Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
22 июня 2021, Вторник Обычная версия сайта

Учитель – не профессия, а призвание: как всю жизнь вдохновляться и вдохновлять других

Говорят, есть люди, рожденные не просто прожить свою жизнь, а посвятить ее другим. Эти люди не жалеют себя и отдают колоссальные ресурсы во благо будущих поколений. Эти люди – учителя.

Имя Натальи Владимировны Мартыновой известно далеко за пределами Тихоокеанского государственного университета. За ее плечами почти сорок лет педагогического стажа, более двухсот дипломников – благодарных учеников по всему миру, знаменитые долгосрочные проекты – Международный фестиваль «Территория творчества» (проводится 10 лет), Международный АРТ-САЛОН России и Китая (5 лет), успешно реализованные международные творческие и профессиональные программы для студентов и слушателей Академии современного искусства и дизайна, директором которой является Наталья Владимировна. Отмечая свое 60-летие, она полна сил и энергии, готова творить и делиться знаниями с теми, кто еще только начал творческий путь. В чем же ее секрет? Мы расспросили ее об этом.

Наталья Владимировна, тридцать восемь лет вы работаете в Пединституте ТОГУ, из них двадцать пять посвятили факультету искусств, рекламы и дизайна. Что ценно для вас в этом периоде? Чему, возможно, он научил вас?

– Работа в качестве декана на творческом факультете – далеко не простой путь. Это путь постоянной самоотдачи и самопожертвования. Период этот ценен активной международной деятельностью, в частности, организация сотрудничества с коллегами из США, Франции, Китая, Японии, Кореи, Индии. Первая «звездная» группа выпускников (мы работали с совместно с Циндаоским международным институтом) – 15 студентов, которые успешно окончили бакалавриат. Из них 7 остались учиться в магистратуре и сейчас работают по профессии в университетах Китая. Идея открытия магистратуры «Теория и история искусств» принадлежит мне, и я по сей день считаю данное направление важным, необходимым в таком многонациональном регионе, как Дальний Восток России. Еще одно достижение – подписание соглашения об академических обменах и творческих проектах с Даляньским колледжем искусств. Мы дружим уже пять лет, и построили много совместных планов. Главный из них – выставка, посвященная юбилею Победы в Великой Отечественной войне, которая должна была состояться в Даляне. Однако пандемия не дала нам это осуществить, и мы перешли в онлайн-общение. Осуществили запуск пяти проектов, но главное – теперь мои усилия оценены руководством на уровне ректоров. Президент колледжа наградил меня медалью за успехи и достижения в развитии китайско-российских отношений в области изящных искусств и дизайна. Мы открыли Ассоциацию художников народного искусства России и Китая. Я поняла, что важно желание вовремя увидеть в каждом самое ценное, взрастить и поддержать это, помогая достичь профессиональных высот.

Что для вас как для педагога, человека, важно в процессе обучения, взаимодействия учителя и ученика?

– Ученик должен быть единомышленником, последователем интересов – в этом школа учителя, в которой ученик всегда станет лучше него самого. В этом мое убеждение. Педагогика сотрудничества – это одно из тех направлений, которое сейчас надо активно развивать. Я, видимо, «не от мира сего», я считаю себя ответственной за того, кого «приручила». И если полюбила, так полюбила – отдам всю душу, все накопленные знания. Важно в учеников искренне верить, важно не скупиться на поддержку, когда она необходима. Мой профессиональный долг будет выполнен, когда мой ученик станет профессиональнее меня. Это и есть счастье. Счастье учителя и в памяти учеников, которых уже не учишь. Я богата своими учениками, их творчеством, которое дает мне силу жизни. Учитель, по моему мнению, – не столько профессия, сколько призвание. Это призыв души, желание дарить все, что знаешь и умеешь, осознавая огромную ответственность за тех, кому помогаешь стать Человеком.

Есть ли у вас фраза или цитата, жизненный принцип, помогающий столь долгое время плодотворно учить и учиться?

– Жить нужно так, чтобы мечта поглотила жизнь, а не жизнь мечту, – так говорил Антуан Сент-Экзюпери. Тогда не будет разочарований. Я это поняла поздно... и у меня такой путь. Видимо, мне это было отпущено пережить – и предательство, и сплетни, и козни недоброжелателей, но я встала на ноги, чтобы не было «жаждущих» моих неудач. Но меня так радуют успехи моих учеников, они – мои дети, дети Матери, хотя и не родившей их... С ними я вижу свет в конце длинного лабиринта препятствий, и хочется жить дальше. Я всегда волнуюсь за них. Я тоже когда-то была тонкой душой и ранимой, но жизнь меня много раз больно ударила в самое сердце. И я переживаю и возрождаюсь, как Феникс, ради тех, кому я нужна. Обучение через всю жизнь – мое кредо. Несмотря на то, что по завершении аспирантуры я защитила кандидатскую диссертацию, не «гнушалась» и современным образованием: имею степень бакалавра графического дизайна, магистра искусствоведения.

Еще жизнь научила не терять себя. Ради родителей я ушла в науку, вошла на высокую ступень, но признаюсь честно, творчество в погоне за учением оставила. Развивалась, реализуясь в своих учениках. У меня более двухсот выпускников за годы работы, а значит, это моя школа. Теперь решила этот перекос исправить: сама активно участвую в выставках и стала председателем Дальневосточного отделения Союза художников народного искусства. Сейчас моя активность направлена и на собственное развитие, в том числе творческое. В феврале 2021-го состоится персональная выставка в Москве. Но моя миссия и в том, чтобы сохранять и поддерживать народное искусство, мастеров, художников, хранителей древних традиций и промыслов. Меня поддержали в Академии народного искусства в Москве. Ее президент, Виктор Петрович Пензин, вручил мне золотую медаль за большой вклад в развитие и сохранение народного творчества. Я полна жизни, стремлений к новым горизонтам, вместе с моими учениками мы как команда можем многое, смело идем вперед, осваивая новые вершины, делаем все, чтобы задуманные планы осуществились!

Удивительно, с какой искренностью и открытостью Наталья Владимировна отвечала на эти вопросы. Она сидела, слегка приподняв голову и подперев ее изящной кистью руки. Взгляд ее выражал глубокую мудрость, золотистые пряди волос, чуть падающие на лоб, и элегантно повязанный голубоватый шарф придавали ей особую, античную красоту. Порой за мудростью и статью прячется долгий и тернистый жизненный путь, множество падений и взлетов, успехов и разочарований. Выход из жизненных кризисов – это результат кропотливой внутриличностной работы, становление личности во всей ее полноте и гармонии. За хрупкой внешностью скрывается сильный характер, которому не чужды сочувствие и искренняя любовь к тому, кого учишь. Наверное, в этой любви и есть секрет «вечной молодости», ответ на вопрос, как не выгореть, как всю жизнь вдохновляться самому и вдохновлять других.

Одна из многочисленных благодарных учениц, Диана Слипецкая, рассказала:

– В 11 лет я была принята в Академию современного искусства и дизайна по результатам первой персональной выставки. Я обучалась по профильной программе «Одаренные дети», а сейчас являюсь ее выпускницей. За это время Наталья Владимировна стала для меня не просто учителем и даже не просто наставником – человеком, который поверил в меня. Я рада понимать, что у меня, студентки педагогического направления, есть пример мастерства педагога, о котором так много пишут в учебниках. Я счастлива, что у меня есть возможность погружаться в профессию практически с первого дня учебы в вузе. И, будучи на втором курсе, я ни на секунду не усомнилась в правильности своего выбора. Тот, кто открывает двери, запоминается на всю жизнь, и для меня огромное счастье, что на моем пути встретился такой учитель, как Наталья Владимировна. Она поддерживает меня во всех начинаниях, она открыла во мне желание работать и узнавать новое. Я трижды обучалась в «Сириусе» по программам многослойной акварели – теперь веду занятия и мастер-классы. Я стала писать сказки – теперь пишу и рассказы, статьи и повести. Моя книга победила на конкурсе проектов в «Сириусе», и одним из первых читателей была Наталья Владимировна. Я интересовалась культурой коренных народов Амура – теперь передаю эти знания детям. И пусть я только в начале пути, все это благодаря ее бесконечной вере в меня, твердой уверенности и умении видеть «вдаль и вглубь». Я думаю, что это умение – одно из важнейших для педагога. Когда перед тобой ребенок, и ты «считываешь», прежде всего, по глазам – будет ли он трудиться, будет ли любить свое занятие, будет ли от него отдача. Наталья Владимировна – это часть моего мира, моей чувствительной творческой души, это свет, на который я иду, когда непросто. Присоединяюсь к поздравлениям и хочу пожелать, чтобы он светил как можно дольше, и пусть на него придут такие же жаждущие знаний души.

 

Пресс-центр ТОГУ



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru