Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
03 марта 2021, Среда Обычная версия сайта

Преподаватели и обучающиеся ТОГУ поздравили хабаровское отделение Союза художников России с юбилеем

В феврале исполняется 80 лет Хабаровскому краевому отделению Союза художников России. В картинной галерее имени А.М. Федотова открылась юбилейная выставка, которую посетили обучающиеся и преподаватели Тихоокеанского государственного университета. Они побеседовали с руководителем Хабаровского краевого отделения Союза художников России Николаем Акишкиным и узнали историю становления дальневосточного отделения СХР.

Академия современного искусства и дизайна ТОГУ совместно с кафедрой дизайна, ДПИ и этнокультуры поздравляет коллег художников с юбилеем. Наталья Мартынова, руководитель АСИД:

– Когда говорят о художнике, невольно представляют человека с кистями у живописного станка или мольберта, находящегося в поиске очередной идеи. Но так ли проста сущность этой профессии? Неужели художник – это только автор полотен, что зритель созерцает на выставках? Однозначно, заглянув глубже, проникнув в душу, мы поймем, что труд художника сложен. Художник приносит себя в «жертву» искусству, служит ему, отказываясь от жизни личной, мирской. Художник – подвижник, художник – провидец, он рассказывает образами, поднимает проблемы и заставляет нас, зрителей, задуматься, остановиться на миг в бурном потоке времени и заметить красоту. Художников немало, каждый идет по своей дороге, но тех, кто в итоге становится не просто художником, а Мастером своего дела, гораздо меньше.

На юбилейной выставке Союза художников, посвященной 80-летию со дня основания, внимательный взор увидит и попытки разгадать археологические тайны, и гимн величию нашего края, его уникальности, культуре, традициям, его жителям. Гармонично соседствуют работы мастеров и молодых, начинающих художников, что несет глубокую философию преемственности поколений, передачи традиций от учителя к ученику. Тянется нить времени, являя собой то, что называют «именем», и его эта организация заработала по праву, трудом неравнодушных людей и ценой пройденных испытаний.

Эльдар Гасымов, студент 3-го курса направления подготовки "Педагогическое образование. Русский язык. Мировая художественная культура":

– Погрузившись в дисциплину «История пластических искусств» мы посетили то место, где непосредственно творится современная история искусств Дальнего Востока и узнали следующее:

Изначально Дальний Восток не имел собственной академической школы, и, как пишет известный хабаровский искусствовед Т.А. Давыдова, становление профессионального искусства здесь стоит искать в 1910–1920 годы, во времена революции и Гражданской войны. На первых страницах славной летописи были вписаны имена тех, кто по воле судеб связал свою жизнь с далекой дальневосточной землей. Это и А.Н. Клементьев, и П.И. Львов, и Н.П. Наумов, и многие другие, кто заложил основы изобразительного искусства на Дальнем Востоке. В 1912 году в городе Чите было открыто первое художественное училище, а в 1930-м, при содействии П.С. Естафьева, – Благовещенское художественное училище. В 1927 году возникла «Ассоциация хабаровских художников», во главе которой стояли Н.П. Наумов, И.А. Горбунов и П.М. Покровский. Организация ставила своей задачей помощь в оформлении революционных праздников, а в 1931 году здесь разместилась коллекция экспонатов будущего Дальневосточного художественного музея, прибывших из центральных музеев страны. В 1932-м в его стенах была открыта первая выставка творческих работ, и вокруг него закипела, забурлила художественная жизнь Хабаровска. П.М. Покровский, первый директор ДВХМ, организовал сборы экспонатов по искусству коренных народов Севера и Приамурья, но звезда его скоро погасла: в 1937-м он исчез, и его исследовательский труд бесследно утрачен.

1939-й стал годом учреждения в г. Хабаровске оргкомитета Союза советских художников по Хабаровскому краю в целях объединения художников и скульпторов края, и именно с этого года пошел отсчет страниц истории общественной организации – Хабаровское отделение Союза художников. В феврале 1941 года его возглавил Н.В. Высоцкий, человек и художник, искренне верящий в светлое «коммунистическое завтра». В тяжелые военные годы Союз жил и давал надежду культурному сообществу; организовывались выставки, творческие командировки. Искусство поднимало людей на защиту Родины, воодушевляло их на победу. Вышедший из войны Союз пополнялся новыми талантами, художники из отдаленных городов участвовали в выставках послевоенной Москвы, в плеяду вошли А.М. Федотов и А.И. Бельды – первый профессиональный художник, принадлежащий к коренным народам Амура. В 1959 году на художественно-графический факультет в ХГПИ были приглашены как преподаватели С.М. Федотов, Е.И. Вольгушев, Д.А. Романюк, постоянные участники активной выставочной деятельности. С организацией связали свои имена А.П. Лепетухин и А.В. Гуриков. Союз пополнился выпускниками центральных вузов и выходцами хабаровского ХудГрафа, укрепившими сложившиеся художественные традиции, составляя основу организации: молодость уважает мудрость, смотрит в будущее.

Наталья Мартынова:

– Несомненно, успешная работа организации неразрывно связана с ее председателем. Со времен Н.В. Высоцкого их сменилось множество. С 1994 году руководителем Хабаровского краевого отделения СХР стал Николай Акишкин. Николай Сергеевич очень интересный собеседник и в интервью нам рассказал о своем жизненном пути:

– В 1946 году моя семья приехала на Дальний Восток из Горьковской области для работы на золотом прииске «Октябрьский». Там же я и родился в 1949 году. Из своего школьного детства помню, что учеба мне давалась тяжело, и отец часто наказывал меня за «двойки». Единственное, что мне удавалось легко – это рисовать, поэтому выбор моего жизненного пути по окончания школы пал на Благовещенское педагогическое училище, первый курс которого я окончил на «отлично». Но мне хотелось новых вершин, и я перевелся в Хабаровский Пединститут. Учился я с большим удовольствием на «пятерки» по всем дисциплинам, но особенно мне удавалась академическая живопись масляными красками.

Диана Слипецкая (студентка ФИРиД ТОГУ):

– Николай Сергеевич, а как же вы от академической живописи ушли в декоративное искусство?

– Я быстро смекнул, что равных мне выпускников в год окончания будет много, и если бы я пошел по традиционному пути художника-живописца, остался бы, наверное, в числе многих «неизвестных».

Эльдар Гасымов:

– Первый взгляд на произведения Н. С. Акишкина словно уносит зрителя в далекие и холодные жилища коренных малочисленных народов Приамурья. Вероятно, подобные произведения вполне могли быть атрибутом чума вождя (у эвенков чум – строение, похожее на шалаш). Особое впечатление оставляет произведение художника под названием «Космос Сикачи-Аляна». Детализированность работы заметна в каждой части композиции и это невольно поражает зрителя. Мелкие фигурки неизвестных существ, несмотря на свой размер, выглядят мрачно и несколько устрашающе, словно заверяя зрителя, что прошедшие века не отняли у них силу. Название работы дает шанс зрителю еще глубже погрузиться в его интерпретацию. Пользуясь возможностями герменевтики, справедливо предположить, что космические представления народов Приамурья как незримой божественной сущности здесь оказываются запечатлены в своей хрупкой, но стройной иерархии. Работы Николая Акишкина отличает уникальный стиль, который узнаваем, если на работах даже нет подписи. Глядя на ваши произведения, зритель восхищается умением увидеть природную красоту материала – они выполнены из дальневосточных материалов, возведя их в ранг идеала. Вы в одном лице Творец и мастер по выделке шкур зверей и птиц, рыбьей кожи, выполняете изящную резьбу по дереву и кости. Где вы всему этому научились?

Николай Акишкин:

– Моя профессия объединяет сразу несколько специальностей: скорняжника, дубильщика, портного. Все картины я шью вручную. Мастерство, конечно, заключается в особой выделке шкуры, чтобы она была мягкая, податливая, долго хранилась, «жила». Мне нужна рыбья кожа, поэтому беру удочку и иду на речку. Я же заядлый охотник. Мне передалось упорство, настойчивость и упрямство от моих родителей. В университете в начале учебного года всех отправляли на картошку в с. Черняево, а меня в тайгу, чтобы делать чучела – наглядные пособия в методический фонд ХудГрафа…. Учился таксидермии, выделке и обработке шкур путем экспериментальной работы, спрашивал рецепты у старожилов и национальных мастеров… На преддипломной работе, вопреки требованиям моего руководителя, я сшил картину из разных видов меха, сделав панно объемным, живым, создав новую абстрактно-декоративную форму, одел в рамы. Это и отличает мои работы от плоских декоративных изделий традиционного искусства нанайцев, негидальцев или эвенков.

Наталья Мартынова:

– Ваши творения – революция в декоративном искусстве. Как вам приходят идеи новых композиций?

Николай Акишкин:

– Словами я это не смогу объяснить – это нужно видеть, чувствовать, понимать самому. Процесс вынашивания идеи происходит на творческой даче в Тунгуске, ведь соревноваться с природой бессмысленно, надо суметь ее подчинить замыслу. Природная красота совершенна и не нуждается в дополнениях. Я начал упорно учиться выделывать рыбью кожу, мять ее в деревянных щипцах, как амурские мастера. У меня в арсенале уже шесть рецептов обработки этих материала.

Наталья Мартынова:

– В глазах Николая Сергеевича появляется огонь, он торопливо засобирался. Человек со спокойным взглядом из-под нависших век, покрытый сединой времени, теперь – Заслуженный художник РФ, добродушно принимающий студентов Педагогического института ТОГУ, чтобы рассказать о богатейшей истории изобразительного искусства края, о становлении Союза и творчестве коллег, которыми гордится.

Эльдар Гасымов:

– Николай Сергеевич, слово «вопреки», путь против течения как нельзя лучше характеризует вас – человека, прошедшего через множество испытаний, человека, который радеет за будущее творческой молодежи и глубоко печалится, отмечая, что ее становится все меньше, и что за границей к художникам относятся с большим пиететом, нежели сейчас в России.

Николай Акишкин:

– Да, вы верно подметили мое беспокойство. Например, в Китае художники, окончившие Пекинский институт искусств при университете Цинхуа или Пекинскую академию традиционной живописи, едут по распределению в города Китая, получают там сразу квартиру, мастерскую, краски и холсты бесплатно. Единственное условие – художники должны участвовать один раз в год во Всепекинской международной выставке. Все это было и у нас в прошлом…теперь, именно по этой причине нет притока «свежей творческой крови» из ведущих художественных вузов центральных городов России.

Сейчас в Хабаровском союзе насчитывается 95 художников, это меньше чем в Якутии, где их 100, и во Владивостоке – 120. Раньше по десять человек в год в Союз художников вступало, а теперь от силы по одному. Губернаторскую стипендию молодым художникам (до 35 лет) некому давать.

Я хочу успеть передать свой опыт последователям, но пока не встретил никого, у кого бы горели глаза, чтобы шли напролом, «через тернии к звездам», чтобы искали свой уникальный путь творца. Необходимый культурный опыт, убеждения, воспитанные жизнью и подчас неустанным трудом, иногда становятся путеводной звездой. Молодое поколение же должно дорожить общением с такими людьми, чтобы успеть сблизиться, расспросить о насущном и тревожащем, набраться сил и профессионального опыта.

Эльдар Гасымов:

Хочется верить, что люди, всей душой преданные избранному пути, как можно чаще будут сопровождать молодое поколение – вечный спутник перемен. Необходимый культурный опыт, убеждения, воспитанные жизнью и подчас неустанным трудом, могут стать путеводной звездой для каждого студента.

Диана Слипецкая:

– Время быстротечно, и необыкновенный человек, живущий рядом, в один день уйдет. Так пусть при жизни этого человека отблагодарят делом ученики, пусть живет и процветает его дело, пусть он сам живет, долгие годы, воспевая красоту родной земли в своем творчестве. Пусть живет Хабаровский Союз художников, прочно стоя на традициях, давая дорогу молодым и прославляя истинное мастерство Творца.

Наталья Мартынова:

– Поздравляем вас, Николай Сергеевич, ваших друзей-единомышленников и коллег по Союзу художников с 80-летним юбилеем, желаем Союзу процветания и пополнения в лице талантливых выпускников ТОГУ, благодаря чему не прервется связь поколений и сохранятся культурные традиции на долгие годы!

Беседовали Диана Слипецкая, Эльдар Гасымов и Наталья Мартынова.

Фото Натальи Мартыновой



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru