Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
29 ноября 2021, Понедельник Обычная версия сайта

Петр Дубров: «Испытание, к которому я готов»

В журнале Госкорпорации «Роскосмос» в связи с запуском космического корабля «Союз МС-18 – Ю.А. Гагарин» опубликованы материалы, посвященные борт-инженеру экипажа Петру Дуброву, выпускнику Тихоокеанского государственного университета.

Поскольку судьба хабаровчанина, отправившегося 9 апреля в свой первый космический полет, интересует его земляков и студентов ТОГУ, публикуем материал о Петре Дуброве, подготовленный заместителем главного редактора этого журнала Игоря Маринина.

Как только транспортный пилотируемый корабль «Ю.А. Гагарин» отделился от третьей ступени ракеты-носителя «Союз 2.1а» и вышел на околоземную орбиту, Петр Дубров стал 125-м отечественным космонавтом. О том, как сложился путь в «звездную» профессию у скромного хабаровского парня, рассказывает заместитель главного редактора журнала Госкорпорации «Роскосмос» – «Русский космос» Игорь Маринин.

Прочитав биографию Петра Валерьевича Дуброва, я обратил внимание на некоторые факты, которые меня удивили, и мне захотелось поближе познакомиться с этим человеком. После успешного окончания Хабаровского государственного технического университета Петр устроился в родном городе инженером-программистом с перспективой быстрого карьерного роста и работой за границей. Правда, идея жить не в России его не привлекла: чувствовал, что там он никогда не сможет стать своим. В то же время и возможности Хабаровска казались ему тесными с точки зрения самореализации. Решено было перебираться в столицу. В Москве Петр быстро нашел работу по специальности: хорошая зарплата, есть куда расти. Казалось бы, что еще надо? Однако Петр еще раз изменил плавный и комфортный ход своей жизни. Почему он так поступил? Попробуем разобраться.

***

Мечта детства

Тяга к небу у него проявилась еще в детстве. Научился читать еще до школы, и ему, пятилетнему пацану, попалась книга Алексея Леонова «Выхожу в космос». В ней Алексей Архипович простым, понятным для ребенка языком рассказал о космическом полете и выходе в открытый космос, снабдив книгу своими замечательными иллюстрациями. Петя представлял себя на месте Леонова и как бы его глазами смотрел на Землю через иллюминатор корабля или забрало космического скафандра. Видимо, тогда в его душе поселилась мечта о странствиях во Вселенной. Но путь к профессии космонавта оказался далеко не прямым.

В детстве Петр не отличался крепким здоровьем: часто болел, хотя врачи и обнадеживали, что с возрастом все трудности пройдут. Уже в восемь лет он решил, что путь в небо для него закрыт и стать летчиком, как отец и дед, – несбыточная мечта.

Дед космонавта Петр Сутурин – военный летчик. Отец Валерий Дубров летал бортрадистом на самолетах. Так что о небе Петр с самого детства знал не понаслышке. Особенно ему запомнился первый полет на самолете из родного Хабаровска на Камчатку к родственникам. Мальчика потрясли виды моря, заснеженных вулканов с высоты в 10 км. Врезались в память детали посадки: голубое небо, снежные шапки гор, потом нырок под облака – и вот уже зеленый ковер травы и листвы вокруг. Этот резкий переход из зимы в лето произвел неизгладимое впечатление.

К окончанию школы Петр перестал мечтать о полетах. Он, как и многие в этом возрасте, увлекся компьютерами и всерьез занялся программированием, которое после окончания лицея информационных технологий и университета стало его специальностью.

Лестница в небо

Впрочем, через некоторое время Дубров вновь услышал этот настойчивый призыв души. Тогда он решил: раз уж нельзя стать летчиком, то можно попробовать подняться в небо и ощутить магию высоты в прыжках с парашютом. Уже работая программистом, Петр познакомился с девушкой-коллегой, которая была инструктором парашютного спорта. Она собирала группы новичков и организовывала для них полеты с прыжками. Петр записался. Прибыв на аэродром, он прошел необходимую подготовку, но прыжки отменили: возникли проблемы с топливом для самолета. Через некоторое время – вторая попытка, и опять неудача. На этот раз соседний военный аэродром из-за своих полетов на время «закрыл высоту». Осечки повторялись еще не раз: вылет срывали то непогода, то сильный ветер, то банальная неисправность техники.

По приезде в Москву идея совершить прыжок с парашютом Петра не отпускала. Вскоре он нашел единомышленников среди новых коллег. В назначенный день приехал на подмосковный аэродром Дракино. Уже в который раз прошел инструктаж, надел парашют и был готов к посадке на борт, но... Опять не повезло: самолет с предыдущей группой не смог набрать высоту из-за технических проблем, и прыжки отменили. Однако команда подобралась очень настойчивая, и в тот же день все поехали на другой аэродром – Волосово. Первое, что они увидели: парень на носилках с перебинтованной ногой и наложенной на нее шиной. Казалось бы, судьба подает Петру сигналы, что небо не хочет заключать с ним союз. Между тем такое фатальное невезение лишь раззадорило Петра: ему еще сильнее захотелось прыгнуть. И наконец это случилось!

«На всю жизнь мне запомнилось ощущение первого прыжка: когда открывается купол, ты зависаешь на лямках, раскачиваясь на стропах. Кругом горизонт, вверху – Солнце, внизу – нереально изумрудная трава. И восторг переполняет душу!..»

Петр решил, что будет учиться мастерству парашютиста. С тех пор он совершил более 640 прыжков различной сложности на многих типах парашютов, стал членом Федерации парашютного спорта России, участвовал в чемпионатах страны. В составе команды «Касаясь неба» он завоевал звание кандидата в мастера спорта в дисциплине «групповая акробатика».

Новый поворот

Перед каждым прыжком следовало проходить медкомиссию, и Петр это добросовестно делал. Оказалось, что предсказания врачей о преодолении с возрастом детских болезней сбылись. Как будто небо стало лечебным бальзамом, который уверенно поправлял его здоровье. И когда перевалило за 30 лет, он задумался о смене профессии. Но военным летчиком в таком возрасте стать уже проблематично, и он искал возможность поступить в гражданское летное училище, чтобы работать пилотом пассажирского самолета. При этом случайно наткнулся на объявление Федерального космического агентства о первом открытом наборе в отряд космонавтов.

Первый шаг

Поначалу Петр не очень верил, что шанс стать космонавтом – реальный. Ведь на отбор наверняка придут достойные кандидаты, в том числе летчики, думал он. Но попробовать все-таки решил.

Нашел на сайте ЦПК список документов, стал их собирать. Начал активно заниматься физическими упражнениями. Благодаря спорту он был в неплохой форме, но суровые требования отбора заставляли оттачивать ее для пущей уверенности. На тренировки ушло довольно много времени, а набор уже заканчивался. Чтобы не потерять драгоценного времени, Петр решил не посылать документы по почте, а привезти лично в ЦПК. Нашел в интернете адрес Звездного городка, сел на электричку и через пару часов был на проходной. Набрал номер, позвонил. Ответили не сразу, но наконец он услышал: «Ждите, сейчас к вам выйдут». Отдав документы, Дубров вернулся домой и стал ждать звонка. Первый шаг к орбите был сделан.

«Я ждал и продолжал тренироваться, – вспоминает Петр. – Наконец раздался звонок – и произошло маленькое чудо: меня пригласили на первый, очный, этап отбора. Затем – на второй. После каждого этапа были недели ожидания и неизвестности: прошел ли или скажут, не подхожу? Каждый звонок из ЦПК был как что-то невероятное. И уже когда меня пригласили на Межведомственную комиссию, я понял, что готов принять на себя огромную ответственность за коллег и за технику, которую доверяют космонавтам, и, если меня выберут, то посвящу свою жизнь космонавтике».

На Межведомственной комиссии 8 октября 2012 г. Петру Дуброву и еще семи соискателям объявили, что они успешно прошли отбор. 28 октября его зачислили кандидатом в космонавты-испытатели.

Тренировки в экстремальных условиях

С тех пор прошло почти девять лет. Два года из них заняла общекосмическая подготовка, шесть лет – тренировки и занятия в составе группы, затем подготовка в дублирующем экипаже. За это время случались различные неожиданности. Двое коллег по набору, не выдержав темпа и нагрузок, сошли с дистанции.

Общекосмическая подготовка внесла в размеренную и упорядоченную жизнь бывшего инженера-программиста много нового и интересного. Большое впечатление произвели тренировочные полеты на самолете Л-39 с Чкаловского аэродрома. И хотя управление крылатой машиной было не вполне самостоятельным – опытный инструктор выполняет взлет и посадку, помогает, когда необходимо, – пилотирование самолета, выполнение фигур пилотажа, виды земли и неба, в том числе ночью, вызвали яркие эмоции.

Самой легкой, казалось бы, должна была стать парашютная подготовка. Несмотря на то, что за плечами были уже сотни прыжков, этот вид тренировок оказался непростым. В ЦПК программа направлена на отработку навыков работы в экстремальных условиях свободного падения. Непривычным было отсутствие соревновательного элемента, как в спорте. Шла отработка новых, незнакомых навыков – ведения репортажей, логического мышления, принятия решений во время свободного падения.

«Хорошо запомнились и тренировки по выживанию на случай посадки космического корабля в различных климато-географических зонах, – рассказывает Петр Дубров. –Выживания зимой мне были более привычны, так как я ходил в зимние походы и имел определенные навыки. Намного труднее были „морские“ тренировки при „посадке“ на воду. Мы их проходили на озере в Ногинске на базе МЧС. Это было летом, в страшную жару. Мы в скафандрах в нагретом солнцем спускаемом аппарате качаемся на волнах. В тесноте нам нужно снять скафандры и, несмотря на жару, надеть шерстяные полетные костюмы, а также синтепоновую теплозащитную одежду из состава носимого аварийного запаса (НАЗ) корабля „Союз“. Эту же одежду мы надеваем и на „выживаниях“ зимой. Нужно хорошо защититься – ведь неизвестно, сколько придется пробыть в воде. И только потом надевается гидрокостюм „Форель“. При этом температура тела повышается, бывает очень тяжело. После этого мы должны выбраться наружу и, находясь на плаву, ждать эвакуации. Во время всего процесса инструкторы раскачивают корабль, имитируя трехбальную волну. Были случаи, что на таких тренировках теряли сознание».

Особое место в подготовке космонавта занимают тренировки для выходов в открытый космос. Работа за бортом космической станции – одна из самых сложных и ответственных задач на орбите, «вершина мастерства» космонавта. И подготовка к ней требует особых усилий. Работа со скафандром, подготовка оборудования, операции шлюзования – выход из модуля и возвращение в него – и, конечно же, сама работа за бортом – все эти элементы требуют слаженной работы всех членов экипажа: и тех, кто выходит наружу, и тех, кто помогает внутри станции. Поэтому тренировки на тренажере «Выход-2» и в гидролаборатории, несмотря на сложность и физические затраты, не только полезны, но и интересны.

Невзирая на эмоциональные и силовые перегрузки, непрерывную учебу, постоянные тренировки и кропотливую отработку нужных навыков до совершенства, уверенность в своих силах, настойчивость и трудолюбие помогали Дуброву преодолевать минуты слабости и все ближе подводили к исполнению мечты – космическому полету.

Он первым из набора получил заветный шанс. Для начала вместе с Олегом Новицким и американцем Марком Ванде Хаем они дублировали экипаж «Союза МС-17», который сейчас находится на орбите.

«Во время дублирования я глубоко прочувствовал всю ответственность, которая возлагается на экипажи, – делится Петр Дубров. – Наш полет планировался в октябре 2021 г., но из-за изменения в составах экипажей наш старт перенесли на апрель, и время подготовки сократилось на полгода. Из-за этого, а также из-за ожидаемых запусков новых модулей (на второе полугодие 2021 г. планируется запуск двух модулей – „Наука“ и „Причал“. – Ред.) программа тренировок нашего экипажа стала еще интенсивнее и интереснее. Это помогает собраться и с достоинством преодолеть все трудности».

Из журнала «Русский космос».

В публикации использованы фотоматериалы с сайта Корпорации «Роскосмос»



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru