Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
08 марта 2021, Понедельник Обычная версия сайта

Доцент ТОГУ вернул из забвения имя хабаровского художника Матвея Генендлиса

Научно-исследовательский проект доцента института архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета Евгения Базилевича вошел в число победителей грантового конкурса Правительства Хабаровского края.

Проект «Изучение ранее неизвестного архива творческих работ художника Генендлиса М.А.» доцента кафедры архитектуры и урбанистики ТОГУ, члена Союза художников России, кандидата психологических наук Евгения Базилевича получил грантовую поддержку Правительства Хабаровского края.

Основой проекта послужила случайная находка ранее неизвестного архива творческих работ художника Матвея Генендлиса.

В рамках гранта планируется произвести изучение и публикацию материалов ранее неизвестного архива художника, которые представляют несомненный искусствоведческий и исторический интерес, а также впервые ввести в научный искусствоведческий оборот ранее неизвестные и нигде не публиковавшиеся материалы о жизни и творческой работе указанного автора. Новые данные могут найти применение как в искусствоведческой науке (подготовка лекционных курсов вузов по истории регионального изобразительного и театрального искусства, статей, монографий), так и в практической выставочной работе и краеведении.

Основные положения и результаты исследования предполагается публиковать в научной печати, культурно-просветительских изданиях, в виде статей в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Матвей Александрович Генендлис родился в Одессе в 1909 году. В конце 30-х годов попал на Дальний Восток и почти 50 лет проработал в городе Хабаровске и Хабаровском крае. В настоящий момент в руках исследователя Евгения Базилевича находится 195 работ художника (рисунки ботанические, эскизы оформления театральных постановок, эскизы театральных костюмов, рисунки и наброски, живописные этюды, эскизы праздничного оформления и стендов, эскизы киноплакатов и афиш, эскизы архитектурного декора) и 108 фотографий.

– Этот человек весьма разносторонне проявил себя. Например, оставил след в оформлении значительных архитектурных объектов в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. – рассказал Евгений Базилевич. – Например, установлено, что именно ему принадлежат барельефы с балеринами, которые до сих пор украшают концертный зал Хабаровской краевой филармонии и эскизы лепного декора для Дома культуры «Металлург» в Комсомольске-на-Амуре. Во время работы известного хабаровского скульптора Абрама Мильчина над памятником Ерофею Хабарову, Матвей Генендлис входил в «группу Мильчина», то есть был причастен к созданию главного изобразительного символа города Хабаровска. Участвовал Генендлис и в создании и оформлении фонтанов 1950-х годов на площади имени В.И. Ленина. Также найденные материалы дают основание говорить о значимости его работы и как театрального художника.

К сожалению, имя Матвея Генендлиса было незаслуженно забыто. Его нет ни в списке художников, работавших в Хабаровском крае, ни в книге «Художники Приамурья» хабаровского искусствоведа Валентины Стариковой, ни в биографическом словаре «Художники Дальнего Востока (XIX – середина XX в.) профессора Николая Крадина. Только случайная находка его работ в мастерских художественного фонда позволила вспомнить об этом художнике и оценить его творческий вклад.

Материал подготовлен на основании статьи Евгения Базилевича «Потерянный альбом», опубликованной в «Словеснице искусств» №1 (43), 2019

Пресс-центр ТОГУ.

На фото работы М.А. Генендлиса, предоставленные Евгением Базилевичем



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru