Востока. – 2001. – № 3-5.
- История Японии в наших учебниках : [для сред. шк.] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 2. – С. 22-30.
- Методика преподавания истории в школе : практ. пособие для учителей. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 175 с. – (Библиотека учителя истории). – Библиогр. : с. 173-174. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Методические рекомендации к учебнику «История Отечества. ХХ век» : пособие для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 79 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Моя первая автобиография : (конкурсные задания и критерии их оценки) // Граждановедение : еженед. прил. к «Учительской газете». – 2001. – № 6.
- Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта школьного исторического образования: вопросы теории и практики : аналит. материалы и метод. рек. – М. : АПК и ПРО РФ, 2001.
- Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования : [монография]. – М. : Нац. центр стандартов и мониторинга образования ; Хабаровск : ХГПУ, 2001. – 242 с. – Библиогр. : с. 214-215.
- Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видится на местах? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 5. – С. 34-42.
- Понятие «регион» в проектировании национально-регионального компонента госстандарта // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 1. – С. 59-64. – Библиогр. : с. 64.
- Разработка национально-региональных компонентов: вариативность // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 4. – С. 43-49. – Библиогр. : с. 49.
- Учебники истории – «хорошие» и «правильные»? : некоторые соображения по поводу экспертизы школьных учебников истории в России и за рубежом // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2001. – № 36. – С. 14-16. – Соавт.: Вяземсий Е. Е.
- Учебники по истории – местный колорит или мировые тенденции? : экспертиза школ. учеб. в России и за рубежом // Лицейское и гимназическое образование. – 2001. – № 5. – С. 67-73. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Ценностные основания гражданского образования школьников в пограничных регионах Российской Федерации // Записки с Дальнего Востока. – 2001. – № 2.
- Ценностный анализ геополитического положения региона: (как модель изучения его особенностей при проектировании национально-регионального компонента гуманитарного образования) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 6. – С. 37-47.
- Ценностный потенциал опыта заселения Дальнего Востока и его интерпретация в национально-региональном компоненте общего образования // Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территории : материалы регион. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. – Хабаровск, 2001. – С. 85-89.
2002
- Всегда ли «работает» рабочая тетрадь? : [история в сред. шк.] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 2. – С. 30-33.
- Гуманистический подход к гуманитаризации общего образования // Направления гуманизации и гуманитаризации образовательных систем : сб. науч. тр. по материалам краев. науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т подготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2002.
- Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Обществознание». - Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2002. – Соавт.: Посмитная С. Л., Завалишин А. Ю.
- Европейские модели школьного учебника // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.
- Идеальная модель современного гуманитарного образования // Формирование демократической культуры и гражданской ответственности на уроках гуманитарного цикла : материалы город. науч.-практ. конф. – Хабаровск, 2002.
- Изучение и преподавание истории в поликультурном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 3-6.
- Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 7.
- Историческое образование в современной России : справ.-метод. пособие для учителей. – М. : Рус. слово, 2002. – 238 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е., Ионов И. Н., Короткова М. В.
- История Дальнего Востока: эпоха средневековья. V - первая половина ХVII в. : учеб. пособие для 6-7 кл. образоват. учреждения. – Хабаровск : Частная коллекция, 2002. – Соавт.: Анисимов А. Л., Васильев Ю. М., Завалишин А. Ю.
- Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 4. – С. 27-32.
- Подходы к проектированию и реализации национально-регионального компонента исторического образования // Направления гуманизации и гуманитаризации образовательных систем : сб. науч. тр. по материалам краев. науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т подготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2002.
- Российско-японские контакты в сфере школьного исторического образования: состояние и перспективы развития в дальневосточных субъектах России // Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре ХХI в. : материалы докл. на междунар. науч.-практ. конф., 22-23 окт. 2002 г. : в 4 т. Т. 3 / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – С. 76-82. – Библиогр. : с. 82.
- Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Хабаровск, 2002. – 47 с. – Библиогр. : с. 42-47.
- Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002. – 367 с.
- Толерантность как цель и ценность гуманитарного образования : (теоретико-методологический аспект) // Уроки Холокоста и проблемы формирования толерантности в российском обществе : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Романовой ; Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2002.
- Школьные учебники истории: европейские подходы и модели // Академический вестник АПК и ПРО РФ. – 2002. – № 7.
2003
- Воспитание историей как формирование ценностей личности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 7.
- Дальний Восток как перекресток культур в школьных курсах истории // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы IV респ. науч.-практ. конф. – Красноярск ; Биробиджан, 2003. – Вып. 4.
- Интеграция компонентов содержания исторического образования на основе многоуровневого подхода к понятию «регион» // Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России : материалы Всерос. конф. – М., 2003.
- Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования: вопросы разработки и внедрения : монография. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2003.
