Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
24 января 2022, Понедельник Обычная версия сайта

Интеграция научных школ Дальнего Востока в образование региона

В конференции, прошедшей в Педагогическом институте Тихоокеанского государственного университета, приняли участие 157 человек, из них: 15 докторов педагогических наук, 32 кандидата наук, 25 магистров образования, 20 магистрантов, 65 учителей из городов Хабаровска, Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Рязани, Читы, Благовещенска, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Находки, Харбина, Даляня, Шицзячжуаня и других.

Дальневосточный регион обладает спецификой, обусловленной своими географическими и территориальными особенностями. Это поликультурность (на его территории расположено несколько субъектов Федерации), относительная автономность, приграничное положение. Все это способствовало возникновению проблем в развитии образования и педагогической науки на Дальнем Востоке. Одна из них – обновление регионального образовательного пространства за счет накопленного здесь научного потенциала.

Сегодня сложились противоречия между содержанием научных концепций и скоростью их разработки с одной стороны и темпом и способами внедрения научных результатов в образовательную практику на всех ее ступенях – с другой; между необходимостью активного привлечения студентов к разработке научных проблем и низким уровнем их готовности к исследовательской деятельности. Зафиксированные противоречия определили проблему, которая на практическом уровне нами рассматривается как необходимость популяризации опыта интеграции науки и образовательной практики, на теоретическом уровне – обобщение передового опыта в этом направлении и его дидактическое обоснование, на организационном – поиск продуктивных механизмов связи между наукой и педагогической практикой на разных ступенях образования, прежде всего, в профессиональной школе.

Формой, способствующей решению проблемы, является прошедшая конференция, где обсуждалась эта проблема в разных аспектах:

1. Актуальное состояние образования на Дальнем Востоке и ресурсы для его модернизации;

2. Роль науки в совершенствовании образовательной системы региона;

3. Возможности создания единого образовательного пространства в условиях поликультурности;

4. Оценка исторического научно-практического педагогического опыта дальневосточников и деятельности научных школ.

На конференции работали три секции. Модераторами секции «Особенности возникновения и развития научных школ на Дальнем Востоке» д. п. н., профессором Н.В. Семеновой и д. п. н., профессором Н.П. Юдиной была отмечена высокая активность всех участников и вынесено предложение о проведении таких конференций ежегодно.

Кроме того, были раскрыты сущностные характеристики научных педагогических школ д. п. н., профессора Е.А. Степашко и д. п. н., профессора Л.Н. Куликовой. Е.А. Степашко – крупный ученый, обладающий педагогическим мастерством и личным авторитетом, она «патриарх» дальневосточной педагогической науки. Практически все ученики научной школы Елены Анатольевны объединены интересами истории педагогики, методологическими основаниями образования, идеями активности, познавательной самостоятельности, творчества обучающихся, урока, целостного педагогического процесса, воспитывающего обучения.

Л.Н. Куликова является автором научной школы саморазвития личности. Она подготовила 16 докторов и 63 кандидата педагогических наук.

Лидия Николаевна создала свою школу саморазвития на высоких образцах отечественной и мировой педагогической культуры, представила обобщение своей педагогической реальности в работах, посвященных саморазвитию личности.

Секция «Достижения в области фундаментальных и прикладных исследований ученых региона, их аккомодация и отражение в образовательных системах. Опыт внесения научных достижений в образовательную практику» работала под руководством кандидатов наук С.В. Шединой, Е.В. Елисеевой, Е.В. Демидько. В ходе выступлений участников прозвучало предложение об информировании общественности Дальнего Востока о достижениях в области науки и образовательной практики, способствующем формированию положительного имиджа образовательных систем и научных школ региона.

На секции «Образование как открытое пространство взаимодействия субъектов (органов власти, органов управления, научных школ, руководителей образовательных организаций)» бурно обсуждались вопросы взаимодействия, а ситуацию подогревали модераторы: д. п. н., профессор А.Г. Кузнецова, д. п. н., профессор А.Е. Поличка и к. п. н., доцент Г.В. Павленко. От участников этой секции поступило предложение издать материалы конференции как ресурс активизации не только профессорско-преподавательского состава, но и их руководителей. 

Кроме того, в работе конференции принимала участие большая команда (13 человек) из Дальневосточного Федерального университета под руководством д. п. н., профессора М.Н. Невзорова. Все они презентовали научную школу «Генезис идей человекоразмерного образования в отечественной педагогике: взгляд в будущее» М.Н. Невзорова. Они раскрыли вопросы, касающиеся методологии школы, уклада кафедры педагогики, управления педагогическими проектами опережающего образования, идеи педагогического кластера г. Владивостока.

Проделанная работа позволила нам выявить имеющийся в регионе конструктивный опыт взаимодействия науки, образования и органов власти, органов управления, научных школ, руководителей образовательных организаций; обозначить «болевые точки» в сфере подготовки научных кадров и организации практико-ориентированных исследований в интересах региона.

На конференции произошло объединение ученых и педагогов-практиков Дальнего Востока в сфере профессионального образования. Ведущими спикерами на конференции докторами педагогических наук, профессорами Н.П. Юдиной, Н.В. Семеновой, М.Н. Невзоровым, А.Г. Кузнецовой было подчеркнуто, что научная школа – это не только сообщество ученых, это объединяющие их лидеры и идеи, которые разрабатываются в концепциях и теориях и эволюционируют, создавая исследовательские программы. Е.В. Бережнова – д. п. н., профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД РФ отметила важность проведения такой конференции и выразила уверенность в том, что рекомендации, выработанные по результатам работы конференции, будут содействовать развитию системы образования на Дальнем Востоке и его модернизации. Профессор института славянских языков Харбинского педагогического университета Чжан Цзиньчжун в своем докладе отметил совместную плодотворную работу своей кафедры и кафедры педагогики ТОГУ. Он указал на необходимость дальнейшего расширения и укрепления сотрудничества в целях повышения педагогической мобильности специалистов системы образования всех уровней в общероссийском и международном форматах.

К конференции коллективом РИОЦ ТОГУ, руководителем центра И.Н. Карповой и сотрудниками А.А. Поротовой и Ю.А. Наддака была подготовлена электронная выставка «Ученые Педагогического института», которая позволила еще раз познакомиться с учеными педагогами, их достижениями и печатными работами. Конференция не оставила равнодушных к проблемам научных школ и продемонстрировала консолидацию ученых и возрождение духа научных педагогических школ на Дальнем Востоке.

 

В.А. Давыденко,
зав. кафедрой педагогики ТОГУ,
руководитель гранта



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru