-
Интервью с ректором для журнала «Экономика и образование сегодня»
Тихоокеанский государственный университет в международном образовательном и научно-инновационном пространстве
В числе требований, которые эпоха глобализации предъявляет российским вузам – необходимость их максимальной интеграции в международное образовательное и научно-инновационное пространство. В эпоху интернационализации всех сфер человеческой деятельности уже невозможно представить себе современный университет, работающий вне системы международных контактов. И чем шире и глубже российский вуз вовлечен в плодотворный процесс обмена идеями, технологиями, научными кадрами и образовательными услугами, тем большими возможностями для своего развития и продуцирования новаторских знаний обладает, тем более авторитетен он в научном и образовательном сообществе. А значит – более качественное и всестороннее образование он способен предоставить гражданам России и других стран.
Мнением о значении и перспективах развития международного сотрудничества российских вузов в беседе с журналистом поделился председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, ректор Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.
– Сергей Николаевич, для вузов, расположенных в европейской части России, страны Азиатско-Тихоокеанского региона – дальнее зарубежье, а для Тихоокеанского государственного университета это близкие соседи и, по сути дела, сфера активного приграничного сотрудничества. Очевидно, именно этим и определяются главные направления международной деятельности ТОГУ?
– Конечно же, географическая близость к нам стран Азиатско-Тихоокеанского региона играет важную роль. Но еще более существенный фактор – то, что АТР сегодня является наиболее динамично развивающимся регионом планеты. Это касается и научно-образовательной сферы. Кстати говоря, судя по последнему рейтинговому списку 200 лучших университетов мира, составленному британским журналом «Times Higher Education», при сохранении лидирующего положения вузов США просматривается тенденция и к увеличению в их числе азиатских университетов. Все это объясняет, почему большинство наших зарубежных партнеров (а среди них более 120 университетов, исследовательских центров, корпораций, научных организаций, административных органов) располагаются в странах АТР. Мы поддерживаем связи с 71 научным, образовательным, производственным и административным учреждением из Китайской Народной Республики, Японии, Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики.
В соответствии с долгосрочными программами международного сотрудничества университет осуществляет широкий спектр мероприятий по реализации академического и студенческого обмена, совместных научно-исследовательских, инновационно-технологических, деловых, образовательных и культурных проектов, обучает иностранных студентов и аспирантов в своих стенах, направляет российских студентов на учебу за рубеж. В последние годы ТОГУ успешно реализует программы выдачи выпускникам наряду с российскими дипломами также дипломов стран – наших партнеров в образовательном сотрудничестве.
Одно из активно развивающихся направлений международной деятельности университета – наше участие в организации и проведении широкого спектра конференций, совещаний, симпозиумов и творческих форумов. В них участвуют руководители органов образования и ректоры вузов, известные ученые и педагоги, аспиранты и студенты, предприниматели из стран АТР, других регионов планеты. Плодотворные контакты с зарубежными коллегами развивают все институты, факультеты и кафедры, а также отдельные представители ТОГУ.
– Деятельность Тихоокеанского государственного университета в сфере международного сотрудничества, как известно, удостоилась высокой оценки и со стороны Президента России Дмитрия Медведева…
– Мы гордимся, что 21 мая 2009 года, в период проведения в Хабаровске саммита Россия – Евросоюз, Дмитрий Анатольевич Медведев посетил Тихоокеанский государственный университет. Президент России с большим интересом ознакомился выставкой-презентацией «Международное и приграничное сотрудничество ТОГУ», посетил нашу научную библиотеку, где ему были продемонстрированы возможности информационно-библиотечного комплекса и системы электронных научно-образовательных ресурсов университета. Он также встретился и более часа беседовал со студентами Тихоокеанского государственного университета. В ходе беседы Дмитрий Анатольевич особо подчеркнул необходимость для каждого российского вуза учиться правильным образом позиционировать себя на международной арене, продвигать бренд своего университета.
– На примере ТОГУ расскажите, пожалуйста, что может сделать на этом направлении не столичный, а дальневосточный российский университет.
– Обо всем этом, кстати, подробно рассказывается в 120-страничном справочно-информационном издании «Тихоокеанский государственный университет. Приграничное сотрудничество», выпущенном в свет Издательством ТОГУ по материалам выставки-презентации, которую посетил Президент России. В нем представлен большой массив информации. Упомяну лишь о некоторых наиболее важных и масштабных проектах, которые реализуются нашим университетом.
В 1991 году в Хабаровске впервые был проведен российско-китайский симпозиум «Современные материалы и технологии обработки», организаторами которого выступили наш университет и Харбинский политехнический институт. С тех пор симпозиум проводится регулярно, поочередно в Хабаровске (Россия) и Харбине (КНР). Его участники выступают с научными докладами, проводят презентации. По итогам каждого симпозиума выпускаются сборники научных трудов, публикуются статьи в ведущих специализированных журналах России и Китая, инновационные технологии внедряются в производство. Очередной российско-китайский симпозиум «Современные материалы и технологии – 2009» состоялся 5-9 октября в Хабаровске, в Бизнес-центре ТОГУ. В числе тем, обсуждавшихся на нем были: металлы и сплавы, наноматериалы и нанотехнологии, композиционные материалы, технологии обработки современных материалов, проблемы надежности и контроля материалов и конструкций, строительные материалы, информатика в технологических системах, информационно-измерительные системы, компьютерное моделирование и численные методы, информационные геосистемы и экология.
Среди других направлений научно-инновационного и производственно-технологического сотрудничества университета с зарубежными партнерами необходимо назвать многолетнее партнерство с японской корпорацией «Accretech», крупнейшим производителем точных метрических инструментов и оборудования для производства полупроводников, и входящей в ее состав фирмой «Tokyo Seimitsu Co. Ltd». В 2007 году в университете открыта лаборатория имени почетного доктора ТОГУ Хидэо Охцубо, оснащенная современным оборудованием, переданным фирмой «Tokyo Seimitsu Co. Ltd». Оно широко используется в учебном процессе, прежде всего, на кафедре компьютерного проектирования и сертификации машин. Кроме того, наши студенты Института информационных технологий получили возможность проходить стажировку в Японии, на предприятиях фирмы.
Ученые университета в области металловедения и литейного производства сотрудничают с южнокорейской компанией «Sung Hoon Engineering Co. Ltd». С 2009 года с участием Центра прикладного материаловедения ТОГУ реализуется международная программа «Проведение исследований по разработке внедрению технологии производства искусственного алмаза на базе аморфного графита месторождений КНДР». И это далеко не полный перечень реализуемых нами международных проектов.
В 1991 году в составе университета создан Центр новых информационных технологий (ЦНИТ). Одно из основных направлений его деятельности – участие в международных программах исследований в области теоретической ядерной физики. В числе партнеров – Департамент физики и астрономии Университета штата Айова (США). Результаты исследований ученых ТОГУ получают признание за рубежом, в международных научных журналах и сборниках опубликовано более 20 их оригинальных работ.
Тихоокеанский госуниверситет с 2000 года участвует в проведении Межуниверситетских семинаров по проблемам крупных азиатских городов (IUSAM). На них обсуждаются проблемы развития крупных городов Азии, в том числе – градостроительные и архитектурные, демографические и экологические, инженерные, транспортные и многие другие. Организаторами IUSAM являются 8 университетов ведущих стран Азии, а Россию в их числе представляет наш университет, в стенах которого международный семинар проходил в 2005 году. 15-й семинар IUSAM состоится в 2010 году в Токийском университете.
Непосредственно в ТОГУ с 2001 года ежегодно проводится форум «Новые идеи нового века» (NIoNC). Он начинал работу как международная научная конференция аспирантов и студентов архитектурных и строительных специальностей, и первоначально объединял представителей 4-х университетов из 3-х стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ныне программа форума формируется из трех крупных блоков – научного, творческого и культурно-познавательного. «Новые идеи нового века» в настоящее время – это неделя разнообразных научных, культурных и творческих контактов состоявшихся ученых-профессионалов с молодыми специалистами из разных стран, представляющими различные национальные культуры, научные и архитектурные школы. В работе 9-го форума «Новые идеи нового века» в 2009 году принимали участие представители 32 университетов, академий, институтов из 6 стран – России, Китая, Японии, Республики Корея, Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Узбекистан.
Хочу особо отметить разносторонность, регулярность и плодотворность международных контактов преподавателей и специалистов Института архитектуры и строительства ТОГУ. Совместно с китайскими партнерами они активно участвуют в реконструкции и восстановлении объектов русского архитектурного наследия на территории Маньчжурии, в проектировании и строительстве архитектурных комплексов в городах Северо-Восточного Китая. Среди уже реализованных ими проектов: возведение арки на Солнечном острове и окружающего ее архитектурного ансамбля, реконструкция ряда площадей и улиц, а также Свято-Николаевского собора – в Харбине; реконструкция «Улицы русского колорита» – в Даляне; воссоздание бывшего штаба русской армии в Луйшуне (Порт-Артуре). Еще целый ряд градостроительных и архитектурных проектов архитекторов и дизайнеров университета находится в стадии практической реализации на территории КНР. Многие из их проектов отмечены престижными международными премиями и дипломами, информация о них внесена в энциклопедии и справочники.
– А как развивается международное сотрудничество в сфере подготовки специалистов, в образовательной деятельности?
– Нашим первым постоянным партнером в той сфере стал Харбинский политехнический институт, с которым в 1989 году был подписан договор об образовательном и научно-техническом сотрудничестве. С 1990 года по контрактам, заключенным с Управлением кадров провинции Хэйлунцзян и целым рядом китайских промышленных предприятий, наш университет приступил к подготовке студентов из числа граждан КНР. В 1991 году в вузе был создан Факультет подготовки иностранных студентов, который в 1995 году стал называться Международным факультетом. Все эти годы росло число наших зарубежных партнеров и осуществляемых совместно с ними программ.
Сегодня в числе основных международных образовательных программ, осуществляемых в ТОГУ, следующие:
- довузовская подготовка иностранных учащихся по техническому, экономическому, естественнонаучному и гуманитарному направлениям;
- подготовка иностранных студентов по направлениям бакалавриата и специалитета;
- подготовка магистрантов и аспирантов;
- стажировки специалистов с учеными степенями и званиями;
- учебные обмены с включенным обучением в области профессиональной подготовки;
- учебные языковые стажировки студентов и сотрудников в период летних каникул;
- совместные образовательные программы длительного обучения в вузах стран-партнеров (Россия – КНР, Россия – Германия);
- образовательные программы в области получения профессиональных знаний и повышения уровня языковой культуры студентов и сотрудников вузов-партнеров;
- академические обмены и командировки преподавателей для чтения лекций и обмена опытом в развитии передовых методов обучения;
- обмен учеными и преподавателями.
Всего за прошедший период времени в ТОГУ прошли обучение около 1600 иностранных студентов, магистрантов, аспирантов, стажеров, около 80 процентов из них – граждане КНР. Благодаря успешной сертификации по международному стандарту ISO 9001:2008 университет все более уверенно завоевывает зарубежные рынки образовательных услуг.
– Тихоокеанский госуниверситет – один из крупнейших вузов Дальнего Востока. Как известно, в ТОГУ по всем уровням образования обучаются почти 22 тысячи человек. В вузе трудятся около тысячи преподавателей, большинство из которых имеют ученые степени и звания. Столь мощный научный и образовательный потенциал позволяет успешно развивать международные связи. Но ведь далеко не у каждого из вузов региона имеются такие же силы и возможности?
– Консолидации, объединению усилий вузов Дальневосточного региона служит деятельность Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, возглавлять который мне доверили коллеги. Координируем международную деятельность мы и на более высоком уровне, являясь организаторами и активными участниками международных Форумов ректоров университетов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и Северо-Восточных провинций Китайской Народной Республики.
16 – 18 сентября 2009 года в городе Далянь (КНР) прошел уже восьмой российско-китайский форум ректоров вузов, в котором участвовали руководители 35 китайских и 45 российских университетов, институтов, академий, а также органов управления сферой образования двух наших стран. Он проходил под эгидой Министерства образования КНР и Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. С российской стороны оргкомитет возглавлял Тихоокеанский госуниверситет.
На Форуме мы активно обсуждали такие вопросы, как формирование и реализация совместных научно-технических программ; повышение квалификации и переподготовка кадров по актуальным направлениям науки, техники и технологии; культурный обмен студентами; послевузовское образование; совершенствование правового обеспечения и процедурно-технических проблем, связанных с въездом и выездом представителей сотрудничающих вузов в страны АТР. В Даляне также была проведена Международная научно-практическая конференция «Россия и Китай 3-го тысячелетия: диалог в сфере культуры и образования». Форум в очередной раз продемонстрировал высокий уровень заинтересованности китайской стороны в развитии образовательного сотрудничества, в получении гражданами этой страны образования в дальневосточных российских вузах.
Словом, дальнейшее развитие образовательного и научно-инновационного сотрудничества с нашими восточными соседями, и не только с Китаем, но и другими странами региона, – это и потребность времени, и реальная возможность повышения авторитета российской высшей школы.
Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.
-
Проблемы образования на Дальнем Востоке. Интервью для газеты «Приамурские ведомости»
Депутат Законодательной думы Хабаровского края, председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко: «Система образования дальневосточного региона имеет прочный фундамент для инновационного развития».
Послании Федеральному собранию, с которым 12 ноября 2009 года обратился Президент РФ Дмитрий Медведев, и в ходе его встречи 15 декабря с руководством Российской академии наук были высказаны принципиально важные оценки состояния образования и науки в России, актуальные идеи об их значении в деле системной модернизации нашей страны.
О нынешних проблемах и достижениях в научно-образовательной сфере Дальнего Востока, о своем видении основных направлений ее перехода на инновационный путь развития рассказал председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, депутат Законодательной думы Хабаровского края, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.
– Сергей Николаевич, одна из проблем, которая в последние годы оказалась в центре дискуссий не только образовательного сообщества, но и, что вполне понятно, старшеклассников школ и их родителей, это проблема ЕГЭ. Какое отражение она нашла в деятельности возглавляемого вами Совета ректоров вузов региона?
– Проблемы государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учебных заведений постоянно находятся в поле зрения вузовской общественности, Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО. Как известно, с 2003-го по 2008 год в нашем регионе проходил эксперимент по проведению единого государственного экзамена, а в 2009 году он стал основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников школ. Отношение научно-педагогической и родительской общественности к введению ЕГЭ, как известно, было неоднозначным. И на последнем по времени проведения, Девятом съезде Российского Совета ректоров подчеркивалось, что при всех положительных моментах введения единого госэкзамена, к оценке качества и уровня образования выпускников школ нужно подходить более комплексно. Кроме того, надо не просто фиксировать их состояние, но и делать более глубокие выводы из явно недостаточного уровня знаний, которые дает школа, прежде всего, по фундаментальным и классическим дисциплинам. А главное – разрабатывать и реализовать комплекс мер по оказанию вузами комплексной помощи школе в повышении уровня знаний учеников, прежде всего, по математике, физике, химии, астрономии, русскому языку и литературе.
Именно поэтому мы с особым вниманием отнеслись к идеям Президента России, прозвучавшим в его Послании Федеральному собранию. Как известно, он отметил необходимость в 2010 году, объявленном Годом Учителя, разработать и ввести новые требования к качеству школьного образования. При этом было заявлено, что Единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества знаний: будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений каждого ученика, его компетенции и способностей. Об этом же говорилось на совещании по вопросам повышения эффективности ЕГЭ, которое Президент России провел 21 декабря.
Что касается помощи школам со стороны вузов, то в Хабаровском крае это давняя и прочная традиция. Мы хорошо осознаем, что сегодня без всесторонней помощи и поддержки со стороны вузов очень многие наши школы вряд ли смогут поспеть за стремительным развитием образовательных и информационных технологий, подготовить выпускников на уровне, необходимом для успешного продолжения ими образования в стенах университетов и институтов. Формы работы, применяемые в этом направлении вузами региона различны. Это и разнообразная профориентационная деятельность, в том числе кураторство над школами, и создание различных воскресных школ и курсов, где старшеклассники могут повысить свой уровень знаний по наиболее важным предметам. Один из примеров – работа Воскресной физико-математической школы, действующей под патронажем Факультета математического моделирования и процессов управления ТОГУ. Среди 180 ее слушателей – ученики старших классов школ Хабаровска и Хабаровского района, занятия с которыми проводят известные ученые институтов ДВО РАН, преподаватели нашего университета, доктора и кандидаты наук. Кроме того, именно представителями ТОГУ в настоящее время инициирована и проводится в краевом масштабе информационно-агитационная работа в средствах массовой информации, на телевидении. В ходе нее старшеклассникам и их родителям, а также учителям школ разъясняется необходимость сдачи выпускных единых государственных экзаменов по физике и химии, что позволит ребятам претендовать на бюджетные места в вузах, которые готовят специалистов инженерно-технического профиля, максимально востребованных на рынке труда.
– Формы работы такого рода – давняя традиция вузов. А что делается в Хабаровском крае с учетом необходимости самого широкого внедрения в процесс обучения современных информационных технологий?
– На уровне отдельных вузов и в масштабе всего Хабаровского края реализуется целый ряд интересных и важных информационных программ. Так, созданный в ТОГУ Хабаровский краевой центр новых информационных технологий (ХКЦНИТ), во взаимодействии с Министерством образования края осуществляет техническую поддержку и обеспечивает повседневную работу Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС). Эта сеть обеспечивает для 286 общеобразовательных школ, двух десятков пунктов системы межшкольных методических центров и ряда техникумов доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам вузов края. Ведется работа по включению уже в ближайшее время в ХКОИС учреждений дополнительного образования детей, а также интернатов для детей-инвалидов. Кроме того, с целью формирования регионального образовательного контента и создания Интернет-площадок для образовательных телекоммуникационных проектов, сотрудниками ХКЦНИТ разработан образовательный портал «Пайдейя». Он ориентирован на учащихся учреждений общего и профессионального образования, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, родителей и педагогическую общественность. На этом портале представлены и постоянно пополняются материалы для самостоятельной работы и самоконтроля учащихся и студентов, проблемные и дидактические материалы для учителей, специальные образовательные программы для олимпиад и конкурсов, заочных школ, домашнего обучения. За счет всего этого в значительной мере и создается база для последующих успехов молодых людей в процессе обучения в вузах, для их профессиональной и интеллектуальной самореализации.
Координируем мы на уровне Совета ректоров и усилия вузов по внедрению в процесс подготовки студентов разнообразных технологий дистанционного обучения (ТДО). Наибольшее распространение, к примеру, в Хабаровском крае получила модель интеграции очного и дистанционного обучения с использованием кейс-технологии, с формированием кейсов учебных материалов по различным предметам. Советом ректоров с учетом изучения передового опыта ряда вузов рекомендовано продолжить работу по совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса с использованием ТДО. Вопросы формирования единой информационной образовательной среды были рассмотрены на одном из заседаний Совета ректоров, причем работа объединенной телекоммуникационной комиссии, координирующей деятельность вузов в этой сфере, пока что признана неудовлетворительной. Технологии обучения на базе видеоконференций, интерактивного видео внедряются в учебный процесс еще недостаточно эффективно.
Важнейшим элементом единой образовательной среды должны стать вузовские библиотеки. С одной стороны, в последние годы в большинстве вузов проводится активная политика их компьютеризации, на территории Хабаровского края и ЕАО сформированы информационно-библиотечная сеть, в которую входят 13 вузовских библиотек, и общие базы данных, в том числе сводный электронный каталог. С другой стороны, необходимо работать в этом направлении еще более активно, подтягивать к уровню лучших по компьютеризации вузов все остальные. Кроме того, уже назрела необходимость создания в регионе единой вузовской электронной библиотеки.
– Если вернуться к проблеме ЕГЭ, то именно в 2009 году, после его введения в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации, наметился отток выпускников школ из региона в столичные вузы…
– В октябре 2009 года на заседании Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО были подведены итоги приемной кампании 2009 года в вузах региона. Из 5145 бюджетных мест, выделенных нашим вузам, заполнены студентами 5093 места. Часть бюджетных мест осталась вакантной в Хабаровском государственном институте искусств и культуры и Дальневосточной государственной академии физической культуры. Что касается Тихоокеанского государственного университета, то у нас план по заполнению бюджетных мест выполнен полностью. Всего на бюджетные места в ТОГУ в 2009 году приняты 1377 студентов: 1010 – на очное отделение, 231 – на заочное отделение, 136 – в магистратуру. В целом же, в сравнении со многими другими регионами Российской Федерации, в Хабаровском крае и Еврейской АО приемная кампания 2009 года прошла успешнее.
Но мы понимаем, что расслабляться не имеем права, ведь основные проблемы нас ждут впереди. В ближайшие годы количество выпускников школ в России, а значит и абитуриентов, существенно уменьшится. На декабрьском заседании Российского союза ректоров министр образования и науки Андрей Фурсенко высказал прогноз о двукратном сокращении студентов к 2011-2012 годам. В этих условиях конкуренция за абитуриентов между вузами неизбежна. Однако это должна быть добросовестная конкуренция, в основу которой положены интересы всего российского образовательного сообщества, а не только столичных вузов, куда, как мы убедились, в последнее время наблюдается отток ребят из регионов. Поэтому уже сейчас на государственном уровне необходимо предусмотреть разумные меры регулирования и стимулирования, исключающие чрезмерный отток абитуриентов из отдаленных регионов, прежде всего Дальнего Востока, в Европейскую часть России. В противном случае это не просто еще более обострит демографическую ситуацию в нашем регионе, но и может в среднесрочной перспективе вызвать стагнацию целых отраслей экономики. Ведь нередко вслед за детьми на запад уезжают и их родители.
Хочу в этой связи обратить внимание на последовательную политику, проводимую Советом ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО в вопросах проведения предметных олимпиад школьников. Понимая, что это один из наиболее эффективных механизмов поиска и отбора талантливой молодежи, мы последовательно добивались включения региональной олимпиады «Будущий абитуриент» в перечень олимпиад на 2009-2010 учебный год по восьми предметам. Мы неоднократно подчеркивали, что именно региональные предметные олимпиады являются одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих решить задачу общегосударственной важности по закреплению талантливой молодежи в Дальневосточном регионе. К сожалению, пока к нам не прислушались…
– Сергей Николаевич, что сегодня является наиболее важным в научно-образовательной политике государства? В частности, что применительно к сфере образования означает тезис Президента РФ о необходимости «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»?
– В Послании Президента России названы исторические вызовы, которые встают перед страной в целом, и отечественными наукой и образованием в частности, сформулирован целый ряд новаторских идей. В XXI веке, как отметил Дмитрий Анатольевич, геополитические позиции России, благополучие нашей страны и ее граждан будут напрямую зависеть от успехов в развитии отечественного рынка инновационных идей, изобретений и открытий, от нашей способности находить и поощрять талантливых людей, воспитывать молодежь в духе гражданской активности, интеллектуальной свободы и творчества. Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития страны, ориентированных, прежде всего, на реальные потребности людей. В их числе – внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Думаю, каждому понятно, что достичь этих целей можно только за счет опережающего развития науки, разработки и внедрения инновационных технологий, за счет эффективной подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для всех отраслей экономики.
– Очевидно, именно в связи с этим в целом ряде концептуальных документов Министерства образования и науки, опубликованных за последнее время, говорится о необходимости запуска с 2010 года крупномасштабных программ опережающего обучения и переобучения специалистов?
– Мы, представители образовательного сообщества, уже неоднократно подчеркивали, что в современном, предельно динамичном мире образование (среднее профессиональное, высшее, любое) не дается на всю жизнь. Сегодня необходимо внедрение в сознание каждого человека понимания того, что образование – это процесс непрерывного, пожизненного обучения и переобучения, причем, в идеале, не догоняющего, а опережающего развитие технологий. Это связано с тем, что современной экономике необходимы специалисты не с раз и навсегда данными профессиональными навыками, а способные приобретать все новые и новые компетенции инновационной направленности. И преимущественно – компетенции междисциплинарные и мультидисциплинарные.
Справиться со столь сложными и широкомасштабными задачами способны только вузы, сочетающие в своей деятельности принципы классического, фундаментального образования и активную инновационную деятельность, занимающиеся научно-исследовательской работой на уровне мировых стандартов, встроенные в региональную экономику. Современный университет должен готовить для страны интеллектуальную элиту, выполнять функции «социального лифта» для талантливых и трудолюбивых представителей всех слоев общества. Причем, как молодежи, так и людей более зрелого возраста, которые приходят к нам для получения второго образования или для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. К примеру, в ТОГУ на протяжении ряда лет эффективно осуществляется целый комплекс мероприятий по организации переподготовки и повышению квалификации специалистов различных отраслей экономики и педагогических работников, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, дорожного строительства, транспорта и энергетики, экологии и природопользования, менеджмента и юриспруденции.
– Как известно, один из острых и злободневных вопрос сегодня – трудоустройство выпускников вузов. Что, по вашему мнению, необходимо делать на этом направлении?
– Прежде всего, внимательно отслеживать динамику процессов занятости на региональном рынке труда и оперативно вносить коррективы в перечни специальностей и направлений, по которым вузы готовят специалистов, расширять взаимодействие с предприятиями и организациями, объединяющими работодателей. Если в 90-годы мы готовили специалистов, сообразуясь со своими возможностями и запросами общества – прежде всего, абитуриентов и их родителей, то сегодня уже понятно, что без учета реальных потребностей рынка труда работать нельзя. Перепроизводство кадров по одним специальностям (в основном гуманитарным и экономическим) и дефицит по другим (инженерно-техническим, отчасти – педагогическим) заставляют существенно корректировать образовательную политику и на общегосударственном, и на региональном уровне.
Поэтому все более тесные контакты вузы устанавливают с организациями, представляющими интересы работодателей. Один из примеров – в декабре 2009 года в ТОГУ состоялся круглый стол на тему «Абитуриент (студент) – вуз – работодатель: целевая контрактная подготовка». В нем приняли участие руководители Министерства образования Хабаровского края, краевого Союза работодателей, ряда предприятий, организаций и банковских структур. Шел заинтересованный разговор, прежде всего о подготовке специалистов в сфере информационных технологий – отрасли, развивающейся сегодня наиболее стремительно. Выявлялись точки «нестыковки», к примеру, государственных образовательных стандартов и отраслевых профессиональных стандартов, намечались пути их преодоления. Впрочем, есть и повод для законной гордости, ведь университет давно и успешно взаимодействует с целым рядом отраслей промышленности, транспорта, предприятиями строительного комплекса. В ближайшее время мы планируем ряд мероприятий и на межвузовском уровне. Прежде всего, это касается подготовки совместного заседания Президиума Совета ректоров, Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края и краевого Союза работодателей по теме «Стратегическое партнерство университетов и бизнес-сообщества». Мы прорабатываем целый ряд направлений деятельности в этой сфере. Необходимо, в частности, выработать нормативные документы по определению места бакалавров и магистров в профессиональных отраслевых стандартах и требованиях к специалистам различных квалификаций. Все это должно быть в центре внимания и при разработке государственных стандартов 3-го поколения.
– Сергей Николаевич, одним из актуальных проблем образовательной политики государства в последние годы становится укрупнение вузов. Вот и Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию остановился на этих вопросах, и даже заявил о необходимости преобразования большинства нынешних педагогических вузов в факультеты классических университетов. Насколько сами университеты готовы к этому?
– Во-первых, что касается «укрупнения». Это, с учетом целого ряда факторов (причем не только уже упомянутого сокращения числа абитуриентов), объективная потребность времени. Я полностью согласен с министром образования и науки, что тысяча вузов и две тысячи филиалов, даже для такой большой страны как наша, сегодня явный перебор. Прежде всего, потому что далеко не все они способны дать приемлемый уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов. И уж тем более несовместима с потребностями экономики в высокопрофессиональных кадрах сложившаяся в прежние годы система фактической покупки дипломов во всякого рода «полуподвальных» институтах и филиалах.
Крупные вузы имеют более весомые шансы не только выжить в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, но и ускоренно развиваться. Особенно это важно для развития инженерно-технических и естественнонаучных специальностей и формирования научных школ, пользующихся признанием в мировом университетском сообществе. Только крупный вуз способен аккумулировать средства для закупки современного оборудования и создания мощной лабораторно-исследовательской базы. Кроме того, такие вузы становятся естественным центром притяжения для профессорско-преподавательского состава, причем не только представителей отечественной науки, но и зарубежных светил. Кстати, не секрет, что сегодня многие преподаватели читают лекции, ведут семинары в нескольких вузах, как правило, небольших. Вот и представьте, сколько времени и сил в условиях большого города, а тем более мегаполиса, у них уходит на поездки. А если все эти мини-вузы соединить в один большой – какая экономия интеллектуальной энергии и времени получается. Плюс в вузе появляется возможность конкуренции между профессорами, скажем, читающими различные курсы лекций в магистратуре. Такая состязательность тоже будет способствовать повышению качества образования.
Во-вторых, что касается предложения Президента о вхождении педагогических вузов в состав классических университетов. От этого в итоге выиграют и те, и другие, не говоря уж о позитивном влиянии на всю систему школьного образования. Ведь классические университеты – это и признанные центры научно-инновационной деятельности. А школьный учитель в XXI веке по сути своей должен быть новатором. Только тогда удастся ликвидировать образовавшийся «провал» между уровнем подготовки выпускников школ и требованиями вузов к базовым знаниям ребят, приходящим на первый курс.
Но ведь не только педагогические вузы нужно подтягивать к высокому уровню классического и фундаментального образования! Сегодня не менее актуален этот вопрос и для различных узко-профильных вузов – к примеру, институтов культуры, даже для ряда медицинских вузов. И здесь очень поучителен опыт высокоразвитых зарубежных стран.
Когда я находился в командировке в Республике Корея, мне посчастливилось посетить госпиталь Святой Марии Католического университета и госпиталь Сеульского национального университета. В рейтинговом списке медучреждений страны они занимают, соответственно, пятое и третье места. Это – опыт, достойный применения и в системе отечественного высшего образования. Медицинское образование уже невозможно представить без современных технологий диагностики и лечения, без глубоких научных исследований. Все это требует развития медицины на стыке с физикой, химией, информационными технологиями. Не случайно в Московском государственном университете, который является эталоном для отечественных университетов, создается факультет фундаментальной медицины, для него строится самая современная клиника.
В-третьих, следующим закономерным этапом развития отечественной системы образования становится формирование университетских комплексов – мощных научно-образовательных кластеров, о необходимости которых я говорил еще несколько лет назад. Наиболее крупные, развитые в инновационно-технологическом и информационно-техническом плане университеты должны стать естественными центрами притяжения для большинства учебных заведений региона, в том числе общеобразовательных школ, для научных организаций, производственных предприятий и внедренческих бизнес-структур. Именно за счет таких технопарков, как мне представляется, будет сформирована комфортная среда для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня, о чем говорил Президент России в своем Послании Федеральному собранию.
– А как в этой связи вам видится судьба нынешних техникумов?
– Есть реальная возможность преобразовать их в технические колледжи, также входящие в структуру университетов и осуществляющие подготовку студентов по программе технического бакалавриата, что существенно повышает статус этих учебных заведений. Кроме того – позволяет им не только сохранить тесные связи с производством, но и обеспечить преподавателям более высокие статус и уровень оплаты труда, а также возможности заниматься научной и инновационной деятельностью. Одновременно мы сможем решить проблему подготовки высококвалифицированных технических кадров, своего рода рабочих-бакалавров для высокоинтеллектуальных, техноёмких производств, в чем очень нуждается экономика Дальневосточного региона, стремящаяся вырваться из тисков своей сырьевой направленности. Ведь альтернативой этой траектории трансформации техникумов уже в ближайшее время может стать, наоборот, понижение статуса многих из них до уровня профессионально-технических училищ.
– Сергей Николаевич, как вы не раз подчеркивали, образовательная сфера не является «вещью в себе», системой, существующей только для себя. Как вам видится ее сегодняшняя роль в решении всего комплекса задач инновационного развития и системной модернизации страны, на чем Президент России сделал особый акцент?
– Сегодня нашей экономике крайне необходимы точки роста. Ими в значительной мере могут и должны стать крупные региональные вузы, тем более упомянутые мною университетские комплексы. Прежде всего, те, в которых, как показывает опыт Тихоокеанского государственного университета, сосредоточены высоко профессиональные научные кадры, сформировались авторитетные научные школы, имеется мощная лабораторно-исследовательская, информационная и инновационно-внедренческая база, осуществляется подготовка инженерных кадров, значительная часть которых еще со студенческой скамьи вовлекается в процесс научной и инновационной деятельности. Именно такие вузы, имея глубокие традиции подготовки инженерно-технических кадров и устоявшиеся партнерские связи с производственными, транспортными и другими предприятиями региона, развивая международные контакты, становятся центром притяжения для академических институтов, учебных заведений различного уровня, для фирм, заинтересованных в разработке и внедрении новейших технологий и инновационных интеллектуальных продуктов.
– Однако решать столь сложные и крайне необходимые для страны задачи приходится в условиях жесткой экономической и интеллектуальной конкуренции в геополитическом пространстве. Что здесь является наиболее важным, и насколько конкурентоспособны отечественная научная и образовательная сферы?
– Для Дальнего Востока весьма актуальна проблема ухода от сырьевой ориентации экономики. Тем более что рядом находятся или высокоразвитые в технологическом отношении (США, Япония, Республика Корея) или развивающиеся высокими темпами страны (Китайская Народная Республика). У них – свои национальные интересы, зачастую не совпадающие с нашими. И если мы не перенесем акцент на разработку и самое широкое внедрение технологий глубокой переработки наших богатых сырьевых ресурсов, то экономика региона рискует остаться в унизительном положении сырьевого придатка соседей.
Кто сказал, что мы не можем продуцировать новые технические знания и эффективные технологии? Опыт нашего университета, да и многих других наших партнеров в региональном образовательном пространстве, полностью опровергает ошибочный и опасный тезис о том, что Россия способна развиваться только за счет импорта современных технологий. К примеру, инновационно-исследовательская структура одного лишь ТОГУ включает до 50 самостоятельных подразделений. Многое делается в этом направлении и в ряде других, прежде всего технических вузов региона.
О высоком уровне конкурентоспособности дальневосточных вузов свидетельствует само наличие широких международных связей, многоуровневого научно-образовательного сотрудничества. В числе наших общих партнеров – более 70 университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе США, Японии, Китая, Австралии, Новой Зеландии, а также Европейского континента. Иностранные граждане проходят подготовку в вузах Хабаровского края и ЕАО более чем по 40 направлениям. Привлекательности нашей системы образования способствует и то, что семь вузов региона по состоянию на 2009 год в системе менеджмента качества образования сертифицированы по международному стандарту ISO 9001:2008.
Все это – наглядное подтверждение наших успехов и прочный фундамент для дальнейшего развития.
Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.
-
Интервью с ректором для газеты «Тихоокеанская звезда»
Ректор Тихоокеанского государственного университета доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко: «Мы должны готовить для экономики специалистов с инновационными компетенциями, работая не вдогонку, а на опережение…».
В Послании Федеральному собранию, с которым 12 ноября 2009 года обратился Президент РФ Дмитрий Медведев, а также в ряде выступлений министра образования и науки Андрея Фурсенко содержатся принципиально важные оценки состояния образования и науки в России и актуальные идеи об их роли и значении в деле системной модернизации нашей страны.
О нынешних проблемах и достижениях в научно-образовательной сфере Дальнего Востока, о своем видении основных направлений ее перехода на инновационный путь развития в беседе с журналистом рассказал председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.
– Сергей Николаевич, что сегодня является наиболее важным в научно-образовательной политике государства? В частности, что применительно к сфере образования означает тезис Президента РФ о необходимости «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»?
– В Послании Президента России названы исторические вызовы, которые встают перед страной в целом, и отечественными наукой и образованием в частности, сформулирован целый ряд новаторских идей. В XXI веке, как отметил Дмитрий Анатольевич, геополитические позиции России, благополучие нашей страны и ее граждан будут напрямую зависеть от успехов в развитии отечественного рынка инновационных идей, изобретений и открытий, от нашей способности находить и поощрять талантливых людей, воспитывать молодежь в духе гражданской активности, интеллектуальной свободы и творчества. Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития страны, ориентированных, прежде всего, на реальные потребности людей. В их числе – внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Думаю, каждому понятно, что достичь этих целей можно только за счет опережающего развития науки, разработки и внедрения инновационных технологий, за счет эффективной подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров для всех отраслей экономики.
– Очевидно, именно в связи с этим в ряде концептуальных документов Министерства образования и науки, опубликованных в последнее время, говорится о необходимости запуска с 2010 года крупномасштабных программ опережающего обучения и переобучения специалистов?
– Мы, представители образовательного сообщества, уже неоднократно подчеркивали, что в современном, предельно динамичном мире образование (среднее профессиональное, высшее, любое) не дается на всю жизнь. Сегодня необходимо внедрение в сознание каждого человека понимания того, что образование – это процесс непрерывного, пожизненного обучения и переобучения, причем, в идеале, не догоняющего, а опережающего развитие технологий. Современной экономике необходимы специалисты не с раз и навсегда данными профессиональными навыками, а способные приобретать все новые и новые компетенции инновационной направленности. И преимущественно – компетенции междисциплинарные и мультидисциплинарные.
Справиться со столь сложными и широкомасштабными задачами способны только вузы, сочетающие в своей деятельности принципы классического, фундаментального образования и активную инновационную деятельность, занимающиеся научно-исследовательской работой на уровне мировых стандартов, встроенные в региональную экономику. Современный университет должен готовить для страны интеллектуальную элиту, выполнять функции «социального лифта» для талантливых и трудолюбивых представителей всех слоев общества. Причем, как молодежи, так и людей более зрелого возраста, которые приходят к нам для получения второго образования или для совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. К примеру, в ТОГУ на протяжении ряда лет эффективно осуществляется комплекс мероприятий по организации переподготовки и повышению квалификации специалистов различных отраслей экономики и педагогических работников, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, дорожного строительства, транспорта и энергетики, экологии и природопользования, менеджмента и юриспруденции. В университете действует Дальневосточный институт отраслевых технологий, управления, бизнеса и права, в котором на трех факультетах (ускоренного и параллельного обучения; заочного ускоренного обучения; переподготовки и повышения квалификации) в настоящее время обучаются несколько тысяч человек.
Все более тесные контакты мы устанавливаем с организациями, представляющими интересы работодателей. В декабре 2009 года в ТОГУ состоялся круглый стол на тему «Абитуриент (студент) – вуз – работодатель: целевая контрактная подготовка». В нем приняли участие руководители министерства образования Хабаровского края, краевого Союза работодателей, ряда предприятий, организаций и банковских структур. Шел заинтересованный разговор, прежде всего о подготовке специалистов в сфере информационных технологий – отрасли, развивающейся сегодня наиболее стремительно. Выявлялись точки «нестыковки» государственных образовательных стандартов и отраслевых профессиональных стандартов, намечались пути их преодоления. Есть и повод для законной гордости, ведь университет давно и успешно взаимодействует со многими отраслями промышленности, транспорта, предприятиями строительного комплекса. Это относится, прежде всего, к нашим Дальневосточному автодорожному институту, Институту транспорта и энергетики, Дальневосточному лесотехническому институту.
– Особое внимание в последние годы уделяется повышению качества школьного образования. Не случайно в двух Посланиях, 2008 и 2009 годов, Президент Дмитрий Медведев подробно остановился на идее «Школы XXI века»…
– Без всякого сомнения, ключевым звеном отечественной системы образования остается общеобразовательная школа, где закладываются фундамент знаний и само умение познавать и разумно преобразовывать мир. Да и вообще инновационно ориентированное интеллектуальное развитие и фундаментальное, классическое (в изначальном понимании этих терминов) образование должны начинаться с детского возраста. К примеру, в Японии, стране, которая по праву гордится своими инновационными подходами и технологиями, детей начинают водить в многочисленные и разнообразные по тематике технические музеи еще до того, как они научатся читать и писать.
Решению столь важных для России задач служат Национальный проект «Образование» и государственная программа «Наша новая школа». И мы хорошо осознаем, что сегодня без всесторонней помощи и поддержки со стороны вузов многие школы вряд ли смогут поспеть за стремительным развитием образовательных и информационных технологий, подготовить выпускников на уровне, необходимом для успешного продолжения ими образования в стенах университетов и институтов.
Для Тихоокеанского государственного университета оказание поддержки и помощи общеобразовательным школам, постоянная профориентационная работа – давние и прочные традиции. Одно из направлений – работа Воскресной физико-математической школы, действующей под патронажем Факультета математического моделирования и процессов управления ТОГУ. Среди 180 слушателей школы – ученики старших классов школ Хабаровска и Хабаровского района. Занятия с ними проводят известные ученые институтов ДВО РАН, преподаватели нашего университета. Именно представителями ТОГУ инициирована и проводится в краевом масштабе информационно-агитационная работа в средствах массовой информации, на телевидении. В ходе нее старшеклассникам и их родителям, учителям школ разъясняется необходимость сдачи выпускных ЕГЭ по физике и химии, что позволит ребятам претендовать на бюджетные места в вузах, где готовят специалистов инженерно-технического профиля, максимально востребованных на рынке труда.
– Как известно, Тихоокеанский государственный университет и прежде находился в авангарде профориентационной работы в школах региона…
– Это устоявшаяся традиция в нашем вузе. В 2006 году мы ввели кураторство школ Хабаровска. За институтами и факультетами ТОГУ были закреплены 58 школ, ведется работа с выпускниками, кураторы посещают школьные родительские собрания. Университет ведет работу со службами занятости Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области.
Разработан и поддерживается в актуальном состоянии университетский информационный портал для абитуриентов (http://abitur.khstu.ru/), который посещают до тысячи человек ежемесячно. Реализуется ряд других интересных и важных информационных программ. Так, созданный в ТОГУ Хабаровский краевой центр новых информационных технологий (ХКЦНИТ) осуществляет техническую поддержку и обеспечивает повседневную работу Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС). Сеть обеспечивает для 286 общеобразовательных школ, двух десятков пунктов системы межшкольных методических центров и ряда техникумов доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам вузов края. Идет работа по включению в ближайшее время в ХКОИС учреждений дополнительного образования детей и интернатов для детей-инвалидов. Для формирования регионального образовательного контента и создания Интернет-площадок для образовательных телекоммуникационных проектов, сотрудниками ХКЦНИТ разработан образовательный портал «Пайдейя». Он ориентирован на учащихся учреждений общего и профессионального образования, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, родителей и педагогическую общественность. За счет всего этого в значительной мере и создается база для последующих успехов молодых людей в процессе обучения в вузах, для их профессиональной и интеллектуальной самореализации.
– Сергей Николаевич, в последних выступлениях министра образования и науки настойчиво повторяется тезис насчет обострения конкуренции между вузами за абитуриентов. Очевидно, это в первую очередь связано с ухудшением демографической ситуации в стране, общим сокращением количества выпускников школ?
– В ближайшие годы количество выпускников школ в России, а значит и абитуриентов действительно существенно уменьшится. На декабрьском заседании Российского союза ректоров министр образования и науки высказал прогноз о двукратном сокращении студентов к 2011-2012 годам. В этих условиях конкуренция за абитуриентов между вузами неизбежна. Но это должна быть добросовестная конкуренция, в основу которой положены интересы всего российского образовательного сообщества, а не только столичных вузов, куда в последнее время наблюдается отток ребят из регионов. Поэтому уже сейчас на государственном уровне необходимо предусмотреть разумные меры регулирования и стимулирования, исключающие чрезмерный отток абитуриентов из отдаленных регионов, прежде всего Дальнего Востока, в Европейскую часть России.
– Но, наряду с мерами государственной политики, дальневосточные вузы и сами должны бороться за студентов…
– Разумеется! Мы должны умело и грамотно продвигать брэнд своего университета, о чем говорил в мае 2009 года Президент России в ходе встречи со студентами ТОГУ. Это необходимо делать за счет совершенствования системы обучения, обеспечения высокого уровня социальных гарантий студентам, проведения активной информационно-имиджевой политики. Мы должны разъяснить и убедить юношей и девушек, их родителей, что наш вуз предоставляет высококачественные образовательные услуги, соответствующие не только образовательным стандартам, но и запросам рынка труда. Причем рынка как отечественного, регионального, так и международного. Вообще стоит подчеркнуть, что современный университет – это высшее учебное заведение, максимально открытое в окружающий мир. Что касается Тихоокеанского госуниверситета, мы этому уделяем приоритетное внимание. У нас реализуются различные международные образовательные программы, в ходе которых студенты могут получить два диплома – и российский, и одного из зарубежных вузов, наших партнеров в образовательной деятельности. Любой из студентов кроме основного высшего образования может в период учебы получить и второе высшее – по любой из 62 специальностей или 32 направлениям бакалавриата. Кстати, образование, которое дает ТОГУ, имеет знак качества мирового уровня: в 2009 году университет успешно прошел сертификацию по международному стандарту ISO 9001:2008.
Еще одно наше конкурентное преимущество: мы предоставляем студентам широкие возможности обучаться на местах, финансируемых из государственного бюджета. В 2009 году на бюджетные места в ТОГУ поступили 1377 молодых людей: 1010 – на очную форму обучения, 231 – на заочную, 136 – в магистратуру.
Важную роль играют возможности вуза обеспечить студентам и другие социальные гарантии и преференции. В этом отношении у ТОГУ также есть серьезные конкурентные преимущества, которыми сегодня может похвастаться далеко не каждый, даже крупный столичный вуз. В общежитиях студенческого городка у нас имеется более 3000 мест для иногородних ребят, которые, кстати говоря, составляют около 40 процентов наших студентов. В нынешнем году всем первокурсникам, приехавшим из различных регионов Дальнего Востока и подавшим заявления о том, что они нуждаются в жилье, были предоставлены места в общежитии. И на время предстоящих в 2010 году вступительных экзаменов мы готовы обеспечить жильем в общежитиях всех приезжих абитуриентов.
ТОГУ также располагает: студенческой поликлиникой с предоставлением бесплатной медицинской помощи и санаторием-профилакторием «Березка»; учреждениями общественного питания и социального обслуживания по доступным ценам; многочисленными творческими мастерскими и студенческими клубами по интересам, учреждениями по организации досуга и занятиям спортом. Кстати, каждый вечер, когда я ухожу с работы и прохожу мимо актового зала университета, оттуда доносится музыка: почти непрерывно у нас идут фестивали, концерты, конкурсы, выступления команды КВН «Ботанический сад», других самодеятельных коллективов. В связи с этим многие студенты большую часть времени проводят в университете, совмещая учебу, досуг и даже работу.
– Сергей Николаевич, одним из актуальных проблем образовательной политики государства в последние годы становится укрупнение вузов. Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию остановился на этих вопросах, и заявил о необходимости преобразования большинства нынешних педагогических вузов в факультеты классических университетов. Насколько сами университеты готовы к этому?
– Во-первых, что касается «укрупнения». Это, с учетом целого ряда факторов (причем не только уже упомянутого сокращения числа абитуриентов), объективная потребность времени. Я полностью согласен с министром образования и науки, что 1000 вузов и 2000 филиалов, даже для такой большой страны как наша, явный перебор. Далеко не все они способны дать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов. Тем более несовместима с потребностями экономики в профессиональных кадрах сложившаяся в прежние годы система фактической покупки дипломов во всякого рода «полуподвальных» институтах и филиалах.
Крупные вузы имеют более весомые шансы не только выжить в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, но и ускоренно развиваться. Особенно это важно для развития инженерно-технических и естественнонаучных специальностей и формирования научных школ, пользующихся признанием в мировом университетском сообществе. Только крупный вуз способен аккумулировать средства для закупки современного оборудования и создания мощной лабораторно-исследовательской базы. Кроме того, такие вузы становятся естественным центром притяжения для профессорско-преподавательского состава, причем не только представителей отечественной науки, но и зарубежных светил. В вузе появляется возможность конкуренции между профессорами, скажем, читающими различные курсы лекций в магистратуре. Такая состязательность тоже будет способствовать повышению качества образования.
Во-вторых, что касается предложения Президента России о вхождении педагогических вузов в состав классических университетов. От этого в итоге выиграют и те, и другие, не говоря уже о позитивном влиянии на всю систему школьного образования. Ведь классические университеты – это и признанные центры научно-инновационной деятельности. А школьный учитель в XXI веке должен быть новатором. Только тогда удастся ликвидировать «провал» между уровнем подготовки выпускников школ и требованиями вузов к базовым знаниям ребят, приходящим на первый курс.
Но ведь не только педагогические вузы нужно подтягивать к высокому уровню классического и фундаментального образования! Не менее актуален этот вопрос и для различных узко-профильных вузов – к примеру, институтов культуры, даже для ряда медицинских вузов. И здесь очень поучителен опыт высокоразвитых зарубежных стран.
Когда я находился в командировке в Республике Корея, мне посчастливилось посетить госпиталь Святой Марии Католического университета и госпиталь Сеульского национального университета. В рейтинговом списке медучреждений страны они занимают, соответственно, пятое и третье места. Это – опыт, достойный применения и в системе отечественного высшего образования. Медицинское образование уже невозможно представить без современных технологий диагностики и лечения, глубоких научных исследований. Это требует развития медицины на стыке с физикой, химией, информационными технологиями. Не случайно в Московском государственном университете, который является эталоном для отечественных университетов, создается факультет фундаментальной медицины, для него строится самая современная клиника.
В-третьих, закономерным этапом развития отечественной системы образования становится формирование университетских комплексов – мощных научно-образовательных кластеров. Наиболее крупные, развитые в инновационно-технологическом и информационно-техническом плане университеты должны стать естественными центрами притяжения для большинства учебных заведений региона, в том числе общеобразовательных школ, для научных организаций, производственных предприятий и внедренческих бизнес-структур. Именно за счет таких технопарков, как представляется, будет сформирована комфортная среда для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня.
– А как в этой связи вам видится судьба нынешних техникумов?
– Есть реальная возможность преобразовать их в технические колледжи, также входящие в структуру университетов и осуществляющие подготовку по программе технического бакалавриата, что существенно повышает статус этих учебных заведений. Кроме того – позволяет им не только сохранить тесные связи с производством, но и обеспечить преподавателям более высокие статус и уровень оплаты труда, возможности заниматься научной и инновационной деятельностью, участвуя в создании технопарков. Одновременно мы сможем решить проблему подготовки высококвалифицированных технических кадров, своего рода рабочих-бакалавров для высокоинтеллектуальных, техноёмких производств, в чем нуждается экономика Дальневосточного региона, стремящаяся вырваться из тисков сырьевой направленности. Ведь альтернативой этой траектории трансформации техникумов уже в ближайшее время может стать, наоборот, понижение статуса многих из них до уровня профессионально-технических училищ.
– Сергей Николаевич, вы не раз подчеркивали, что образовательная сфера не является «вещью в себе», системой, существующей только для себя. Как вам видится ее сегодняшняя роль в решении всего комплекса задач инновационного развития и системной модернизации страны, на чем Президент России сделал особый акцент?
– Позволю себе небольшое отступление. За счет чего наша страна в советский период своей истории лидировала в разработках передовых технологий того времени: ядерных, ракетно-космических, авиационных? Этому, разумеется, способствовал целый ряд факторов: и наличие долгосрочных стратегий развития наукоемких отраслей, и приоритетное их финансирование, и неослабное внимание подготовке научных и технических кадров. Но был и еще один немаловажный аспект: наличие так называемых наукоградов, закрытых территориальных образований, с высокой концентрацией научных учреждений и очень развитой социальной инфраструктурой. Они выполняли для страны роль точек научного и технологического роста. В 90-е годы ХХ века большинство из них не просто перестали играть прежнюю роль, но и превратились в очаги социального неблагополучия. Это было связано с их территориальной изолированностью, удаленностью от крупных городов и транспортных магистралей, с фактической оторванностью от региональной экономики и ее узловых центров.
Сегодня нашей экономике также крайне необходимы точки роста. Ими в значительной мере могут и должны стать крупные региональные вузы, университетские комплексы. Прежде всего, те, в которых, как показывает опыт ТОГУ, сосредоточены высоко профессиональные научные кадры, сформировались авторитетные научные школы, имеется мощная лабораторно-исследовательская, информационная и инновационно-внедренческая база, осуществляется подготовка инженерных кадров, значительная часть которых со студенческой скамьи вовлекается в процесс научной и инновационной деятельности. Именно такие вузы, имея глубокие традиции подготовки инженерно-технических кадров, устоявшиеся партнерские связи с производственными, транспортными и другими предприятиями региона, развивающие международные контакты, становятся центром притяжения для академических институтов, учебных заведений различного уровня, для фирм, заинтересованных в разработке и внедрении инновационных интеллектуальных продуктов.
– Решать столь сложные и крайне необходимые для страны задачи приходится в условиях жесткой экономической и интеллектуальной конкуренции в геополитическом пространстве. По вашему мнению, что здесь является наиболее важным, и насколько конкурентоспособны отечественная научная и образовательная сферы?
– Для Дальнего Востока весьма актуальна проблема ухода от сырьевой ориентации экономики. Тем более что рядом находятся или высокоразвитые в технологическом отношении (США, Япония, Республика Корея) или развивающиеся высокими темпами страны (Китайская Народная Республика). У них – свои национальные интересы, не совпадающие с нашими. И если мы не перенесем акцент на разработку и широкое внедрение технологий глубокой переработки наших богатых сырьевых ресурсов, то экономика региона рискует остаться в унизительном положении сырьевого придатка соседей.
Кто сказал, что мы не можем продуцировать новые технические знания и эффективные технологии? Можем и успешно делаем это. Инновационно-исследовательская структура ТОГУ включает до 50 самостоятельных подразделений. Среди них НИИ, научно-образовательные центры и малые предприятия, лаборатории, молодежный бизнес-инкубатор, совместные лаборатории с фирмами Siemens (Германия), Accretech (Япония), National Instruments (США). Исследовательские структуры университета, созданные в сотрудничестве с региональными и федеральными подразделениями РАН, выполняют работы по российским и зарубежным грантам в самых различных сферах инноватики.
Как мы помним, Президент России потребовал привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с международными стандартами. А в автодорожном институте ТОГУ разработан ряд перспективных технологий в сфере строительства дорог, мостов и аэродромов, регулирования транспортных потоков, многие из которых успешно внедряются в практику. Инновационные разработки многих ученых университета не только получили признание на отечественных и зарубежных выставках, но и воплотились в практику и прошли испытание в процессе долговременной эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры региона. Большой опыт накоплен в Институте архитектуры и строительства ТОГУ. Не случайно проекты наших архитекторов и специалистов по градостроительству широко реализуются в Китае: в Харбине, Даляне, Люйшуне, других крупных городах. Можно привести немалое количество подобных примеров из опыта других институтов и факультетов ТОГУ.
– Один из популярных лозунгов сегодня – так называемая «оцифровка» школ и вузов, внедрение во все сферы их повседневной деятельности информационных технологий. При этом опять же всячески превозносится зарубежный опыт…
– Нам вполне по силам решить задачи «оцифровки» самостоятельно. Я уже упоминал о большой работе, которую университет осуществляет в интересах информатизации образовательной сферы региона. Само собой разумеется, не имея развитой технической и программной базы, мы бы не смогли стать вузом, которому Министерство образования Хабаровского края доверило решение ответственной задачи.
В ТОГУ создан мощный, современный информационный комплекс, которому могут позавидовать многие вузы, даже – технического профиля. На протяжении десятилетия университет использует самостоятельно разработанную автоматизированную информационную систему управления вузом. В начале 2009 года в Тихоокеанском государственном университете установлен сверхмощный комплекс ЭВМ – кластер для высокопроизводительных вычислений. Он составлен из 96 процессоров и имеет пиковую производительность 0,93 терафлоп. Ближайшие машины такого уровня есть лишь во Владивостоке, Новосибирске и Томске. Кластер используется для решения научных задач, в том числе по программам международного сотрудничества университета, и в подготовке специалистов по информационным технологиям.
Благодаря созданной нами современной информационно-технической базе ТОГУ является исполнителем крупных федеральных проектов, связанных с информатизацией научно-образовательной деятельности. Университетом разработана и поддерживается уже упоминавшаяся Хабаровская краевая образовательная информационная сеть учреждений образования и науки. В ней, наряду с общеобразовательными школами и структурами Министерства образования края, работают семь НИИ Дальневосточного отделения РАН и два вуза, всего же – более 320 крупных потребителей. ТОГУ является официальным представителем российских образовательных сетей RUNNet, RBNet на Дальнем Востоке. Через узел связи ТОГУ информационный поток международной сети GLORIAD распределяется по учреждениям науки и образования Дальневосточного региона.
Словом, «оцифровка» стала повседневной реальностью для нашего университета. Преподаватели, аспиранты, студенты ТОГУ, взаимодействующие с нами партнеры имеют практически неограниченный доступ к информации, циркулирующей в мировых научно-образовательных и информационных сетях.
Завершая разговор, еще раз подчеркну: в Послании Президента Федеральному собранию перед научно-образовательным сообществом России поставлены сложные и ответственные задачи. Но за нас эту работу никто не выполнит. Только мы сами, засучив рукава, мобилизуя интеллект и творческие способности, сможем решить задачи глубокой модернизации нашей страны, обеспечить ей процветание и достойное положение в мире.
Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.
-
Интервью с ректором для газеты «КоммерсантЪ»
Председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, ректор Тихоокеанского государственного университета доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко: «Есть все условия, чтобы Хабаровский край вошел в число наиболее «оцифрованных» регионов россии»
В конце декабря 2009 года под председательством Президента России Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. В ходе его проведения было особо отмечено, что разработка и внедрение стратегических информационных технологий является для нашей страны одним из важнейших приоритетов.
О значимости для экономики региона этого направления технологического развития и роли, которую играют дальневосточные вузы в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, рассказал ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор Сергей Иванченко.
– Сергей Николаевич, в Послании Президента России Федеральному собранию и на декабрьском заседании Госсовета особый акцент сделан на внедрение во все сферы жизни общества информационных технологий. Очевидно, мы подошли к историческому рубежу, за которым само развитие страны без них становится невозможным?
– В Послании Федеральному собранию Президент России обозначил пять приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития, ориентированных на реальные потребности людей: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Продвижение на всех направлениях глубокой модернизации страны, как и реализация концепции «электронного правительства», требуют ускоренного развития и внедрения, прежде всего, информационных технологий.
Это серьезный вызов не только для науки и образования, экономики и сферы услуг, но и для всего населения страны. Мы стоим на пороге кардинального изменения не только производственной деятельности во всех отраслях, но и стиля повседневной жизни, без чего развитие в XXI веке действительно невозможно. Причем изменения уже происходят, и примеров тому множество. Разве десять лет назад мы могли представить, как широко войдут в повседневную жизнь россиян мобильные телефоны? Сегодня ими пользуется все население страны – от детей до пенсионеров. Причем эти, ставшие привычными устройства, обеспечивают не только обычную коммуникацию граждан, но и выполняют массу других функций, зачастую конкурируя даже с персональными компьютерами.
– Видоизменяется и содержание профессий, традиционных для региона. Не только от инженеров, но и от рабочих требуется овладение новыми компетенциями…
– И это компетенции, все более связанные с информационными технологиями. Ведь сегодня техника в дорожном строительстве, энергетике, нефте– и газодобыче, лесной отрасли, обработке материалов – это автоматизированные рабочие места.
– Судя по всему, с учетом увеличения числа производителей и потребителей услуг в сфере информационных технологий, одна из важнейших задач для вузов – подготовка и переподготовка кадров в сфере информационных технологий?
– Это действительно узловая задача. Вот лишь некоторые цифры из аналитического исследования «ИТ-кадры в российской экономике», выполненного по заказу Минсвязи и массовых коммуникаций РФ. Выпуск специалистов по ИТ-специальностям в России составляет 69 тысяч в год, в 2012 году он возрастет до 85 тысяч. А ежегодные потребности рынка труда уже достигают 188 тысяч, и к 2012 году вырастут до 233 тысяч специалистов – при ориентации экономики России на сырьевой путь развития и до 550 тысяч – при переходе на инновационный путь. При этом в 2009 году ЕГЭ по информатике в России сдавали всего 67 тысяч выпускников школ. Словом, специалистов по информационным технологиям крайне недостаточно, особенно остро стоит проблема в нашем регионе. Чтобы решить ее, нужно многократно увеличить число ИТ-мотивированных школьников и студентов. А это требует повышения профессиональных знаний учителей, преподающих информатику, и общего уровня компьютерной грамотности всех педагогов в школах.
В современном обществе информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы деятельности: производство, управление, социальные услуги, культуру, массовые коммуникации. А значит, каждый должен стать как минимум квалифицированным ИТ-пользователем. Именно поэтому в перечне поручений, утвержденных Президентом в декабре по итогам заседания Госсовета, значится: обеспечить подготовку типовых обучающих программ, направленных на совершенствование навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий гражданами России. Разумеется, все эти задачи невозможно решить без участия вузов.
Что касается подготовки ИТ-специалистов, то у вузов появляются новые возможности, а у общества – потребности в новых специальностях, например, связанных с различными направлениями компьютерного дизайна и графики, вплоть до моделирования одежды.
– Но ведь возможности вузов не ограничиваются лишь подготовкой ИТ-кадров?
– Роль вузов в информатизации общества в России очень велика, а порой уникальна. Даже в передовых странах АТР, например, Республике Корея, вузы по уровню «оцифровки» зачастую уступают промышленным корпорациям. В нашей стране сложилась более благоприятная ситуация: уровень развития информационных технологий в крупных вузах, наиболее продвинутых в этой сфере, выше, чем в среднем на предприятиях российской экономики. В их числе и Тихоокеанский государственный университет, имеющий мощный информационный комплекс. Наличие современной компьютерной базы, высокий уровень использования информационных технологий, производство собственного программного обеспечения позволяют нашему университету эффективно решать самые различные задачи, вплоть до создания совместно с Академией наук проблемных лабораторий по различным направлениям фундаментальных исследований.
Кстати, в конце 2009 года Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» опубликовал аналитический обзор «Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации», составленный на основе исследования 673 ведущих вузов. ТОГУ вошел в число 55 лучших вузов, получивших наибольшие баллы по всем направлениям использования АСУ, в том числе в научно-образовательной деятельности, административном управлении вузом, мониторинге учебных процессов, дистанционном обучении, информационно-библиотечном комплексе.
– Сергей Николаевич, на заседании Госсовета много говорилось о необходимости преодоления «цифрового» неравенства регионов. А какова ситуация в Хабаровском крае, прежде всего, по информатизации научно-образовательной сферы?
– Правительство Хабаровского края, краевое Министерство образования, Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО уделяют этому вопросу приоритетное внимание. Работа ведется в рамках Национального проекта «Образование» и ряда федеральных и региональных целевых программ. Самое активное участие в их реализации принимает Тихоокеанский государственный университет. Благодаря современной технической и программной базе, созданной в ТОГУ, мы являемся исполнителями федеральных проектов, связанных с информатизацией научно-образовательной деятельности. Университетом разработана и поддерживается Хабаровская краевая образовательная информационная сеть (ХКОИС) учреждений образования и науки. В ней, наряду с общеобразовательными школами и структурами Министерства образования края, работают семь НИИ Дальневосточного отделения РАН и два вуза, всего же – более 320 крупных потребителей. ТОГУ является официальным представителем российских образовательных сетей RUNNet, RBNet на Дальнем Востоке. Через узел связи ТОГУ информационный поток международной сети GLORIAD распределяется по учреждениям науки и образования Дальневосточного региона.
Многие проблемы информатизации научно-образовательной среды в регионе мы решаем совместно с другими вузами. Совет ректоров координирует их усилия по все более широкому внедрению технологий дистанционного обучения. На территории Хабаровского края и ЕАО сформирована межвузовская информационно-библиотечная сеть в составе 13 вузовских библиотек, созданы общие базы данных, сводный электронный каталог. Интересные наработки имеются во многих вузах края. К примеру, в ДВГУПС накоплен опыт организации видеосвязи со своими филиалами, проведения видеоконференций.
– Руководством университета и Хабаровского краевого центра новых информационных технологий ТОГУ неоднократно отмечалось, что ХКОИС может работать не только в интересах Министерства образования, но и других ведомств региона…
– Безусловно, ведь эта сеть не имеет аналогов в Дальневосточном регионе. Помимо решения научно-образовательных задач, она является опорной ИТ-инфраструктурой, позволяет осуществить информатизацию населенных пунктов всего региона, обеспечить краевым ведомствам и учреждениям, органам муниципального самоуправления доступ к любым телекоммуникационным ресурсам. Так, Министерство культуры края с помощью ХКОИС может приступить к формированию единой сети библиотек края и «оцифровке» их ресурсов, что даст возможность читателям пользоваться ими с любого компьютера. И другие учреждения, например, музеи, архивы, а также региональные СМИ, нужно активнее выводить в виртуальное пространство. Сеть способна успешно работать в интересах учреждений здравоохранения, развивать такое перспективное направление, как теле-медицина. В целом же технические и программные ресурсы ХКОИС позволяют в несколько раз увеличить количество пользователей, что приведет к значительному снижению стоимости ИТ-услуг, сделает их доступными более широкому кругу потребителей. Все это будет способствовать формированию высокоэффективной среды межведомственного информационного взаимодействия на основе использования современных технологий.
Словом, у нас есть все необходимые условия и возможности, чтобы Хабаровский край, несмотря на его географическую удаленность, вошел в число наиболее «оцифрованных», передовых по внедрению информационных технологий регионов России.
Беседовал Александр Пасмурцев,
Пресс-центр ТОГУ.