- О теоретических основах НРК общего исторического образования // Реализация НРК исторического образования внациональных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Ин-т истории акад. наук Респ. Татарстан. – Казань, 2003.
- Основы проектирования содержания национально-регионального компонента высшего педагогического образования : учеб.-метод. пособие. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2003. – 108 с.
- От чтения учебника по истории к диалогу культур и поколений // Образование и квалификация. – Болгария, 2003. – № 2. – Ст. на болг. яз.
- Проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента содержания образования в педагогическом вузе // Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования : межвуз. сб. тр. науч.-практ. семинара. – Хабаровск, 2003. – Вып. 1.
- Программа «Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало ХХI в.» // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 8. – Соавт.: Сороко-Цюпа А. О.
- Пути демократизации процедуры формирования регионального заказа на учебники истории // Историческое образование в современной российской школе: вопросы теории и практики : сб. науч. тр. / науч. ред. Е. Е. Вяземский. – М., 2003.
- Рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества. ХХ век». 9 кл. : пособие для учащихся. – М. : Просвещение, 2003. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Региональный проект НРК историко-обществоведческого образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 4. – С. 18-21. – Библиогр. : с. 21.
- Священные регалии Японии : метод. разработка // Приобщение к культуре как цель и ценность современного образования школьников 6 сб. науч. тр. по материалам краев. науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т подготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2003.
- Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А. А. Левандовского и Щетинина «История России. ХХ – начало ХХI вв.» : эксперим. пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2003. – 62 с.
- Теория и методика преподавания истории : учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 38 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Учиться, чтобы жить вместе : дидакт. материалы к спецкурсу «Моделирование и реализация национально-регионального компонента общего гуманитарного образования». – Хабаровск : Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров, 2003. – 68 с.
- Школьный урок как дорога к «храму культуры» // Приобщение к культуре как цель и ценность современного образования школьников : сб. науч. тр. по материалам краев. науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т подготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2003.
2004
- В многообразии – воспитательный потенциал истории // Историческое образование в современной школе : альманах / [гл. ред. Е. Е. Вяземский].– М., 2004. – Вып. 4 : Воспитание историей. – С. 43-53.
- Краеведение и национально-региональный компонент исторического образования: разные термины или понятия? // Историческое образование в современной школе : альманах. – М., 2004. – Вып. 3.
- Методические рекомендации к учебнику «История Отечества. ХХ век» : [авт. В. А. Шестаков и др.] : пособие для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 79 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Методические рекомендации по использованию учебника О. С. Сороко-Цюпы, В. П. Смирнова, А. И. Строганова «Мир в ХХ веке. 11 класс» при изучении истории на базовом и профильном уровне. – М. : Дрофа, 2004. – 32 с.
- Многообразие – императив современного образования // Школьное образование для жизни в поликультурном обществе : межрегион. сб. науч. тр. / Хабар. краев. ин-т подготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2004.
- Новейшая история зарубежных стран, ХХ - нач. ХХI в. : метод. рекомендации : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2004. – 172 с. – Библиогр. : с. 172-173. – Соавт.: Сороко-Цюпа А. О.
- Образование в современном мире : (аннотация интегрированного урока) // ЭПИ : Экономика. Право. История. – 2004. – № 2. – С. 42-53. – Соавт.: Гуляев А. С.
- Первый конкурс мультимедийных проектов учащихся Хабаровского края по истории состоялся! // ЭПИ : Экономика, право, история. – 2004. – № 2. – С. 72-75.
- Принципы историзма при изучении пограничных проблем : (метод. рек.) // ЭПИ : Экономика. Право. История в школах Хабаровского края. – 2004. – № 1.
- Проблема ценностей в современном историческом образовании // Историческая наука и проблемы современного образования : [сб. науч. ст. по итогам регион. науч. конф.] / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2004. – С. 35-37.
- Программа курса отечественной истории для 9 класса // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 5 ; № 6 ; № 7.
- Региональный учебник истории как социокультурное и педагогическое явление современной России // Историческая наука и проблемы современного образования : [сб. науч. ст. по итогам регион. науч. конф.] / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2004. – С. 152-172.
- Тематическое планирование и методические рекомендации : к учеб. А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова «История России. ХХ – нач. ХХI века». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 62 с.
- Ценностные «остановки» технологии развивающего обучения истории // Преподавание истории в школе. – 2004. – № 2. – С. 40-44.
- Школьные учебники истории: обновление старого жанра // Историческое образование в современной школе : альманах. – М., 2004. – Вып. 1.
- Экспертиза школьных учебников по истории и гуманитарным предметам: российский опыт и общемировые тенденции // Историческое образование в современной школе : альманах. – М., 2004. – Вып. 1.
- Balancing the Acqusition of Knowledge and theDevelopment of Methodological Skills : a Russian perspective // After the Wall: History Teaching in Europe since 1989. – Korber stiftung, 2004.
2005
- Дискуссионные вопросы внешней политики Советской России в Европе и Восточной Азии между двумя мировыми войнами : пособие для учителей истории 9-11 кл. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2005. – 144 с. – Соавт.: Мазуров И. В.
- Методологический семинар для учителей «История как образ «своего» и «чужого» : программа // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 6.
- Мир в ХХ веке : 11 кл. : метод. пособие к учеб. – М. : Дрофа, 2005. – 287 с. – Библиогр. : с. 285-286. – Соавт.: Сороко-Цюпа О. С., Смирнова В. П., Строганова А. И.
- Мозаика культур : учеб. пособие по истории и обществознанию для средн. шк. – М. : Локус-Пресс, 2005. – 317 с. : ил. – Соавт.: Шаповал В., Уколова И.
- Новая жизнь учебных иллюстраций // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 1. – С. 9-18.
- Проект «Мозаика культур» - первый опыт школьного исторического образования в поликультурном аспекте // Актуальные проблемы образования в дальневосточном регионе : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. / Хабар. гос. пед. ун-т. – Хабаровск, 2005.
- Регион как многоуровневое социокультурное пространство и самоидентификация личности школьника // География и экология в школе ХХI века. – 2005. – № 5. – С. 28-32.
- Стандарт из дня вчерашнего : [о преподавании теории и методики обучения предмету в пед. ин-тах] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 9. – С. 62-68.
- Элективные мысли по поводу курсов предпрофильной подготовки учащихся по истории // Изучение истории на профильном уровне в современной школе : сб. учеб.-метод. материалов / под ред. Е. Е. Вяземского. – М., 2006.
2006
- Война как предмет изучения в социально-гуманитарных дисциплинах высшего профессионального образования: теоретико-педагогический аспект проблемы // Дальневосточный форпост / Хабар. погранич. ин-т. – 2006. – № 1. – С. 5-9.
- Демилитаризация судьбы: война как объект изучения в школьных курсах новейшей истории зарубежных стран // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2006. – № 14. – С. 24-39.
- Единый государственный экзамен по истории : часть C : технологии подготовки. – Хабаровск : Частная коллекция, 2006. – 62 с.
- Как нужно изучать конфликты в школьных курсах истории? : теоретико-пед. аспект проблемы // Новые научно-методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории : сб. докл. / Рос. ун-т дружбы народов. – М., 2006.
- Как преподавать историю в современной школе // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2006. – № 18/19.
- Как преподавать историю в современной школе: теория и методика : [монография]. – М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Методика преподавания истории : практ. занятия для курсов повышения квалификации // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 70-74 ; № 6 ; № 7. – С. 63-68 ; № 8. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Педагогика пограничных территорий: определяемся в смыслах и значениях // Педагогика пограничных территорий : сб. науч. тр. по материалам Междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. / Хабар. краев. ин-т переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. – Хабаровск, 2006. – С. 5-8.
- Проект «Мозаика культур» как первый опыт преподавания истории в поликультурном аспекте // ЭПИ : экономика, политика, история в школах Хабаровского края. – 2006. – № 1. – С. 5-10.
- Тематическое планирование // Настольная книга учителя истории. 5-11 кл. / сост. М. Н. Чернова. – М., 2006. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Уроки Новейшей истории : 9 и 11 кл. : к учеб. О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы «Новейшая история зарубежных стран, ХХ - начало ХХI века : 9 кл.» (М. : Просвещение), О. С. Сороко-Цюпы [и др.] «Мир в ХХ веке : 11 кл.» (М. : Дрофа). – М. : Экзамен, 2006. – 349 с.
- Учебник истории: старт в новый век : [пособие для учителя]. – М. : Просвещение, 2006. – 142 с. : ил. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Учебно-методический комплекс по истории // Настольная книга учителя истории. 5-11 кл. – М., 2006.
- Формы учебных занятий по истории // Настольная книга учителя истории. 5-11 кл. / сост. М. Н. Чернова. – М., 2006.
- Война като тема в часовете по истории в училище : (метод. рек. на болгар. яз.) // Диалогът в историята. – София, 2006. – № 13/14.
2007
- А что, если бы Маркс сдавал ЕГЭ по обществознанию? // Оценка качества образования. – 2007. – № 1. – Соавт.: Зыль С. Т.
- Вечное ученичество: послесловие к курсу лекций для дистанционного обучения «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика» // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2007. – № 17.
- Война как предмет изучения в социально-гуманитарных дисциплинах высшего профессионального образования: теоретико-педагогический аспект // Дальневосточный форпост. – Хабаровск, 2006. – № 1. – С. 5-9.
- Войны как объект изучения в школьных курсах истории зарубежных стран // Инновационная деятельность в историческом и обществоведческом образовании. – Хабаровск, 2007. – С. 7-32.
- ЕГЭ по истории: технология выполнения задания С 4 // История и обществознание для школьников. – 2007. – № 3.
- Единый государственный экзамен по истории. Ч. С : («Драма в трех действиях с прологом») : метод. рек. // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 1.
- Исторические карты как образ «своего» и «чужого» // История и традиции народов России : сб. учеб.-метод. ст. / сост. Е. Н. Калачева, И. Л. Андреев. – М., 2007. – С. 157-166.
- Исторические факультеты: живем или выживаем? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 5. – С. 64-67.
- История: выполнение заданий части 3 (С) : разбор заданий и ответов, опор. схемы и алгоритмы, задания для самостоят. подгот., странички для экспертов и репетиторов. – М. : Экзамен, 2007. – 252 с. : ил.
- Комплексный выпускной экзамен // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7. – Соавт.: Москвина Н. Б.
- Методика преподавания истории : практ. занятия для курсов повышения квалификации // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 6 ; № 8.
- Мир в ХХ веке : 11 кл. : метод. пособие к учебнику О. С. Сороко-Цюпы, В. П. Смирнова, А. И. Строганова. – 2-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2007. – 287 с. – Библиогр. : с. 285-286. – Соавт.: Сороко-Цюпа А. О.
- Послесловие к статье И. А. Артасова : [«Проблемы, связанные с выполнением заданий на анализ исторической ситуации»] // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 6. – С. 68-69 ; № 9.
- Программа дополнительного профессионального педагогического образования «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе». – М. : Просвещение, 2007. – Соавт.: Вяземский Е. Е., Иоффе А. Н.
- Программа и методические материалы спецкурса «Антикоррупционное воспитание школьников» для подготовки учителей (16 ч.) // Школа: учим противодействовать коррупции : материалы антикоррупц. проектов «Чистая совесть» и «Коррупция: от общественного осуждения к общественному противодействию» : [учеб.-метод. пособие] / Примор. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Владивосток, 2007. – С. 42-75.
- Программа элективного курса «История современной России: от М. С. Горбачева до В. В. Путина» // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 6. – С. 70-75. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- «Просто встретились два одиночества» : к вопр. о формах итоговой аттестации по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 3. – С. 42-48.
- Рожденные творчеством : (электив. курсы предпрофил. подготовки учащихся по истории) // История : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2007. – № 2.
- «Свои» и «другие» в учебнике М. Ю. Брандта «История средних веков» // История и традиции народов России : сб. учеб.-метод. ст. / сост. Е. Н. Калачева, И. Л. Андреев. – М., 2007. – С. 146-156.
- Уроки истории в 6 классе к учебнику М. Ю. Брандта «История средних веков» : метод. пособие. – М. : Дрофа, 2007. – 285 с.
- Учебный предмет «История» в аспекте «свои – другие» // Роль и место патриотизма в возрождении России и Дальнего Востока : сб. материалов науч.-практ. конф., 27-28 апр. 2007 г. – Хабаровск, 2007. – С. 86-89.
- Школьное историческое образование в аспекте «свой» - «чужой» // История и теория национального образования : сб. материалов междунар. конгр. «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики». – Казань, 2007. – С. 353-362.
2008
- Диагностика и оценка результатов профессиональной подготовки студентов исторического факультета в педагогическом вузе // «Пишем времена и случаи» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск, 2008.
- История. Дальний Восток: средние века (V- первая половина ХVII века) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Хабаровск : Портал Хабаровск, 2008. – 1 электрон. опт. диск CD-ROM ; 12 см. – Загл. с вкладыша. – Систем. требования: процессор Pentium-800 ; 64 Мб ОЗУ ; CD-ROM ; Windows XP. – Соавт.: Васильев Ю. М.
- История границ – границы в истории человечества : (программа элективного курса) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 22-26.
- История России, 1945-2007 : 11 кл. – М. : Просвещение, 2008. – 30 с. – Библиогр. : с. 29-31. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Конвенция о смыслах в историческом образовании : [предисл. к слов. понятий и терминов соврем. ист. образования] // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 6. – С. 35-37 ; № 7 ; № 8 ; № 10. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Лекционный практикум – подрыв консервативной системы изнутри // На пути к инновационному развитию вуза: методология, теория, практика : сб. науч. тр. / [под ред. Н. Б. Москвиной] ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2008. – С. 69-71.
- Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2008. – 157 с. – Библиогр. : с. 150-152. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Новации в методической подготовке учителей истории на основе цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий // Информационно-коммуникационные технологии в образовании : сб. науч. тр. / под ред. А. С. Звягиной ; Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. – Хабаровск, 2008. – С. 112-116.
- Образы «своего» и «другого» в курсах региональной истории как факторы самоидентификации личности школьника // Российская история в образовательном дискурсе этнонациональных регионов Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 2008. – С. 18-27.
- Подводим итоги конкурса «Современный урок» : о разработках конкурсных уроков по истории и обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 10. – С. 49-52. – Соавт.: Кинкулькин А. Т.
- Послесловия к статьям И. А. Артасова о подготовке школьников к выполнению заданий ЕГЭ по истории // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2 ; № 6.
- Приехать и победить : советы участникам школьных олимпиад по истории // История и обществознание для школьников. – 2008. – № 3 ; № 4.
- Современные научно-методические подходы к изучению новейшей истории России (1945-2007 гг.). Темы 1-5 : метод. рек. // Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания / науч. ред. Т. В. Болотина. – М., 2008.
- Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 1. – С. 48-53.
- Тематическое планирование курса «История России (1945-2007)» для учащихся ХI класса // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 38-41. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Тесты по теории и методике обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 1. – С. 63-68.
- Тост И. В. Сталина «За русский народ!» 24 мая 1945 г. : (материалы для лаб. занятия с док.) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 4. – С. 73-78.
- Тренинг профессионально-ориентированных дискуссий и общения : учеб.-метод. пособие. – Хабаровск : ХПИ ФСБ РФ, 2008.
- Уроки новейшей истории : 9-11-е кл. : к учеб. О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы «Новейшая история зарубежных стран, ХХ-нач. ХХI в. : 9-й кл.» (М. : Просвещение), О. С. Сороко-Цюпы [и др.] «Мир в ХХ в. : 11-й кл.» (М. : Дрофа). – М. : Экзамен, 2008. – 349 с.
- Школа «олимпиоников» // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 7. – С. 27-36.
- Школьные учебники истории как социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен // Справочник учителя истории. 5-11 классы / сост. М. Н. Чернова. – М., 2008. – С. 37-52.
2009
- А. И. Солженицын в школьном курсе отечественной истории // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 5. – С. 68-71. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в первой половине ХХ века [Электронный ресурс]. – Хабаровск, 2009. – Режим доступа : http://ООО «Портал Хабаровск».
- «Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в 1920-1940-е гг.» : концепция электронного учебного пособия и модели использования в курсах истории // Россия на берегах Тихого океана: прошлое, настоящее, будущее : сб. науч. тр. по материалам межрегион. науч. конф. «Россия на берегах Тихого океана: прошлое, настоящее, будущее» (8-9 сент. 2009 г.) / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т ; под ред. В. Н. Тимошенко. – Хабаровск, 2009. – С. 390-395.
- Всемирная деревня // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика / Хабар. краев. ин-т развития образования. – 2009. – № 1.
- Городская скульптура как компонент исторического пространства г. Улан-Батор (по материалам межвуз. метод. проекта) // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – Вып. 7. История. – Соавт.: Цыренова М. Г.
- История границ – границы в истории человечества : прогр. электив. курса // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 2. – С. 22-26.
- История как образ «своего» и «другого» : спецкурс, который выбирают студенты ДВГГУ // Сибиряки. Региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве : сб. науч. тр. / под ред. Н. Н. Родигиной. – Новосибирск, 2009.
- История России, 1945-2007 : 11 кл. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 30 с. – Библиогр. : с. 29-31. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Конвенция о смыслах в историческом образовании // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 1 ; № 2 ; № 3 ; № 6 ; № 8.
- Летняя школа учителей – школа личностно-профессионального саморазвития [Электронный ресурс] // Повышение квалификации педагогических кадров в ХХI веке: традиции и новации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2009 г., Москва. – М., 2009.
- Международный образовательный проект как способ формирования профессиональной компетентности учителя // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 3. – Соавт.: Цыренова М. Г.
- Международный образовательный проект как способ формирования профессиональной компетентности учителя истории // Нийгмийн шинжлэх ухааны эрдэм шинжилгээний бичиг. – Уллаан Баатар, 2009. – С. 164-179. – Соавт.: Цыренова М. Г. – Ст. на монгол. яз.
- Мир и Россия против коррупции : прогр. электив. курса для учащихся старш. шк. // Основы государства и права. – 2009. – № 2/3.
- Мир, каким вы его еще не видели : дидакт. ресурсы карты-анаморфозы // Образование на Дальнем востоке: теория и практика / Хабар. краев. ин-т развития образования. – 2009. – № 1.
- Научно-методический и аксиологический аспекты проектирования электронного учебного пособия по истории // Вузовский учебник нового типа: исторические и филологические дисциплины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2009.
- «Образное» образование в условиях поликультурного мира // «Мозаика культур»: теория и практика поликультурного диалога в Азиатско-Тихоокеанском интеграционном поле : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Южно-Сахалинск, 2009.
- Образы «своего» и «другого» в курсах региональной истории как факторы самоидентификации личности школьника // Вестник Дальневосточного госуниверситета : психолого-педагогические науки. – Владивосток, 2009. – С. 244-254.
- Приехать и победить : советы участникам школьных олимпиад по истории // История и обществознание для школьников. – 2009. – № 1 ; № 2 ; № 3.
- Программа курса «История России. ХХ – начало ХХI в.» : профил. уровень. 11 кл. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 10. – С. 19-27. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя : по материалам Междунар. образоват. проекта «Современное школьное историческое образование в России и Монголии» (Хабаровск – Улан-УДЭ – Улан-Батор, 2008 г.) : [для специальностей 050401.65 «История», 032300.62 «Регионоведение»] / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Хабаровск ; Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2009. – 114 с. – Соавт.: Цыренова М. Г., Аюшиева И. Г.
- Рекомендации по изучению в курсе истории России ХХ – начала ХХI в. в старших классах жизненного пути и историко-культурного наследия А. И. Солженицына (1918-2008 гг.) // Основы государства и права. – 2009. – № 4-6. – С. 104-109. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Словарь понятий и терминов исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 40-43. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Современный урок истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1. – С. 48-53.
- Трудные вопросы изучения истории современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 6. – С. 43-51. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Школьное историческое образование в современной Монголии // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 3. – Соавт.: Цыренова М. Г.
2010
- Дидактическая игра-конструктор «Всемирная деревня» // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 1. – С. 16-19.
- Дидактические ресурсы карты-анаморфозы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – Соавт.: Паневина Г. Н.
- Изучая историю – изучаем мифы? // История и политика в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2010. – С. 80-88.
- Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 6. – С. 5-33.
- История : выполнение заданий ч. 3 (С). – Изд. 3-е, перераб и доп. – М. : Экзамен, 2010. – 252 с. – (ЕГЭ. 100 баллов).
- История России, ХХ - начало ХХI в. : 9 кл. : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Рос. акад. образования. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с. – (Академический школьный учебник). – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- История России, ХХ - начало ХХI века : поурочные разработки : 9 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- История России, ХХ - начало ХХI вв. : хрестоматия-практикум для общеобразоват. учреждений : профил. уровень. – М. : Рус. слово, 2010. – 454 с. : ил. – Соавт.: Шестаков В. А., Вяземский Е. Е.
- К олимпиаде вместе с «Историей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1september.ru.
- Карты-анаморфозы // История и обществознание для школьников. – 2010. – № 1.
- Международные образовательные экспедиции // Сибирский международный ежегодник : сб. ст. каф. мировой политики / Томский гос. ун-т ; под ред. А. Г. Тимошенко, Л. В. Дериглазовой. – Томск, 2010. – Вып. 5. – С. 217-224. – Соавт.: Цыренова М. Г., Аюшиев И. Г.
- Об организации занятия-дискуссии по теме «Учредительное собрание: упущенные возможности? …» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 4. – С. 33-38.
- Образы – мифы – фальсификации // Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве : материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск, 2010.
- Образы – мифы – фальсификации // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 7.
- Образы – мифы – фальсификации Второй мировой в школьных учебниках истории // Уроки Второй мировой войны и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 393-397.
- От основ профессионального мастерства к основам профессиональной компетентности // История. – 2010. – № 10 ; № 12 ; № 14 ; № 16 ; № 17 ; № 19 ; № 20. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Примерная программа как ориентир в основных видах образовательной деятельности // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 8. – С. 53-58.
- Примерная программа о результатах изучения истории // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 9. – С. 49-54.
- Примерная программа о ценностных и содержательных ориентирах учебного предмета «История» // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 7. – С. 54-60.
- Программа курса «История России. ХХ – начало ХХI в.» : (профил. уровень. 11 кл.) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - № 1. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Роль международных проектов в подготовке учителей истории // Современные проблемы образования Якутии и Монголии : сб. тр. – Улан-Батор, 2010. – С. 223-227.
- Учебник и студент // Дидактика истории и обществознания: от школы к университету : сб. науч.-метод. работ / ред. А. Б. Соколов. – Ярославль, 2010. – Вып. 2. Школьный учебник истории. – С. 154-161.
- «Этот День Победы» : информ.-метод. обеспечение темы «Великая Отечественная война: историко-дидактический ресурс» [Электронный ресурс] // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика / Хабар. краев. ин-т развития образования. – 2010. – № 1.
2011
- Год российской истории как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Сер. История и политология. – 2011. – № 4. – С. 5-17. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Игра-конструктор «Всемирная деревня» как форма развития личностных результатов // Инновационные педагогические технологии и региональная информационно-образовательная среда школьного предмета «География» в условиях перехода на новые стандарты : материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – Хабаровск, 2011. – С. 58-61.
- История России : прогр. общеобразоват. учреждений. 10-11 кл. – М. : Просвещение, 2011. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- История России, ХХ - начало ХХI вв. : кн. для учителя. 11 кл. /. – М. : Просвещение, 2011. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Ключи к историческому Олимпу // История. – 2011. – № 13 ; № 14 ; № 15 ; № 16 ; № 17; № 18.
- Образ в истории // Роль российских регионов в формировании позитивного образа страны : материалы метод. семинара. – Улан-Удэ, 2011.
- Образы – мифы – фальсификации Второй мировой войны в школьных учебниках истории // Уроки второй мировой войны и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2011.
- Олимпиада 2010 г.: в чем смысл заданий, направленных на работу с документами? // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 4.
- Предметные модели содержания общего образования: (ведущие структурные компоненты содержания исторического образования в странах Восточной Европы) [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования : интернет-журнал. – 2011. – № 5. – С. 61-70. – Режим доступа : http://www.pmedu.ru.
- Ресурсы интерактивного практикума-бедекера в изучении истории межэтнического взаимодействия народов Дальнего Востока // Проблемы межэтнического взаимодействия на Дальнем Востоке России: история и современность : сб. науч. тр. по итогам работы регион. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Романовой. – Хабаровск, 2011. – С. 300-309.
- Учебник истории, историю опередивший // Образование в истории, история в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск, 2011.
- Учебник истории, историю опередивший // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 7.
2012
- Войны памятников [Электронный ресурс] // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 2012. – № 4. – С. 40-47.
- Всеобщая история. История Древнего мира : учебник для 5 кл. – М. : Русское слово, 2012. – Соавт.: Михайловский Ф. А.
- Год российской истории и историческое образование // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 2 ; № 3. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Год российской истории как фактор актуализации теоретико-методологических аспектов подготовки и повышения квалификации учителей истории [Электронный ресурс] // Культура, наука, образование. Проблемы и перспективы : материалы всерос. науч.-практ. конф., Нижневартовск, 7-8 февр. 2012 г. – Нижневартовск, 2012. – Ч. 1. История идей, история общества, отечественная история. – С. 466-468.
- История в школе остается «полем битвы» за прошлое, потому что «войны памяти» не утихают [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования : интернет-журнал. – 2012. – № 6. – С. 89-98. – Режим доступа : http://www.pmedu.ru.
- «История и память» как содержательная линия школьных курсов истории // Культурная память и мемориальные коммуникации в современных учебниках и учебной литературе: опыт России и западной Европы : сб. докл. междунар. науч. конф. (Саратов, 2011 г.) / сост. Т. А. Боголюбова, Н. И. Девятайкина. – Саратов, 2012. – С. 69-80.
- История России, ХХ - начало ХХI века : 9-й класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2014. – 111 с. – (Академический школьный учебник).
- К олимпиаде вместе с «Историей» // История. – 2012. – № 11. – С. 48-50.
- Ключи к историческому Олимпу // История. – 2012. – № 1.
- Лев Толстой и история // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 1. – С. 56-60.
- Мультикультурная Британия! Мультикультурная Россия? // Британия: история, культура, образование : тез. докл. междунар. науч. конф. – Ярославль, 2012. – Вып. 2. – С. 253-256.
- Национально-региональный компонент исторического образования в России [Электронный ресурс]. – Lambert Academic Publishins, 2012. – 148 с. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Обществознание : 6-й [класс] : учеб. для общеобразоват. организаций. – М. : Мнемозина, 2014. – 159 с. : ил. – (ФГОС). – Соавт.: Лазебникова А. Ю., Коваль Т. В.
- Обществознание : 7-й [класс] : учеб. для общеобразоват. организаций. – М. : Мнемозина, 2014. – 158 с. ил. – (ФГОС). – Соавт.: Лазебникова А. Ю., Коваль Т. В.
- Программа курса «История России» : 6-7 кл. – М. : Рус. слово, 2012.
- Программа курса повышения профессиональной компетентности (квалификации) педагогов «Историческое образование школьников в условиях стандартов второго поколения» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9 ; № 10.
- Программа курса повышения профессиональной компетентности (квалификации) педагогов «Историческое образование школьников в условиях стандартов второго поколения» [Электронный ресурс] // Просвещение. Общественные науки : интернет-издание для учителя = Socialnauki.ru. – 2012. – № 1. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Ресурсы основных и дополнительных содержательных линий в реализации целей исторического образования школьников // Всероссийский фестиваль школьных учителей в Елабуге : мастер-классы. – Елабуга, 2012. – С. 80-86.
- Структурно-методическая концепция учебно-методического комплекса издательства «Русское слово» по истории для 5-11 классов. – М. : Русское слово, 2012. – 112 с.
- Тенденции в развиетието на современните учебно-методически комплекти по история в условията на отворена информационно-образователна среда // Диалогът в историята. – 2012. – № 28. – Ст. на болгар. яз.
- Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам). – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Халкин-Гол: место памяти : [сборник] : по материалам II Междунар. образоват. проекта «Современное историческое образование в России и Монголии» (Хабаровск – Улан-Удэ – Улан-Батор, 2009 г.) : на рус. и монг. яз. / пер. на монг. яз. Ц. Энхчимэг ; Бурят. гос. ун-т [и др.]. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2012. – 175 с. – Соавт.: Цыренова М. Г., Аюшиева И. Г.
- Что такое карты-анаморфозы? [Электронный ресурс] // Просвещение. Общественные науки : интернет-издание для учителя = Socialnauki.ru. – 2012. – № 2.
2013
- Война музеев памяти // История. – 2013. – № 10. – С. 34-39.
- Войны учебников истории // Проблемы безопасности и малые войны на Дальнем Востоке в ХХ веке: историко-правовой аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / сост. Т. А. Орнацкая. – Хабаровск, 2013. – С. 159-163.
- Второй съезд и «вечный вопрос» историков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 4. – С. 35-40.
- Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-80-е гг. ХХ в. // Вестник ТОГУ. – Хабаровск, 2013. – № 1. – С. 265-274. – Соавт.: Гашичев А. В.
- Новейшая история России: преподавание в школе / под ред. В. Д. Нечаева. – М. : М.Альфа : ИНФРА-М, 2013. – 384 с. – Соавт.: Никифоров Ю. Н., Вяземский Е. Е.
- Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 10. – С. 9-17. – Библиогр. : с. 17.
- Программа курса повышения квалификации профессиональной компетентности (квалификации) педагогов «Историческое образование школьников в условиях стандартов второго поколения» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 1. – Соавт.: Вяземский Е. Е.
- Профессиональные съезды учителей истории в 2012 году [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования : интернет-журнал. – 2013. – № 1. – Режим доступа : http://www.pmedu.ru.
- Учитель основной школы и рабочая программа по учебному предмету: зоны взаимной ответственности [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования : интернет-журнал. – 2013. – № 2. – С. 31-38. – Режим доступа : http://www.pmedu.ru.
2014
- История после заката : внеклассная работа по истории в школе : метод. пособие. – М. : Рус. слово : Рус. слово-учебник, 2014. – 70 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).
- Теоретические подходы к разработке содержания учебного предмета «История» в России ХХI в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 6. – С. 38-46. – Библиогр. : с. 46.
Анисимов А. Л. |
74 |
Аюшива И. Г. |
202, 218,264 |
Буря О. П. |
38 |
Васильев Ю. М. |
74,163 |
Вяземский Е. Е. |
15,25,30,33,34,44,46,47,53,54,61,62,73,96,101,130,131, 134,136,153,155,165,166,168,176,190,201,203,204,206, 213,214,215,223,227,231,233,234,245,254,256,263,270,272 |
Гашичев А. В. |
269 |
Горинов М. М. |
42 |
Гуляев А. С. |
105 |
Завалишин А. Ю. |
68,74 |
Зыль С. Т. |
140 |
Ионов И. Н. |
15,73 |
Иоффе А. Н. |
269 |
Кандауров И. И. |
19 |
Кинкулькин А.Т. |
171 |
Коваль Т. В. |
256 |
Короткова М. В. |
15,73 |
Костерина Ю. Г. |
38 |
Кузнецова Л. Г. |
28 |
Лазебникова А. Ю. |
256 |
Мазуров И. В. |
116 |
Михайлов Т. И. |
25 |
Михайловский Т. А. |
244 |
Москвина Н. Б. |
148 |
Никифоров Ю. Н. |
270 |
Паневина Г. Н. |
209 |
Пистаков В. А. |
215 |
Поличка Н. П. |
22 |
Посмитная Л.С. |
38,68 |
Сальников О. Е. |
12 |
Смирнова В. П. |
118 |
Сороко-Цюпа А. О. |
90,104,118,151 |
Строганова А. И. |
118 |
Уколова В. И. |
30 |
Уколова И. |
119 |
Цыренова М. Г. |
187,193,202,207,218,264 |
Шаповал В. |
119 |
Шестаков В. М. |
42 |